Мероприятие "Детство, опалённое войной..."
методическая разработка (10 класс)
Это литературно-музыкальная гостиная - сценарий встречи с пенсионерами , чьё детство пришлось на военную пору. Мероприятия такого рода несут очень большую эмоциональную нагрузку, формируют потребность в участии в социально-значимых и гражданских проектах, и это не явилось исключением. Присутствующие узнали много нового и интересного из жизни своих односельчан, взглянули другими глазами на события тех далеких лет, по-новому оценили прошлое и, может быть, настоящее через призму тех лет предстало по-другому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наровчат
70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
ПОСВЯЩАЕТСЯ…
«ДЕТСТВО,
ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»
Литературно-музыкальная гостиная – сценарий встречи
с пенсионерами, чьё детство пришлось на военную пору.
Подготовила: Иванова надежда Александровна, учитель русского языка
и литературы высшей квалификационной категории
«Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!»
Роберт Рождественский.
Цели:
- расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
- заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
- воспитания уважения к защитникам Родины;
- развивать патриотические чувства.
Звучит песня «С чего начинается Родина» в исполнении Г.Отса (записи прошлых лет)
И клятву, которую в юности ты ей в своём сердце принёс…
- Подобную клятву на верность своей Родине дают все: сначала призывники, вступая в ряды Российской Армии. Эту же клятву давали наши уважаемые гости, сначала, когда были детьми в школе – клятва пионеров, и они её выполнили, пережив наравне со взрослыми тяжёлую войну 1941-45 годов.
Ученик:
- Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
Ведущий 1:
Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Но время невластно над тем, что люди пережили войну. Мы не видели войны, но мы знаем о ней. Сердцу каждого человека дорог праздник Победы. Дорог памятью 27 миллионов сынов и дочерей, отдавших жизни за свободу, светлое будущее Родины. На войне невыносимо трудно всем. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Ведущий2:
- До войны наши гости были самыми обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, помогали старшим, играли, озорничали, бегали-прыгали, разбивая себе носы и коленки. В один день они стали взрослыми. Война отняла у них детство. Детям военного времени пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?
Но детским чутьём они понимали, что пришла беда, большая беда.
Рассказ одного приглашённого.
Сценка: Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра:
Как холодно! И мама не идёт.
Быть может хлебушка она нам принесёт.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат :
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрывается снаряды здесь.
И дом у нас с тобою есть.
А главное- фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила !
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Входит мать с охапкой поленьев
Брат («Маме» В Павлинов)
Ах, мама! Ты едва жива.
Постой, ты вся в снегу.
Оставь тяжёлые дрова,
Давай я помогу.
Зачем ты всё – сама, сама?
Не стой на холоду…
Какая долгая зима
В сорок втором году!
Не тает иней по углам,
А ночь над головой
Мука – с картошкой пополам,
Над полем – волчий вой.
Рассказ одного приглашённого.
Ведущий 1:
Пришёл час – дети показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
Ученица:
Галина Беднова.
Кто-то родом из детства…Я- из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо.
Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как – не знаю сама.
А друзья не успели.
Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Ведущий 2:
Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.
Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.
Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.
Ученик.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Ученица.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!
Ведущий 1:
Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушел в партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, её записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником.
В школе №35 города Санкт-Петербурга, где она училась, открыт посвящённый ей музей.
Ведущий 2:
В осажденном Ленинграде работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились несмотря ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.
Рассказ одного приглашённого
Ученица:
Виктор Кочетков.
В СОЖЖЁННОЙ ДЕРЕВНЕ.
Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили.
Маячили остовы черных печей.
Руины устало чадили.
И в этом еще не дотлевшем аду,
Где горе уже накричалось,
Под старой березой у всех на виду
Ременная люлька качалась.
Играла малиновой медью колец
С июньскою синью небесной,
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной,
Нет, он не кричал, ни о чём ни молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосёнки.
Звучит мелодия «Хатынь»
Ведущий 1:
Полуторки гремели по России.
И мимо нас, летя во весь опор,
Они такие песни проносили,
Что мы поём те песни до сих пор.
Звучит песня военных лет «Песня Защитников Москвы»
Ведущий 2:
- Защищали Москву не только взрослые, 20 000 ребят получили медали «За оборону Москвы».
- А сколько неизвестных юных героев было на той войне и в тылу, совершавших подвиги, приближая Победу!
Я пацаном в ту пору был
И в жизни смыслил мало:
Отец на фронте немцев бил,
А я грачей и галок .
Рассказ одного из приглашённых
Ученик:
«1943» Н. Карпов
Доныне в памяти тот год –
Военной гари стойкий запах,-
Когда в неволю, словно скот,
Враги везли детей на Запад.
Живя на мизерном пайке,
Едва держались души в теле.
Из них в далёком далеке
Людское вытравить хотели.
А следом, в ужас лагерей,
Ночным осенним небосклоном.
Летели души матерей
Над каждым страшным эшелоном.
Кругом военная страда
Светилась заревом багряным
И лишь такие поезда
И не взрывали партизаны
Ведущий 1:
За годы ВОв в немецких концлагерях, гетто и тюрьмах погибло 13 миллионов детей.
Только в одном Освенциме уничтожено 800 тысяч детей!
Ведущий 2:
- Неизвестный каменный солдат стоит во многих городах и сёлах нашей необъятной Родины. Это он спас от смерти немецкую девочку, когда до Победы оставались считанные минуты, это он спас наше мирное детство и сохранил жизнь детям военной поры:
- Сельским детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской –
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.
Ведущий 1:
Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа, ценой миллионов жизней, в том числе и детских. Их было очень много тех, кто не доучился, не долюбил, не завел семьи, не родил детей. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
Ведущий 2:
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
Давайте почтим светлую память воинов, жителей, детей, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
Ученик: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью- то жизнь с собою унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно!
Навсегда!
А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!”
Ученица:
Люди,
Покуда сердца
стучатся, -
Помните!
Какою ценою
завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет,
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили.
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной земли!
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите
Через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю:
Помните!
Просмотр презентации
Использованные ресурсы
Музыкальные:
Стихи о войне:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строки,опалённые войной
Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....
разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"
внеклассное мероприятие по истории для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....
Строки, опалённые войной
Сценарий литературной гостиной о творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....
Литературный журнал, посвящённый 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия, опалённая войной».
. Сегодня наш литературный журнал посвящён 65-й годовщине ...
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.
В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10 класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...
Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...