Авторская программа математической каникулярной школы "Мир математики"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Курс математической каникулярной школы в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Мир математики» является одной из важных составляющих внеурочной работы с детьми. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики. Опыт показывает, что эти занятия эффективно способствуют развитию творческой активности, инициативы, любознательности и смекалки, вызывают неподдельный интерес к предмету «математика». Занятия каникулярной школы разработаны на основе проектно – исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_matematicheskoy_kanikulyarnoy_shkoly_mir_matematiki.docx | 45.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
Авторская программа
математической каникулярной школы
«Мир математики»
для занятий в разновозрастных группах.
Захарова О.В.
учитель математики ВКК
МБОУ Бобровская СОШ №2
Аннотация
Курс математической каникулярной школы в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Мир математики» является одной из важных составляющих внеурочной работы с детьми. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики. Опыт показывает, что эти занятия эффективно способствуют развитию творческой активности, инициативы, любознательности и смекалки, вызывают неподдельный интерес к предмету «математика». Занятия каникулярной школы разработаны на основе проектно – исследовательской деятельности. Работа построена по двум направлениям: либо сначала выполняется проектная или исследовательская работа одним или несколькими учащимися старшего класса, а затем ее мы используем на занятиях, привлекая уже других учеников разного возраста, либо с самого начала работа выполняется учениками разных возрастов, а затем представляется на каких-либо конференциях. На мой взгляд обучение в разновозрастных группах имеет много положительных аспектов: позволяет актуализировать ранее изученный материал старшим учащимся, организует опережающее обучение младших школьников, помогает плодотворному взаимодействию детей разного возраста.
Программа состоит из двух блоков: составление задач по данной информации и изучение методов решения логических задач. Каждый блок имеет календарно-тематическое планирование. Две части первого блока предусматривают составление задач на основе краеведческого материала и географических рекордов России. Это дает ценнейший опыт по выявлению связи математики с другими дисциплинами, такими как история, краеведение и география, позволяет ощутить принадлежность к региональной общности, почувствовать любовь и уважение к родному городу, своей стране. В ходе работы, учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта. Третья часть программы, которая входит во второй блок, представляет собой исследование и апробирование различных методов решения логических и нестандартных задач. В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей. Математическая задача неизменно помогает вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.
Пояснительная записка
Рабочая программа математической каникулярной школы «Мир математики» в рамках реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности разработана для учащихся 5-8 классов на основе такого методического пособия, как «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223 с.- (Стандарты второго поколения).
Реализация данного курса осуществляется с использованием следующих нормативно-правовых документов:
1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ»;
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360
5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
6.Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.2014г. (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015г., регистрационный номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
7. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
8. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. №1897».
Общая характеристика курса
Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Объем учебного времени, отводимого на реализацию курса, составляет 30 часов. Возможно, как разделение на разное каникулярное время для одной группы, так и проведение занятий сразу в трех группах.
Блок 1. Составление задач на основе краеведческого и географического материала.
Актуальность этой части программы состоит в том, каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и, соответственно необходимы навыки устного счета. Поэтому при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формированию у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.
Цели:
- формирование вычислительных навыков и умения решать несложные задачи через разработку проектных и исследовательских работ;
- обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
- демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Задачи:
- развитие математических способностей;
- повышение уровня обученности учащихся;
- формирование представлений об идеях и методах математики;
- развитие познавательной активности учащихся и творческого подхода к решению математических задач;
- формирование потребности к самообразованию и способности к адаптации в изменившемся обществе.
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи математики с жизнью;
- выявление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей, краеведением и географией;
- расширение кругозора, более глубокое знакомство с общей географией и географией России.
Примерное содержание программы.
Часть 1. Составление задач на основе краеведческого материала.
- Организация деятельности. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.
- Сбор фактических данных о Боброве для составления задачи.
- Обработка информации, процесс составления задачи.
- Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде слайдов мультимедийных презентаций.
- Проверка и оценка авторских задач.
- Создание сборника “Любимый город в задачах”
Часть 2. Составление задач на основе информации
о географических рекордах России.
- Организация деятельности. Определение плана работы над проектом. Изучение уже имеющихся информационных задач.
- Поиск информации о географических рекордах. Беседа с учителем географии.
- Анализ информации и обработка информации.
- Составление и решение задач, оформление презентации.
- Проверка и оценка авторских задач.
- Создание сборника «Путешествие по миру»
Планируемые результаты
При реализации первого блока данного курса учащиеся должны:
- освоить основные этапы работы над проектом;
- уметь организовать работу в группах для оптимального решения поставленных задач;
- научиться подбирать необходимую литературу и выбирать из нее материал, содержащий математические величины;
- изучить теоретические основы сюжетных задач и их типы;
- определять тип задачи;
- устанавливать зависимости между величинами и формулировать вопрос;
- решать задачу выбранным методом;
- уметь оформлять решение и ответ на поставленный вопрос.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Кол-во часов | ||
Часть 1. Составление задач на основе краеведческого материала. | ||||||
1. | Организация деятельности.
| Коллективное обсуждение плана работы. | Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов. Помогает в постановке проблемы Помогает в выдвижении задач. Помогает старшим учащимся подготовить памятку “Как составить задачу на краеведческом материале” | 1 | ||
2. | Выбор темы
| Создание разновозрастных проектных групп (6). Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи: – История появления нашего города (1 группа) – Памятники и знаменитые дома нашего города (2 группа) – Бобров в цифрах и фактах (3 группа) – Достопримечательности нашего города (4 группа) – Природа нашего города (5 группа) – дети в нашем городе (6 группа) | Оказывает помощь в формировании групп, их 6, выборе ответственных в каждой группе, помогает распределить обязанности. | 1 | ||
3. | Сбор фактических данных о Боброве для составления задачи. | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов | Помогает обратиться в городской комитет образования, здравоохранения, городской спорткомитет, краеведческий музей, лесхоз, на железную дорогу, в гор. библиотеку , в детскую библиотеку. | 2 | ||
4. | Обработка информации, процесс составления задачи. | Анализируют информацию, формулируют условия задачи. Ученики 7 класса помогают младшим из исторической справки выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем: «Действия с натуральными числами» «Единицы измерения длины, площади» «Нахождение числа по его части» | Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. | 2 | ||
5. | Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций. | Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта. Старшие дети занимаются подготовкой презентации. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Консультирует в подготовке слайдов презентации. | 2 | ||
6. | Проверка и оценка результатов | Общий анализ работы в группе делают ответственные 7 класса. Коллективно решают все задачи с целью проверки. Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. | Участвует в проверке формулировки, оформления и решения задач. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. | 1 | ||
7. | Работа по печати и брошюрованию сборника. | Делают предварительный макет, проверяют информацию и ее размещение на листах. | Печатает сборник, сброшюровывает. | 1 | ||
Часть 2. Составление задач на основе информации о географических рекордах России. | ||||||
1. | Организация деятельности.
| Коллективное обсуждение плана работы. | Помогает в постановке проблемы Помогает в выдвижении задач. Помогает старшим учащимся подготовить памятку “Как составить задачу на географическом материале” | 1 | ||
2. | Выбор темы
| Создание разновозрастных проектных групп (5). Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи: – План и карта (1 группа) – Литосфера (2 группа) – Гидросфера (3 группа) – Атмосфера (4 группа) – Биосфера (5 группа) | Оказывает помощь в формировании групп, их 5, выборе ответственных в каждой группе, помогает распределить обязанности. | 1 | ||
3. | Поиск информации о географических рекордах. | Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках | Помогает подобрать информационную основу по географии, актуальную для 5 и 6 классов; проанализировать учебники математики с целью обнаружения задач данного класса и определения наиболее подходящих тем для конструирования информационных задач. | 2 | ||
4. | Обработка информации, процесс составления задачи. | Анализируют информацию, формулируют условия задачи. Ученики 8 класса помогают младшим выбрать математическое содержание и тип задачи. | Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем: «Натуральные числа», «Действия с десятичными и обыкновенными дробями», «НОД и НОК», «Проценты», «Действия с положительными и отрицательными числами», «Масштаб», « Площади фигур», « Среднее арифметическое» | 2 | ||
5. | Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде слайдов мультимедийных презентаций. | Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта. Старшие дети занимаются подготовкой презентации. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Консультирует в подготовке слайдов презентации. | 2 | ||
6. | Проверка и оценка результатов | Общий анализ работы в группе делают тьюторы из старших классов. Коллективно решают все задачи с целью проверки. Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. | Участвует в проверке формулировки, оформления и решения задач. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. | 1 | ||
7. | Работа по печати и брошюрованию сборника. | Делают предварительный макет, проверяют информацию и ее размещение на листах. | Печатает сборник, сброшюровывает. | 1 |
Литература:
- «Сказ о земле Бобровской» Е.Кригер
- «Бобров – визитная карточка» Е.Кригер, Н. Капустина
- Особенности организации исследовательской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138
- Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
- География. 6 кл.: атлас. 9-е изд., стереотип. – М.: ДРОФА, 2016 – 32 с. : карт, ил.
- Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
- http://katalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет;
- http://www.edu.ru –Федеральный образовательный портал;
- http://school-cjllection.tdu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Блок 2. Изучение и апробирование различных методов решения логических задач.
Несмотря на то, что школьный курс математики содержит большое количество интересных задач, многие полезные задачи не рассматриваются. К этим задачам можно отнести логические задачи. Решать логические задачи очень увлекательно. В них вроде бы нет никакой математики - нет ни чисел, ни функций, ни треугольников, ни векторов, а есть только лжецы и мудрецы, истина и ложь. В то же время дух математики в них чувствуется ярче всего - половина решения любой математической задачи (а иногда и гораздо больше половины) состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами.
В течение всех лет обучения в школе мы много решаем разнообразных задач, в том числе и логических: задачи занимательного характера, головоломки, анаграммы, ребусы и т.п. Чтобы успешно решать задачи такого вида, надо уметь выделять их общие признаки, подмечать закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их, строить цепочки рассуждений, делать выводы. Можно сказать, что логическая задача – это своеобразная «гимнастика для ума».
В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей. Математическая задача неизменно помогает вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.
Цель: исследовать и апробировать различные методы решения логических задач.
Задачи:
- изучение основных методов решения логических задач;
- решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- ознакомление с понятиями «логика» и «математическая логика»;
- развитие математических способностей;
- повышение уровня обученности учащихся;
- проведение диагностики на выявление уровня логического мышления учащихся 5-8 классов.
Примерное содержание программы
- Организация деятельности. Первичная диагностика.
- Знакомство с различными методами решения логических задач.
- Отработка навыков определения типа задач и подбора метода решения.
- Повторная диагностика.
- Проверка и обработка результатов.
Планируемые результаты
При реализации второго блока данного курса учащиеся должны:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности логических задач;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Кол-во часов | ||
1. | Организация деятельности.
| Коллективное обсуждение плана работы. | Рассказывает о том, что такое логические и нестандартные задачи. Помогает в постановке проблемы | 1 | ||
2. | Первичная диагностика
| Решают предложенные учителем различные логические и олимпиадные задачи | Подбирает учащимся задачи олимпиадного уровня для 5-6 классов. | 2 | ||
3. | Изучение различных методов решения логических задач | Записывают алгоритмы решения тем или иным способом, решают опорные задачи. | Организует работу тьюторов из 7-8 классов, которые распределяют между собой основные методы решения логических задач, а затем проводят теоретические занятия для учащихся 5-6 классов по следующим темам:
| 3 | ||
4. | Определение типов задач. | Анализируют информацию, заложенную в условии задачи, применяют изученные методы с помощью перебора возможных вариантов. | Ненавязчиво контролирует. Вместе с тьюторами оказывает консультативную и методическую помощь. | 1 | ||
5. | Проведение «Каникулярной олимпиады» | Решают олимпиадные задания в соответствии со своей возрастной группой. | Готовит с участием тьюторов карточки с олимпиадными заданиями для разных классов. | 2 | ||
6. | Проверка и оценка результатов | Общий анализ работы делают ответственные 7-8 класса. Коллективно разбирают задачи с целью проверки. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. | Участвует в проверке оформления и решения задач. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию. | 1 |
Литература
- Матвеева Г. Логические задачи // Математика. - 1999. № 25. - С. 4-8.
- Орлова Е. Методы решения логических задач и задач на числа //Математика. 1999. № 26. - С. 27-29.
- Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 4 – 6 классах.
- Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике.
- Махров В.Г. Решение логических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Математика: избранные вопросы "
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на базовом уровне. Цель курса - создание условий для развития у обучающихся нав...
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Авторская программа элективного курса по математике на тему «Мировоззренческие аспекты математики в гуманитарном классе»
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные».К. Э. ЦиолковскийВ последние годы в связи...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 5-6 классов "Школаюных математиков"
Для занятий кружка «Школа юных математиков» предлагаются часы, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами...