«Строка, оборванная пулей…»
классный час (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroka_oborvannaya_puley.docx | 737.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Ивана Ивановича Федунца»
города Узловая Тульской области
Мероприятие муниципального уровня, проведенное
в рамках Года литературы и 70-летия Великой Победы
«Строка, оборванная пулей…»
Литературно-музыкальная композиция,
посвященная поэтам
Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)
Подготовила и провела:
Данильченко Н.Ю., учитель
русского языка и литературы
2015
Цель мероприятия:
- Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством поэтов Великой Отечественной войны (1941-1945гг.);
- Развивать коммуникативную и речевую компетенции;
- Формировать мировоззренческую компетенцию.
Задачи:
- познакомить с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны;
- совершенствовать умение публичного выступления, выразительное чтение, память, поисковую компетенцию;
- пробудить чувства сопереживания, гордости за жизнь и подвиг молодых поэтов, благодарности защитникам Родины.
Оборудование: презентация, песни военных лет и о войне, портреты поэтов, погибших в Великую Отечественную войну, выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателей и поэтов, рисунки учеников о войне, фотографии и награды участников Великой Отечественной войны, видеоматериалы.
(СЛАЙД №1) ЧТЕЦ читает стихотворение В. Высоцкого
(СЛАЙД №2) Выходят ведущие и останавливаются посередине сцены.
Эпизод 1
ВЕДУЩИЙ: Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает семидесятую годовщину Победы над фашистской Германией.
ВЕДУЩИЙ: Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны...
(СЛАЙД №3) ВЕДУЩИЙ: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
(Ведущие подходят к поэтическому сборнику "Стихи, рожденные войной..."). Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения.
ВЕДУЩИЕ: (СЛАЙД №4) Это Константин Симонов,
(СЛАЙД №5) Александр Твардовский,
(СЛАЙД №6) Семен Гудзенко,
(СЛАЙД №7) Всеволод Багрицкий,
(СЛАЙД №8) Павел Коган,
(СЛАЙД №9) Иосиф Уткин (На экране портреты упоминаемых поэтов)
(СЛАЙД №10) ВЕДУЩИЙ: Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
ВЕДУЩИЙ: Так писал о своем поколении поэт Николай Майоров.
(СЛАЙД № 11) ВЕДУЩИЙ: Прежде чем стать поэтами, они шли на фронт, они становились солдатами: пехотинцами, саперами. (СЛАЙД № 12) И, защищая Родину, отдавали свои жизни, с полным правом заявляя:
(СЛАЙД № 13) Свой добрый век мы прожили как люди –
И для людей.
(СЛАЙД № 14) ВЕДУЩИЙ: Многие ушли из жизни, когда им было чуть больше двадцати:
Прожили 20 лет, но за год войны
(СЛАЙД № 15) Мы видели кровь
и видели смерть –
(СЛАЙД №16) Просто, как видят сны.
(СЛАЙД № 17) ВЕДУЩИЙ: Непохожие внешне, имеющие разные довоенные судьбы, они были близки в главном – любви к родной земле:
(СЛАЙД № 18) Я шел в атаку, шел туда,
Где непрерывно выстрелы звучали,
(СЛАЙД № 19) Чтоб на земле фашисты никогда
(СЛАЙД № 20) С игрушками детей не разлучали.
Ученики исполняют песню Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» (на фоне – видеоролик)
(СЛАЙД № 21) ВЕДУЩИЙ: Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Она обладает силой исторического документа. Читая стихи военных лет сейчас, мы приобщаемся к подвигу нашего народа. Мир, за который было отдано столько миллионов человеческих жизней, должен помнить и чтить своих защитников.
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы прикоснемся к тому далекому от нас времени, когда от каждого человека зависело будущее не только нашего государства, но и всего мира.
ВЕДУЩИЙ: Мы познакомимся с короткими, трагическими биографиями молодых поэтов и их стихами, «оборванными пулей…». Совсем не случайно русская литература бережно хранит их, так как в этих строках запечатлено само время и мужество тех, кто так и не стал выдающимся поэтом, но был мужественным солдатом Великой Отечественной.
(СЛАЙД № 22) ВЕДУЩИЙ: Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи. Перед нами поэтический сборник "Стихи, рожденные войной...".
(СЛАЙД №23) Перелистаем же с вами его героические страницы...
Звучит песня «Тишина» (группа «Ариэль»). Мелодия утихает.
ЧТЕЦ читает стихотворение А. Екимцева «Поэт»
(СЛАЙД №24) Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
(СЛАЙД №25 ) Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
(СЛАЙД №26) Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.
(СЛАЙД №27) Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
(СЛАЙД №28) Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!
Эпизод 2
(СЛАЙД №29) Минорная мелодия «В лесу прифронтовом»
На сцене два пенечка, на пеньке сидит солдат, на коленях пишет:
ВЕДУЩИЙ: 16 февраля 1942 года
(СЛАЙД №30) СОЛДАТ:
«Здравствуй, дорогая мамочка!
Не знаю, получили ли вы мои предыдущие письма и открытки, и поэтому решил писать тебе в любое свободное время, не дожидаясь ответа.
По длинным лесистым дорогам хожу я со своей полевой сумкой и собираю материал для газеты. Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна. Я пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и не увидел то, что никогда больше не придется пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния - войны…
Пишу стихи и очерки, сплю в землянках…
Мамочка! Будь тверда и неколебима. Как бы тебе ни было трудно, знай, что мы встретимся!
Целую тебя крепко!
Сева.
ВЕДУЩИЙ: Это письмо Всеволода Багрицкого.
(СЛАЙД № 31) ВЕДУЩИЙ Всеволод Эдуардович Баргицкий, сын известного советского поэта Эдуарда Багрицкого, родился в 1922 году. В 1938-39 годах он работал в газете «Комсомольская правда». С первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. Настойчиво просился на фронт. В январе 1942 года он, наконец, попадает в действующую армию и получает назначение на Волховский фронт в армейскую газету «Отвага», где и печатал очерки и стихи.
ЧТЕЦ (2 человека)
Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: "Замерз, не могу".
Видели мы - и вскипала кровь -
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать, негодуя, ждать и терпеть.
По черным деревьям всходил рассвет,
По черным деревьям спускалась мгла...
Но тихо лежи, раз приказа нет,
Минута боя еще не пришла.
Слышали (таял снег в кулаке)
Чужие слова, на чужом языке.
Я знаю, что каждый в эти часы
Вспомнил все песни, которые знал,
Вспомнил о сыне, коль дома сын,
Звезды февральские пересчитал.
Ракета всплывает и сумрак рвет.
Теперь не жди, товарищ! Вперед!
Мы окружили их блиндажи,
Мы половину взяли живьем...
А ты, ефрейтор, куда бежишь?!
Пуля догонит сердце твое.
Кончился бой. Теперь отдохнуть,
Ответить на письма... И снова в путь!
ВЕДУЩИЙ: Всеволод Багрицкий погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области.
Эпизод 3
Группа юношей и девушек исполняют песню «Бригантина» (на фоне видеоролик с 30 секунды)
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса...
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись дня…
На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристой,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина поднимает паруса...
(СЛАЙД №32) ВЕДУЩИЙ: И наше поколение любит эту песню. Но все ли знают, что слова к ней написал Павел Коган?
(СЛАЙД №33) ВЕДУЩИЙ: Павел Давыдович Коган родился в 1918 году в Киеве. Потом жил в Москве, здесь окончил школу и поступил в институт.
ВЕДУЩИЙ: Весной 1941 года Коган отправился с геологической экспедицией в Армению, там его и застала война. Он возвращается в Москву, чтобы во что бы то ни стало попасть в действующую армию. Это ему удается. Он заканчивает курсы переводчиков и едет на фронт. Он был военным переводчиком, затем помощником штаба полка по разведке, дослужился до звания лейтенанта. А в сентябре 1942 года подразделение, где служил лейтенант Коган, вело бои под Новороссийском. 23 сентября Павел получил приказ: во главе группы разведчиков пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника... Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку Фашистская пуля попала ему в грудь. Коган был убит. Ему было 24 года.
ВЕДУЩИЙ: Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной грозы.
ЧТЕЦ
Мы были всякими. Но, мучаясь,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы!
Но, людям Родины единой,
Едва ли им дано понять,
Какая иногда рутина
Вела нас жить и умирать.
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я — патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
Эпизод 4
Учащиеся исполняют под гитару песню "Нас не нужно жалеть". (Слова С. Гудзенко, музыка В.Высоцкого).
(На фоне видеоролик).
(СЛАЙД № 34) На экране материал о С. Гудзенко.
(СЛАЙД №35) ВЕДУЩИЙ: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту.
ВЕДУЩИЙ: Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.
Эпизод 5
На экране материал о М.Исаковском.
(СЛАЙД № 36) ВЕДУЩИЙ: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" – ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Разные наблюдения, детали, факты входили в лирику Исаковского. Но за всем этим вставал главный герой, творец победы - солдат.
(СЛАЙД № 37)
ВЕДУЩИЙ: Простой солдат пережил не только горе, но и разочарование судьбой, ощущение ее несправедливости и его собственных напрасных усилий.
Выходят учащиеся и исполняют песню "Огонек" (на фоне видеоролик)
Эпизод 6
На экране материал о Твардовском.
(СЛАЙД № 38) ВЕДУЩИЙ: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. (СЛАЙД № 39) Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.
(СЛАЙД № 40) ВЕДУЩИЙ: Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.
Инсценировка из поэмы «Василий Теркин»
Теркин:
- Дельный, что и говорить,
Был старик тот самый,
Что придумал суп варить
На колесах прямо.
Суп - во-первых. Во-вторых,
Кашу в норме прочной.
Нет, старик он был старик
Чуткий - это точно.
Слышь, подкинь еще одну
Ложечку такую,
Я вторую, брат, войну
На веку воюю.
Оцени, добавь чуток.
Повар (покосившись):
"Ничего себе едок -
Парень этот новый".
(Кладет лишнюю ложку, говорит не сердито):
- Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
Теркин:
- Спасибо. Я как раз
Не бывал во флоте.
Мне бы лучше, вроде вас,
Поваром в пехоте. -
(садится и ест кашу)
Солдат 1: "Свой?" - бойцы между собой, -
Солдат 2: "Свой!" - переглянулись.
Солдат 1: (оглядывается) У кого гармонь, ребята?
Солдат 2: - Да она-то здесь, браток... (говорит виновато)
Солдат 1: - Так сыграть бы на дорожку?
Солдат 2: - Да сыграть - оно не вред.
Солдат 1: - В чем же дело? Чья гармошка?
Солдат 2: - Чья была, того, брат, нет...
- Командир наш был любитель...
Схоронили мы его.
Теркин:
- Так... (неловко, оглядываясь вокруг)
- Я считал, сыграть-то можно,
Думал, что ж ее беречь.
Да нельзя так уж нельзя.
Я ведь сам понять умею,
Я вторую, брат, войну...
И ранение имею,
И контузию одну.
И опять же - посудите -
Может, завтра - с места в бой...
Солдат 2: - Ну, сыграй ты, шут с тобой.
Бойцы передают гармонь Теркину (фоном звучит музыка)
Бойцы:
1-ый: Только взял боец трехрядку
2-ой: Сразу видно – гармонист.
3-ий: Для началу, для порядку
1-ый: Кинул пальцы сверху вниз.
2-ый: И от той гармошки старой…
3-ой: Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой…
По окончании звучит припев песни «Эх, путь-дорожка фронтовая…»
Эпизод 7
Звучит мелодия песни «Синий платочек».
ВЕДУЩИЙ:
Платочек в руку на прощанье
Вложила мне моя любовь,
И вот его к открытой ране
Прижал я, чтоб не била кровь.
Отяжелел платок дареный,
От крови стал горяч и ал.
Платок, любовью озаренный,
Ослабил боль и кровь унял.
Я шел на смерть за счастье наше
И не боялся ничего.
Пусть кровью мой платок окрашен,
Но я не запятнал его.
На экране материал о Мусе Джалиле.
ВЕДУЩИЙ
(СЛАЙД № 41) Это стихи татарского поэта Мусы Джалиля. В первый же день войны он ушел в ряды действующей армии. В 1942 года на Волховском фронте в бою был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен. Находясь в концлагере Шпандау, он организовал группу, которая должна была готовить побег. Одновременно он выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе.
ВЕДУЩИЙ
(СЛАЙД № 42) По доносу провокатора он был заключен в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни обещания свободы, жизни и благополучия не сломили его воли и преданности Родине. Тогда он был приговорен к смерти, и 25 августа 1944 года казнен на гильотине — обезглавлен. Друзья по застенку сохранили его записные книжки, и мы можем услышать строки мужественного человека, убежденного в правоте своего дела.
ВЕДУЩИЙ
За исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Звучит стихотворение «Варварство» (на фоне видеоролик)
Эпизод 8
(СЛАЙД № 43) ВЕДУЩИЙ: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. (СЛАЙД № 44) Они пали за свободу и независимость нашей Родины...
(СЛАЙД № 45) ВЕДУЩИЙ: Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. (СЛАЙД № 46) Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.
(СЛАЙД № 47) ВЕДУЩИЙ: Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... (СЛАЙД № 48) Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. (СЛАЙД № 49) Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...
(СЛАЙД № 50) ВЕДУЩИЙ: Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... (СЛАЙД № 51) Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. (СЛАЙД № 52) Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. (СЛАЙД № 53) Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:
(СЛАЙД № 54) Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая
(СЛАЙД № 55) ВЕДУЩИЙ:
В том, что другие не пришли с войны,
(СЛАЙД № 56) В том, что они - кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Учащиеся исполняют песню «Красные маки (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна).
На фоне видеоролик (с 35 секунды)
На фоне музыки слова ведущего.
(СЛАЙД № 57) ВЕДУЩИЙ: Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. «Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» — сказал Юлиус Фучик.
ВЕДУЩИЙ: Нам хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим поэтам, стихи которых помогли вам узнать что-то новое, помогли открыть для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.
Звучит песня «Красные маки (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме " Строка, оборванная пулей"
Презентация в помощь к проведению мероприятий, литературных гостиных по теме " Поэты, погибшие на войне..."...
"Строка, оборванная пулей"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов, знакомящее с творчеством поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны...
Строка, оборванная пулей...
Литературно-музыкальная композиция к 9 мая...
Воспитательное мероприятие "Строка, оборванная пулей.."
Воспитательное мероприятие раскрывает тему о поэтах -фронтовиках, не вернувшихся с войны. Вопитанники подготовили, как самостоятельные проекты, так и групповые.Основноя цель мероприятия: формирование ...
Литературно-музыкальная композиция "Строка, оборванная пулей"
Открытый урок...
Беседа: «Строка, оборванная пулей - День памяти журналистов, погибших при исполнении»
Быть в гуще жизненных событий,Не пропустить больших открытийИ мастерски владеть пером,А также русским языком, Быть только честным и правдивым,В своих оценках справедливым,Универсал-специалистом ...