Программа организации летнего отдыха "В здоровом теле здоровый дух"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Смирнова Валентина Николаевна

2017-2021 гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_zdorovom_tele_zdorovyj_dukh.doc316.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Почетская  средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ Почетская СОШ

Приказ №7  от 12.01.2017

                                                                                                                        С.В.Кухта                                

                                                                                                       

Программа

«В здоровом теле здоровый дух»

на 2017 – 2021 г.г.

Разработчики программы:

Мутовин Ю.В.-директор ФСК «Оникс»

Смирнова В.Н.- социальный педагог

пос. Почет

2017

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Здоровье человека - это главная ценность жизни, которую не купить ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать  смолоду, с первых дней жизни.

Пояснительная записка

Современные образовательные учреждения, особенно с углубленным содержанием обучения, характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени.

Обучение без потерь здоровья воспитанников и обучающихся является сложным творческим процессом.

В настоящее время мы ведем постоянный поиск методов оздоровления наших детей в условиях программы общеобразовательной школы.

По статистическим данным медицинского работника школы таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:

45% - образ жизни;

20% - условия внешней среды;

20% - особенности организма, наследственность;

15% - система образования, здравоохранения.

Следовательно, необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом ее долго лечить.

Каково же состояние здоровья детей в нашей школе?

За период работы с 2013 года по 2016 год во время прохождения медицинских осмотров выявляется положительная динамика, а именно: увеличивается число детей со второй и первой группой здоровья.

Таблица 1

Распределение детей по группам здоровья с 2013 по 2016 год (в%)

Группы здоровья

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

I группа

50,4

51

36,4

37,1

II группа

42,4

41,8

44,3

51,2

III группа

6,3

6,1

19,3

22,7

IV группа

0,9

1

-

-

Основная группа

94

        95

98

98

Подготовительная группа

2,7

1

-

2

Спец. мед. группа

3,3

4

2

-

Освобождение

-

-

-

-

Таким образом, из таблицы видно, что за последнее время по результатам обследования детей преобладающей группой здоровья становится 2 группа. Процент детей с 1 группой здоровья – идёт отрицательная динамика.

        Процент распределения основной группы по годам имеет положительную динамику, также уменьшается процент с подготовительной и специальной медицинской группой.

Таблица 2

Заболеваемость детей по годам с 2013 по 2016 год (в %)

Заболевания

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Желудочно-кишечного тракта

0,9

2

1,0

1,0

Опорно-двигательной системы

1,8

3,5

7,5

-

Нарушение речи

2,7

0,9

0,9

0,9

Заболевания глаз

10,8

7,8

16

15

Дефицит веса

2,7

4,3

0,9

0,9

Избыточная масса тела

14,4

5,2

1,9

1,2

Сердечно-сосудистые

2,7

4,3

1,9

1,2

Заболевание зубов

      5,4

2,6

17,4

16,8

Заболевания верхних- дыхательных путей

2,7

1,7

0,9

0,9

Мочевыделительной системы

0,9

-

-

-

Заболевания кожи

-

0,9

0,9

0,9

Таким образом, из таблицы видно, что преобладающим заболеванием среди детей является заболевание глаз, также заметно увеличилось количество детей с заболеванием зубов. В положительной динамике заболевания опорно-двигательной системы. В положительной динамике по сравнению с 2013-2014 годом заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение речи, заболевания мочевыделительной системы, эндокринные заболевания (ожирение 1 и 2 степени и избыточной массой тела, заболевание щитовидной железы, дефицит массы тела). В положительной же динамике, если посмотреть в разрезе по годам, наблюдается заболевания верхних дыхательных путей, мочевыделительной системы, эндокринные заболевания (ожирение 1 и 2 степени и избыточной массой тела, заболевание щитовидной железы, дефицит массы тела).

Процент здоровых детей также в динамике за 2013-2016 года на среднем уровне.

Таблица 3

Процент здоровых детей с 2013 по 2016год

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

48,6

59,1

49,5

51,0

В результате совместной работы врачей, педагогов и родителей наблюдается положительная динамика здоровых детей. За счёт постоянной и системной работы по профилактике и лечению заболеваний глаз, зубов, ожирения, опорно-двигательной системы процент здоровых детей можно увеличить до 90%.

Учитывая выше изложенное, для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в школе разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье» учителями физической культуры.

Организационно-методические указания

Программа «Здоровье» представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп обучающихся школы под руководством  учителей физической культуры, в тесном взаимодействии с администрацией, педагогами, родителями основывается на ежегодных  результатах профилактических осмотрах всех  обучающихся,  выполнению норм двигательной активности, соблюдению санитарно - гигиенических условий, на критериях прироста физических показателей, уровне физической подготовленности, повышение уровня умений и навыков в образовательном процессе.

Цель программы

Формирование здоровой школьной среды, через создание единой образовательной, воспитательной, оздоровительной системы охраны здоровья обучающихся.

Основные задачи программы.

  • сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения;
  • повышения уровня физического развития и физической подготовленности;
  • воспитание нравственных ценностей и представлений о культуре здоровья;
  • формирование у обучающихся системы ценностей, связанной с собственным здоровьем и здоровьем окружающих, освоение необходимых знаний в этой области, формирование соответствующих умений и навыков;
  • создание условий, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья обучающихся, повышению эффективности здоровья обучающихся, повышению эффективности учебного процесса.

Основные направления для реализации поставленной цели и задач

Здоровъесберегающая программа включает в себя три ведущих направления:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ

Образовательная направленность программы

  • соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02, применяемых в образовательном процессе, направленных на сохранение и укрепление здоровья  обучающихся;
  • формирование компетентности педагогов в области здоровья и ЗОЖ с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс;
  • программно-методическое обеспечение обучения детей ЗОЖ с учетом накопления позитивного опыта;
  • мониторинг состояния здоровья обучающихся, учебного процесса и среды обучения;
  • внедрение в учебный процесс инновационных здоровъесберегающих технологий;

        Оздоровительная направленность программы        

  • соблюдение всех нормативных правил и санитарно-гигиенических норм, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02.
  • формирование основ знаний о физкультурной деятельности с оздоровительной направленностью; (приложение №6)
  • введение физкультурных пауз, утренней гимнастики, подвижных перемен для увеличения двигательной активности;
  • проведение дней здоровья, недель здоровья, праздников здоровья;
  • освоение в начальной школе для профилактики простудных заболеваний дорожку Здоровья, методику дыхания Стрельниковой А.И.
  • профилактическое, оздоровительное, закаливающее направление включать в образовательный процесс, на всех уроках физического воспитания;
  • развитие сети кружков, секций лечебно-оздоровительной и спортивной направленности;
  • укрепление материально-технической базы.

Воспитательное направление программы

  • Воспитание в области здоровъесбережения, гигиены, профилактики, питания;
  • Привлечение к занятиям в спортивных кружках и секциях,
  • Воспитание морально волевых, нравственных качеств через спортивные соревнования, спортивные праздники и состязания;
  • Воспитание физических качеств через занятия спортом, физическими упражнениями;
  • Воспитание культуры здорового гражданина.

В реализации программы «Здоровье» участвуют:

  • социально-психолого-педагогическая служба;
  • физкультурно - оздоровительная служба;
  • учебно-воспитательная служба;
  • Обучающиеся школы;
  • Педагоги (классные руководители, социальные педагоги);
  • Родители;
  • Медицинский работник;
  • Другие заинтересованные лица (повара, спонсоры).

Социально-психолого-педагогическая служба осуществляют следующую работу:

1. Адаптация детей и подростков к окружающей среде.

Поступление ребенка в школу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации школьников в эти сложные периоды программа «Здоровье» предусматривает целый ряд мер:

 а) анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста (приложение №1);

 б) мониторинг состояние их здоровья (приложение №2);

 в) щадящий режим учебы, питания, физических нагрузок;

 г) индивидуальные рекомендации педагога-психолога, педагогов по   коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;

 д) контроль за пограничным состоянием;

 е) составление психолого-педагогических программ для индивидуальной работы с детьми, внедрение  компенсирующего обучения;

 ж) контроль за качеством питания, пропаганда здорового образа жизни.

Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации. В дальнейшем педагог-психолог, педагоги, медицинский работник осуществляют мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех обучающихся школы, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объем учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков.

Физкультурно-оздоровительная служба проводит следующую работу:

1. Для активизации двигательного компонента в режиме дня применяется целый комплекс мероприятий, в частности: утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение воспитанников и обучающихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведении дней здоровья и других спортивных праздников и соревнований.

2. Разработка  учебных программ для детей, отнесенных к специальной медицинской группе.

3. Разработка и внедрение основ знаний по валеологии с учетом возрастных групп.

4. Разработка и внедрение инновационных здоровъесберегающих технологий: аэробика, танцевальная аэробика, атлетическая гимнастика, фитнес.

5. Организация спортивно-массовой работы, вовлечение воспитанников и обучающихся в спортивные секции, участие в школьных, районных, зональных  и краевых спортивных мероприятиях и соревнованиях.

6. Освоение дорожки здоровья, разучить методику и выполнение дыхательных упражнений по Стрельниковой (приложение №4 ).

7. Проведение лекций, бесед, круглого стола, мониторингов о вредных привычках, курении, наркомании, СПИДе, участие в международных, краевых, районных молодежных акциях против СПИДа, участие в фестивалях здоровья;

8. Пополнение и обновление материально-технической базы, соблюдение санитарно-гигиенических условий, выполнение правил по технике безопасности жизни и здоровья.

9. Контроль за соблюдением выполнения постановления СанПиНа 2.4.21178-02, внедрение его в образовательный процесс.

Закаливающие мероприятия:

 1) Мероприятия повседневной жизни:

      а) оптимальный температурный режим в помещениях;

      б) оптимальный воздушный режим;

      в) санитарно-гигиенический режим.

 2) Специальные закаливающие процедуры:

      а) методика закаливания воздухом, (приложение №5);

      б) уроки  на улице;

      в) С-витаминизация через третьи блюда.

Учебно-воспитательная служба проводит следующую работу:

1. Разработка  и проведение интегрированных здоровъесберегающих уроков, проведение классных часов с валеологической направленностью, использование методических разработок по программе ЗОЖ.

2. Применение практических разработок, и умение провести комплекс общеразвивающих упражнений по различным видам спорта, провести урок здоровья в ГПО и начальных классах выпускниками.

Медико-профилактическая служба

1. Для повышения устойчивости организма воспитанников и обучающихся к неблагоприятным факторам внешней среды в школе провести профилактические мероприятия:

   а). Практические и теоретические занятия врача, педагога-психолога, учителей физической культуры со всеми педагогами, родителями:

  - о значении и видах профилактической работы с детьми, о гигиене знаний;

  - о видах массажа и его значении;

  - о профилактических комплексах для укрепления осанки, опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, укрепления зрения, сердечнососудистой системы.

2. Проводить профилактику инфекционных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ через иммунизацию. Иммунизацию детей против других инфекционных заболеваний проводить в соответствии с календарным планом прививок и строго индивидуально по отношению к каждому воспитаннику и обучающемуся.

3. Проводить ежегодную диспансеризацию учащихся.

 Проводятся врачами или специалистами лекции и беседы на темы:

     а) Семейное воспитание (Личность, функции семья);

     б) Психология здоровья (Эмоции, личность, коллектив);

     в) Возрастное воспитание.

     г) Правильное питание, сбалансированность рациона, диетическое питание.

Важнейшим разделом программы является гигиеническое воспитание детей и сотрудников школы, мотивирующее среду их поведения в области сохранения и укрепления как собственного здоровья, так и здоровья окружающих. Наиболее эффективным и доступным в этом процессе является планомерное и целенаправленное воздействие на сознание человека и формирование у него мотивации к ЗОЖ.

В задачи гигиенического обучения входят:

  1. Повышение культуры поведения ребенка;
  2. Культура деятельности;
  3. Отношение к одежде, рабочему месту;
  4. Культура отношений со сверстниками и старшими;
  5. Культурно-гигиенические навыки.
  6. Культура еды.
  7. Проведение сангигиенического обучения всего коллектива работников по графику.

Гигиеническое воспитание включает в себя и санитарно-просветительную работу, например, регулярные беседы о профилактике различных заболеваний и здоровом образе жизни:

     1. Угроза гепатита В;

     2. Уход за полостью рта;

     3. Грозный и неизлечимый СПИД;

     4. Пагубность вредных привычек и другие актуальные темы.

Итак, программа «Здоровье», направленная на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Выполнение данной программы способствует сохранению хорошей работоспособности и функционального состояния воспитанников и обучающихся и поддержанию их здоровья в норме.         

Условия реализации программы:

1. Сделать программу «собственностью» всех участников педагогического сообщества (детей, педагогов, родителей).

2.  Разработать и реализовать большое количество инициатив совместно со всеми участниками педагогического процесса.

3. Наметить пути реализации программы через учебные предметы, через деятельность ученического самоуправления.

Механизм и этапы реализации программы

    Реализация данной программы предполагает:

  • осуществление единых требований по организации и проведению

     программы;

  • осуществление мониторинга эффективности и результативности;
  • осуществление методического, организационного, медицинского      

      обеспечения;

  • приобретение компьютерной программы для обработки данных;
  • мониторинга физического развития, физической подготовленности;
  • выполнение и соблюдение гигиенических требований;
  • укрепление физкультурно-спортивной базы;
  • подготовку педагогов.

 1. Подготовительный (июнь 2017 –  декабрь 2017 г.)

Результатом должно стать: постановка и осмысление проблемы, анализ состояния здоровья воспитанников и обучающихся,  рассмотрение  программы на педагогическом совете, мотивация коллектива на реализацию программы, утверждение программы директором школы

 2.Практический этап (январь 2018г. – март 2021г.)

Результатом должно стать:

Уровень педагогов

Повышение компетентности и уровня знаний педагогов в области здоровьесохраняющих технологий;

Организация профилактической деятельности;

Реализация программы через уроки и внеурочную деятельность;

Выявление проблем и путей их решения.

Уровень воспитанников и обучающихся:

Привлечение воспитанников и обучающихся к ЗОЖ;

отказ от вредных привычек;

активизация деятельности ученического самоуправления в данном направлении.

Уровень родителей

Понимание родителями необходимости данной работы, участие родителей в здоровьесберегающих мероприятиях

 3.Аналитический этап (апрель, май 2021г).

Результатом должно стать: сбор и обработка полученных данных, соотнесение полученных результатов с поставленными целями, принятие решения о необходимости дальнейшей деятельности.

                   Риски, связанные с реализацией программы

Риски

Их преодоление

Низкая заинтересованность в реализации Программы со стороны педагогического коллектива

Планирование работы в рамках рабочего времени

Низкая мотивация со стороны обучающихся

Демократическая обстановка на занятиях. уроках и тренингах. Информация о «моде» на  здоровье.

Низкая заинтересованность со стороны родителей

Применение новых форм работы с родителями

Ожидаемые результаты:

Реализация программы «Здоровье» должна обеспечить создание предметно-информационной образовательной среды. В рамках программы происходит формирование у воспитанников и обучающихся основных компонентов здоровья, дети овладевают знаниями, умениями, навыками двигательной деятельности, то есть физической подготовленности, что в конечном результате оказывает влияние на их физическое развитие.

В результате этой работы должны происходить саморазвитие, произвольное овладение знаниями и основными навыками образовательной деятельности, самопознание и самоопределение, самосовершенствование.

Вырабатывается у воспитанников и обучающихся потребность в здоровье, понимание сущности качества жизни и выработки индивидуального способа ЗОЖ.

Программа отслеживает эффективность и результативность действий, осуществляет динамичный контроль, анализ проведенных мероприятий, корректировку и выполнение программы.

При оптимизации решений социальных (экология, образование, право на труд, отдых, соцзащиту и др.) и медико-социальных (рациональный режим питания, физическая активность, отказ от вредных привычек) проблем реализуется главная задача государства - сохранение и укрепление здоровья всего населения страны.

Ожидаемые результаты станут реальностью при условии понимания педагогом триединой проблемы: образ жизни – образование - здоровье.

Рост гигиенических знаний, формирование адекватного представления о здоровье, коррекция поведения психолого-педагогическими методами в целом означают повышение уровня гигиенических знаний в школе и утверждение позитивной идеологии здоровья. Закономерным следствием построения такого фундамента станут сохранение и укрепление здоровья, снижение заболеваемости.

- Улучшение качественных показателей здоровья  обучающихся и воспитанников.

- Увеличение процента занятости обучающихся в спортивных секциях.

- Повышение уровня воспитанности школьников.        

- Сформированность негативного отношения к нездоровому образу жизни.

- Активное приобщение детей к физической культуре и спорту.

План мероприятий

Содержание мероприятий

Кол часов, месяц

ответственные

Организационная работа

1.

Проведение собрания педагогического коллектива по внедрению программы

 «Здоровье»

сентябрь

Администрация, учителя физического воспитания

 2.

Утвердить единые требования по организации и проведению программы

«Здоровье».

сентябрь

Классные руководители, учителя физического воспитания,

инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог - психолог

 3.

Составить расписание работы по плану и распределить обязанности

сентябрь

Классные руководители, учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог - психолог

4.

Осуществить методическое, организационное, психологическое обеспечение

сентябрь

Классные руководители, учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог- психолог

Профилактическая и физкультурно- оздоровительная работа

1.

Применение здоровъесберегающих технологий, утвержденных СанПиН 2.4.2.1178-02.

Применительно ко всем предметам:

-требования к месту занятий,

-соблюдение воздушно-теплового режима,

-соблюдения естественного и искусственного освещения,

-соблюдение требований к водоснабжению и канализации,

-соблюдения режима учреждения,

ежедневно

Классные руководители, учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры, социальные педагоги, педагог-психолог

 2.

Проведение утренней гимнастики,

физминуток, подвижных перемен, физпауз, фитнес – перемен.

ежедневно на занятиях и уроках 

учителя физического воспитания, инструкторы физической культуры,

совет « Спорт»

 3.

Проведение часа здоровья в   начальной школе

1 раза в месяц

Классные руководители

  4.

Освоение дорожки здоровья

в течение года

учителя физического воспитания

5.

Методика рационального дыхания

в течение года

учителя физического воспитания

6.

Методика дыхания по  А. Стрельниковой

в течение года

учителя физического воспитания

7.

Обучение гигиеническим навыкам

в течение года

Медицинские работники

8.

Виды массажа

в течение года

Медицинские работники

 9.

Закаливающие мероприятия

раздел «Гимнастика»

учителя физического воспитания

 10.

Профилактические упражнения , направленные на опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую систему, профилактику плоскостопия, органов зрения, частых простудных заболеваний

ежедневно на уроках физкультуры

учителя физического воспитания

 11.

Внедрение оздоровительных технологий на уроках физической культуры:

аэробика, атлетическая гимнастика,

красивая осанка.

раздел «Гимнастика»

учителя физического воспитания

 12.

Декада инвалидов.

День инвалидов.

декабрь

Социальные педагоги, классные руководители

 13.

Мониторинг физической подготовленности

2 раза в год

Сентябрь, май

учителя физического воспитания

Профилактические медико- психологические мероприятия

1.

Иммунизация и вакцинация

по мере необходимости

медицинские работники повара

 2.

Обучение навыкам гигиены тела

постоянно по мере необходимости

медицинские работники

 3.

Лекции о ЗОЖ, вредных привычках

в течение года

медицинские работники, классные руководители

 4.

Мониторинг физического развития

в течение года

учителя физического воспитания

 5.

Психологическая адаптация к школе

сентябрь, октябрь

Педагог-психолог

 6.

Исследования по вредным привычкам

2 раза в год

 социальные педагоги, классные руководители

 7.

Психологическая помощь, тренинги

по мере необходимости

педагог-психолог

 8.

Самообладание, саморегуляция

по мере необходимости

педагог-психолог

Внеурочная спортивная работа

 Школьные мероприятия:

ответственные

1.

День здоровья

1 раз в четверть

педагоги-организаторы,

учителя физического воспитания, классные руководители, социальные педагоги

2.

«Зарница»

февраль

3.

Олимпийский день бега

весна, осень

4.

День прыгуна

весна, осень

5

Акробатические соревнования

2раза в год

6.

Спортивный праздник «Мисс спорт!

Мистер сила!»

 1 раз в год

7.

Веселые старты

в течение года

8.

«Папа, Мама, Я – здоровая семья»

2 раза в год

9.

Спортивные эстафеты

в течение года

10.

«Перестрелка»

2 раза в год

11.

Спортивные рекорды школы

4 раза в год

13.

Волейбол

в течение года

14.

Футбол

15.

Баскетбол

17.

Мини - футбол

18.

Настольный теннис

19.

Лапта

весна

20.

Праздник «Русская зима»

январь

совет «Спорт», совет «Досуг», учителя  физической культуры, социальные педагоги

21.

Масленица

март

совместно с советом «Досуг», «Спорт»

22.

Участие в районных, зональных, краевых соревнованиях,

президентские состязания,

турслеты, походы.

в течение года

учителя физического воспитания, ОБЖ, инструкторы по туризму

Работа секций и кружков

1.

Организация секций и кружков

ежедневно по плану

педагог-организатор

2.

Организация по месту жительства в летнее время:

соревнования по  футболу, спортивные игры, соревнования по военно-прикладным видам спорта, день физкультурника и т.д.

Июль- август

педагог-организатор,

учителя физического воспитания

Агитация и пропаганда

 1.

Привлечение родителей в организации спортивных мероприятий.

в течение года

учителя физического воспитания, социальные педагоги

 2.

Консультации для родителей по вопросам ЗОЖ

в течение года

медицинские работники

 3.

Семейные соревнования, фестивали

по плану школы

классные руководители, учителя физического воспитания

 4.

Семейные фотоальбомы

пресс - центр

 5.

Классные проекты  «Моя спортивная семья»

1 раз в год

защита проектов

классные руководители

 6.

Оформление стендов, альбомов, спортивных уголков.

в течение года

учителя физического воспитания

Приложение №1.        

КАРТОЧКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Фамилия, имя                Год рождения        

Школа                                 г.        

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Укажите умения и навыки вашего  ребенка (умеет, не умеет):

1. Лазать   различными   способами   по   гимнастической   стенке

2. Прыгать через короткую или длинную скамейку        

3. Кататься на коньках        

4. Кататься на лыжах        

Самокате        

Двухколесном велосипеде

5. Самостоятельно играть в подвижные игры        

6. Самостоятельно плавать        

7. Пробегать кросс с дистанцией (до 300 м)        

8. Занятия спортом (каким?)         

Подпись родителей.

Примечание:

  1. Родители заполняют карточку при поступлении в школу перед
    собеседованием.
  2. Медицинский работник заполняют карточку в сентябре-октябре
    месяце каждого года.
  3. При   переходе  ученика  в  другую   школу   карточка  выдается
    родителям с другими документами.
  4. Карточка хранится в личном деле ученика.
  5. Показатели     физической     подготовленности     записываются:
    красным цветом - высокий уровень, зеленым - средний, синим -
    низкий.


Приложение №2

Показатели физической подготовленности

Ф.И.О.

Дата рождения

Бег 30 м.

Бег 1000 м.

Челночный бег 3*10

Прыжки в длину

Подтягивание/ отжимание

Наклон вперед к ногам сидя

Очки

Уровень

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки

Рез.

Очки


Показатели физического развития

Приложение №2

Учебный год

Класс

Рост,

см

Масса, кг

ИСС

уд/м

Артер. давл.

Мед. группа

Подпись мед. работника

Субъективные показатели состояния   организма.

Приложение №3.  

Аппетит

Нормальный или слегка повышенный

пониженный

отсутствует

Настроение

Жизнерадостно е, бодрое, уверенность в своих силах

Безразличное, равнодушное

упадническое

Желание заниматься

большое

умеренное

отсутствует

Работоспособность

Высокая, хорошая

ухудшенная

Резко сниженная

Боль в мышцах

отсутствует

Есть, но быстро проходит после душа, массажа

Длительно непроходящая

        

Показатели

Состояние

хорошее

Удовлетворительное

Плохое

Самочувствие

хорошее

вялость, упадок сил

Слабость, раздражительность, головокружение

Сон

Спокойный, крепкий, освежающий

Прерывистый, засыпание с трудом

Бессонница или повышенная сонливость

Внешние признаки утомления.

признаки

Степень утомления

легкая

значительная

Очень сильная

Окраска кожи лица и туловища

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности  губ

Потливость

Небольшая, чаще на лице

Большая головы и туловища

Очень     сильная,

выступление соли

Дыхание

Учащенное, ровное

Значительно учащенное, периодически через рот

Резко учащенное, поверхностное, появление одышки

Движения

Не нарушены

неуверенные

Покачивания, нарушение координации движений, дрожание конечностей

Внимание

Безошибочное

Неточность выполнения команд

Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду

Приложение №4

В целях укрепления здоровья

Используется методика дыхательных упражнений по А.Стрельниковой. по методике дыхания А.Стрельникова тренируется, только вдох - шумный, резкий, короткий - как бы шмыгая носом, выдох пассивный через рот. При шумном, коротком вдохе носом идет насыщение коры головного мозга кислородом - ликвидируются спазмы сосудов, исчезают хронические головные боли, улучшается память. Дыхательные упражнения Стрельниковой вылечивают: сколиоз ринит, хронический насморк, гайморит, бронхит, астму, пневмонию, улучшает работу сердца, нормализует артериальное давление, способствует правильному формированию органов и систем, помогает подрасти, излечивает заикание.

  1. Упражнение - дыхательное "Ладошки". Встать прямо, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладошки снаружи развернуты. Резкий вдох, ладошки сжать, выдох - разжать. 4 раза - 27 серий.
  2. "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
  3. «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
  4. «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет ит.д.
  5. Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
  6. Профилактический комплекс  упражнений      для предупреждения плоскостопия. "Насос - 1". Встать прямо, руки на поясе сжать в кулаки. Резкий вдох - руки вниз, кулачки разжать, выдох - руки на поясе. 8 раз-16 серий.
  7. «Насос - 3». Встать прямо, руки внизу, ноги чуть на ширине плеч. Вдох - наклониться чуть, руки внизу, потянуться чуть к ногам. Выдох - и.п.
  8. «Погончики». Встать прямо, руки согнуты в локтях, ноги вместе. Вдох - обнять руками себя скрестно за плечи, причем если правая впереди, то и дальше так же продолжать. Выдох - и.п. упражнения можно повторять под музыку, под такт бубна, счет и т.д.
  9. Профилактические упражнения для укрепления осанки и ее коррекции, плоскостопия, укрепление зрения.
  10. Профилактический      комплекс      упражнений      для предупреждения плоскостопия.
  11. Гимнастика для укрепления мышц глаза.
  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза (5 раз, интервал в 30 секунд).
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, верх, вправо, влево в обратную сторону.
  4. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их на 3-5 секунд (6-8 раз).
  5. Быстро моргать в течение 1-2 минут (способствует улучшению кровообращения).
  6. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку (10 раз) (снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии).
  7. Выполняется   сидя.   Закрыть  веки   и   нужно   массировать   их круговыми    движениями    пальца    в    течении     1     минуты. (Способствует расслаблению мышц глаза).
  8. Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды, снять пальцы с век. (3-4 раза;улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей).

VIII. Точечный самомассаж.

Точечный массаж данных точек повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

ТОЧКА 1: связана со слизистой оболочкой трахей, бронхов, а так же костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается камень, улучшается кровообращение.

ТОЧКА 2: регулирует иммунные функции организма. При массаже повышается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.

ТОЧКА 3: контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

ТОЧКА 4: шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. При этом нормализуется работа вестибулярного аппарата.

ТОЧКА 5: расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонков, и связана с регуляторами сосудистых реакций.

ТОЧКА 6: массирование улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит, нормализуется обоняние.

ТОЧКА 7: при массаже улучшается кровообращение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

ТОЧКА 8: массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярного аппарата ответственный за поддержание равновесия.

ТОЧКА 9: руки человека связаны со своими органами. При массаже этой точки нормализуются многие функции организма.

Приложение №5.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ.

Закаливание.

Закаливание повышает сопротивляемость организма не только к простудным, но и к различным другим заболеваниям. Это длительный процесс, требующий от человека желания, упорства и терпения. При закаливании используется комплекс разнообразных процедур с целью укрепления здоровья, повышения устойчивости организма к холоду и профилактики простудных заболеваний.

 1.Закаливание воздухом - проводим в любое время года. Зимой - при открытой форточке. Одежда - футболка, шорты. Свежий, чистый, прохладный воздух бодрит, способствует лучшему насыщению крови, кислородом, повышает тонус нервной системы.

2.        Закаливание ног - воздушным потоком.

а)        начинать с сухого растирания в течение 3 недель мягким
полотенцем до появления легкого покраснения продолжительность
процедуры (5-10 мин.).

Значение сухого растирания:

  1. Хорошо подготавливает организм к воздушным ножным ваннам.
  2. Тренируется нервная система.
  3. Улучшается работа сердца, легких и других органов.
  4. Повышается обмен веществ.

б)        Хождение босиком по дорожкам.

Начальный период 1-2 недели - продолжительность с 30 секунд, каждую неделю прибавили по 20 секунд.

3.        Закаливание водой.

а)        Влажные   растирания   полотенцем,   смоченной   водой,
температура которой +36°. Через 3 дня снижать температуру от 1 С
до 18 С. длительность процедуры 5 минут в течение 3 месяцев.
После растирания ноги насухо растереть сухим полотенцем до
легкого покраснения.

Значение влажного растирания стоп.

  1. Хорошо тренирует нервную систему.
  2. Повышает стойкость организма к смене температуры.
  3. Улучшает работоспособность.

б)        Хождение босиком по влажному коврику.

Смочить коврик водой, температура которой +36°С, через 3 дня снижать до 1°С. продолжительность 1 минута в течение 3 недель. Снижать температуру воды до +18°С.

Значение: повышает способность нервной  системы приспосабливаться к условиям внешней среды.

  1. Закаливание солнцем - необходимо и полезно. В утренние часы находиться или принимать солнечные лучи необходимо в течение 10мин.

Таблица комплексного закаливания ног.

Режим закаливания

Период

недели

продолжительность

расстояние

ТС

Сухие растирания

1-3

1-2м

5 м от форточки

+18

Хождение босиком по жесткой дорожке

1-3

От 1 до     5м

От 5м    до1м

+22

Хождение босиком по дорожке с шипами

1-3

От 1 до     5м

От 5м         до 1м

+22

Влажные растирания ног

1-5

От 30 с до1м

От 5м    до1м

+20

Хождение по влажной дорожке

1-5

От 30с до 1м

От 5м    до1м

+36

Самомассаж ног

1-3

1-2 м

+20

Комплексная таблица закаливания горла.

Дыхание рациональное

1-3

1мин

Дыхание по Стрельниковой

1-3

0т1м до3м; до5м

Полоскание соленой водой

1-3

30с-1мин

+30-+20

Фито- терапия

30с -1мин

+30-+20

Приложение № 6

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ» (по классам).

1        класс.

Как человек движется? Основные части тела. Мышцы, кости, суставы. Как укреплять их? Физические упражнения, положительные и тщательные черты характера. Уроки «Мойдодыра»; «Веселая физкультура» - влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья. Значение прогулки на свежем воздухе, правильное дыхание. Основы методики дыхательных упражнений по А.Стрельниковой.

2        класс.

Значение и правила выполнения зарядки. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Знания о закаливающих процедурах, о режиме дня, о двигательном режиме. Рациональное дыхание при беге. Карточка здоровья, самоконтроль по ее выполнению.

3        класс.

Внешняя среда и здоровье человека. Факторы, укрепляющие здоровье, факторы расслабляющие здоровье, роль физических упражнений в улучшении внешности человека. Доброта и сердечное отношение к друзьям - залог успеха и здоровья.

4        класс.

Основы знаний о личной гигиене сна, питания, труда и отдыха. Основные правила и способы закаливания. Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Гигиенические правила как их соблюдение способствует укреплению здоровья.

5        класс.

Влияние занятий физическими упражнениями на системы дыхания, кровообращения, пищеварения. Значение профилактических упражнений на опорно-двигательный аппарат. Знания о сердечно-сосудистой системе. Основные компоненты физической культуры личности: развитие волевых и нравственных качеств. Основные приемы самоконтроля.

6        класс.

Здоровый образ жизни - одна из основных ценностей ориентации. Врачебный контроль во время занятий. Дыхание по системе йоги - типы дыхания. Знание об органах чувств.

7        класс.

Дневник самоконтроля по состоянию своего здоровья. Правила самостоятельной тренировки двигательных способностей. Значение пищеварения. Психологические явления - эмоции «Я и коллектив».

8        класс.

Физическая подготовленность и способы физкультурно-оздоровительной деятельности. Значение чередования труда и отдыха. Вред алкоголя, наркотических веществ на организм. Особенности физического, психологического развития и полового созревания. Личная гигиена девушек, юношей.

9        класс.

Физическая культура и спорт - одно из средств всестороннего развития. «Психология здоровья» - противостояние стрессам. Биоритмы человека. Гигиенические факторы и условия среды для укрепления здоровья. Коррекция недостатков физического развития.

10        класс.

Формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья, разносторонней физической подготовленности. Вредные привычки - воспитание волевых усилий. Использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни. Самооценка личности. Особенности полового развития - выполнение функций отцовства, материнства.

11        класс.

Физическая культура - важнейшая составляющая часть здорового образа жизни, физической культуры в семье. Курс «Брак и семья» - его значение. Самоконтроль и саморегуляция физических и психических состояний. Наука «Здоровье» - наука выживания человека в критических условиях. 

 

Приложение 7

Анкета для оценки уровня отношения молодых педагогов

 к проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Дорогой друг!

Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.

Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком.

Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.

Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.

  1.  Делаете ли вы зарядку каждое утро?
  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда
  1. Сколько времени вы проводите за компьютером?
  1. До 2 часов
  2. От 2 до 4 часов
  3. Свыше 4 часов
  1. Посещаете ли медицинские учреждения с целью профилактики чаще 1 раза в год?
  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда
  1. Ежедневно ли в вашем рационе присутствуют овощи и фрукты?
  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда
  1. Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?
  1. До 30 минут
  2. От 30 минут  до 2 часов
  3. 2 часа и более
  1. Есть ли у вас вредные привычки?
  1. Да
  2. Нет
  1. Сколько часов вы спите?
  1. До 6 часов
  2. 6-7 часов
  3. Более  7 часов

Сводные результаты по учреждению анкетированияотношения молодых педагогов  к проблемам здоровья и здорового образа жизни

Количество педагогов, участвовавших в опросе

Делаете ли вы зарядку каждое утро?

Да -  … человек

Нет-  … человек

Иногда-  … человек

Сколько времени вы проводите за компьютером?

До 2 часов-  … человек

От 2 до 4 часов -  … человек

Свыше 4 часов -  … человек

Посещаете ли медицинские учреждения с целью профилактики чаще 1 раза в год?

Да -  … человек

Нет -  … человек

Иногда -  … человек

Ежедневно ли в вашем рационе присутствуют овощи и фрукты?

Да-  … человек

Нет -  … человек

Иногда -  … человек

Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

До 30 минут -  … человек

От 30 минут  до 2 часов -  … человек

2 часа и более -  … человек

Есть ли у вас вредные привычки?

Да -  … человек

Нет -  … человек

Сколько часов вы спите?

До 6 часов -  … человек

6-7 часов -  … человек

Более  7 часов -  … человек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика написания программы организации летнего отдыха в ОУ.

Данный материал предназначен для организаторов летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в ОУ....

Программа организации летнего отдыха «Помним, наследуем!»

Программа предусматривает организацию летнего отдыха в патриотическом направлении в формате пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием...

Дополнительная общеразвивающая программа организации летнего отдыха «Профильная онлайн – смена «PRO-спорт»

Краткосрочная дистанционная   дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «Профильная онлайн – смена «PRO-спорт» дает возможность каждому...

Дополнительная общеразвивающая программа организации летнего отдыха «Профильная онлайн – смена «НАУМ»

Одним из направлений инновационной деятельности Центра «Развитие» является возрождение интереса к народным традициям, народной культуре. Фестиваль народного творчества «Народный умел...

Программа организации летнего отдыха и оздоровления в летний период

Проограмма летнего оздоровительного лагеря...

Презентация "Проектирование программы организации летнего отдыха и оздоровления детей

Проектирование программы организации летнего отдыха и оздоровления детей в летнем лагере на примере работы летнего лагеря Починковской школы интерната Нижегородской области...