Дискуссия "Ответственность и безответственность"
классный час

Третьякова Евгения Валерьевна

Какие они, наши дети? Можно сказать: умные, деловые, целеустремленные, трудолюбивые, знающие, много понимающие и много умеющие, ответственные. И это будет правдой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvetstvennost_i_bezotvetstvennost.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НАДО ЛИ  С ЭТИМ БОРОТЬСЯ» – дискуссия.

Цель: формирование нравственного потенциала личности воспитанника.

Задачи:

1. Учить детей быть вежливыми, терпимыми и справедливыми к другим людям.

2. Развивать коммуникативные навыки детей: умение задавать вопросы, давать полные ответы, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, толерантное отношение ко всем людям, населяющим нашу страну.

   

                                                                         Истинная сущность воспитательной работы

                                                                         заключается не в разговорах с ребенком, не

                                                                         в прямом воздействии на ребенка, а  в

                                                                         организации жизни семьи, личной и  

                                                   общественной жизни родителей и ребенка.

                                                                                                                А.П.Макаренко

     Вступительное слово воспитателя. Дети века. Какие они, наши дети? Можно сказать: умные, деловые, целеустремленные, трудолюбивые, знающие, много понимающие и много умеющие, ответственные. И это будет правдой.

     Можно сказать: упрямые, самолюбивые, легкоранимые, обидчивые, трудноуправляемые и безответственные. И в этом тоже есть правда.

     Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждодневно открывающиеся какими-то новыми гранями своих неустойчивых, только еще складывающихся характеров.

     Не все нас устраивает в этой стремительно растущей смене. Она как бы возвращает нам наши прошлые ошибки, неверные взгляды, постоянные суждения, непродуманные методики – человек есть продукт нашего воспитания, и дети становятся родителями быстрее, чем меняется некоторые наши представления о них. Но за эти ошибки ответственны не только воспитатели. Юность сама не менее ответственна за свое настоящее и будущее.                                                                                    

Собрание можно начать стихотворением Дмитрия С., осужденного на 5 лет.

Все избито, искалечено,

И душа моя стонет в груди,

Рана сердца никем не замечена,

А ведь жизнь вся еще впереди.

Надоело все, опостылело,

Я и сам такой жизни не рад.

Говорю себе — счастье было ли?

Оглянуться надо назад.

А что будет, что случится:

Радость встреч иль боль разлук,

В голове моей все кружится,

Дай ответ мне, мой милый друг.

Это стихотворение подчеркивает тему нашего  собрания и важность  вопроса  ответственности.

Под юридической ответственностью понимается реакция государства на вред, совершенный правонарушителем. Содержание юридической ответственности может быть разным: дисциплинарные взыскания, материальная ответственность, административная ответственность и уголовное наказание. Уголовная ответственность отличается от других видов юридической ответственности по характеру совершаемых деяний, за которые она предусмотрена, и по применяемым санкциям за них. Это самый строгий вид юридической ответственности, который включает в себя в том числе и лишение свободы. Уголовная ответственность применяется только по приговору суда и от имени государства. Согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение преступления, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Помимо юридической ответственности человек также несет ответственность нравственную. Но если совершение правонарушения очевидно, то аморальный поступок в среде подростков не может быть однозначно определен. Носителями нравственности являются как общество в целом, так и отдельные микроколлективы. Основным носителем нравственности остается семья. Однако подросток в возрасте 11—12 лет активно впитывает и нравственные принципы той микросреды, в которой он проводит время вне семьи.

Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, человек совершает моральный (нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе (аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение.

Если в семье у вас серьезно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живет честно, а ловчит, обходит законы, старается жить за чужой счет. В результате взрослые недооценивают то  влияние, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон формирования психологического оправдания аморальных поступков и формируя тем самым у своих детей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.

К таким предпосылкам можно отнести моральную распущенность и духовную нищету подростков.

Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для несовершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными поступками: плохо учились, а потом и бросали школу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т.п.

Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.

Важным фактором, на который необходимо обращать внимание в воспитании детей — этот формирование духовного богатства. Отсутствие духовности приводит к духовной нищете. Как же она формируется?

Первый источник — пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Подавляющее большинство правонарушителей еще до осуждения к лишению свободы, как правило, бросили школу.

Второй источник — стремление к примитивному времяпрепровождению. Современное общество, озабоченное процессом накопления капитала, взращивает поколение так называемых «тусовочных детей». Этот термин как нельзя лучше характеризует сложившуюся ситуацию. Подростки «тусуются», интересуясь только развлечениями.

Третий источник — преобладание материальных потребностей. Так 90% ростовских правонарушителей в качестве основной цели жизни назвали приобретение различных материальных благ: «были бы деньги, а остальное мы купим».

Ну, и, конечно же, стоит отметить в качестве одного из основных факторов совершения подростками правонарушений — чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, еще не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.    

          Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определенно сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жестких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплоченности человеческих общностей.

Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности?

Ответственность – это обязанность отвечать за свои действии и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом. Ответственность – важное моральное качество личности. Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять на себя вину за свои ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится в полную меру своих сил и возможностей.

   Ответственность воспитывается с ранних лет жизни ребенка. Родители обращают внимание на то, как ребенок выполняет порученное дело (в срок и до конца ли), оказывают помощь, приучают отвечать за собственные поступки, приучают к мысли о том, что каждый поступок имеет последствия, приучают анализировать свое поведение.

     У школьника ответственность должна стать устойчивой чертой личности, характеризующей уровень его нравственной воспитанности. Ответственность связана с такими волевыми качествами личности, как дисциплинированность, настойчивость, организованность, сознательность в поведении, требовательность к себе и другим. В школе ответственность воспитывается прежде всего в процессе учебы, выполнения общественно полезных дел, разнообразных общественных поручений.

    В воспитании у детей ответственности родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений. Для этого необходимо включать ребят в деятельность по активному овладению знаниями и  по выполнению поручений с учетом их интересов. А также родители должны приучать ребят выполнять и неинтересную работу, быть готовыми к осуществлению любого дела в разных ситуациях, быть непримиримыми к нарушениям общественных требований, уметь преодолевать трудности.  Большое значение в воспитании ответственности имеет авторитет и личный пример родителей. Уклад самой жизни семьи, ее нравственная атмосфера, характер взаимоотношений между отцом и матерью, родителями и детьми, оказание детям помощи, приучение к самоконтролю, заинтересованность делами детей в школе и дома способствуют наиболее успешному воспитанию ответственности.

Старшеклассникам было предложено ответить на вопрос: «Перед кем вы несете и будете нести ответственность во взрослой жизни?»:

Перед собой - 24 ответа.

Перед миром - 10 ответов.

Перед людьми - 12 ответов.

Перед родными людьми  - 8 ответов.

Перед государством - 10 ответов.

Перед Богом -  18 ответов.

Перед окружающей природой -  6 ответов.

Перед потомками – 4 ответа.

Перед памятью предков  - 4 ответа.

И. Кон говорил: «И жесткая дисциплина, не терпящая индивидуальных вариаций, так же противопоказана формирования личности, как и аморфная вседозволенность и тепличная атмосфера, в которой она не может родиться. Личность формируется всем стилем жизни, побуждающим с раннего детства совершать поступки и принимать за них ответственность». Мы все помним слова Н.Г.Чернышевского о том, что без приобретения привычки к самостоятельному участию в общественных делах, без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола, вырастая,  делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и  интересов отражается на характере и на воле: «какова широта взглядов, такова широта и решений…» Процесс становления личности всегда подразумевает свободу и возможность контролировать свою жизнедеятельность.

      Психологи выделили ряд свойств, составляющих сущность самостоятельности и связанных с нею психических явлений: способность к самоутверждению, поддержанию стабильности «я», самоконтроль, умение регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции, сохранять собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей, объективные обстоятельства или судьбу.

Воспитывающему следует помнить, что у поступков любого человека есть три главных двигателя: боязнь наказания, жажда награды (поощрения) – данные мотивы носят полубиологический характер – и желание добра, - а это уже сложное социально-психологическое проявление, которое формируется с ранних лет. Отсюда основной метод борьбы с недостатками личности заключается не в их выкорчевывании, а в «выращивании» противоположных достоинств. Так, например, жадность – это «невыращенная» доброта, трусливость – «невыращенная» смелость, безответственность – «невыращенная» ответственность и т.д. В этой связи писатель Г.Медынский подчеркивал, что необходимо воспитывать в ребенке «сопротивление злу».

    Заключительное слово воспитателя. Пройдет совсем немного времени и ваши дети уйдут во взрослую жизнь. Какой будет их жизнь, во многом зависит от того, как они умеют вести себя в этой жизни, как общаются с людьми, как разговаривают, как умеют себя вести в различных жизненных ситуациях.

     Как их встретит взрослая жизнь – во многом зависит от них самих, во многом зависит от вас, взрослых людей.

     Сегодня ваша задача состоит в том, чтобы в оставшееся время делать все возможное, чтобы сформировать в своем ребенке чувство взрослости и ответственности, а оно проявляется в первую очередь в умении выражать свои мысли и чувства, проявлять культуру собственной речи.

    Сегодня нам хотелось обратить Ваше внимание, родители,  на необходимость настойчивого воспитания, особенно у  учащихся-старшеклассниках, ответственности за свои дела и поступки; формировать понимание того, что старшеклассники – это взрослые люди, имеющие право на свободу мнения и ответственность принятия решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответственность и безответственность: надо ли с этим бороться

Одной из важных форм работы являются родительские лектории и собрания....

Круглый стол. «От безответственности до преступления один шаг».

Сегодня мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях безответственности....

«От безответственности до преступления один шаг.»

« От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных п...

Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»

Цели:1. Показать, какую ответственность люди несут друг перед другом. 2. Развивать и корригировать навыки умения вести дискуссию,  высказывать своё  мнение. 3. Воспитывать чув...

сценарий классного часа "От безответственности до преступления один шаг"

Разработка сценария классного часа подходит для учащихся 8 -9 класса....