Методические рекомендации
методическая разработка (8, 9, 10 класс)
Методических рекомендаций
к проведению историко-краеведческой
игры-квеста «Мой край родной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Крутовская основная школа» Велижского района Смоленской области
Методических рекомендаций
к проведению историко-краеведческой
игры-квеста «Мой край родной»
Разработала: Осипова Л.П.,
учитель русского языка и литературы;
Велиж, 2017
Актуальность.
Квест как интерактивная технология гражданско-патриотического воспитания детей и подростков
Слово «Квест» - сравнительно новое для нашей аудитории. В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». Как игровой жанр он сформировался задолго до появления Интернета и изначально предполагал выполнение каких-либо заданий, записанных на бумажках.
По-другому, квестовые игры называют – «игры разума» и секретики. Прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности.
Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны выполнить образовательные задачи. В отличие от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением информации для решения образовательных задач, в которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы Интернета, но тогда мы будем говорить об образовательный web-квесте — (webquest ) —
Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе, а также во внеурочной деятельности.
Наиболее интересными становятся такие интерактивные формы, которые позволят организовать всех участников образовательного процесса, использовать их творческие способности, осуществлять имеющиеся знания и навыки в практической деятельности: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, судить, решать, организовывать себя в работе.
Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги).
По длительности выполнения различают два типа веб-квестов: кратковременный (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на 1-3 занятия) и длительный (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок).
По предметному содержанию различают монопроекты (охватывают отдельную проблему, тему или учебный предмет) и межпредметные.
По типу заданий, которые выполняют участники, веб-квесты делятся на:
• пересказ предполагает демонстрацию понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
• планирование и проектирование включает разработку плана или проекта на основе заданных условий;
• самопознание направлено на исследование любых аспектов личности;
• компиляция подразумевает трансформацию формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
• творческое задание – это творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
• аналитическая задача предполагает поиск и систематизацию информации;
• детектив, головоломка, таинственная история (тут участники делают выводы на основе противоречивых фактов);
• достижение консенсуса подразумевает выработку решения по острой проблеме;
• оценка включает обоснование определенной точки зрения;
• журналистское расследование – это объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
• убеждение заключается в склонении на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
• научные исследования основаны на изучении различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
- линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
- штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
- кольцевыми, они представляют собой тот же “линейный” квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Методические ресурсы квеста:
Тренировка и развитие навыков информационной деятельности;
Развитие творческого потенциала;
Развитие коммуникативных умений;
Развитие читательских компетенций;
Способ формирования мотивации;
Междисциплинарность
Роль учителя (организатор, координатор, консультант)
Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о подростках, то подобные задания заставляют их думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.
Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.
Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. При этом происходит приобщение ребенка к гражданско-патриотическим ценностям в процессе реального включения его в историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края. Участие в игре обеспечивает развитие творческих способностей детей, формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Чувство удовлетворенности от выполненного задания способствует укреплению мотивационной основы патриотизма подростков.
Роль квест-технологий в современном образовательном процессе недооценивать просто нельзя. Квест учит как поиску правильного логического мышления, так и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А в зависимости от содержательного наполнения может иметь общественно полезную направленность, обладать возможностью реализации содержания гражданско-патриотического воспитания через умственное и нравственное развитие детей.
Цель игры: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей малой родины.
Задачи:
- формировать патриотическое сознание учащихся и их чувство гордости за свою Родину;
-способствовать развитию творческих способностей школьников, коммуникативности, умению взаимодействовать в команде, умению находить полезную информацию, как из традиционных, так и нетрадиционных источников;
- содействовать творческому взаимодействию между образовательными, культурными и иными учреждениями и организациями города, не равнодушными к проблемам детства.
Целевые группы: учащиеся школ района 10-17 лет.( взрослый контингент)
Партнерские организации: Велижский историко-краеведческий музей; городская библиотека.
Участники игры - 3 команды учащихся ОУ школ Велижского района – начинают квест в актовом зале МБУДО Велижского ДДТ. Каждая команда получает маршрутный лист с отметками контрольных пунктов прохождения маршрута. Порядок прохождения маршрута нарушать нельзя. Каждую команду сопровождают по одному представителю от школ, которые контролируют самостоятельность работы команд, отвечают за безопасность движения учащихся. В контрольных пунктах команду встречают ведущие с вопросами, посвященными Велижскому району.
Подготовительный этап
Организационно-методическая работа с педагогами ОУ города и района и социальными партнерами: Велижским историко-краеведческим музеем и районной библиотекой.
Разработка совместного плана работы, создание сценария квест-путешествия (консультации, мозговой штурм, деловые игры, мастер-классы).
Предварительная работа с детьми:
- экскурсии, реальные и виртуальные, в городской музей;
- беседы, чтение художественной литературы и разучивание стихотворений велижских поэтов, встречи в литературной гостиной;
- участие в литературном конкурсе «Велижская строфа»;
- сюжетно-ролевые, театрализованные, спортивные и др. игры;
- изучение краеведческой литературы, встречи с ветеранами боевых действий по теме «Мой край родной».
Подготовка сценария
Основой сценария квест-игры могут служить исторические события Велижского края, города Велижа, современная инфраструктура, литературные произведения местных поэтов, знаменитые земляки,э их героическая и трудовая деятельность.
Материалы и оборудование:
- «Карта сквера им.Прохоровых» и «Маршрутный лист» для каждой команды;
- картины, иллюстрации, фотографии, экспозиции музея и книжные выставки библиотеки;
- оборудование и материалы для продуктивной деятельности;
- технические и информационные средства обучения(мультимедийные проекторы, компьютеры и др.)
- ребусы изучаемой тематики;
- рекомендуемый перечень произведений (стихотворения, рассказы, песни и т.д.).
Порядок проведения КВЕСТА
4.1 КВЕСТ–игра проводится в помещении ДДТ, а также, по согласованию, несколько этапов пройдут в Велижском историко-краеведческом музее, городской библиотеке.
4.2 Игра состоит из двух этапов:
1 этап – ПРИКВЕЛ (Предыстория) – задание, сюжетно связанное с предстоящей игрой и предшествующее игре по внутренней хронологии. Задание приквела необходимо выполнить до начала игры, чтобы заработать бонусное время к самой игре. Команды, которые его выполняют, получают преимущество при подведении итогов КВЕСТА.
2 этап – непосредственно КВЕСТ:
- Общий сбор. Инструктаж (правила игры, техника безопасности и т.п.).
- Розыгрыш карты квестовой зоны. Прохождение Командами маршрута и выполнение заданий.
- Общий сбор после прохождения маршрута и подведения итогов игры.
Начало игры - 12.00 часов.
4.3 КВЕСТ включает в себя движение по маршруту из 5 игровых контрольных точек.
4.4 На игровой точке участники выполняют задания и набирают баллы. Время посещения пунктов фиксируется организаторами КВЕСТА. На каждом контрольной точке Команда должна быть в полном составе!
4.5 В результате прохождения квестовой зоны игроки должны собрать герб города Велижа.
4.6 Время прохождения каждой точки маршрута не должно превышать 10 минут! Если участники не уложились в обозначенное время или не ответили на вопросы, команде назначаются штрафные баллы.
4.7 Победителем признается команда, пришедшая первой по итогам подсчета времени прохождения, прошедшая весь маршрут и справившаяся со всеми заданиями за самое короткое время, с учетом штрафных и бонусных баллов.
Маршрутный лист
Команда_____________________________________________________________________________________________
Порядковый номер станции | Место проведения | Название станции | Результат | |
Полученные баллы | Подпись дежурного по станции | |||
Центральная площадь | *«Путь корреспондента» | |||
МУК ЦГБ | «Литературная» | |||
ДДТ | «Стартовая» | |||
Музей | «Историческая» | |||
Центральный парк | «Привет из прошлого» | |||
Первичная общая сумма баллов | ||||
Штрафное время (снимается по 1 баллу за каждую минуту превышения контрольного времени) | ||||
Окончательная общая сумма баллов |
* Провести мини-опрос на центральной площади города Велижа
«Велиж: прошлое, настоящее». Для этого необходимо опросить не менее чем 10 жителей или гостей города любого возраста, узнать у них о памятниках, мемориальных местах, названиях улиц, героях, об освобождении города (дата) и записать ответы на обратной стороне карты. Также возможны вопросы респондентам о недавних памятных событиях, связанных с городом и районом.
Протокол
Станция «Литературная»
Команда | Выполнение задания 6 баллов макс. | Чтение стихотворения 4 балла | Результат | |
Полученные баллы | Подпись дежурного по станции | |||
Штрафное время (снимается по 1 баллу за каждую минуту превышения контрольного времени) | ||||
Окончательная общая сумма баллов |
Общие правила квест-игры:
Уважаемые участники игры, сегодня вам предстоит стать экспертами аналитической группы, которая работает над крупным проектом министерства культуры совместно с министерством туризма РФ «История средней полосы России». Но мы-то с вами знаем, что нельзя понять Россию, ни разу не побывав в провинции. Вам необходимо презентовать небольшой провинциальный город Велиж, показать его уклад, познакомить с историческим прошлым, представить потенциал современного развития. В течение часа вам необходимо узнать основную информацию и представить свой рекламный проект. Название проекта вы узнаете на стартовом этапе.
Проводится инструктаж:
Ваша задача последовательно выполнить поставленные задания; в процессе работы собрать пазл, в котором спрятана иллюстрация, имеющая отношение к нашей сегодняшней теме. Фрагменты пазла команды будут получать по результатам выполненных работ .Учтите, что фрагмент пазла вы получите на этапе или станции, только когда выполните все задания и спросите о нем сами!!! В предложенных вам заданиях оценивается следующее: понимание задания, анализ, логичность, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм, сплоченность команды.
Каждая команда сегодня отправится в “путешествие” по индивидуальному маршруту. Этот путь указан в маршрутном листе.
Станция «Стартовая» (далее по выбранному маршруту)
Все команды собираются в зале ДДТ, им дается еще 10 минут, чтобы составить связный текст по теме «Велижский край». Тексты зачитываются.
Заполнение оценочного листа. Подсчет баллов. Подведение итогов.
-Уважаемые игроки! Прежде чем мы огласим результаты игры, вы можете получить 2 бонусных очка. Необходимо догадаться, что или кто сегодня нас объединяет. Подсказка в свитке. Одновременно вы разворачиваете его и называете ответ. Та команда сможет получить бонусные 2 балла за определение героя, зашифрованного в свитке, которая первой его назовет. (Юрий Гагарин). Ответ должен быть полным.
Заключительный этап (этап рефлексии)
Виды рефлексии (оценка мероприятия):
- коммуникационная (обмен мнениями и новой информацией между участниками);
- информационная (приобретение новых знаний);
- мотивационная (побуждение участников игры к дальнейшему расширению информационного поля);
- оценочная (соотнесение новой информации и уже имеющихся знаний у участников игры, высказывание собственного отношения, оценка процесса).
Информацию о проведенном мероприятии (видеоролики, фоторепортаж, презентации и другие материалы) рекомендуется разместить на сайте ОУ, администрации.
- http://www.mnogo-otvetov.ru/dosug/chto-takoe-kvest-i-v-chyom-ego-sut/ «Что такое квест и в чём его суть?»
- http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy «Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий»
- http://www.ruirina.ru/2017/09/ObrazovatelniKvest.html «Образовательный квест – современная интерактивная технология»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...