Конфликты в детской среде и способы их преодоления.
статья

Голубчикова Людмила Викторовна

Наверняка каждому из вас известно, что такое конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, точек зрения.

Причина конфликта - противоречия, вызванные различными или даже противоположными интересами.

Конфликтные ситуации между ребятами возникают не так уж редко.

Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают»  эмоции, мы испытываем напряжение, дискомфорт и наносим вред своему здоровью и здоровью участников конфликта.

Поэтому каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о конфликтах, о способах достойного выхода из них и правилах поведения в конфликтных ситуациях.

Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены- слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» отвечает «обидой на обиду», чтобы компенсировать свой психологический проигрыш.

При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с «запасом» (трудно же удержаться от соблазна проучить обидчика?!)

В результате сила конфликта возрастает.

Выделяются следующие основные типы конфликтогенов:

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессии;

3) проявление эгоизма.

(выявление  в ходе беседы этих черт характера у ребят)

Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов,  следует:

1) помнить, что любое неосторожное высказывание может
спровоцировать конфликт;

2)проявлять эмпатию к собеседнику.

Для этого нужно войти в его по­ложение и представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия и поступки.

В психологии выделяются следующие типы конфликта:

- Внутриличностный     конфликт     возникает     из-за состояния неудовлетворенности человека какими- либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

-Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.

-Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Конфликт имеет тенденцию к увеличению степени напряженности в отношениях, а это означает, что неразрешенный вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления.

Следовательно, его становится труднее разрешать.

В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Великий персидский писатель и мыслитель Саади по этому поводу писал:

Разгневан - потерпи, немножко охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Если возникает ситуация, в которой сразу трудно найти выход из положения, то лучше отложить решение вопроса, чем действовать необдуманно.

Кодекс поведения в конфликте:

1.Не надо искать виноватых и объяснять создавшееся положение.

Ищите выход из него.

2.Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, их должно
быть найдено много, чтобы выбрать лучший.

3.Не затрагивайте личность оппонента, а давайте оценку только дей­ствиям и поступкам.

4.Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.

5.Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не сможет доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться с «врагом».

Человек в этот момент не думает, его рациональная часть отключается, а поэтому незачем пытаться что-либо доказывать.

6.Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.

7.Нельзя раздражаться, кричать, нападать.

Важно дать себе время подумать, применить прием отсроченного воздействия, либо временно не обращать внимания на поступок. Такая неторопливость дает возможность поостыть и взять себя в руки, не сделать поспешных ошибок.

Всем вам, ребята,  необходимо уделять побольше внимания самодисциплине, самовоспитанию и творчеству.

Самый приемлемый выход из конфликта - компромисс, то есть открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения,  соглашение на основе взаимных уступок.

При выработке компромисса важен совместный анализ ситуации.

Для проведения анализа необходимо   несколько   условий:   нейтральная   территория,   продуманные логичные вопросы, полная доверительность, состояние психологического равновесия.

Традиционный вопрос « Кто виноват?», разрешая конфликт, стоит заменить другим «Как нам быть?».

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе - улучшение их отношений.

Конфликты ухудшают нравственный климат в коллективе, действуют разрушающе. Поэтому ребятам  необходимо учиться оценивать конфликты и свое участие в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_v_detskoy_srede.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Наверняка каждому из вас известно, что такое конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, точек зрения. Причина конфликта - противоречия, вызванные различными или даже противоположными интересами. Конфликтные ситуации между ребятами возникают не так уж редко.

Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают»  эмоции, мы испытываем напряжение, дискомфорт и наносим вред своему здоровью и здоровью участников конфликта. Поэтому каждому культурному человеку полезно иметь элементарные представления о конфликтах, о способах достойного выхода из них и правилах поведения в конфликтных ситуациях.

Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены- слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. Получив в свой адрес конфликтоген, «пострадавший» отвечает «обидой на обиду», чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с «запасом» (трудно же удержаться от соблазна проучить обидчика?!)

В результате сила конфликта возрастает.

Выделяются следующие основные типы конфликтогенов:

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессии;

3) проявление эгоизма.

(выявление  в ходе беседы этих черт характера у ребят)

Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов,  следует:

1) помнить, что любое неосторожное высказывание может
спровоцировать конфликт;

2)проявлять эмпатию к собеседнику.

Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия и поступки.

В психологии выделяются следующие типы конфликта:

- Внутриличностный     конфликт     возникает     из-за состояния неудовлетворенности человека какими- либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

-Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.

-Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Конфликт имеет тенденцию к увеличению степени напряженности в отношениях, а это означает, что неразрешенный вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления.

Следовательно, его становится труднее разрешать.

В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Великий персидский писатель и мыслитель Саади по этому поводу писал:

Разгневан - потерпи, немножко охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Если возникает ситуация, в которой сразу трудно найти выход из положения, то лучше отложить решение вопроса, чем действовать необдуманно.

Кодекс поведения в конфликте:

1)  Не надо искать виноватых и объяснять создавшееся положение.

Ищите выход из него.

2) Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, их должно
быть найдено много, чтобы выбрать лучший.

  1. Не затрагивайте личность оппонента, а давайте оценку только действиям и поступкам.
  2. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
  3. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не сможет доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться с «врагом». Человек в этот момент не думает, его рациональная часть отключается, а поэтому незачем пытаться что-либо доказывать.
  1. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения.
  2. Нельзя раздражаться, кричать, нападать.

Важно дать себе время подумать, применить прием отсроченного воздействия, либо временно не обращать внимания на поступок. Такая неторопливость дает возможность поостыть и взять себя в руки, не сделать поспешных ошибок.

Всем вам, ребята,  необходимо уделять побольше внимания самодисциплине, самовоспитанию и творчеству.

Самый приемлемый выход из конфликта - компромисс, то есть открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения,  соглашение на основе взаимных уступок. При выработке компромисса важен совместный анализ ситуации. Для проведения анализа необходимо   несколько   условий:   нейтральная   территория,   продуманные логичные вопросы, полная доверительность, состояние психологического равновесия. Традиционный вопрос « Кто виноват?», разрешая конфликт, стоит заменить другим «Как нам быть?».

Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе - улучшение их отношений.

Конфликты ухудшают нравственный климат в коллективе, действуют разрушающе. Поэтому ребятам  необходимо учиться оценивать конфликты и свое участие в них.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ"Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций."

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр...

Детская агрессивность и способы её преодоления

 Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. ...

Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...

Детская агрессивность и способы ее преодоления

Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия.В пси...

Детские страхи и способы их преодоления

Проявления детских страхов весьма разнообразны. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер...

Самоанализ классного часа Тема: «Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»

Самоанализ классного часаТема: «Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»Цель:  формирование представления о конфликтах и способах их разрешения, рассмотрение позити...