Учитель в концлагере в период Второй Мировой войны»
методическая разработка

Ежегодно 11 апреля отмечается день освобождения узников фашистских концлагерей. В этот день истощенные, изможденные, измученные, но непокоренные узники фашистского концлагеря БУХЕНВАЛЬД подняли восстание и за день до прихода советских войск сами освободили себя!

Среди истощенных, собравших все силы для боя со своими мучителями были подростки и дети. Вместе с другими узниками они брали в руки булыжники, доски, бежали к проволочному ограждению…

Как дети попали в Бухенвальд? У каждого – своя трагическая судьба

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_v_kontslagere.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие

В рамках празднования 70 -летия Победы

           «  Учителя в концлагере  в период Второй Мировой войны»

Подготовила:

Ступнева татьяна Васильевна

Учитель русского языка и литературы

2015 г

Пояснительная записка

Цель : Напомнить  педагогам о великой роли учителя

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с жизнью детей в концлагерях в период Холокоста на примерах Освенцима, Бухенвальда и гетто в Терезине.

2. Рассказать о подвиге учителей в концлагерях в период Холокоста на примере Я.Корчака, Н.В.Федосенко, Н.В, Кюнга, Фридл Дикер-Брандейсовой.

3.Познакомить на практике с тремя формами проведения занятий: практикум, семинар, лекция.

Развивающие:

  1. Совершенствовать навык поиска информации в интернете.
  2. Совершенствовать навык работы в команде.
  3. Развивать ораторский навык и качества лидера.

Воспитательные:

1.Способствовать формированию толерантного сознания на примере истории Холокоста в условиях работы в многонациональной школе.

2.Воспитание активной жизненной позиции, ответственность за совершаемые действия и поступки.

Аудитория: молодые учителя (на данном семинаре присутствовало 11 человек)

Время проведения: 60 минут

Оборудование: компьютер, мультимедипроектор, экран, мультимедиа презентация Power Point Office 2003, видео фильм (в программе Windows movie maker), План проведения круглого стола, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.

Место проведения: кабинет информатики

 

План проведения

                                                              Слайд 1,2

I период – практикум-погружение в проблему, совместный направляемый поиск информации в интернете и ее обсуждение (работа над 1 и 2 вопросами).

Учитель: Предлагаю работу начать с отыскивания ответов на следующие вопросы:

1)Что такое Холокост?

2) Затронул ли Холокост детей? В какой степени?

3)Кто такой Учитель? Какую роль играет учитель в жизни ребенка?

4)Какую роль играл учитель в годы Великой отечественной войны?

5)Кого из учителей вы можете привести в пример для подражания (война, концлагерь, период Холокоста)

Вопросы представлены на слайде 3

Слушатели могут дать ответы самостоятельно: из прочитанных ранее книг, фильмов.

В ходе обсуждения участники осуществляют поиск информации в интернете.

Источники для поиска информации на 4 слайде.

Обсуждение по первому вопросу подытоживается информацией на слайдах 5,6,7.

Продолжается обсуждение по 2 вопросу.

Учитель: Прежде чем вы расскажете о том, что знаете, я прочту вам стихотворение  Малины Мюлбштейновой, которая родилась в 1937 и погибла в 1944 в возрасте 7 лет:

Хотите посчитать?

Раз — нары,

Два — одеяло,

Три — фуфайка,

Четыре — миска,

Пять — ложка...

Вот и весь мой свет.

Сколько транспортов? Сколько?

Три? Два? Один? Не знаю...

Пришел и наш черед.

Мама уже собирает вещи.

(слайд 8)

Участники круглого стола находят истории о жизни детей в концлагерях (слайд 8), учитель дополняет информацией из Приложения 2 (слайд 9). Участники круглого стола приходят к выводу, что рядом детьми в такое тяжелое время должны были находиться взрослые и обсуждение переходит к вопросам 3 и 4.

II период – семинар - обсуждение на основе знаний (книги, учебники, фильмы и т.п.), личного опыта (работа на 3 и 4 вопросами)

Участники круглого стола обсуждают вопросы № 3,4. Участники могут использовать домашние заготовки, так как эти два вопроса были даны участникам круглого стола заранее для самостоятельной подготовки.

III период – лекция (представление учителем информации по  5 вопросу).

Учитель представляет информацию об учителях и их роли в концлагерях, используя информацию из Приложения 3.

Рассказ иллюстрируется слайдами  10- 26.

Учитель подводит итог работы круглого стола: «Никто не забыт и ничто не забыто. Почтим память всех погибших в концлагерях  в годы Великой отечественной войны минутой молчания» (видео ролик).

Приложение 1

Информация для ответа на первый вопрос: «Что такое Холокост?»

Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит «всесожжение» - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе

Традиционно жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число фигурировало в слушаниях на Нюрнбергском процессе. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними. Огромное количество людей было уничтожено на оккупированной территории СССР, куда доступ зарубежным исследователям был закрыт и где говорили о погибших просто как о «советских гражданах», замалчивая их происхождение.

По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд-Вашем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Приложение 2

Информация для ответа на второй вопрос: « Затронул ли Холокост детей? В какой степени?»

На примере Бухенвальда                                                                                                    

Ежегодно 11 апреля отмечается день освобождения узников фашистских концлагерей. В этот день истощенные, изможденные, измученные, но непокоренные узники фашистского концлагеря БУХЕНВАЛЬД  подняли восстание и за день до прихода советских войск сами освободили себя!

Среди истощенных, собравших все силы для боя со своими мучителями были подростки и дети. Вместе с другими узниками они брали в руки булыжники, доски, бежали к проволочному ограждению…

Как дети попали в Бухенвальд? У каждого – своя трагическая судьба. Валентин Нестеров, ему тогда было 9 лет, уходил из Николаева вместе с матерью. Потерял ее во время бомбежки. Его, прятавшегося в воронке, кормившегося в поле гнилой картошкой, сочли подозрительным  и отправили в концлагерь.

Юного отважного партизана Владимира Мациенко схватили во время облавы. 14-летнего Павла Каюна забрали за то, что пытался скрыться в лесу от угона в Германию…

У каждого была своя печальная дорога. Надо представить, что должна была пережить детская душа, увидев однажды эти деревянные стены бараков, на которых внутри проступал иней, заглянув в глаза людей, в которых замер страх, услышав лай сторожевых собак? Как не одичать, не озвереть, не сломаться, увидев, как около крематория сваливают, как будто дрова надорвавшихся на непосильной         работе людей, в которых еще теплится жизнь?

Война ставила такие вопросы, которые испытывали саму человеческую природу. Что одолеет в людях перед лицом гибели        ?

Инстинкт самосохранения, присущий любому живому существу, или способность к состраданию? Потребность остаться в живых или чувство человеческого достоинства, проявившееся вопреки страху? Может ли человек, доведенный до отчаяния, изголодавшийся, терпящий унижения, заботиться еще о ком то, о том кто слабее? Значит может… Об этом свидетельствует история Бухенвальда.

На примере Освенцима

Концентрационный лагерь Освенцим был создан по приказу Гимлера 27 апреля 1940 года на общей площади 40 квадратных километров болотистой, топкой земли. Люди говорили, что этот район «жизнь обходила в течение тысячелетий, ибо там таилась смерть». Лагерь просуществовал до 27 января 1945 года. В этот день его узников освободили советские войска.

Из обнаруженного отчета за период с 1 декабря 1944 года по 15 января 1945 года  в Германию  было отправлено 99922 комплекта детской одежды и белья, 192652 комплекта мужской одежды и белья и несколько тысяч детских колясок.

До 1943 года всех рожденных в концлагере детей умерщвляли. После 43 года светловолосых отбирали в Германию, еврейских детей также беспощадно уничтожали. Случайно выжившие младенцы были обречены на голодную смерть. У детей брали кровь для немецких солдат, ставили над ними медицинские опыты.

Приложение 3

Информация для ответа на пятый вопрос:

«Кого из учителей вы можете привести в пример для подражания (война, концлагерь, период Холокоста)»

В один из сентябрьских дней 1944 года в детском бараке №8 в Бухенвальде появился пожилой человек высокого роста, степенный, сдержанный. Это был учитель Никодим Васильевич Федосенко. В лагере привычным было обращаться друг к другу на «ты», но в этом человеке чувствовалось такое особенное, что невольно побуждало даже незнакомых людей обращаться к нему на «вы». Первым делом Федосенко предупредил, чтобы кто-нибудь из подростков встал перед входом и наблюдал. Если появятся фашисты, он должен подать сигнал. Так начался первый урок. О чем можно было сказать детям, чтобы отогреть их души? Учитель поднимал то одного, то другого и спрашивал: «Ты помнишь, откуда ты? Из какого города или села? Как называлась улица, на которой ты жил? Расскажи нам…»

И ребенок, стоя в заношенной полосатой одежде, видел в эту минуту перед собой не барачные нары, а тот уголок земли, откуда он был родом. И он, волнуясь и запинаясь, начинал говорить. О том, каким был его дом, какими он помнил отца и мать, свою улицу, школу. Обостренным страданиями чувством дети поняли, зачем обо всем их спрашивал учитель. В концлагере их хотели лишить не только памяти, но и всего человеческого. У них не осталось здесь ни имен, ни ФАМИЛИЙ, А ТОЛЬКО ОДНИ НОМЕРА. Когда их окликал фашист, каждый должен был быстро назвать своей номер. И вот Никодим Васильевич с первого урока напоминал им: «Вы не одни на свете. У вас есть Родина! Победа будет за нами»

Вскоре к детям пришел еще один учитель – Николай Федорович Кюнг, который до войны был преподавателем истории. Многое сделал для подпольной школы и австрийский коммунист Франц Лейтнер.

Дети в Бухенвальде понимали, что нельзя задавать лишних вопросов, никто из них и не спросил, почему это вдруг пришли к ним учителя, стали вести уроки. Не знали они сначала и о том, что открыть эту школу было решено по заданию Интернационального подпольного комитета, созданного в Бухенвальде.

Из воспоминаний Николая Федоровича Кюнга:

Однажды вечером меня вызвали из барака и передали, чтобы я подошел в условленное место. Там меня ждал один из связных подпольного центра. Мы стояли у стены барака, в котором слышался стук колодок, ведер, простуженные и охрипшие голоса. Связной говорит мне: «Ты ведь преподавал историю до войны? Нужен сейчас учитель в подпольную школу. Это задание комитета…» Когда я шел впервые в детский барак, то волновался до слез. Ведь у меня тоже было двое детей. Где они? Что с ними? В бараке меня ждали. Дети сидели на полу, на подоконниках. Лица исхудавшие. И потому казались огромными торчащие уши и бездонные застывшие  глаза с выражением привычного испуга. Об одном тогда думалось, если хоть потеплеют эти глаза на моих уроках, значит, я старался не зря . Я понимал, что ребятам трудно будет отвлечься от своих горестных дум, сосредоточиться. Стал рассказывать им об Александре Невском, о битве на Чудском озере. Вижу, ребята задвигались, зашевелились. Все, что внушает им веру в победу, они инстинктивно схватывали на лету…

Надо представить себе, каким был быт этого лагеря, чтобы понять, что значили эти подпольные уроки для детей. Снимки и кинокадры донесли до нас и витки  проволоки, опоясавшие лагерь, и вид вросших в землю бараков и печи крематория. Остались такие трагические документы истории. Но вот что видел и переживал день за днем каждый из узников, что не снимешь на пленку. Об этом можно только рассказать.

Вот воспоминания самых юных:

- Знаете, что мне запомнилось? – говорил И.А.Борисов - Нам всегда была видна труба крематория. Что бы ты ни делал – получал свою миску баланды, тащился в шеренге, присел обессиленный у стены – видишь этот страшный дымок – сгорает чья-то жизнь. А кто туда попадет завтра? С этой мыслью надо было жить. Недаром же каратели с издевкой говорили нам, что выйти отсюда можно только через трубу крематория.

- Нас запрягали в повозки, - говорил П.С. Каюк – Помню, как цинично, со смехом нас называли «Поющие лошади». Фашистам казалось остроумным и забавным, стоя на повозке, кричать «Но, пошел!».

- Перед бараками стояла виселица и  так называемый «козел» для порки – вспоминал И.П.Николенко – За что могли наказать? За то, что охраннику показалось, что ты недостаточно быстро сдернул свою полосатую шапку с головы, приблизившись к нему, что смотрел слишком дерзко. Тут же мог тебя стукнуть хлыстом или рукояткой пистолета. Меня определили электриком. Со мной проделывали такую штуку. Я возвращался, скажем, исправив проводку, за мной шли несколько эсэсовцев, они пускали на меня собаку, пасть которой была в наморднике, Громадная собака сваливала меня, катала по земле, фашистам было смешно.

Любому человеку, а тем более детям, надо было не просто выжить. Но и сохранить свое психическое здоровье, доверие к человеку, способность сострадать другим. Вот зачем нужна была школа в детском бараке, вот почему так тянулись к ней ее обитатели.

- Наши подпольщики работали и на вещевом складе, и в  канцелярии, - рассказывал Н.Ф. Кюнг. – Они помогли достать бумагу и карандаши для детей. Принесли в барак кусок фанеры, на которой писали темы урока или арифметические задачи. Мне запомнилась такая картина: Н.В.Федосенко пишет на доске: «Мама моет раму, а папа воюет на фронте» Надо было дать почувствовать детям, что они не быдло, каким хотели их видеть фашисты, а люди. И если проходят такие уроки, значит, у них есть будущее.

- Я был одним из младших в бараке, - говорил В.И. Нестеров, -  всех нас пытали страхом и непосильной работой, кое-кто из детей забывал как слова пишутся на бумаге. Что здесь удивительного? Ведь у некоторых были даже не месяцы, а годы такого существования. Как же всем хотелось учиться. Мы учились правописанию, решали задачи. Но больше всего запомнилось, как учитель спрашивал нас: «Кто помнит, какие реки у нас на Родине?. Кто расскажет о Москве или о Киеве? Нам внушали, что война кончится нашей победой.

И учителя, и ученики рисковали жизнью за каждый урок в подпольной школе. Расправа за школьную доску, обучение грамоте и счету? Да, таков был страшный режим концлагеря. Но ни педагоги-подпольщики, ни учащиеся, даже самые малые, не думали об этой нависшей над жизнью угрозе. Что-то еще более важное, чем инстинкт самосохранения, родилось в их душах. Они хотели учиться даже перед лицом гибели. В этом их стремлении был вызов врагу. И не было теперь более прилежных учеников, чем ребята в затхлом бараке.

Школа  в Освенциме  

Возможно ли словосочетание «школа в концлагере»? Парадокс, но школа была: в лагере смерти Освенцим каждое утро сотни детей отправлялись на занятия в школу, где группками рассаживались на полу перед воспитателем, который рассказывал им истории, играл и пел с ними или учил их танцевать, в то же самое время в крематориях ежедневно сжигали тысячи трупов других евреев. Посреди зловония, исходившего из труб крематориев, дети и их воспитатели справляли Песах и хором пели «Оду к радости» из Девятой симфонии Бетховена. Даже сам Менгеле пришел послушать, как дети «низшей расы» поют «Все люди братья». В какой степени парадокс?

Детский барак в Биркенау украшает картина, на которой дети идут в школу, обычное занятие обычных детей, но как это воспринимается в бараке лагеря смерти не передать словами. Неизвестный художник получил разрешение нарисовать картину, но подписать «Школа» можно было только по-немецки, в бараке где томились еврейские и цыганские дети. Картина, написанная светлыми красками, украшает детский барак лагеря смерти, где на необструганных досках, каменном полу должны были проводить дни, недели и месяцы маленькие узники. Им тоже давали задания – убраться в бараке. «Порядок прежде всего!» И они камешками или стеклышками чистили доски своих нар, убирали мусор с пола.

Дети и учителя Терезина  

Что нужно было сделать взрослым, чтобы дети не сошли с ума? Чтобы они жили полноценной жизнью? Чтобы могли после гетто продолжить прерванную на долгие годы учебу?

Взрослые надеялись, что дети вернутся к нормальной жизни. Но если бы детский врач Д-р Шаффа знал, что те дети, которых он носил на руках ночами напролет, чтобы не застаивалась мокрота в больных легких, дети, которых он вылечивал ценой огромных жертв, будут отправлены в Освенцим и умерщвлены, разве он перестал бы их лечить? Если бы великий педагог Ирма Лаушерова вместе с Руди Орнштейном знали, что те дети, которых они обучали по учебнику для чтения, созданному ими для семилеток, вскоре превратятся в пепел, разве отказались бы они от этой работы? Если бы те воспитатели детских домов, бодрствующие днями и ночами (разбудить ночью Евичку, чтобы она не промочила постель, дать лекарство Руте, поменять компресс Петру, промыть глаза Марте, положить ладонь на лоб перепуганного ребенка, чтобы его плач не пробудил остальных детей, достать талоны на стирку и ремонт обуви и т. д.), знали что за 15 минут можно истребить пять тысяч человек, разве перестали бы они учить детей?!

Известны два факта: узнав о предстоящем истреблении детей, покончили с собой Фреди Хирш и Адам Черняков. Фреди Хирш был главным воспитателем в Терезинском семейном лагере в Освенциме. Когда ему сообщили, что назавтра всех отправят в газовую камеру, в том числе и 256 детей до десяти лет, он принял яд. Ему было двадцать шесть. Адам Черняков возглавлял юденрат в варшавском гетто. Когда он понял, что будет с детьми, он тоже отравился. Корчак прошел с детьми до конца. Фридл Дикер-Брандейсова тоже. Мы не вольны судить ни тех, ни других.

Они были жертвами. Они были героями.
Врачи, учителя, воспитатели, медсестры, нянечки — благодаря их подвижничеству, самопожервованию дети не умирали с голоду, были заняты делом, главное из которых — учеба, «подпольное» образование.
Товарищество взрослых и детей, уникальный климат любви и понимания, — неужели это возможно лишь на грани жизни и смерти?! Ирма Лаушерова, педагог и воспитатель детского дома девочек, вспоминает: «В стесненности, скученности росла и крепла солидарность, а вместе с вынужденными препятствиями возрастала ответственность. Пока существовала жизнь, существовала и «надежда». Наше стремление выжить было непоколебимо».

После гибели детей осталось: 5000 рисунков, журналы «Ведем», «Бонако», «Рим Рим Рим», «Камарад», «Голос чердака», «Новости», дневники, тетрадки с пожеланиями, пригласительные билеты на вечера поэзии, на лекции и спектакли, да куклы для кукольного театра.

        Януш Корчак

В «Доме сирот» было более ста детей (в 1940 году - более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причём все - даже повар и прачка - были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли. Это было маленькое «государство» детей, во главе которого стоял «Совет самоуправления». По спорным вопросам проводились опросы общественного мнения. Большое значение имел в доме «Товарищеский суд», кодекс для него сочинил сам  «пан доктор». И хотя в кодексе была тысяча параграфов, только тысячный гласил, что подсудимый «опасен для окружающих и подлежит исключению» - этот пункт был применён за тридцать лет всего два раза. Детский суд в доме Корчака выносил одно из двух решений: оправдать или... простить. Ведь в детском доме жили сироты, и Корчак делал все, чтобы дать им настоящее детство.

Вся педагогическая система Корчака построена на убеждении в абсолютной, безотносительной ценности детства. «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь», писал Корчак. «Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Вспыльчивый ребенок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребенка выманили игрушку; у взрослого - подпись на векселе. Легкомысленный ребенок на десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все свое состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».

Мало кто из педагогов говорил о детях так строго: «Среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых... Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей». «Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он вступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется». Януш Корчак не идеализирует детей, но для него каждый ребенок - личность. Да,  дети бывают настолько неблагодарны порой, вырастают совсем не такими, как нам хотелось бы. "Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей", - писал Януш Корчак. И есть лишь одна возможность избежать разрушительного для обеих сторон разочарования: признать право детей на детство. Перестать судить о ребенке только с точки зрения будущего, внушая тем самым, что сейчас он еще - никто. Нельзя мерить детей на взрослый аршин! В основе такого взгляда не умиление детством, а понимание его. Ребенок, в отличие от взрослого, может «солгать, вымануть, вынудить, украсть», - пишет Януш Корчак, хотя ему вовсе не нравятся дети, которые лгут, выманивают, вынуждают, крадут. Но он знает, что проступок ребенка - не то, что преступление взрослого, что проступок ребенка по-своему ценен, потому что «в конфликте с совестью и вырабатывается моральная стойкость». К ужасу педагогов, Януш Корчак напишет:

«Мой принцип: пусть дитя грешит». Известно, как трудно порой с мальчишками, как тяжело обуздать их склонность к дракам, обменам, неряшливости... Кроме всеобщей вовлеченности в разнообразные дежурства по Дому - за вознаграждения, между прочим, ведь призы - сильнейший стимул (в ходу были конфеты, открытки, и другие любимые детьми «награды») - Корчак также «разрешил» отдельные виды «неблагонравия». Можно было драться - но по «дуэльному кодексу» - со свидетелями, секундантами и занесением в журнал повода драки. Обмены разрешались только «честные» - был составлен список эквивалентов, например, нож можно было обменять на увеличительное стекло... Заключенные пари оформлялись у «пана доктора»...

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Из рассказов очевидцев об отправлении детского дома Корчака в Треблинку мы знаем, что дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зелёное знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное...

Он шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой - ведь дети народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал... Но еще час, еще пятнадцать минут, еще минуту он мог поддерживать в них надежду, отгонять от них страх смерти... Что еще мог сделать старый доктор?

Еще одно свидетельство: «Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал ангел смерти... Так, строем... сюда еще никто не приходил».

«Что это?!» - крикнул комендант. «Корчак с детьми», - сказали ему... Когда дети уже были в вагонах, комендант спросил доктора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». «Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?» - «Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор...» - «А дети?» - «Невозможно, дети поедут». – «Вы ошибаетесь, - крикнул доктор, - вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - и захлопнул за собой дверь вагона.

6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке.

Незадолго до гибели Корчак писал: «Если бы можно было остановить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас».

Это хорошо понимала австрийская художница и педагог Фридл Дикер-Брандейс (Friedl Dicker-Brandeis), которая занималась рисованием с детьми в чешском гетто Терезин во время Второй мировой войны.

Фридл Дикер-Брандейс родилась  в Вене в 1898 г., училась в Баухаусе, потом работала как художник, театральный дизайнер, архитектор, а также как педагог, обучая детей основам изобразительного искусства. В Терезине она два года занималась с детьми рисованием, жила с ними в детском доме, а 6 октября 1944 г. была депортирована в Освенцим, где и погибла.

У педагогов, которые работали в детских домах гетто, в июле 43-го состоялся семинар. Прочитанная на нем лекция Фридл называлась очень скромно – «О детском рисунке». Эта работа сейчас переведена на все языки, она считается основополагающей работой по искусствотерапии. Если вы будете ее читать, то вы никогда не поймете, что она написана в лагере. Единственное упоминание об этом лишь в том параграфе, где автор говорит о том, что мальчики такого-то блока ужасно хотят рисовать, а кистей не хватает. Поэтому Фридл придумала такой урок: один ведет дневник, другой приносит бумагу, третий – стоит за спиной у рисующего и ждет, пока он закончит. Фридл пишет, что эти занятия в группе необычайно продуктивны – дети сами учатся друг у друга, а ее задача – только быть с ними.

Когда говоришь «быть с ними», это кажется банальностью, но на самом деле быть с ребенком в момент, когда он творит, требует особого таланта. Фридл говорила об одной своей ошибке. Она спросила 11-летнюю девочку, рисовавшую обнаженную женщину, к которой приближается мужчина с револьвером, – что это? И девочка очень быстро, на этом же рисунке, накинула на нее одежду, чтобы она не была обнаженной. Фридл пишет, что она ее спугнула, не дала девочке возможности войти в ту тему, которая, видимо, ее страшно волновала. Эта девочка – Эва Шурова, ей было всего 11 лет, когда она погибла. Дети видели всё, что происходит в гетто, они видели и совокупления, и смерть, они видели всё. Фридл пишет, что потом ей понадобилось еще десять уроков, чтобы эта девочка смогла открыться.

Дети создавали потрясающие по уровню свободы произведения. Благодаря творчеству детям удавалось освободиться – хотя бы на час – от гнетущей реальности. Часто дети должны были вообразить себе то, чего никогда не видели или видели, но забыли. На занятиях свободные темы чередовались с натюрмортами или копированием картин. Искусствотерапия, которой Фридл занималась с детьми в гетто, была направлена в первую очередь против страха, она исцеляла детей духовно, давала им ощущение свободы, приводила в порядок их чувства и мысли. Пять тысяч детских рисунков, конспект лекций Фридл для учителей и педагогов были найдены в домах и бараках Терезина после войны; сама она погибла в Освенциме в 1944 году. Ученики Фридл, пережившие ужасы Терезина и Освенцима, стали художниками, искусствоведами, детскими психологами, врачами… Ей они обязаны выбором профессии, на многое они до сих пор смотрят ее глазами.

Источники:

http://www.mgorv.ru/index.php?go=News&in=view&id=499

http://www.jerusalem-korczak-home.com/makarov/mak2.html

http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3120856/

www.pu-37.narod.ru/Docum/Trev_pamut.doc

http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer12/Godunova1.php

http://www.jerusalem-korczak-home.com/makarov/ash5.html 

http://www.jerusalem-korczak-home.com/makarov/ash5a.html 

vpokrovka.gvarono.ru/docs…trip-bukhenvald.doc

http://madchen-1812.livejournal.com/2977.html 

http://www.egoza-rostov.ru/index.php?action=statya&page=141 

http://forum.violity.kiev.ua/viewtopic.php?p=1030194& 

http://forum.tsure.ru/index.php?act=Print&client=html&f=172&t=9547 

http://lifestyle.ru.msn.com/leisure/gallery.aspx?cp-documentid=148831079&page=34 

http://fotki.yandex.ru/users/danielchersunov/view/266632/?page=0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Самостоятельная работа по теме:Вторая Мировая война и Великая Отечественная война

Данный материал может быть использован в качестве проверки знаний после изучения представленной темы....

Итоговый тест по разделам «Между мировыми войнами» и «Вторая мировая война».

Уважаемые коллеги.Представляю Вам тест, разработанный для I курса техникума. Конечно, вопросы в нем именно те, которые мы разбирали с ребятами на занятиях. В спецификации теста есть вся необходимая ин...

Дипломатия в годы Великой Отечественной войны: Тегеран – Ялта – Потсдам. «Третий фронт» Второй мировой войны

Проблемная конференция по вопросам о роли советской дипломатии в победе над фашизмом и использованием ИКТ-технологий....

4.06. ПК1. 5.06. МЖКХ1. История. "Первый период Второй мировой войны"

Задание1. Изучите материал учебника, стр. 195-2012. Ответьте на вопросы:   -  Каково было соотношение сил накануне нападения Германии на СССР?   -  Назовите причины пораж...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".

План-конспект  занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине  40.02.02 Право...