Программа организации летнего отдыха "В здоровом теле здоровый дух"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Почетская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ Почетская СОШ Приказ №7 от 12.01.2017 |
С.В.Кухта
Программа
«В здоровом теле здоровый дух»
на 2017 – 2021 г.г.
Разработчики программы: Мутовин Ю.В.-директор ФСК «Оникс» Смирнова В.Н.- социальный педагог |
пос. Почет
2017
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.
Здоровье человека - это главная ценность жизни, которую не купить ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни.
Пояснительная записка
Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени.
Обучение без потерь здоровья воспитанников и обучающихся является сложным творческим процессом.
В настоящее время мы ведем постоянный поиск методов оздоровления наших детей в условиях программы общеобразовательной школы.
По статистическим данным медицинского работника школы таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:
45% - образ жизни;
20% - условия внешней среды;
20% - особенности организма, наследственность;
15% - система образования, здравоохранения.
Следовательно, необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом ее долго лечить.
Каково же состояние здоровья детей в нашей школе?
За период работы с 2013 года по 2016 год во время прохождения медицинских осмотров выявляется положительная динамика, а именно: увеличивается число детей со второй и первой группой здоровья.
Таблица 1
Распределение детей по группам здоровья с 2013 по 2016 год (в%)
Группы здоровья | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
I группа | 50,4 | 51 | 36,4 | 37,1 |
II группа | 42,4 | 41,8 | 44,3 | 51,2 |
III группа | 6,3 | 6,1 | 19,3 | 22,7 |
IV группа | 0,9 | 1 | - | - |
Основная группа | 94 | 95 | 98 | 98 |
Подготовительная группа | 2,7 | 1 | - | 2 |
Спец. мед. группа | 3,3 | 4 | 2 | - |
Освобождение | - | - | - | - |
Таким образом, из таблицы видно, что за последнее время по результатам обследования детей преобладающей группой здоровья становится 2 группа. Процент детей с 1 группой здоровья – идёт отрицательная динамика.
Процент распределения основной группы по годам имеет положительную динамику, также уменьшается процент с подготовительной и специальной медицинской группой.
Таблица 2
Заболеваемость детей по годам с 2013 по 2016 год (в %)
Заболевания | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
Желудочно-кишечного тракта | 0,9 | 2 | 1,0 | 1,0 |
Опорно-двигательной системы | 1,8 | 3,5 | 7,5 | - |
Нарушение речи | 2,7 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Заболевания глаз | 10,8 | 7,8 | 16 | 15 |
Дефицит веса | 2,7 | 4,3 | 0,9 | 0,9 |
Избыточная масса тела | 14,4 | 5,2 | 1,9 | 1,2 |
Сердечно-сосудистые | 2,7 | 4,3 | 1,9 | 1,2 |
Заболевание зубов | 5,4 | 2,6 | 17,4 | 16,8 |
Заболевания верхних- дыхательных путей | 2,7 | 1,7 | 0,9 | 0,9 |
Мочевыделительной системы | 0,9 | - | - | - |
Заболевания кожи | - | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Таким образом, из таблицы видно, что преобладающим заболеванием среди детей является заболевание глаз, также заметно увеличилось количество детей с заболеванием зубов. В положительной динамике заболевания опорно-двигательной системы. В положительной динамике по сравнению с 2013-2014 годом заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение речи, заболевания мочевыделительной системы, эндокринные заболевания (ожирение 1 и 2 степени и избыточной массой тела, заболевание щитовидной железы, дефицит массы тела). В положительной же динамике, если посмотреть в разрезе по годам, наблюдается заболевания верхних дыхательных путей, мочевыделительной системы, эндокринные заболевания (ожирение 1 и 2 степени и избыточной массой тела, заболевание щитовидной железы, дефицит массы тела).
Процент здоровых детей также в динамике за 2013-2016 года на среднем уровне.
Таблица 3
Процент здоровых детей с 2013 по 2016год
2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 |
48,6 | 59,1 | 49,5 | 51,0 |
В результате совместной работы врачей, педагогов и родителей наблюдается положительная динамика здоровых детей. За счёт постоянной и системной работы по профилактике и лечению заболеваний глаз, зубов, ожирения, опорно-двигательной системы процент здоровых детей можно увеличить до 90%.
Учитывая выше изложенное, для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в школе разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье» учителями физической культуры.
Организационно-методические указания
Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп обучающихся школы под руководством учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями основывается на ежегодных результатах профилактических осмотрах всех обучающихся, выполнению норм двигательной активности, соблюдению санитарно - гигиенических условий, на критериях прироста физических показателей, уровне физической подготовленности, повышение уровня умений и навыков в образовательном процессе.
Цель программы
Формирование здоровой школьной среды, через создание единой образовательной, воспитательной, оздоровительной системы охраны здоровья обучающихся.
Основные задачи программы.
- сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения;
- повышения уровня физического развития и физической подготовленности;
- воспитание нравственных ценностей и представлений о культуре здоровья;
- формирование у обучающихся системы ценностей, связанной с собственным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний в этой области, формирование соответствующих умений и навыков;
- создание условий, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья обучающихся, повышению эффективности здоровья обучающихся, повышению эффективности учебного процесса.
Основные направления для реализации поставленной цели и задач
Здоровъесберегающая программа включает в себя три ведущих направления:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ
Образовательная направленность программы
- соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02, применяемых в образовательном процессе, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- формирование компетентности педагогов в области здоровья и ЗОЖ с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс;
- программно-методическое обеспечение обучения детей ЗОЖ с учетом накопления позитивного опыта;
- мониторинг состояния здоровья обучающихся, учебного процесса и среды обучения;
- внедрение в учебный процесс инновационных здоровъесберегающих технологий;
Оздоровительная направленность программы
- соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02.
- формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью; (приложение №6)
- введение физкультурных пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен для увеличения двигательной активности;
- проведение дней здоровья, недель здоровья, праздников здоровья;
- освоение в начальной школе для профилактики простудных заболеваний дорожку Здоровья, методику дыхания Стрельниковой А.И.
- профилактическое, оздоровительное, закаливающее направление включать в образовательный процесс, на всех уроках физического воспитания;
- развитие сети кружков, секций лечебно-оздоровительной и спортивной направленности;
- укрепление материально-технической базы.
Воспитательное направление программы
- Воспитание в области здоровъесбережения, гигиены, профилактики, питания;
- Привлечение к занятиям в спортивных кружках и секциях,
- Воспитание морально волевых, нравственных качеств через спортивные соревнования, спортивные праздники и состязания;
- Воспитание физических качеств через занятия спортом, физическими упражнениями;
- Воспитание культуры здорового гражданина.
В реализации программы «Здоровье» участвуют:
- социально-психолого-педагогическая служба;
- физкультурно - оздоровительная служба;
- учебно-воспитательная служба;
- Обучающиеся школы;
- Педагоги (классные руководители, социальные педагоги);
- Родители;
- Медицинский работник;
- Другие заинтересованные лица (повара, спонсоры).
Социально-психолого-педагогическая служба осуществляют следующую работу:
1. Адаптация детей и подростков к окружающей среде.
Поступление ребенка в школу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников в эти сложные периоды программа «Здоровье» предусматривает целый ряд мер:
а) анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста (приложение №1);
б) мониторинг состояние их здоровья (приложение №2);
в) щадящий режим учебы, питания, физических нагрузок;
г) индивидуальные рекомендации педагога-психолога, педагогов по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;
д) контроль за пограничным состоянием;
е) составление психолого-педагогических программ для индивидуальной работы с детьми, внедрение компенсирующего обучения;
ж) контроль за качеством питания, пропаганда здорового образа жизни.
Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации. В дальнейшем педагог-психолог, педагоги, медицинский работник осуществляют мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех обучающихся школы, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объем учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков.
Физкультурно-оздоровительная служба проводит следующую работу:
1. Для активизации двигательного компонента в режиме дня применяется целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение воспитанников и обучающихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведении дней здоровья и других спортивных праздников и соревнований.
2. Разработка учебных программ для детей, отнесенных к специальной медицинской группе.
3. Разработка и внедрение основ знаний по валеологии с учетом возрастных групп.
4. Разработка и внедрение инновационных здоровъесберегающих технологий: аэробика, танцевальная аэробика, атлетическая гимнастика, фитнес.
5. Организация спортивно-массовой работы, вовлечение воспитанников и обучающихся в спортивные секции, участие в школьных, районных, зональных и краевых спортивных мероприятиях и соревнованиях.
6. Освоение дорожки здоровья, разучить методику и выполнение дыхательных упражнений по Стрельниковой (приложение №4 ).
7. Проведение лекций, бесед, круглого стола, мониторингов о вредных привычках, курении, наркомании, СПИДе, участие в международных, краевых, районных молодежных акциях против СПИДа, участие в фестивалях здоровья;
8. Пополнение и обновление материально-технической базы, соблюдение санитарно-гигиенических условий, выполнение правил по технике безопасности жизни и здоровья.
9. Контроль за соблюдением выполнения постановления СанПиНа 2.4.21178-02, внедрение его в образовательный процесс.
Закаливающие мероприятия:
1) Мероприятия повседневной жизни:
а) оптимальный температурный режим в помещениях;
б) оптимальный воздушный режим;
в) санитарно-гигиенический режим.
2) Специальные закаливающие процедуры:
а) методика закаливания воздухом, (приложение №5);
б) уроки на улице;
в) С-витаминизация через третьи блюда.
Учебно-воспитательная служба проводит следующую работу:
1. Разработка и проведение интегрированных здоровъесберегающих уроков, проведение классных часов с валеологической направленностью, использование методических разработок по программе ЗОЖ.
2. Применение практических разработок, и умение провести комплекс общеразвивающих упражнений по различным видам спорта, провести урок здоровья в ГПО и начальных классах выпускниками.
Медико-профилактическая служба
1. Для повышения устойчивости организма воспитанников и обучающихся к неблагоприятным факторам внешней среды в школе провести профилактические мероприятия:
а). Практические и теоретические занятия врача, педагога-психолога, учителей физической культуры со всеми педагогами, родителями:
- о значении и видах профилактической работы с детьми, о гигиене знаний;
- о видах массажа и его значении;
- о профилактических комплексах для укрепления осанки, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, укрепления зрения, сердечнососудистой системы.
2. Проводить профилактику инфекционных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ через иммунизацию. Иммунизацию детей против других инфекционных заболеваний проводить в соответствии с календарным планом прививок и строго индивидуально по отношению к каждому воспитаннику и обучающемуся.
3. Проводить ежегодную диспансеризацию учащихся.
Проводятся врачами или специалистами лекции и беседы на темы:
а) Семейное воспитание (Личность, функции семья);
б) Психология здоровья (Эмоции, личность, коллектив);
в) Возрастное воспитание.
г) Правильное питание, сбалансированность рациона, диетическое питание.
Важнейшим разделом программы является гигиеническое воспитание детей и сотрудников школы, мотивирующее среду их поведения в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ.
В задачи гигиенического обучения входят:
- Повышение культуры поведения ребенка;
- Культура деятельности;
- Отношение к одежде, рабочему месту;
- Культура отношений со сверстниками и старшими;
- Культурно-гигиенические навыки.
- Культура еды.
- Проведение сангигиенического обучения всего коллектива работников по графику.
Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно-просветительную работу, например, регулярные беседы о профилактике различных заболеваний и здоровом образе жизни:
1. Угроза гепатита В;
2. Уход за полостью рта;
3. Грозный и неизлечимый СПИД;
4. Пагубность вредных привычек и другие актуальные темы.
Итак, программа «Здоровье», направленная на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Выполнение данной программы способствует сохранению хорошей работоспособности и функционального состояния воспитанников и обучающихся и поддержанию их здоровья в норме.
Условия реализации программы:
1. Сделать программу «собственностью» всех участников педагогического сообщества (детей, педагогов, родителей).
2. Разработать и реализовать большое количество инициатив совместно со всеми участниками педагогического процесса.
3. Наметить пути реализации программы через учебные предметы, через деятельность ученического самоуправления.
Механизм и этапы реализации программы
Реализация данной программы предполагает:
- осуществление единых требований по организации и проведению
программы;
- осуществление мониторинга эффективности и результативности;
- осуществление методического, организационного, медицинского
обеспечения;
- приобретение компьютерной программы для обработки данных;
- мониторинга физического развития, физической подготовленности;
- выполнение и соблюдение гигиенических требований;
- укрепление физкультурно-спортивной базы;
- подготовку педагогов.
1. Подготовительный (июнь 2017 – декабрь 2017 г.)
Результатом должно стать: постановка и осмысление проблемы, анализ состояния здоровья воспитанников и обучающихся, рассмотрение программы на педагогическом совете, мотивация коллектива на реализацию программы, утверждение программы директором школы
2.Практический этап (январь 2018г. – март 2021г.)
Результатом должно стать:
Уровень педагогов
Повышение компетентности и уровня знаний педагогов в области здоровьесохраняющих технологий;
Организация профилактической деятельности;
Реализация программы через уроки и внеурочную деятельность;
Выявление проблем и путей их решения.
Уровень воспитанников и обучающихся:
Привлечение воспитанников и обучающихся к ЗОЖ;
отказ от вредных привычек;
активизация деятельности ученического самоуправления в данном направлении.
Уровень родителей
Понимание родителями необходимости данной работы, участие родителей в здоровьесберегающих мероприятиях
3.Аналитический этап (апрель, май 2021г).
Результатом должно стать: сбор и обработка полученных данных, соотнесение полученных результатов с поставленными целями, принятие решения о необходимости дальнейшей деятельности.
Риски, связанные с реализацией программы
Риски | Их преодоление |
Низкая заинтересованность в реализации Программы со стороны педагогического коллектива | Планирование работы в рамках рабочего времени |
Низкая мотивация со стороны обучающихся | Демократическая обстановка на занятиях. уроках и тренингах. Информация о «моде» на здоровье. |
Низкая заинтересованность со стороны родителей | Применение новых форм работы с родителями |
Ожидаемые результаты:
Реализация программы «Здоровье» должна обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у воспитанников и обучающихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями, навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном результате оказывает влияние на их физическое развитие.
В результате этой работы должны происходить саморазвитие, произвольное овладение знаниями и основными навыками образовательной деятельности, самопознание и самоопределение, самосовершенствование.
Вырабатывается у воспитанников и обучающихся потребность в здоровье, понимание сущности качества жизни и выработки индивидуального способа ЗОЖ.
Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы.
При оптимизации решений социальных (экология, образование, право на труд, отдых, соцзащиту и др.) и медико-социальных (рациональный режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства - сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.
Ожидаемые результаты станут реальностью при условии понимания педагогом триединой проблемы: образ жизни – образование - здоровье.
Рост гигиенических знаний, формирование адекватного представления о здоровье, коррекция поведения психолого-педагогическими методами в целом означают повышение уровня гигиенических знаний в школе и утверждение позитивной идеологии здоровья. Закономерным следствием построения такого фундамента станут сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости.
- Улучшение качественных показателей здоровья обучающихся и воспитанников.
- Увеличение процента занятости обучающихся в спортивных секциях.
- Повышение уровня воспитанности школьников.
- Сформированность негативного отношения к нездоровому образу жизни.
- Активное приобщение детей к физической культуре и спорту.
План мероприятий
№ | Содержание мероприятий | Кол часов, месяц | ответственные |
Организационная работа | |||
1. | Проведение собрания педагогического коллектива по внедрению программы «Здоровье» | сентябрь | Администрация, учителя физического воспитания |
2. | Утвердить единые требования по организации и проведению программы «Здоровье». | сентябрь | Классные руководители, учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог - психолог |
3. | Составить расписание работы по плану и распределить обязанности | сентябрь | Классные руководители, учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог - психолог |
4. | Осуществить методическое, организационное, психологическое обеспечение | сентябрь | Классные руководители, учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог- психолог |
Профилактическая и физкультурно- оздоровительная работа | |||
1. | Применение здоровъесберегающих технологий, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02. Применительно ко всем предметам: -требования к месту занятий, -соблюдение воздушно-теплового режима, -соблюдения естественного и искусственного освещения, -соблюдение требований к водоснабжению и канализации, -соблюдения режима учреждения, | ежедневно | Классные руководители, учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог-психолог |
2. | Проведение утренней гимнастики, физминуток, подвижных перемен, физпауз, фитнес – перемен. | ежедневно на занятиях и уроках | учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, совет « Спорт» |
3. | Проведение часа здоровья в начальной школе | 1 раза в месяц | Классные руководители |
4. | Освоение дорожки здоровья | в течение года | учителя физического воспитания |
5. | Методика рационального дыхания | в течение года | учителя физического воспитания |
6. | Методика дыхания по А. Стрельниковой | в течение года | учителя физического воспитания |
7. | Обучение гигиеническим навыкам | в течение года | Медицинские работники |
8. | Виды массажа | в течение года | Медицинские работники |
9. | Закаливающие мероприятия | раздел «Гимнастика» | учителя физического воспитания |
10. | Профилактические упражнения , направленные на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую систему, профилактику плоскостопия, органов зрения, частых простудных заболеваний | ежедневно на уроках физкультуры | учителя физического воспитания |
11. | Внедрение оздоровительных технологий на уроках физической культуры: аэробика, атлетическая гимнастика, красивая осанка. | раздел «Гимнастика» | учителя физического воспитания |
12. | Декада инвалидов. День инвалидов. | декабрь | Социальные педагоги, классные руководители |
13. | Мониторинг физической подготовленности | 2 раза в год Сентябрь, май | учителя физического воспитания |
Профилактические медико- психологические мероприятия | |||
1. | Иммунизация и вакцинация | по мере необходимости | медицинские работники повара |
2. | Обучение навыкам гигиены тела | постоянно по мере необходимости | медицинские работники |
3. | Лекции о ЗОЖ, вредных привычках | в течение года | медицинские работники, классные руководители |
4. | Мониторинг физического развития | в течение года | учителя физического воспитания |
5. | Психологическая адаптация к школе | сентябрь, октябрь | Педагог-психолог |
6. | Исследования по вредным привычкам | 2 раза в год | социальные педагоги, классные руководители |
7. | Психологическая помощь, тренинги | по мере необходимости | педагог-психолог |
8. | Самообладание, саморегуляция | по мере необходимости | педагог-психолог |
Внеурочная спортивная работа | |||
Школьные мероприятия: | ответственные | ||
1. | День здоровья | 1 раз в четверть | педагоги-организаторы, учителя физического воспитания, классные руководители, социальные педагоги |
2. | «Зарница» | февраль | |
3. | Олимпийский день бега | весна, осень | |
4. | День прыгуна | весна, осень | |
5 | Акробатические соревнования | 2раза в год | |
6. | Спортивный праздник «Мисс спорт! Мистер сила!» | 1 раз в год | |
7. | Веселые старты | в течение года | |
8. | «Папа, Мама, Я – здоровая семья» | 2 раза в год | |
9. | Спортивные эстафеты | в течение года | |
10. | «Перестрелка» | 2 раза в год | |
11. | Спортивные рекорды школы | 4 раза в год | |
13. | Волейбол | в течение года | |
14. | Футбол | ||
15. | Баскетбол | ||
17. | Мини - футбол | ||
18. | Настольный теннис | ||
19. | Лапта | весна | |
20. | Праздник «Русская зима» | январь | совет «Спорт», совет «Досуг», учителя физической культуры, социальные педагоги |
21. | Масленица | март | совместно с советом «Досуг», «Спорт» |
22. | Участие в районных, зональных, краевых соревнованиях, президентские состязания, турслеты, походы. | в течение года | учителя физического воспитания, ОБЖ, инструкторы по туризму |
Работа секций и кружков | |||
1. | Организация секций и кружков | ежедневно по плану | педагог-организатор |
2. | Организация по месту жительства в летнее время: соревнования по футболу, спортивные игры, соревнования по военно-прикладным видам спорта, день физкультурника и т.д. | Июль- август | педагог-организатор, учителя физического воспитания |
Агитация и пропаганда | |||
1. | Привлечение родителей в организации спортивных мероприятий. | в течение года | учителя физического воспитания, социальные педагоги |
2. | Консультации для родителей по вопросам ЗОЖ | в течение года | медицинские работники |
3. | Семейные соревнования, фестивали | по плану школы | классные руководители, учителя физического воспитания |
4. | Семейные фотоальбомы | пресс - центр | |
5. | Классные проекты «Моя спортивная семья» | 1 раз в год защита проектов | классные руководители |
6. | Оформление стендов, альбомов, спортивных уголков. | в течение года | учителя физического воспитания |
Приложение №1.
КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя Год рождения
Школа г.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Укажите умения и навыки вашего ребенка (умеет, не умеет):
1. Лазать различными способами по гимнастической стенке
2. Прыгать через короткую или длинную скамейку
3. Кататься на коньках
4. Кататься на лыжах
Самокате
Двухколесном велосипеде
5. Самостоятельно играть в подвижные игры
6. Самостоятельно плавать
7. Пробегать кросс с дистанцией (до 300 м)
8. Занятия спортом (каким?)
Подпись родителей.
Примечание:
- Родители заполняют карточку при поступлении в школу перед
собеседованием. - Медицинский работник заполняют карточку в сентябре-октябре
месяце каждого года. - При переходе ученика в другую школу карточка выдается
родителям с другими документами. - Карточка хранится в личном деле ученика.
- Показатели физической подготовленности записываются:
красным цветом - высокий уровень, зеленым - средний, синим -
низкий.
Приложение №2
Показатели физической подготовленности
Ф.И.О. | Дата рождения | Бег 30 м. | Бег 1000 м. | Челночный бег 3*10 | Прыжки в длину | Подтягивание/ отжимание | Наклон вперед к ногам сидя | Очки | Уровень | ||||||
Рез. | Очки | Рез. | Очки | Рез. | Очки | Рез. | Очки | Рез. | Очки | Рез. | Очки | ||||
Показатели физического развития
Приложение №2
Учебный год | Класс | Рост, см | Масса, кг | ИСС уд/м | Артер. давл. | Мед. группа | Подпись мед. работника |
Субъективные показатели состояния организма.
Приложение №3.
Аппетит | Нормальный или слегка повышенный | пониженный | отсутствует |
Настроение | Жизнерадостно е, бодрое, уверенность в своих силах | Безразличное, равнодушное | упадническое |
Желание заниматься | большое | умеренное | отсутствует |
Работоспособность | Высокая, хорошая | ухудшенная | Резко сниженная |
Боль в мышцах | отсутствует | Есть, но быстро проходит после душа, массажа | Длительно непроходящая |
Показатели | Состояние | ||
хорошее | Удовлетворительное | Плохое | |
Самочувствие | хорошее | вялость, упадок сил | Слабость, раздражительность, головокружение |
Сон | Спокойный, крепкий, освежающий | Прерывистый, засыпание с трудом | Бессонница или повышенная сонливость |
Внешние признаки утомления.
признаки | Степень утомления | ||
легкая | значительная | Очень сильная | |
Окраска кожи лица и туловища | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ |
Потливость | Небольшая, чаще на лице | Большая головы и туловища | Очень сильная, выступление соли |
Дыхание | Учащенное, ровное | Значительно учащенное, периодически через рот | Резко учащенное, поверхностное, появление одышки |
Движения | Не нарушены | неуверенные | Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей |
Внимание | Безошибочное | Неточность выполнения команд | Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду |
Приложение №4
В целях укрепления здоровья
Используется методика дыхательных упражнений по А.Стрельниковой. по методике дыхания А.Стрельникова тренируется, только вдох - шумный, резкий, короткий - как бы шмыгая носом, выдох пассивный через рот. При шумном, коротком вдохе носом идет насыщение коры головного мозга кислородом - ликвидируются спазмы сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхательные упражнения Стрельниковой вылечивают: сколиоз ринит, хронический насморк, гайморит, бронхит, астму, пневмонию, улучшает работу сердца, нормализует артериальное давление, способствует правильному формированию органов и систем, помогает подрасти, излечивает заикание.
- Упражнение - дыхательное "Ладошки". Встать прямо, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладошки снаружи развернуты. Резкий вдох, ладошки сжать, выдох - разжать. 4 раза - 27 серий.
- "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
- «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
- «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет ит.д.
- Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
- Профилактический комплекс упражнений для предупреждения плоскостопия. "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
- «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
- «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет и т.д.
- Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
- Профилактический комплекс упражнений для предупреждения плоскостопия.
- Гимнастика для укрепления мышц глаза.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза (5 раз, интервал в 30 секунд).
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, верх, вправо, влево в обратную сторону.
- Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд (6-8 раз).
- Быстро моргать в течение 1-2 минут (способствует улучшению кровообращения).
- Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку (10 раз) (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
- Выполняется сидя. Закрыть веки и нужно массировать их круговыми движениями пальца в течении 1 минуты. (Способствует расслаблению мышц глаза).
- Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды, снять пальцы с век. (3-4 раза;улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей).
VIII. Точечный самомассаж.
Точечный массаж данных точек повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
ТОЧКА 1: связана со слизистой оболочкой трахей, бронхов, а так же костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается камень, улучшается кровообращение.
ТОЧКА 2: регулирует иммунные функции организма. При массаже повышается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
ТОЧКА 3: контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
ТОЧКА 4: шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. При этом нормализуется работа вестибулярного аппарата.
ТОЧКА 5: расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонков, и связана с регуляторами сосудистых реакций.
ТОЧКА 6: массирование улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит, нормализуется обоняние.
ТОЧКА 7: при массаже улучшается кровообращение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
ТОЧКА 8: массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярного аппарата ответственный за поддержание равновесия.
ТОЧКА 9: руки человека связаны со своими органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма.
Приложение №5.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ.
Закаливание.
Закаливание повышает сопротивляемость организма не только к простудным, но и к различным другим заболеваниям. Это длительный процесс, требующий от человека желания, упорства и терпения. При закаливании используется комплекс разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышения устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний.
1.Закаливание воздухом - проводим в любое время года. Зимой - при открытой форточке. Одежда - футболка, шорты. Свежий, чистый, прохладный воздух бодрит, способствует лучшему насыщению крови, кислородом, повышает тонус нервной системы.
2. Закаливание ног - воздушным потоком.
а) начинать с сухого растирания в течение 3 недель мягким
полотенцем до появления легкого покраснения продолжительность
процедуры (5-10 мин.).
Значение сухого растирания:
- Хорошо подготавливает организм к воздушным ножным ваннам.
- Тренируется нервная система.
- Улучшается работа сердца, легких и других органов.
- Повышается обмен веществ.
б) Хождение босиком по дорожкам.
Начальный период 1-2 недели - продолжительность с 30 секунд, каждую неделю прибавили по 20 секунд.
3. Закаливание водой.
а) Влажные растирания полотенцем, смоченной водой,
температура которой +36°. Через 3 дня снижать температуру от 1 С
до 18 С. длительность процедуры 5 минут в течение 3 месяцев.
После растирания ноги насухо растереть сухим полотенцем до
легкого покраснения.
Значение влажного растирания стоп.
- Хорошо тренирует нервную систему.
- Повышает стойкость организма к смене температуры.
- Улучшает работоспособность.
б) Хождение босиком по влажному коврику.
Смочить коврик водой, температура которой +36°С, через 3 дня снижать до 1°С. продолжительность 1 минута в течение 3 недель. Снижать температуру воды до +18°С.
Значение: повышает способность нервной системы приспосабливаться к условиям внешней среды.
- Закаливание солнцем - необходимо и полезно. В утренние часы находиться или принимать солнечные лучи необходимо в течение 10мин.
Таблица комплексного закаливания ног.
Режим закаливания | Период недели | продолжительность | расстояние | ТС |
Сухие растирания | 1-3 | 1-2м | 5 м от форточки | +18 |
Хождение босиком по жесткой дорожке | 1-3 | От 1 до 5м | От 5м до1м | +22 |
Хождение босиком по дорожке с шипами | 1-3 | От 1 до 5м | От 5м до 1м | +22 |
Влажные растирания ног | 1-5 | От 30 с до1м | От 5м до1м | +20 |
Хождение по влажной дорожке | 1-5 | От 30с до 1м | От 5м до1м | +36 |
Самомассаж ног | 1-3 | 1-2 м | +20 |
Комплексная таблица закаливания горла.
Дыхание рациональное | 1-3 | 1мин | |
Дыхание по Стрельниковой | 1-3 | 0т1м до3м; до5м | |
Полоскание соленой водой | 1-3 | 30с-1мин | +30-+20 |
Фито- терапия | 30с -1мин | +30-+20 |
Приложение № 6
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ» (по классам).
1 класс.
Как человек движется? Основные части тела. Мышцы, кости, суставы. Как укреплять их? Физические упражнения, положительные и тщательные черты характера. Уроки «Мойдодыра»; «Веселая физкультура» - влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья. Значение прогулки на свежем воздухе, правильное дыхание. Основы методики дыхательных упражнений по А.Стрельниковой.
2 класс.
Значение и правила выполнения зарядки. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Знания о закаливающих процедурах, о режиме дня, о двигательном режиме. Рациональное дыхание при беге. Карточка здоровья, самоконтроль по ее выполнению.
3 класс.
Внешняя среда и здоровье человека. Факторы, укрепляющие здоровье, факторы расслабляющие здоровье, роль физических упражнений в улучшении внешности человека. Доброта и сердечное отношение к друзьям - залог успеха и здоровья.
4 класс.
Основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха. Основные правила и способы закаливания. Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Гигиенические правила как их соблюдение способствует укреплению здоровья.
5 класс.
Влияние занятий физическими упражнениями на системы дыхания, кровообращения, пищеварения. Значение профилактических упражнений на опорно-двигательный аппарат. Знания о сердечно-сосудистой системе. Основные компоненты физической культуры личности: развитие волевых и нравственных качеств. Основные приемы самоконтроля.
6 класс.
Здоровый образ жизни - одна из основных ценностей ориентации. Врачебный контроль во время занятий. Дыхание по системе йоги - типы дыхания. Знание об органах чувств.
7 класс.
Дневник самоконтроля по состоянию своего здоровья. Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей. Значение пищеварения. Психологические явления - эмоции «Я и коллектив».
8 класс.
Физическая подготовленность и способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Значение чередования труда и отдыха. Вред алкоголя, наркотических веществ на организм. Особенности физического, психологического развития и полового созревания. Личная гигиена девушек, юношей.
9 класс.
Физическая культура и спорт - одно из средств всестороннего развития. «Психология здоровья» - противостояние стрессам. Биоритмы человека. Гигиенические факторы и условия среды для укрепления здоровья. Коррекция недостатков физического развития.
10 класс.
Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья, разносторонней физической подготовленности. Вредные привычки - воспитание волевых усилий. Использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни. Самооценка личности. Особенности полового развития - выполнение функций отцовства, материнства.
11 класс.
Физическая культура - важнейшая составляющая часть здорового образа жизни, физической культуры в семье. Курс «Брак и семья» - его значение. Самоконтроль и саморегуляция физических и психических состояний. Наука «Здоровье» - наука выживания человека в критических условиях.
Приложение 7
Анкета для оценки уровня отношения молодых педагогов
к проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Дорогой друг!
Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.
Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком.
Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.
- Делаете ли вы зарядку каждое утро?
- Да
- Нет
- Иногда
- Сколько времени вы проводите за компьютером?
- До 2 часов
- От 2 до 4 часов
- Свыше 4 часов
- Посещаете ли медицинские учреждения с целью профилактики чаще 1 раза в год?
- Да
- Нет
- Иногда
- Ежедневно ли в вашем рационе присутствуют овощи и фрукты?
- Да
- Нет
- Иногда
- Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?
- До 30 минут
- От 30 минут до 2 часов
- 2 часа и более
- Есть ли у вас вредные привычки?
- Да
- Нет
- Сколько часов вы спите?
- До 6 часов
- 6-7 часов
- Более 7 часов
Сводные результаты по учреждению анкетированияотношения молодых педагогов к проблемам здоровья и здорового образа жизни
Количество педагогов, участвовавших в опросе | |||
Делаете ли вы зарядку каждое утро? | Да - … человек | Нет- … человек | Иногда- … человек |
Сколько времени вы проводите за компьютером? | До 2 часов- … человек | От 2 до 4 часов - … человек | Свыше 4 часов - … человек |
Посещаете ли медицинские учреждения с целью профилактики чаще 1 раза в год? | Да - … человек | Нет - … человек | Иногда - … человек |
Ежедневно ли в вашем рационе присутствуют овощи и фрукты? | Да- … человек | Нет - … человек | Иногда - … человек |
Сколько времени вы проводите на свежем воздухе? | До 30 минут - … человек | От 30 минут до 2 часов - … человек | 2 часа и более - … человек |
Есть ли у вас вредные привычки? | Да - … человек | Нет - … человек | |
Сколько часов вы спите? | До 6 часов - … человек | 6-7 часов - … человек | Более 7 часов - … человек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика написания программы организации летнего отдыха в ОУ.
Данный материал предназначен для организаторов летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в ОУ....
Презентация к Методике написания программы организации летнего отдыха в ОУ.
Данная презентация без сокращений....
Программа организации летнего отдыха «Помним, наследуем!»
Программа предусматривает организацию летнего отдыха в патриотическом направлении в формате пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием...
Дополнительная общеразвивающая программа организации летнего отдыха «Профильная онлайн – смена «PRO-спорт»
Краткосрочная дистанционная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Профильная онлайн – смена «PRO-спорт» дает возможность каждому...
Дополнительная общеразвивающая программа организации летнего отдыха «Профильная онлайн – смена «НАУМ»
Одним из направлений инновационной деятельности Центра «Развитие» является возрождение интереса к народным традициям, народной культуре. Фестиваль народного творчества «Народный умел...
Программа организации летнего отдыха и оздоровления в летний период
Проограмма летнего оздоровительного лагеря...
Презентация "Проектирование программы организации летнего отдыха и оздоровления детей
Проектирование программы организации летнего отдыха и оздоровления детей в летнем лагере на примере работы летнего лагеря Починковской школы интерната Нижегородской области...