Беседа "Правда и ложь"
материал
Предварительный просмотр:
Беседа: «Правда и ложь»
Цель: формировать нравственные качества – честность, справедливость;
выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия.
- Начинаем наш разговор со сказки:
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт».
Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт.
Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.
Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.
- О чём мы будем говорить?
- Тема нашего разговора «Правда и ложь»
- Важен ли этот разговор для каждого из вас? Почему важно говорить о правде и лжи?
- Сегодня мы поговорим о том, всегда ли следует быть честными? Сформулируем правила честного поведения. Для дальнейшей работы нужно распределиться на группы.
1. Игровое упражнение.
- Предлагаю всем встать в круг (лицом в центр), взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.
- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить.
- Закройте глаза, не разговаривайте друг с другом.
Детям на спины скотчем приклеиваются рисунки: солнышко – 5 человекам, сердечко – 5 человекам, цветок – 5 человекам, весёлая мордашка – 5 человекам. На столы ставятся 4 символа: солнышко, сердечко, цветок, весёлая мордашка.
- У каждого из вас спине приклеен символ, который подскажет, за какой стол нужно сесть. Помните, что вы не одни, и можете обратиться за помощью друг к другу.
Дети должны подходить друг к другу и объясняться жестами.
- Посмотрите, все ли правильно расселись по своим местам.
- Почему у вас всё получилось?
- А, если бы кто-то из ребят показал вам неправильно ваш знак, что бы тогда произошло.
- Все ли ребята поступили честно?
- Какие трудности испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки друг друга? Почему?
2. Обсуждение определений «правда» и «ложь»
- Попробуем дать определение этим понятиям.
- Обсудите в группах и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.
правда ложь
истина неправда
действительность обман
- Что у вас получилось.
- Что такое правда? Ложь?
- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
3. Видеоролик.
- Предлагаю вам посмотреть видео, оценить поступки детей, с точки зрения нашей темы.
Просмотр видео, на котором показан честный поступок девочек, нашедших сотовый телефон, состоящего из двух частей с остановкой в кульминационном месте.
- Как поступили бы вы в этой ситуации? Обсудите в группе.
- Просмотрим ролик до конца.
- Как вы оцениваете поступок девочки, нашедшей телефон? Какой её можно назвать в связи с темой нашего разговора?
- Могла ли эта история закончиться иначе? Как?
- Какой конец вам нравится больше? Почему?
- Честный человек никогда не возьмёт чужого, всегда сознается и скажет правду. Это его главное отличие от нечестного и лживого человека.
4. Причины лжи, обмана.
- Лгать или говорить правду – это зависит, прежде всего, от человека. Но существует причины, по которым человек порой не говорит правду.
- Ответьте на вопрос: почему человек обманывает?
- Каким людям живётся легче: честным или нечестным? Почему?
- Как другие относятся к тем, кто обманывает?
5. Работа с пословицами
- О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.
- Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.
Каждой группе даются две одинаковые пословицы:
Красива ложь, да от правды не уйдёшь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.
- А вы знаете пословицы о правде и лжи?
- Попробуйте сочинить пословицу по нашей теме.
6. Составление правил честного поведения. Итог работы.
- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.
1) Сказал – сделай.
2) Не уверен – не обещай.
3) Ошибся – признайся.
4) Говори только то, что думаешь.
5) Не можешь сказать правду – объясни почему.
6) Поступай только честно.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить.
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А, правда, так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а будем, лишь
Правду говорить!
Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока . Правда и ложь в пьесе М Горького « На дне».
Урок входит в серию занятий по творчеству писателей 20 века, что соответствует программе по литературе 11 класса. Это 3-й урок по пьесе М Горького "На дне"...
Детская ложь.
Одно из важнейших проблем в общении с детьми, с которой хоть раз в жизни сталкивался каждый родитель,-это детская ложь. Как она возникает? Почему дети обманывают самых близких? Можно ли с этим боротьс...
методическая разработка проекта "Сладкая ложь о шоколаде" 10 класс + Презентация к уроку
Коллективный проект...
Правда и ложь о курении
Разработка классного часа для 9 класса...
Детская ложь
В статье рассматриваются виды и признаки лжи, особенности и причины детской лжи. Раскрываются социальные корни детской лжи. Даны рекомендации по проблеме предотвращения детской лжи....
Ложь в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – это переходный период для ребёнка. В это время подросток уже не считает родителей всесильными, а стремится обособиться от них и их ценностей. Добиваясь независ...
классный час "Правда и ложь"
классный час ,презентация...