Дон-духовный хранитель традиций России.
рабочая программа (7 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Дон - духовный хранитель традиций России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл don-hranitel_duhovnyh_traditsiy_rossii.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

курса внеурочной деятельности

«Дон – хранитель духовных традиций России».

Направление:                                              Духовно-нравственное воспитание

Класс:                                                           7

Количество часов:                                       1 час в неделю

Учебный год:                                              

Курс «Дон – хранитель духовных традиций России» реализует духовно-нравственное направление  внеурочной деятельности в 7 классе. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине,  ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми,  совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний, обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием, но и новым пониманием сущности донской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.

Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям.

Основными целями и задачами реализации предметной области курса «Дон – хранитель духовных традиций России» является:

  • формирование у школьников целостного представления о культуре народов, проживающих в Ростовской области, многообразии исторических и культурных традиций,  современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
  • формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
  • знакомство с истоками духовной культуры Дона и ее творцами;
  • обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;
  • знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;
  • ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;
  • воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
  • развитие умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;
  • развитие воображения, фантазии, творческих возможностей, интереса к различным видам искусства;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Дон – хранитель духовных традиций России»» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря  2010 г. № 1897;
  2. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);
  3. Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования,  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089;
  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
  7. Авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры    народов России» для общеобразовательных учреждений:авторы Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков,   «Вентана-Граф», 2015 г.;
  8. Авторской программы по доноведению для основной школы, авторы Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина. «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015г.
  9. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ  «Гимназия имени А.П.Чехова» г.Зверево.

Рабочая программа  для 7 класса «Дон – хранитель духовных традиций России» рассчитана на 35 учебных часов - 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Изучение курса «Дон – хранитель духовных традиций России» способствует:

  • получению первичных   знаний о своем родном крае, расширению кругозора школьников;
  • обогащению личного опыта общения детей;
  • ориентации  на общечеловеческие ценности;
  • формированию уважительного отношения к истории и культуре родного края, народным традициям, обычаям и культурному наследию народов родного края.

Основные принципы реализации программы:

  • научная обоснованность;
  • доступность;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • практическая целесообразность;
  • субъектность;
  • деятельностный и личностный подходы;
  • преемственность.

СОДЕРЖАНИЕ

курса внеурочной деятельности «Дон – хранитель духовных традиций России»

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования»:

  • принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания;
  • принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития школьников. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
  • принцип культур о сообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания ценности и необходимости их охраны.
  • принцип  спиралевидности - обучение по данному курсу рассматривается как ряд этапов с установлением связи и зависимости, существующими между ними.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Дон – хранитель духовных традиций России» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество», поэтому знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу; уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Дона, дружба и согласие между народами, культура межличностного и межнационального общения, верность Родине, служение Отечеству, уважение символов Ростовской области, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников;
  • духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, толерантность, умение прощать, уважение мнения других, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края;
  • семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие;
  • религии народов Дона: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

Раздел 1. Донской край – мой край!   8 часов

Символика Ростовской области. Административное деление Ростовской области. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моё село, достопримечательности Моя семья. Семейные традиции.

Природные и географические особенности Ростовской области. Географическая особенность природного комплекса реки Дон. Водные ресурсы региона. Флора и фауна Донского края. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. Экологические проблемы в крае. Способы охраны природы. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области.

Город Ростов-на-Дону -  столица Южного федерального округа. Города воинской славы.

Народы, проживающие на территории Донского края. Особенности политики Ростовской области.

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Раздел 2. Религия народов Дона.    7 часов

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.

Христианская вера.

Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Особенности православного календаря. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Праздники, обычаи и обряды православного Дона.

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийскийкалендарь.

Раздел 3. Культура народов Дона.    5 часов

Понятие «культуры», её виды. Развитие культуры на Дону. Памятники культуры и архитектуры.Изобразительное искусство.

Музыка. Народная музыка. Донской фольклор.

Литература Дона. Устное народное творчество. Произведения донских писателей. Русские поэты о Доне.

Раздел 4. История Донского края. 5 часов

Донской край в древности. Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. Таинственные киммерийцы. Скифы. Первые греческие поселения на Дону. Танаис. Сарматы.

Донской край в эпоху средневековья. Хазары. Монголо-татарские завоеватели на Дону. Тана. Азов. Донское казачество на заре своей истории.

Раздел 5.Казачество на Дону. 5 часов

Дикое поле. Проблемы происхождения донского казачества. Казачьи символы.

История появления первых казачьих городов. Первые казачьи станицы, казачьи поселения.

Быт, хозяйство казаков (жилище, посуда, одежда), земледелие и станичные ремесла. Казачья кухня.

Вера и обычаи. Церковные традиции.

Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей.

Казачий фольклор и театр.

Раздел 6.Экономика Ростовской области.  5 часов

Промышленность и сельское хозяйство Ростовской области, их развитие.  

Крупные города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Современная инфраструктура Ростовской области.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

На внеурочных занятиях по курсу «Дон – хранитель духовных традиций России» применяются разнообразные обучающие методы, что  делает процесс обучения более интересным,  позволяет экономить время,  дает возможность больше уделить внимания на выработку  навыков.

Методы и формы организации обучения: Для организации познавательной деятельности учащихся используются разнообразные методы и формы обучения:

  • перспективные (словесные, наглядные, практические);
  • логические: логическое изложение и восприятие учебного материала учеником;
  • гностические: объяснительно-репродуктивный,
  • кибернетические: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;
  • контроля и самоконтроля (устный, письменный);
  • стимулирования и мотивации;
  • самостоятельной учебной деятельности;
  • фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;
  • индивидуальная работав наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика;
  • групповая (парная) форма обеспечивают учёт дифференцированных запросов учащихся;
  • коллективная система обучения.

Программа  предусматривает

  • теоретические занятия: (беседы, лекции, доклады, викторины);
  • практические занятия: (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, материалами СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Данные формы  работы  повышают эффективность  работы ученика,  закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, формирует у обучающихся личностные качества.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Дон – хранитель духовных традиций России».

№ п/п

тема

кол-во

часов

сроки прохождения

форма контроля

1

Донской край – мой край!

8

04.09 – 23.09

беседа,

наблюдение

взаимоконтроль

2

Религия народов Дона

7

13.11 – 25.12

3

Культура народов Дона

5

15.01 – 12.02

4

История Донского края

5

19.02 – 25.03

5

Казачество на Дону

5

02.04 – 28.04

6

Экономика Ростовской области        

5

07.05 – 21.05

Всего:

35

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

курса внеурочной деятельности «Дон – хранитель духовных традиций России»:

В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
  • воспитание чувства гордости за свою малую Родину – Донской край, за его историю и культуру;
  • воспитание уважительного отношения и любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о донской многонациональной культуре;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В результате освоения курса «Дон – хранитель духовных традиций России»

Ученик будет иметь представление:

  • о символике Ростовской области и Азовского района;
  • об историко-культурном наследии и традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
  • о вкладе жителей Дона в развитие отечественной культуры;
  • о развитии дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области;
  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • об особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • о связях между деятельностью человека  и состоянием природы Ростовской области.

Ученик научится:

  • называть народы, населяющие Ростовскую область;
  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры;
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края;
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;
  • давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;
  • уважать национальные традиции своего и других народов;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • осознавать зависимость благополучия среды родного края от поведения человека;
  • корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном; 
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • оценивать собственные знания и умения;
  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;
  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
  • использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
  • принимать участие в подготовке и проведении праздников, КТД.

В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (проект, эссе, рисунок), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;
  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру.

Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности

 «Дон – хранитель духовных традиций России».

п/п

тема занятия

количество

дата

теория

практика

РАЗДЕЛ 1 « Донской край – мой край!»  (8 часов)

1.

Символика Ростовской области.

1

2.

Символика  города Зверево и Красносулинского района.

1

3.

Природные и географические особенности Ростовской области.

1

4.

Флора и фауна Донского края.

1

5.

Разработка полезных ископаемых в Ростовской области.

1

6.

Город Ростов-на-Дону -  столица Южного федерального округа.

1

7.

Народы, проживающие на территории Донского края.

1

8.

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

1

РАЗДЕЛ 2 « Религия народов Дона»  (7 часов)

9.

Роль религии в развитии культуры.

1

10.

Христианская вера.

1

11.

Особенности православного календаря.

1

12.

Праздники, обычаи и обряды православного Дона.

1

13.

Культура ислама.

1

14.

Иудаизм и культура.

1

15.

Культурные традиции буддизма.

1

РАЗДЕЛ 3 « Культура народов Дона» (5 часов)

16.

Развитие культуры на Дону.

1

17.

Памятники культуры и архитектуры.

1

18.

Народная музыка. Донской фольклор.

1

19.

Произведения донских писателей.

1

20.

Русские поэты о Доне.

1

РАЗДЕЛ 4 «История Донского края»     (5 часов)

21.

Донской край в древности.

1

22.

Первые греческие поселения на Дону.

1

23.

Танаис. Сарматы.

1

24.

Донской край в эпоху средневековья.

1

25.

Донское казачество на заре своей истории.

1

РАЗДЕЛ 5 «Казачество на Дону»     (5 часов)

26.

Происхождение донского казачества. Казачьи символы.

1

27.

Быт, хозяйство казаков, станичные ремесла.

1

28.

Вера и обычаи. Церковные традиции.

1

29.

Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей.

1

30.

Казачий фольклор и театр.

1

РАЗДЕЛ 6 «Экономика Ростовской области»     (5 часов)

31.

Промышленность и сельское хозяйство Ростовской области, их развитие.  

1

32.

Крупные города Ростовской области

1

33.

Современная инфраструктура Ростовской области.

1

34.

Защита проектов по курсу «Дон – хранитель духовных традиций России».

1

35

Итоговое повторение.

1

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом гимназии и соотнесено с Годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 уч. год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.

В статье освещается тема   воспитания духовно-нравственной личности в объединениях  спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...

«Современный солдат – хранитель традиций воинства русского».

Сохранились ли в наши дни традиции воинского дела? Соответствует ли оно заповедям русского православного воинства? Могут ли солдаты современной Российской Армии отдать жизнь за веру и Отечество?...

Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)

В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...

Урок: "Хранители традиций древних ремёсел."

Урок в школьном музее урок-сказка с элементами мастер – класса....

Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России»

Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России» рассчитано на аудиторию 5-8 классов. Предполагает привитие базовых национальных ценностей, в том числе патриотических, духо...

Семья – хранитель духовных ценностей. Традиции семьи

Человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи)  и исторический опыт семьи (традиции, обычаи).   Семья как «школа», как «музей» пере...