Методические рекомендации
методическая разработка (8, 9, 10 класс)

Осипова Людмила Петровна

Методических рекомендаций

к проведению историко-краеведческой

игры-квеста «Мой край родной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутовская основная школа» Велижского района Смоленской области

Методических рекомендаций

к проведению историко-краеведческой

игры-квеста «Мой край родной»

Разработала: Осипова Л.П.,

учитель русского языка и литературы;

Велиж, 2017

Актуальность.

Квест как интерактивная технология гражданско-патриотического воспитания детей и подростков

Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей аудитории. В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.

По-другому, квестовые игры называют – «игры разума» и секретики. Прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки.

В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности.

Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. В отличие от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением информации для решения образовательных задач, в которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы Интернета, но тогда мы будем говорить об образовательный web-квесте — (webquest ) —  

         Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе, а также во внеурочной деятельности. 

Наиболее интересными становятся такие интерактивные формы, которые позволят организовать всех участников образовательного процесса, использовать их творческие способности, осуществлять имеющиеся знания и навыки в практической деятельности: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.

Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги).

По длительности выполнения различают два типа веб-квестов: кратковременный (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на 1-3 занятия) и длительный (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок).

По предметному содержанию различают монопроекты (охватывают отдельную проблему, тему или учебный предмет) и межпредметные.

По типу заданий, которые выполняют участники, веб-квесты делятся на:

• пересказ предполагает демонстрацию понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

•    планирование и проектирование включает разработку плана или проекта на основе заданных условий;

•    самопознание направлено на исследование любых аспектов личности;

• компиляция подразумевает трансформацию формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

• творческое задание – это творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

•  аналитическая задача предполагает поиск и систематизацию информации;

• детектив, головоломка, таинственная история (тут участники делают выводы на основе противоречивых фактов);

• достижение консенсуса подразумевает выработку решения по острой проблеме;

•  оценка включает обоснование определенной точки зрения;

•  журналистское расследование – это объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

• убеждение заключается в склонении на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

• научные исследования основаны на изучении различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
  • кольцевыми, они представляют собой тот же “линейный” квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Методические ресурсы квеста:

Тренировка и развитие навыков информационной деятельности;

Развитие творческого потенциала;

Развитие коммуникативных умений;

Развитие читательских компетенций;

Способ формирования мотивации;

Междисциплинарность

      Роль учителя (организатор, координатор, консультант)

Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о подростках, то подобные задания заставляют их думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.

Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. При этом происходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям в процессе реального включения его в историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края. Участие в игре обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Чувство удовлетворенности от выполненного задания способствует укреплению мотивационной основы патриотизма подростков.

Роль квест-технологий в современном образовательном процессе недооценивать просто нельзя. Квест учит как поиску правильного логического мышления, так и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А в зависимости от содержательного наполнения может иметь общественно полезную направленность, обладать возможностью реализации содержания гражданско-патриотического воспитания через  умственное и нравственное развитие детей.

Цель игры: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей малой родины.

Задачи:

- формировать патриотическое сознание учащихся  и их чувство гордости за свою Родину;

-способствовать развитию творческих способностей школьников, коммуникативности, умению взаимодействовать в команде, умению находить полезную информацию,  как из традиционных, так и нетрадиционных источников;

- содействовать творческому взаимодействию между образовательными, культурными и иными учреждениями и организациями города, не равнодушными к проблемам детства.

Целевые группы: учащиеся школ района 10-17 лет.( взрослый контингент)

Партнерские организации: Велижский историко-краеведческий музей; городская библиотека.

Участники игры - 3 команды учащихся ОУ школ Велижского района – начинают квест в актовом зале МБУДО Велижского ДДТ. Каждая команда получает маршрутный лист с отметками контрольных пунктов прохождения маршрута. Порядок прохождения маршрута нарушать нельзя. Каждую команду сопровождают по одному представителю от школ,  которые контролируют самостоятельность работы команд, отвечают за  безопасность движения учащихся. В контрольных пунктах команду встречают ведущие с вопросами, посвященными Велижскому району.

Подготовительный этап

Организационно-методическая работа с педагогами ОУ города и района  и социальными партнерами: Велижским историко-краеведческим музеем и районной библиотекой.

Разработка совместного плана работы, создание сценария квест-путешествия (консультации, мозговой штурм, деловые игры, мастер-классы).

Предварительная работа с детьми:

  • экскурсии, реальные и виртуальные, в городской музей;
  • беседы, чтение художественной литературы и разучивание стихотворений  велижских поэтов, встречи в литературной гостиной;
  • участие в литературном конкурсе «Велижская строфа»;
  • сюжетно-ролевые, театрализованные, спортивные и др. игры;
  • изучение краеведческой литературы, встречи с ветеранами боевых действий по теме «Мой край родной».

Подготовка сценария

Основой сценария квест-игры могут служить исторические события Велижского края, города Велижа, современная инфраструктура, литературные произведения местных поэтов, знаменитые земляки,э их героическая и трудовая деятельность.

Материалы и оборудование:

  • «Карта сквера им.Прохоровых» и «Маршрутный лист» для каждой команды;
  • картины, иллюстрации, фотографии, экспозиции музея и книжные выставки библиотеки;
  • оборудование и материалы для продуктивной деятельности;
  • технические и информационные средства обучения(мультимедийные проекторы, компьютеры и др.)
  • ребусы изучаемой тематики;
  • рекомендуемый перечень произведений (стихотворения, рассказы, песни и т.д.).

Порядок проведения КВЕСТА

4.1 КВЕСТ–игра проводится в помещении ДДТ, а также, по согласованию, несколько этапов пройдут в Велижском историко-краеведческом музее, городской библиотеке.

4.2 Игра состоит из двух этапов:

1 этап – ПРИКВЕЛ (Предыстория) – задание, сюжетно связанное с предстоящей игрой и предшествующее игре по внутренней хронологии. Задание приквела необходимо выполнить до начала игры, чтобы заработать бонусное время к самой игре. Команды, которые его выполняют, получают преимущество при подведении итогов КВЕСТА. 

 2 этап – непосредственно КВЕСТ:

  • Общий сбор. Инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).
  • Розыгрыш карты квестовой зоны. Прохождение Командами маршрута и выполнение заданий.
  • Общий сбор после прохождения маршрута и подведения итогов игры.

Начало игры - 12.00 часов.

4.3 КВЕСТ включает в себя движение по маршруту из 5 игровых контрольных точек.

4.4 На игровой точке участники выполняют задания и набирают баллы. Время посещения пунктов фиксируется организаторами КВЕСТА. На каждом контрольной точке Команда должна быть в полном составе!

4.5 В результате прохождения квестовой зоны игроки должны собрать герб города Велижа.

4.6 Время прохождения каждой точки маршрута не должно превышать 10 минут! Если участники не уложились в обозначенное время или не ответили на вопросы, команде назначаются штрафные баллы.

4.7 Победителем признается команда, пришедшая первой по итогам подсчета времени прохождения, прошедшая весь маршрут и справившаяся со всеми заданиями за самое короткое время, с учетом штрафных и бонусных баллов.

Маршрутный лист

Команда_____________________________________________________________________________________________

Порядковый номер станции

Место проведения

Название станции

Результат

Полученные баллы

Подпись дежурного по станции

Центральная площадь

*«Путь корреспондента»

МУК ЦГБ

«Литературная»

ДДТ

 «Стартовая»

Музей

«Историческая»

Центральный парк

«Привет из прошлого»

Первичная общая сумма баллов

Штрафное время (снимается по 1 баллу за каждую минуту превышения контрольного времени)

Окончательная общая сумма баллов

* Провести мини-опрос на центральной  площади города Велижа

 «Велиж: прошлое, настоящее». Для этого необходимо опросить не менее чем 10 жителей или гостей города любого возраста, узнать у них о памятниках, мемориальных местах, названиях улиц, героях, об освобождении города (дата)  и записать ответы на обратной стороне карты. Также возможны вопросы  респондентам о недавних памятных событиях, связанных с городом и районом.

Протокол

Станция «Литературная»

Команда

Выполнение задания

6 баллов макс.

Чтение стихотворения

4 балла

Результат

Полученные баллы

Подпись дежурного по станции

Штрафное время (снимается по 1 баллу за каждую минуту превышения контрольного времени)

Окончательная общая сумма баллов

Общие правила квест-игры:

Уважаемые участники игры, сегодня вам предстоит стать экспертами аналитической группы, которая работает над крупным проектом министерства культуры совместно с министерством туризма  РФ «История средней полосы России». Но мы-то с вами знаем, что нельзя понять Россию, ни разу не побывав в провинции. Вам необходимо презентовать небольшой провинциальный город Велиж, показать его уклад, познакомить с историческим прошлым, представить потенциал современного развития. В течение часа вам необходимо узнать основную информацию и представить свой рекламный проект. Название проекта вы узнаете на стартовом этапе.

Проводится инструктаж:

Ваша задача последовательно выполнить поставленные задания; в процессе работы собрать пазл, в котором спрятана иллюстрация, имеющая отношение к нашей сегодняшней теме. Фрагменты пазла команды будут получать по результатам выполненных работ .Учтите, что фрагмент пазла вы получите на этапе или станции, только когда выполните все задания и спросите о нем сами!!! В предложенных вам заданиях оценивается следующее: понимание задания, анализ, логичность, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм, сплоченность команды.

Каждая команда сегодня отправится в “путешествие” по индивидуальному маршруту. Этот путь указан в маршрутном листе.

Станция «Стартовая» (далее по выбранному маршруту)

Все команды собираются в зале ДДТ, им дается еще 10 минут, чтобы составить связный текст по теме «Велижский край». Тексты зачитываются. 

Заполнение оценочного листа. Подсчет баллов. Подведение итогов.

-Уважаемые игроки! Прежде чем мы огласим результаты игры, вы можете получить 2 бонусных очка. Необходимо догадаться, что или кто сегодня нас объединяет. Подсказка в свитке. Одновременно вы разворачиваете его и называете ответ. Та  команда сможет получить бонусные 2 балла за определение героя, зашифрованного в свитке, которая первой его назовет. (Юрий Гагарин). Ответ должен быть полным.

Заключительный этап (этап рефлексии)

Виды рефлексии (оценка мероприятия):

  • коммуникационная (обмен мнениями и новой информацией между участниками);
  • информационная (приобретение новых знаний);
  • мотивационная (побуждение участников игры к дальнейшему расширению информационного поля);
  • оценочная (соотнесение новой информации и уже имеющихся знаний у участников игры, высказывание собственного отношения, оценка процесса).

Информацию о проведенном мероприятии (видеоролики, фоторепортаж, презентации и другие материалы) рекомендуется разместить на сайте ОУ, администрации.

  1. http://www.mnogo-otvetov.ru/dosug/chto-takoe-kvest-i-v-chyom-ego-sut/ «Что такое квест и в чём его суть?»
  2. http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy «Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий»
  3. http://www.ruirina.ru/2017/09/ObrazovatelniKvest.html «Образовательный квест – современная интерактивная технология»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...