Авторская программа математической каникулярной школы "Мир математики"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Захарова Ольга Владимировна

   Курс математической каникулярной школы в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Мир математики» является одной из важных составляющих внеурочной работы с детьми. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики. Опыт показывает, что эти занятия эффективно способствуют развитию творческой активности, инициативы, любознательности и смекалки, вызывают неподдельный интерес к предмету «математика». Занятия каникулярной школы разработаны на основе проектно – исследовательской деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Авторская программа

математической каникулярной школы

«Мир математики»

для занятий в разновозрастных группах.

Захарова О.В.

учитель математики ВКК

МБОУ Бобровская СОШ №2

   

        

Аннотация

   Курс математической каникулярной школы в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Мир математики» является одной из важных составляющих внеурочной работы с детьми. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики. Опыт показывает, что эти занятия эффективно способствуют развитию творческой активности, инициативы, любознательности и смекалки, вызывают неподдельный интерес к предмету «математика». Занятия каникулярной школы разработаны на основе проектно – исследовательской деятельности. Работа построена по двум направлениям: либо сначала выполняется проектная или исследовательская работа одним или несколькими учащимися старшего класса, а затем ее мы используем на занятиях, привлекая уже других учеников разного возраста, либо с самого начала работа выполняется учениками разных возрастов, а затем представляется на каких-либо конференциях. На мой взгляд обучение в разновозрастных группах имеет много положительных аспектов: позволяет актуализировать ранее изученный материал старшим учащимся, организует опережающее обучение младших школьников, помогает плодотворному взаимодействию детей разного возраста.

Программа состоит из двух блоков: составление задач по данной информации и изучение методов решения логических задач. Каждый блок имеет календарно-тематическое планирование. Две части первого блока предусматривают составление задач на основе краеведческого материала и географических рекордов России. Это дает ценнейший опыт по выявлению связи математики с другими дисциплинами, такими как история, краеведение и география, позволяет ощутить принадлежность к региональной общности, почувствовать любовь и уважение к родному городу, своей стране. В ходе работы, учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая региональный компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта. Третья часть программы, которая входит во второй блок, представляет собой исследование и апробирование различных методов решения логических и нестандартных задач.  В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей. Математическая задача неизменно помогает вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.

Пояснительная записка

Рабочая программа математической каникулярной школы «Мир математики» в рамках реализации    общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности разработана для учащихся 5-8 классов на основе такого методического пособия, как «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. -223 с.- (Стандарты второго поколения).

Реализация данного курса осуществляется с использованием следующих нормативно-правовых документов:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3.Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

4.Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360

5.Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрировано Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

    6.Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.2014г.        (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015г., регистрационный номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

     7. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

8. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. №1897».

Общая характеристика курса

Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий

по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью

образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Объем учебного времени, отводимого на реализацию курса, составляет 30 часов. Возможно, как разделение на разное каникулярное время для одной группы, так и проведение занятий сразу в трех группах.

Блок 1. Составление задач на основе краеведческого и географического материала.

   Актуальность этой части программы состоит в том, каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и, соответственно необходимы навыки устного счета. Поэтому при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формированию у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.

Цели:

  • формирование вычислительных навыков и умения решать несложные задачи через разработку проектных и исследовательских работ;
  • обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
  • демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Задачи:

  • развитие математических способностей;
  • повышение уровня обученности учащихся;
  • формирование представлений об идеях и методах математики;
  • развитие познавательной активности учащихся и творческого подхода к решению математических задач;
  • формирование потребности к самообразованию и способности к адаптации в изменившемся обществе.
  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • осознание учащимися важности предмета, через примеры связи математики с жизнью;
  • выявление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей, краеведением и географией;
  • расширение кругозора, более глубокое знакомство с общей географией и географией России.

Примерное содержание программы.

Часть 1. Составление задач на основе краеведческого материала.

  1. Организация деятельности. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.
  2. Сбор фактических данных о Боброве для составления задачи.
  3. Обработка информации, процесс составления задачи.
  4. Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде слайдов мультимедийных презентаций.
  5. Проверка и оценка авторских задач.
  6. Создание сборника “Любимый город в задачах”

Часть 2. Составление задач на основе информации

о географических рекордах России.

  1. Организация деятельности. Определение плана работы над проектом. Изучение уже имеющихся информационных задач.
  2. Поиск информации о географических рекордах. Беседа с учителем географии.
  3. Анализ информации и обработка информации.
  4. Составление и решение задач, оформление презентации.
  5. Проверка и оценка авторских задач.
  6. Создание сборника «Путешествие по миру»

Планируемые результаты

 При реализации первого блока данного курса учащиеся должны:

  • освоить основные этапы работы над проектом;
  • уметь организовать работу в группах для оптимального решения поставленных задач;
  • научиться подбирать необходимую литературу и выбирать из нее материал, содержащий математические величины;
  • изучить теоретические основы сюжетных задач и их типы;
  • определять тип задачи;
  • устанавливать зависимости между величинами и формулировать вопрос;
  • решать задачу выбранным методом;
  • уметь оформлять решение и ответ на поставленный вопрос.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Кол-во часов

Часть 1. Составление задач на основе краеведческого материала.

1.

 Организация деятельности.

 

 

 

Коллективное обсуждение плана работы.

Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.

Помогает в постановке проблемы

Помогает в выдвижении задач.

Помогает старшим учащимся подготовить памятку “Как составить задачу на краеведческом материале”

1

2.

 Выбор темы

 

 

 

 

 

Создание разновозрастных проектных групп (6).

Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:

– История появления нашего города (1 группа)

– Памятники и знаменитые дома нашего города (2 группа)

– Бобров в цифрах и фактах (3 группа)

– Достопримечательности нашего города (4 группа)

– Природа нашего города (5 группа)

– дети в нашем городе (6 группа)

Оказывает помощь в формировании групп, их 6, выборе ответственных в каждой группе, помогает распределить обязанности.

1

3.

 Сбор фактических данных о Боброве для составления задачи.

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках, самостоятельное фотографирование некоторых объектов

Помогает обратиться в городской комитет образования, здравоохранения, городской спорткомитет, краеведческий музей, лесхоз, на железную дорогу, в гор. библиотеку , в детскую библиотеку.

2

4.

 Обработка информации, процесс составления задачи.

Анализируют информацию, формулируют условия задачи.

Ученики 7 класса помогают младшим из исторической справки выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

«Действия с натуральными числами»

«Единицы измерения длины, площади»

«Нахождение числа по его части»

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”.

2

5.

Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде мультимедийных презентаций.

Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта. Старшие дети занимаются подготовкой презентации.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Консультирует в подготовке слайдов презентации.

2

6.

 Проверка и  оценка результатов

Общий анализ работы в группе делают ответственные 7 класса.

Коллективно решают все задачи с целью проверки.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в проверке формулировки, оформления и решения задач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

1

7.

Работа по печати и брошюрованию сборника.

Делают предварительный макет, проверяют информацию и ее размещение на листах.

Печатает сборник, сброшюровывает.

1

Часть 2. Составление задач на основе информации о географических рекордах России.

1.

 Организация деятельности.

 

 

 

Коллективное обсуждение плана работы.

Помогает в постановке проблемы

Помогает в выдвижении задач.

Помогает старшим учащимся подготовить памятку “Как составить задачу на географическом материале”

1

2.

 Выбор темы

 

 

 

 

 

Создание разновозрастных проектных групп (5).

Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:

– План и карта (1 группа)

– Литосфера (2 группа)

– Гидросфера (3 группа)

– Атмосфера (4 группа)

– Биосфера (5 группа)

Оказывает помощь в формировании групп, их 5, выборе ответственных в каждой группе, помогает распределить обязанности.

1

3.

 Поиск информации о географических рекордах.

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках

 Помогает подобрать информационную основу по географии, актуальную для 5 и 6 классов;

проанализировать учебники математики с целью обнаружения задач данного класса и определения наиболее подходящих тем для конструирования информационных задач.

2

4.

 Обработка информации, процесс составления задачи.

Анализируют информацию, формулируют условия задачи.

Ученики 8 класса помогают младшим выбрать математическое содержание и тип задачи.

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”.

Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем: «Натуральные числа», «Действия с десятичными и обыкновенными дробями», «НОД и НОК», «Проценты», «Действия с положительными и отрицательными числами», «Масштаб»,  « Площади фигур», « Среднее арифметическое»

2

5.

Оформление задач в печатном (рукописном) виде с иллюстрациями или в виде слайдов мультимедийных презентаций.

Оформляют задачу, ее решение, готовят материалы для защиты проекта. Старшие дети занимаются подготовкой презентации.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Консультирует в подготовке слайдов презентации.

2

6.

 Проверка и  оценка результатов

Общий анализ работы в группе делают тьюторы из старших классов.

Коллективно решают все задачи с целью проверки.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в проверке формулировки, оформления и решения задач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

1

7.

Работа по печати и брошюрованию сборника.

Делают предварительный макет, проверяют информацию и ее размещение на листах.

Печатает сборник, сброшюровывает.

1

Литература:

  1. «Сказ о земле Бобровской» Е.Кригер
  2. «Бобров – визитная карточка» Е.Кригер, Н. Капустина
  3. Особенности организации исследовательской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138
  4. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
  5. География.  6 кл.: атлас. 9-е изд., стереотип. – М.: ДРОФА, 2016 – 32 с. : карт, ил.
  6. Домогацких Е. М., Алексеевский Н.И География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /   – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
  7. http://katalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет;
  8. http://www.edu.ru –Федеральный образовательный портал;
  9. http://school-cjllection.tdu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Блок 2. Изучение и апробирование различных методов решения логических задач.

   Несмотря на то, что школьный курс математики содержит большое количество интересных задач, многие полезные задачи не рассматриваются. К этим задачам можно отнести логические задачи. Решать логические задачи очень увлекательно. В них вроде бы нет никакой математики - нет ни чисел, ни функций, ни треугольников, ни векторов, а есть только лжецы и мудрецы, истина и ложь. В то же время дух математики в них чувствуется ярче всего - половина решения любой математической задачи (а иногда и гораздо больше половины) состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами.

   В течение всех лет обучения в школе мы много решаем разнообразных задач, в том числе и логических: задачи занимательного характера, головоломки, анаграммы, ребусы и т.п. Чтобы успешно решать задачи такого вида, надо уметь выделять их общие признаки, подмечать закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их, строить цепочки рассуждений, делать выводы. Можно сказать, что логическая задача – это своеобразная «гимнастика для ума».

    В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Только решение трудной, нестандартной задачи приносит радость победы. При решении логических задач предоставляется возможность подумать над необычным условием, рассуждать. Это вызывает и сохраняет интерес к математике. Логически обоснованное решение – лучший способ раскрытия творческих способностей. Математическая задача неизменно помогает вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.

Цель: исследовать и апробировать различные методы решения логических задач.

Задачи:

  • изучение основных методов решения логических задач;
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • ознакомление с понятиями «логика» и «математическая логика»;
  • развитие математических способностей;
  • повышение уровня обученности учащихся;
  • проведение диагностики на выявление уровня логического мышления учащихся 5-8 классов.

Примерное содержание программы

  1. Организация деятельности. Первичная диагностика.
  2. Знакомство с различными методами решения логических задач.
  3. Отработка навыков определения типа задач и подбора метода решения.
  4. Повторная диагностика.
  5. Проверка и обработка результатов.

Планируемые результаты

При реализации второго блока данного курса учащиеся должны:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности логических задач;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Кол-во часов

1.

 Организация деятельности.

 

 

 

Коллективное обсуждение плана работы.

Рассказывает о том, что такое логические и нестандартные задачи.

Помогает в постановке проблемы

1

2.

Первичная диагностика

 

 

 

 

 

Решают предложенные учителем различные логические и олимпиадные задачи

Подбирает учащимся задачи олимпиадного уровня для 5-6 классов.

2

3.

 Изучение различных методов решения логических задач

Записывают алгоритмы решения тем или иным способом, решают опорные задачи.

Организует работу тьюторов из 7-8 классов, которые распределяют между собой основные методы решения логических задач, а затем проводят теоретические занятия для учащихся 5-6 классов по следующим темам:

  1. Задачи «Кто есть кто?»
  • Метод графов
  • Табличный способ
  1. Тактические задачи
  2. Задачи на нахождение пересечения или объединение множеств (круги Эйлера)
  3. Буквенные ребусы и задачи со звездочками
  4. Истинностные задачи
  5. Задачи типа «Шляпы»

3

4.

 Определение типов задач.

Анализируют информацию, заложенную в условии задачи, применяют изученные методы с помощью перебора возможных вариантов.

Ненавязчиво контролирует. Вместе с тьюторами оказывает консультативную и методическую помощь.

1

5.

Проведение «Каникулярной олимпиады»

Решают олимпиадные задания в соответствии со своей возрастной группой.

Готовит с участием тьюторов карточки с олимпиадными заданиями для разных классов.

2

6.

 Проверка и  оценка результатов

Общий анализ работы делают ответственные 7-8 класса. Коллективно разбирают задачи с целью проверки. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в проверке оформления и решения задач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

1

Литература

  1. Матвеева Г. Логические задачи // Математика. - 1999. № 25. - С. 4-8.
  2. Орлова  Е. Методы решения логических задач и задач на числа //Математика.           1999. № 26. - С. 27-29.
  3. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 4 – 6 классах. 
  4. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. 
  5. Махров В.Г. Решение логических задач. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Математика: избранные вопросы "

Программа элективного курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на базовом уровне. Цель курса - создание условий для развития у обучающихся нав...

Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».

Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...

Авторская программа элективного курса по математике на тему «Мировоззренческие аспекты математики в гуманитарном классе»

«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные».К. Э. ЦиолковскийВ последние годы в связи...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 5-6 классов "Школаюных математиков"

Для занятий  кружка «Школа юных математиков» предлагаются часы, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами...