"Воспитание толерантности через досуговую деятельность"
статья
Сообщение "Воспитание толерантности через досуговую деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_cherez_dosugov.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности через досуговую деятельность.
«Толерантность – это искусство жить в мире людей»
Герберт Уэллс
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Проблема культуры общения – одна из самых серьезных как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Наших детей необходимо учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – категории, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Для школы-интерната проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути "инакости", отличности от других. Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Выбирая методики воспитания толерантности, необходимо учитывать контингент воспитанников. В нашей школе для детей свойственна агрессивность, эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться; “перегруженность” отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
Важным фактором в воспитании у детей толерантности является правильная организация досуга. Досуговая деятельность является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе внеклассных занятий ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе и другим, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.
Американский психолог Р. Роджерс писал: «Дай человеку все, но отними сознание своей значимости, и он будет несчастлив». Нашим воспитанникам природа отказала в здоровье, но, чтобы они чувствовали себя счастливыми, мы формируем в них сознание своей значимости. И в этом нам помогают наши друзья – волонтёры из Оленегорского добровольческого движения, Ассоциация байкеров Мурманской области и представители ФКУ КП №24. Для наших детей необычайно важны встречи и общение с этими людьми, которые не просто несут новые развлечения, но и учат их добру, общению, взаимопониманию. В процессе таких встреч происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Особая ценность такого общения заключается в том, что оно помогает нашим воспитанникам реализовать то лучшее, что в них есть.
Важную роль в воспитании толерантности и принятии детей с ОВЗ в обществе играет и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования - ЦВР, воскресная и музыкальная школы, ДЮСШ «Олимп». Посещая кружки и спортивные секции, взаимодействуя с нормально развивающимися сверстниками, дети открывают в себе новые способности и таланты. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, имеющего нарушения, попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.
Немало важную часть досуговой деятельности занимают экскурсии. Такие формы досуга позволяют детям изучить свою страну, начиная с «малой родины», патриотические, боевые, трудовые, духовно – нравственные традиции своего народа. В процессе познания ребенок видит, слышит, осязает окружающий мир, что создает более яркие, эмоционально – насыщенные, запоминающиеся образы. Так возникает любовь к Родине, ее природе, истории, культурному наследию. Происходит процесс социализации, в ходе которого осуществляется приобщение детей к «всеобщему» социальному и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры, обогащение детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствующими формированию коллективных взаимоотношений. С помощью экскурсий происходит формирование толерантности, как основы жизненной позиции (взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять людей других национальностей, их взгляды, привычки, обычаи).
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и воспитанники могут проявить свое отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Мы как раз и стремимся занимать детей коллективной деятельностью, которая позволяет увлечь их общим делом, снять межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает лучшие стороны их характера, выявляет достоинства и проблемы воспитанников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании и при выборе средств реализации намеченного. Так, например, в процессе подготовки мероприятиям различного уровня, при изготовлении стенгазет к праздникам, дети учатся работать в коллективе, доброжелательно оценивать действия товарищей, занятых общим делом, приобретают опыт партнёрского взаимодействия с педагогом, со сверстниками, со старшими и младшими воспитанниками. Это способствует у них формированию толерантности. Педагоги регулируют при этом отношения между детьми, наблюдают за особенностями их общения, направляют их совместные действия.
Сотрудничество, социальное партнерство, благодаря которому в последние годы у наших детей появилась реальная возможность быть включенными в общество, приносит свои плоды. Ребята принимают участие в фестивалях различного уровня (городские, областные, региональные, международные) и являются не просто участниками, но и занимают призовые места.
Таким образом, мы стремится воспитывать толерантность у наших детей всеми доступными средствами досуговой деятельности. У нас есть свой богатый опыт работы, и в дальнейшем мы намерены продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность
Статья содержит материал по реализации проекта "Птицы в нашем городе" в старшей группе ДОУ...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...
Презентация "Воспитание толерантности через педагогику сотрудничества"
Из опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности....
Воспитание толерантности , через программу " Мы взрослеем"
Обобщения опытом....
Воспитание толерантности через создание классов казачьей направленности.
Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе из...
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЧЕРЕЗ «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНОЙ СУДЬБЕ».
Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной степени определяет успешность жизненного пути человека. В кризисные перио...