Дон-духовный хранитель традиций России.
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Дон - духовный хранитель традиций России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
don-hranitel_duhovnyh_traditsiy_rossii.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Дон – хранитель духовных традиций России».
Направление: Духовно-нравственное воспитание
Класс: 7
Количество часов: 1 час в неделю
Учебный год:
Курс «Дон – хранитель духовных традиций России» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 7 классе. Главное назначение данного курса – ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний, обогащает процесс воспитания в школе не только новым содержанием, но и новым пониманием сущности донской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям.
Основными целями и задачами реализации предметной области курса «Дон – хранитель духовных традиций России» является:
- формирование у школьников целостного представления о культуре народов, проживающих в Ростовской области, многообразии исторических и культурных традиций, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
- формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
- знакомство с истоками духовной культуры Дона и ее творцами;
- обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;
- знакомство с героическими событиями, происходившими на донской земле, подвигами своих земляков;
- ознакомление с историей и бытом казаков, их традициями и обычаями;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
- развитие умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;
- развитие воображения, фантазии, творческих возможностей, интереса к различным видам искусства;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дон – хранитель духовных традиций России»» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
- Авторской программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для общеобразовательных учреждений:авторы Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, «Вентана-Граф», 2015 г.;
- Авторской программы по доноведению для основной школы, авторы Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина. «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия имени А.П.Чехова» г.Зверево.
Рабочая программа для 7 класса «Дон – хранитель духовных традиций России» рассчитана на 35 учебных часов - 1 час в неделю. Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Изучение курса «Дон – хранитель духовных традиций России» способствует:
- получению первичных знаний о своем родном крае, расширению кругозора школьников;
- обогащению личного опыта общения детей;
- ориентации на общечеловеческие ценности;
- формированию уважительного отношения к истории и культуре родного края, народным традициям, обычаям и культурному наследию народов родного края.
Основные принципы реализации программы:
- научная обоснованность;
- доступность;
- учет возрастных особенностей школьников;
- практическая целесообразность;
- субъектность;
- деятельностный и личностный подходы;
- преемственность.
СОДЕРЖАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Дон – хранитель духовных традиций России»
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования»:
- принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания;
- принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития школьников. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
- принцип культур о сообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания ценности и необходимости их охраны.
- принцип спиралевидности - обучение по данному курсу рассматривается как ряд этапов с установлением связи и зависимости, существующими между ними.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Дон – хранитель духовных традиций России» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество», поэтому знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- патриотизм и гражданственность: любовь к родному краю, своему народу; уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов Дона, дружба и согласие между народами, культура межличностного и межнационального общения, верность Родине, служение Отечеству, уважение символов Ростовской области, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников;
- духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, толерантность, умение прощать, уважение мнения других, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края;
- семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие;
- религии народов Дона: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
Раздел 1. Донской край – мой край! 8 часов
Символика Ростовской области. Административное деление Ростовской области. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моё село, достопримечательности Моя семья. Семейные традиции.
Природные и географические особенности Ростовской области. Географическая особенность природного комплекса реки Дон. Водные ресурсы региона. Флора и фауна Донского края. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. Экологические проблемы в крае. Способы охраны природы. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области.
Город Ростов-на-Дону - столица Южного федерального округа. Города воинской славы.
Народы, проживающие на территории Донского края. Особенности политики Ростовской области.
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Раздел 2. Религия народов Дона. 7 часов
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.
Христианская вера.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Особенности православного календаря. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Праздники, обычаи и обряды православного Дона.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийскийкалендарь.
Раздел 3. Культура народов Дона. 5 часов
Понятие «культуры», её виды. Развитие культуры на Дону. Памятники культуры и архитектуры.Изобразительное искусство.
Музыка. Народная музыка. Донской фольклор.
Литература Дона. Устное народное творчество. Произведения донских писателей. Русские поэты о Доне.
Раздел 4. История Донского края. 5 часов
Донской край в древности. Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. Таинственные киммерийцы. Скифы. Первые греческие поселения на Дону. Танаис. Сарматы.
Донской край в эпоху средневековья. Хазары. Монголо-татарские завоеватели на Дону. Тана. Азов. Донское казачество на заре своей истории.
Раздел 5.Казачество на Дону. 5 часов
Дикое поле. Проблемы происхождения донского казачества. Казачьи символы.
История появления первых казачьих городов. Первые казачьи станицы, казачьи поселения.
Быт, хозяйство казаков (жилище, посуда, одежда), земледелие и станичные ремесла. Казачья кухня.
Вера и обычаи. Церковные традиции.
Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей.
Казачий фольклор и театр.
Раздел 6.Экономика Ростовской области. 5 часов
Промышленность и сельское хозяйство Ростовской области, их развитие.
Крупные города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Современная инфраструктура Ростовской области.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
На внеурочных занятиях по курсу «Дон – хранитель духовных традиций России» применяются разнообразные обучающие методы, что делает процесс обучения более интересным, позволяет экономить время, дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков.
Методы и формы организации обучения: Для организации познавательной деятельности учащихся используются разнообразные методы и формы обучения:
- перспективные (словесные, наглядные, практические);
- логические: логическое изложение и восприятие учебного материала учеником;
- гностические: объяснительно-репродуктивный,
- кибернетические: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;
- контроля и самоконтроля (устный, письменный);
- стимулирования и мотивации;
- самостоятельной учебной деятельности;
- фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;
- индивидуальная работав наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика;
- групповая (парная) форма обеспечивают учёт дифференцированных запросов учащихся;
- коллективная система обучения.
Программа предусматривает
- теоретические занятия: (беседы, лекции, доклады, викторины);
- практические занятия: (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, материалами СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Данные формы работы повышают эффективность работы ученика, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, формирует у обучающихся личностные качества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Дон – хранитель духовных традиций России».
№ п/п | тема | кол-во часов | сроки прохождения | форма контроля |
1 | Донской край – мой край! | 8 | 04.09 – 23.09 | беседа, наблюдение взаимоконтроль |
2 | Религия народов Дона | 7 | 13.11 – 25.12 | |
3 | Культура народов Дона | 5 | 15.01 – 12.02 | |
4 | История Донского края | 5 | 19.02 – 25.03 | |
5 | Казачество на Дону | 5 | 02.04 – 28.04 | |
6 | Экономика Ростовской области | 5 | 07.05 – 21.05 | |
Всего: | 35 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
курса внеурочной деятельности «Дон – хранитель духовных традиций России»:
В соответствии с федеральным образовательным стандартом основного общего образования содержание данного курса должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели:
- готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
- воспитание чувства гордости за свою малую Родину – Донской край, за его историю и культуру;
- воспитание уважительного отношения и любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного курса. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о донской многонациональной культуре;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В результате освоения курса «Дон – хранитель духовных традиций России»
Ученик будет иметь представление:
- о символике Ростовской области и Азовского района;
- об историко-культурном наследии и традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
- о вкладе жителей Дона в развитие отечественной культуры;
- о развитии дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области;
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- об особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- о связях между деятельностью человека и состоянием природы Ростовской области.
Ученик научится:
- называть народы, населяющие Ростовскую область;
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры;
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края;
- приводить примеры достопримечательностей родного края;
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;
- давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;
- уважать национальные традиции своего и других народов;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- осознавать зависимость благополучия среды родного края от поведения человека;
- корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- оценивать собственные знания и умения;
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;
- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
- использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
- принимать участие в подготовке и проведении праздников, КТД.
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (проект, эссе, рисунок), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру.
Календарно-тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности
«Дон – хранитель духовных традиций России».
№ п/п | тема занятия | количество | дата | ||
теория | практика | ||||
РАЗДЕЛ 1 « Донской край – мой край!» (8 часов) | |||||
1. | Символика Ростовской области. | 1 | |||
2. | Символика города Зверево и Красносулинского района. | 1 | |||
3. | Природные и географические особенности Ростовской области. | 1 | |||
4. | Флора и фауна Донского края. | 1 | |||
5. | Разработка полезных ископаемых в Ростовской области. | 1 | |||
6. | Город Ростов-на-Дону - столица Южного федерального округа. | 1 | |||
7. | Народы, проживающие на территории Донского края. | 1 | |||
8. | Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 2 « Религия народов Дона» (7 часов) | |||||
9. | Роль религии в развитии культуры. | 1 | |||
10. | Христианская вера. | 1 | |||
11. | Особенности православного календаря. | 1 | |||
12. | Праздники, обычаи и обряды православного Дона. | 1 | |||
13. | Культура ислама. | 1 | |||
14. | Иудаизм и культура. | 1 | |||
15. | Культурные традиции буддизма. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 3 « Культура народов Дона» (5 часов) | |||||
16. | Развитие культуры на Дону. | 1 | |||
17. | Памятники культуры и архитектуры. | 1 | |||
18. | Народная музыка. Донской фольклор. | 1 | |||
19. | Произведения донских писателей. | 1 | |||
20. | Русские поэты о Доне. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 4 «История Донского края» (5 часов) | |||||
21. | Донской край в древности. | 1 | |||
22. | Первые греческие поселения на Дону. | 1 | |||
23. | Танаис. Сарматы. | 1 | |||
24. | Донской край в эпоху средневековья. | 1 | |||
25. | Донское казачество на заре своей истории. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 5 «Казачество на Дону» (5 часов) | |||||
26. | Происхождение донского казачества. Казачьи символы. | 1 | |||
27. | Быт, хозяйство казаков, станичные ремесла. | 1 | |||
28. | Вера и обычаи. Церковные традиции. | 1 | |||
29. | Семейный уклад. Особенности казачьей семьи и воспитания детей. | 1 | |||
30. | Казачий фольклор и театр. | 1 | |||
РАЗДЕЛ 6 «Экономика Ростовской области» (5 часов) | |||||
31. | Промышленность и сельское хозяйство Ростовской области, их развитие. | 1 | |||
32. | Крупные города Ростовской области | 1 | |||
33. | Современная инфраструктура Ростовской области. | 1 | |||
34. | Защита проектов по курсу «Дон – хранитель духовных традиций России». | 1 | |||
35 | Итоговое повторение. | 1 |
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом гимназии и соотнесено с Годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.
В статье освещается тема воспитания духовно-нравственной личности в объединениях спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...
«Современный солдат – хранитель традиций воинства русского».
Сохранились ли в наши дни традиции воинского дела? Соответствует ли оно заповедям русского православного воинства? Могут ли солдаты современной Российской Армии отдать жизнь за веру и Отечество?...
Традиции нас объединяют (сходства и различия в культуре и традициях России и Великобритании)
В настоящее время, знание любого иностранного языка обязательно для каждого человека, который хочет, чтобы его считали образованным. Однако, знание языка важно не только как способ общения, но и как с...
Урок: "Хранители традиций древних ремёсел."
Урок в школьном музее урок-сказка с элементами мастер – класса....
Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России»
Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России» рассчитано на аудиторию 5-8 классов. Предполагает привитие базовых национальных ценностей, в том числе патриотических, духо...
Семья – хранитель духовных ценностей. Традиции семьи
Человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи). Семья как «школа», как «музей» пере...
Конспект урока «Современный солдат – хранитель традиций воинства русского».
Урок по предмету "Истоки" 7 класс Тема "Воинство"...