Конспект занятия "Твой рацион - это ты"
план-конспект занятия (7 класс)

Дон Екатерина Геннадьевна

Конспект  занятия  "Твой рацион - это ты" в рамках темы 2 "Продукты разные нужны, блюда разные важны"  кружка "Разговор о правильном питании"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 2. Продукты разные нужны, блюда разные важны

Тема занятия: «Твой рацион – это ты»

Тип занятия: познание нового материала

Цель: формирование культуры правильного питания, представления о здоровом образе жизни, навыков рационального питания

Задачи:

  • формирование у детей готовности соблюдать режии правила рационального питания;
  • развитие представлений о питании как составной части культуры человека
  • продолжить развитие навыков планирования деятельности в группе, поиска и использования необходимых средств и способов достижения цели;
  • формирование логического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике;

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:

  • анализировать материалы и делать выводы;
  • учиться самостоятельно, планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • учиться соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  • овладевать основами самоконтроля и самооценки, учиться принимать решения, осуществлять выбор в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

  • учиться определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать;
  • формировать навыки построения логических рассуждений, умения делать выводы, создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

Коммуникативные:

  • готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства;
  • продуктивно взаимодействовать с членами группы при освоении материала;
  • использовать информационные ресурсы для поиска информации по теме;
  • формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, технология системно-деятельностного подхода, элементы технологии проектной деятельности, приемы здоровьесбережения

Оборудование: видеопроектор, презентация занятия «Твой рацион – это ты», карточки-задания, информационные материалы на каждую группу, приложения с дополнительным материалом, листы ватмана, иллюстрации, листы, цветные карандаши, ножницы, клей.

Эпиграф к уроку на доске:

«Все, что вы говорите, любое ваше предположение –

это этап познания, поэтому оно правомерно»

А. Яблоков

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

(приветствие, создание рабочей доброжелательной атмосферы)

Добрый день! Если день начинать с улыбки, то он обязательно будет удачным. Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Личностные УУД: внутренний настрой учащихся на учебное занятие.

Регулятивные УУД: реакция на начало занятия, волевая саморегуляция, развитие способности самоконтроля готовности к занятию.

2.

Мотивация.

Звучит тихая музыка «Звуки природы» Фрэнка Дюваля, учитель читает слова:  

Все в мире связано так прочно,

 Что не найти начал, но я ищу,

Я не одна – откроем вместе, точно,

Сквозь мозг и сердце знанья пропущу.

Слушают, анализируют, делают соответствующие выводы

Коммуникативные УУД: умение слушать, анализировать, устанавливать связь со своей деятельностью

Регулятивные УУД: самонастройка на продуктивную работу

3.

Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Предлагаю проанализировать высказывание Демокрита 460-370 гг. до н. э. «Здоровье выпрашивают себе люди у богов, но то, что в их собственной власти – сохранить его, об этом они не задумываются»

Какие вопросы у вас возникают?

Формулировка темы и цели занятия.

Определите тему нашего занятия

Кто хочет достичь цели, должен знать ее.

Какова цель занятия?

Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Особое внимание уделяется важности сохранения здоровья

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели занятия.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач занятия.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

4

Актуализация знаний

Планирование деятельности

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Сохранение здоровья важно и актуально во все времена.  

«Здоровье – это не все, но без здоровья все ничто» (слайд №3)        

Продолжительность жизни в Японии самая высокая – 83,7 года. Долголетие японцы ассоциируют со столом с четырьмя ножками:

1 ножка – питание, 2 – хорошо развитая, высокотехнологичная медицина, 3- интеллектуальная и физическая активность, 4 ножка – оптимизм.

Сегодня мы поговорим о том, как питаться правильно, чтобы быть здоровыми и жить долго и счастливо.

- Вспоминают, материал, связанный с формулировкой проблемы

- Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

 Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

5.

Открытие новых знаний.

Организация работы в группах, используя карточки-задания (Приложение 1),

Каждая группа получает рекомендации по созданию тематического плаката (Приложение 2).  

  1. Режим питания и здоровье.
  2. Сбалансированное питание – основа здоровья!
  3. Витамины и вода – наши верные друзья!

Каждая группа, работая с разнообразными источниками информации, планирует свою работу, используя карточку-задание, готовит тематический плакат.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, участвовать в учебном диалоге, умения работать в группе, договариваться с одноклассниками.

Регулятивные УУД: умение анализировать и делать выводы.

Познавательные УУД: умение выделять из текста необходимую информацию.

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний, заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение из текста ответов на поставленные вопросы. Умение анализировать, делать выводы.

6.

Применение новых знаний в практической деятельности.

Координирует процесс презентации информации по изученной теме.

Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите стикер к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.  (Карточки с названиями групп прикреплены на доске)

(Приложение 3)

Представление своего тематического плаката одноклассникам. Проводят рефлексию своей работы в группе, заполняют лист самооценки, оценивают работу других групп, прикрепляя стикер к названию той группы, работа которой больше всего понравилась.

Познавательные УУД: умение применять полученные знания в различных ситуациях.

Умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку и взаимооценку.

7.

Физкультминутка

А сейчас предлагаю вам выполнить упражнение «Муха» (Приложение 4)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выполняют упражнение «Муха»

Регулятивные УУД: развитие умения внутренней визуализации

Рефлексия. Подведение итогов,

Я хочу рассказать вам причту «Все в твоих руках» (Приложение 5)

Давайте обратимся к цели занятия, достигли ли мы ее? Что удалось? Что еще неизвестно?

Наше занятие подходит к завершению.  Предлагаю вам выразить свое отношение к уроку

Рефлексия «Дерево успеха»

На ствол дерева   учащиеся помещают листики зеленого, желтого или красного цвета:

Зеленый -  мне все понравилось, я узнал много нового и интересного, уверенность, спокойствие

Желтый – меня многое удивило, было трудно, но интересно.

Красный – меня это не заинтересовало.

Спасибо за работу! Вы очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного.  Но это только начало познания, ведь познание безгранично. Я уверена, что вы продолжите свое самообразование в этом направлении и приложите максимум усилий деле сохранения и укрепления здоровья.  Не зря Бернард Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».  Успехов вам!

Учащиеся слушают, анализируют, устанавливают связь с темой занятия, делают выводы

Обсуждаем достижение цели.

Проводят рефлексию

Устно высказывают своё мнение о занятии.

Сравнивают свои ощущения в начале занятия с ощущениями в конце.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности 

Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свои результаты деятельности и своё поведение. Умение понимать причины успеха и неудачи.

Оценивают правильность выполненных действий.

Личностные УУД: привитие любви к природе и бережного отношения к живым организмам.

Познавательные УУД: участвуют в обсуждении. Осознанно строят выводы.

Коммуникативные УУД: выражают собственное мнение о работе и полученном результате, приходят к общему мнению в совместной деятельности


Приложение 1

Карточка-задание для группы

Подготовьте и оформите тематический плакат

Содержание:

  1. заголовок – название темы;
  2. небольшой текст – сообщение по теме;
  3. иллюстрации к тексту и подписи к ним;
  4. высказывание, пословицы или поговорки, стихотворение по теме;
  5. несколько интересных фактов по теме;

В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.

Для выполнения задания вы можете использовать:

  • компьютер и принтер, проектор;
  • магнитную доску с держателями;
  • учебники, учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения по биологии, справочники;
  • периодические издания, информационные и иллюстративные материалы из Интернета, содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;
  • ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.

Советы по выполнению задания

  1. Обсудите тему вашего сообщения и форму ее представления.
  2. Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката.
  3. Следуйте плану. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 минут.
  4. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
  5. Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
  6. Выслушайте отчеты других групп.
  7. Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
  8. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.

Приложение 2

Примеры оформления работ

Плакат вы можете оформить, например, так:

Приложение 3

Лист самооценки

Приложение 3

Лист самооценки

Класс ____________                                       Номер группы _________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над плакатом?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком

Приложение 4

Упражнение «Муха»

Сядьте удобно, расслабьтесь. На экране игровое поле, каждый квадрат которого пронумерован. Дрессируем муху. Она двигается по команде вверх, вниз, вправо, влево на одну клетку (или на север, юго-восток и т.д. – межпредметная связь с географией). Ученики играют с закрытыми глазами, команды подаются по очереди. Играющие должны быть внимательны, не допуская выхода мухи за пределы игрового поля. В завершении ученики должны назвать квадрат, в котором остановилась муха. Упражнение направлено на развитие памяти и умения сконцентрироваться.  

Приложение 5

Притча «Все в твоих руках»

        Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я мудреца: скажи о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?  Если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит, а если скажет живая, я сомкну ладоши, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший – живая или мертвая?». И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

Использованные источники

  1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Разговор о здоровье и правильном питании» (методическое пособие для учителя), М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2014 г.
  2. 2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Разговор о здоровье и правильном питании» (рабочая тетрадь для школьников), М.: ОЛМА, Медиа Групп, 2015 г.
  3. 3. М.П. Могильный, С.В. Юрина «Будьте здоровы», Ставрополь, 1991 г. Журнал «Веселые уроки», №3, 2008 г.
  4. Ермоленко А.С. Формирование и развитие информационной компетентности на уроках географии как необходимое условие обучения в современный период// «Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Знаневская площадь, 2014. »
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /М.: Народное образование, 2010 г
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010 г.
  7. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
  8. Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И. Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
  9. Материалы выступления на семинаре учитель географии МБОУ СОШ №22 села Соленого Мостовского района Краснодарского края Штельмах В. П.
  10. audiopoisk.com
  11. http://nsportal.ru/
  12. http://www.metod-kopilka.ru/ 
  13.  http://collegy.ucoz.ru/
  14. www//prav-pit.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пища человека и рацион питания.

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Пища человека и рацион питания"...

Урок по биологии в 8 классе. Тема "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Материал содержит ход урока, презентации учащихся, приложения (кроссворд и меню для практической работы на уроке)...

Энергозатраты человека и пищевой рацион

урок в разделе: " Анатомия"...

План - конспект урока по сельскохозяйственному труду "Составление рациона кормления КРС".

Данная разработка представляет собой план урока сельскохозяйственного труда в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Урок проводится при изучении темы "Животноводство". ...

Рацион и режим питание школьников

Рацион и режим питания школьников...

Тема: Биохимические основы рационов.

В презентации рассказывается о том, что такое калория. как правильно считать калории, соотношения основных питательных веществ. указаны правила правильного питания....

Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....