"Кадры жизни"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Перед началом занятия каждый участник получает бумажку определённого цвета (для дальнейшей разбивки на команды)
Педагог: Здравствуйте, сегодня, на очередная школа актива будет проведена в необычном режиме. Все вы – участники городского конкурса детских редакций «Голос времени». И сегодня будет подготовка к финалу конкурса, который будет проходить 9 апреля.
Памятка участника мастер-класса:
- Получи удовольствие от учебного процесса!
- Будь раскрепощенным, доброжелательным к себе и другим.
- Постарайся быть внимательным и активным.
- Избегай оценок и суждений.
- Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Самое главное сегодня на нашем мастер-классе – получать удовольствие от учебного процесса и не боятся личного самовыражения.
Педагог: Для начала, предлагаю всем вам познакомиться.
Редакции - участники конкурса «Голос времени»:
(дети встают, называют свои имена, класс, чем занимаются в редакции)
Школа №1
Школа №2
Гимназия
Лицей
Школа №14
Педагог: Посмотрите, все вы разные, но всех вас объединяет одно дело. Все мы делаем газеты. Разные, яркие, интересные. А вообще, что такое газета?
(ребята отвечают, затем смотрим в словарь)
Педагог: Но, естественно, определение это достаточно узкое. Газета имеет массу видов и подвидов. Делится по принципу территориального распространения и охвату аудитории, по периодичности, по формату. Сегодня мы заострим своё внимание на стенгазете.
Стенгазета - это газета, которая делается своими руками, для конкретных целей, в одном экземпляре и без жестких правил. Создание стенгазеты – это коллективное творчество довольно большого количества людей, в процессе которого развиваются навыки работы в команде. Здесь каждый найдет себе дело по душе: информационное наполнение, подбор фотографий, художественное оформление и многое другое.
Рекомендации по созданию и оформлению стенгазет:
1. Стенгазета – это, по определению, газета большого формата.
2. Название газеты не должно сливаться с общим текстом. Здесь необходима пауза (в 3—5 сантиметров). Под газетную «шапку» отводится, не больше 1/5 площади всей газеты. Заголовок можно разместить в любом месте стенгазеты. Главное, чтобы он выделялся.
3. Содержание и оформление стенгазеты должно четко соответствовать заданной теме.
4. Центральное место в стенгазете отводиться заглавной статье по заданной теме с использованием интересного фактического материала. При размещении материалов на полосе нужно помнить об основных законах композиции: - пропорции.
5. В стенгазете могут быть использованы рисунки, фотографии, короткие заметки, поздравления, шутки. Особую ценность в стенной газете представляет фоторепортаж.
6. Цвет в стенгазете так же важен. При помощи цвета можно выделить главное. Применяя различные цветовые сочетания и материалы, лучше раскрывается содержание работы.
7. Рамки в стенной газете используются: - при выделении материала, сделать его заметным на полосе; - при объединении ряда заметок, посвященных одной теме, одному вопросу. - в качестве оформительского приема. Так же необходима рамка (отступ) по краю газеты.
8. Затрудняет восприятие перегруженность стенгазеты материалом и деталями, уводящими от основной темы.
9. Немаловажно художественное оформление. Стенгазету должен отличать единый стиль, творческий подход, аккуратность. Она должна привлекать внимание.
10. В правом нижнем углу указываются данные о редакционной коллегии.
Педагог: Давайте проверим на практике, сможете ли вы сделать стенгазету? Ваша задача – разделиться на команды по цветам, которые вам достались в самом начале нашего занятия.
(ребята делятся на команды. Каждой команде выдаются ручки, листы и темы для разработки макета стенгазеты: театр, волонтёрская деятельность, бездомные животные, «День победы», спорт; создают макет стенгазеты, представляют его)
Педагог: Молодцы! Посмотрите, у каждой команды на макете есть пробел на месте заголовка. Сейчас мы это исправим. Восполним данный пробел. Поговорим о заголовках.
Газетные заголовки, их виды и оформление
Заголовки относятся к важнейшим элементам оформления газеты, ибо они управляют вниманием читателя. Заголовки помогают читателю быстро ознакомиться с номером, получить представление о содержании его материалов, выбрать самое главное и интересное. При неудачном выборе заголовка или при неправильном его оформлении воздействие сообщения на читателей резко снижается: статью с невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают и, следовательно, не читают. И наоборот, яркий и правильно оформленный заголовок повышает эффективность материала.
Лучше всего «работает» короткий заголовок, сжато и энергично выражающий главную мысль материала. Длинный, растянутый заголовок утомителен для читателей, требует от них усилий, чтобы прочитать его до конца. Привлекая внимание читателя, любой газетный заголовок должен легко восприниматься и читаться без затруднений.
Виды газетных заголовков
В газете используется несколько видов заголовков, различающихся по своему назначению, по роли, которую они играют на полосе.
Обыкновенный заголовок дает представление о стоящем под ним материале. Почти каждый материал, публикуемый в газете, имеет такой заголовок (об исключениях см. ниже).
Подзаголовок — чаще всего тематический — поясняет, уточняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок.
Рубрика обычно ставится над основным заголовком и чаще всего указывает на раздел газеты, в котором помещается данный материал (например, «Новости спорта»). Рубрика может также характеризовать направление или жанр материала.
Шапка — это заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок.
Заголовки применяются отдельно или в сочетании друг с другом. В последнем случае они взаимодействуют, давая читателю максимум первичной информации о публикации. Итак, рубрика определяет тематическое направление или характер публикуемого материала; заголовок сообщает о его теме, основной идее; подзаголовок конкретизирует содержание заголовка. Как правило, в газетах используют сочетание двух видов заголовка — рубрики и обыкновенного заголовка или заголовка и подзаголовка.
Педагог: Предлагаю вам дополнить ваши макеты названиями и красивыми заголовками статей.
(Ребята придумывают и презентуют усовершенствованные макеты своих стенных газет)
Педагог: Перейдём к непосредственному наполнению газеты. Как вы знаете, газеты имеют не малый перечень жанров. Но остановимся мы на самых известных:
Заметка — это информационный жанр журналистики, подразумевающий краткое сообщение, в котором излагается факт или ставится конкретный вопрос. Тут нет ответа на вопрос и оценки данному событию.
Признаки заметки:
- Небольшой объем (около 2 000 знаков)
- Материал подается в виде ответов на вопросы (что, где и когда произошло). Это 3 основных вопроса, на которые нужно ответить в заметке.
- Идет только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.
- Достаточно жесткая структура
Структура заметки
Вот как выглядит структура заметки:
- Заголовок
- Подзаголовок (не всегда может встречаться)
- Лид (введение) — первый абзац с кратким содержанием текста
- Основной текст
Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.
Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию. Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач. Это может быть и какое-то событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится.
Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.
Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.
Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:
- Заголовок
- Лид (введение)
- Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
- Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
- Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)
В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.
Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.
Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы) на актуальные темы.
Респондент (кандидат или спикер) — это тот, кто отвечает на поставленные вопросы.
Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.
Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.
Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера, то есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.
Интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является практика.
Виды интервью
Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.
(командам на столы раздаются заготовки, которые им нужно сопоставить)
Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.
Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.
Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.
Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.
Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.
Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.
Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.
Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.
По количеству участников интервью подразделяют на:
- Тет-а-тет
- Групповое
- Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
- Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.
По форме проведения:
- Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
- По телефону
- Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
- Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
- Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.
Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.
Как брать интервью
Выбираем героя
Вопросы для интервью
При составлении списка всегда помните про свою цель. То есть «собрать информацию по конкретной теме» или «показать портрет героя». Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке.
- Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.
Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание.
Пирамида Фрейтага
План интервью работает по такому же принципу. Самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится. В конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.
- Типы собеседников
Конечно же встречаются и трудные собеседники.
1) Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет. Но таких мало!
2) Будут люди, которые легко уходят от темы. То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.
В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос.»
3) Бывает и наоборот. Собеседник может быть малоразговорчив. То есть односложно отвечает на ваши вопросы. Если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами. Но бывает, что человек обычный молчун. В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.
- Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос. Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально. Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой.
Педагог: Одновременно сложная и простая тема, вы со мной согласны? Давайте на практике закрепим полученные знания. Из своих групп разделитесь на пары. Каждый получает свой образ. (дети вытягивают листочки)
Педагог: Сообщите о нём своему партнёру. А теперь – придумайте вопросы и задайте их друг другу.
(проходит практика с обсуждением «интервью»)
Педагог: Молодцы! У вас отлично получилось! И последний этап нашей школы актива, это одна из важнейших частей газеты, это фотографии. А точнее – фоторепортаж.
Не стоит думать, что репортажная съёмка — самая простая из всех. Вроде бы, всё просто, но нет, при таком подходе вы просто получите огромную кучу никому не интересных снимков и впустую уменьшите ресурс затвора. Репортаж — довольно сложный жанр. В нём необходимо соблюдать все правила и законы фотографии, но при этом учитывать фактор времени, который всегда играет против вас.
Ключевым понятием репортажной съёмки является термин «решающее мгновение», и главная задача фотографа состоит в том, чтобы поймать его. Умение выбрать и поймать решающий момент приходит с опытом, и это как раз есть то, что принято называть талантом. Несколько простых советов помогут вам подняться на одну ступеньку выше в совершенствовании своих навыков репортажной съёмки:
Перед съёмкой прокрутите в голове, что бы вы сами хотели рассказать об этом мероприятии, и делайте снимки уже по этому тексту, как бы дополняя его и усиливая.
Всегда думайте, что вы можете и хотите сказать этим снимком. Не нужно делать «молчаливые» снимки. Репортажная фотография должна говорить (кричать, плакать, смеяться) сама, без текста.
Ищите интересные ракурсы. Простой снимок «в лоб» банален. Так сделают 99% фотографов. Подумайте, как бы сняли происходящее большинство, и не снимайте так. Удачный ракурс — половина успеха.
Будьте мобильным. Вам нужно быть одновременно в нескольких местах. Однако хорошо планируйте маршруты передвижений, чтобы не мешать зрителям и другим фотографам. Помните: хороший фотограф как вампир — он не отражается в зеркале и на фотографиях других фотографов.
Снимайте происходящее не только на сцене, но и в зрительном зале. Без эмоций зрителей трудно передать атмосферу мероприятия. Обратите внимание на трансляцию концертов и КВН по телевизору — лица наиболее эмоциональных зрителей из зала составляют довольно большую часть планов. Ловите смешные гримасы, нелепые движения.
Обязательно делайте общие планы, средние и крупные. Это один из основных постулатов репортажа.
Не используйте вспышку при съёмке концертов в помещениях без отражающих поверхностей: она портит продуманное специалистами световое оформление сцены. К тому же вспышка имеет свойство тормозить, и вы рискуете сделать снимок удачного момента тогда, когда она будет не готова.
Не забудьте сделать несколько кадров, которые привязали бы ваш будущий репортаж к месту действия. Скажем, в эти кадры должны попасть узнаваемые всеми здания, памятники, предметы.
Педагог: Практическая часть раздела о фоторепортаже пройдёт 09.04.19. Для этого, прошу вас всех вступить в созданное событие, куда вы сможете позже отправить фото.
(ребята находят в Контакте событие «Деловая игра...», вступают туда)
Педагог: Надеюсь, информация, полученная сегодня сохранится в вашей памяти для дальнейшей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Стоп кадр"
Программа кружка по информатике "Стоп кадр"...
Ролевая игра для учеников "Кадры из жизни"
Через игру усваиваются навыки. Данный материал позволяет через игровые моменты обсудить и сформировать у учащихся правильное отношение к своей жизни, позволяет привить нормы здорового образа жизни....
В чем заключается система целевой контрактной подготовки кадров
Профориентационная работа с родителями....
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в системе дополнительного образования
В данной статье рассматриваются вопросы по увеличению эффективности системы повышения квалификации в образовательных учреждениях. Актуализируется вопрос повышения квалификации именно педагогических ра...
Положение о конкурсе фотографий "Стоп-кадр" или «Здоровый образ жизни вокруг меня»
Представляем положение о конкурсе фотографий, который можно провести в рамках декады ЗОЖ...
Кадры из жизни нашей семьи
Фоторепортаж с семейного праздника и будней...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ ВИДЕОМОНТАЖ, КАДР ЗА КАДРОМ”
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...