Методическая разработка внеклассного мероприятия "Русская воинская доблесть"
классный час (7 класс)

Внеклассное мероприятие "Русская воинская доблесть" содержит подробную разработку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chkr_russkaya_voinskaya_doblest.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «РУССКАЯ ВОИНСКАЯ ДОБЛЕСТЬ»

 в 7 классе

Классный руководитель

                                                                                           Купренкова Елена Петровна

 Цель: Развитие у учеников чувства уважения к истории, традициям, культуре россиян, воспитание гордости за героические страницы прошлого, ответственности за настоящее и будущее страны, готовности защищать Отечество и созидать во имя его процветания.

Классный руководитель: - Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение русских людей должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками.

Ученик 1- ученик 5 читают стихотворение Ивана Никитина «Русь» (звучит мелодия песни «Русское поле» Я.Френкеля): 

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную...

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей — стола,

Меча — недругу?

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя

Ты унизила?

Кому в черный день

Низко кланялась?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый пир.

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!..

И теперь среди

Городов твоих

Муравьем кишит

Православный люд.

По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Ведущий 1: - Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея своей жизни, своё Отечество от врагов.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить её от врагов, своими делами служить её интересам.

Ведущий 2: - Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

«Во все времена хвалили французского солдата за пылкость первого удара. Испанского – за трезвость и терпение. Немецкий достоин нашего уважения за отличную субординацию и великолепную флегму в момент опасности. Так вот знайте: в русском воине собраны все эти качества, и это делает его самым лучшим солдатом Европы» (Шарль де Линь, 18 век)

Ведущий 1: - В 1240 году новгородский князь Александр нанес сокрушительный удар на р. Неве войску немецких рыцарей, которые много раз пытались захватить русские земли. За эту победу он был назван Невским и объявлен православной церковью святым.

Ученик 6 – Ученик 7: (читают на фоне видео «Ледовое побоище»)

- И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лёд вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлёпая об лёд.

Ведущий 2: - Ранним утром в августе 1380 года войско великого князя Дмитрия Ивановича выступило из Москвы в поход. После 140-летнего татаро – монгольского ига русские люди решились на схватку с Ордой. Сражение состоялось в пятницу 8 сентября 1380 года на приречной луговине Дона - Куликовом поле. Победа русских в дальнейшем способствовала установлению самостоятельности Руси.

Ученик 8: (идут слайды на фоне горящей свечи)

- О, поле Куликово – стон Руси!

Его неумирающие звоны

Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

Ты видишь, даже павшие в безвестье

Опять, опять в руках сжимают меч,

Они готовы вновь к высокой чести

Иль выстоять, иль снова в землю лечь ...

И вновь костры,

А в небе ворон-птица –

Предвестье разгоравшегося дня ...

Куда рванет теперь, к какой границе

Судьба поводья черного коня?..

Набат! Набат в осенней блеклой сини!

О, поле Куликово – кровь с меча!

Ты перед ликом сумрачной России

Вовеки негасимая свеча!

(П.Проскурин. «Память»)

Ведущий 1: - Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины.

Ведущий 2: - Во второй половине XVIII века, когда царствовала Екатерина II, Турция постоянно нападала на южные рубежи Российской империи.

Во время одной из русско-турецких войн (I787-I79I гг.) русские войска, которыми руководил выдающийся полководец А.В.Суворов, проявляли чудеса храбрости при штурме г. Измаила (в декабре 1790 г.). Турки превратили город в неприступную крепость. Русские войска блокировали город с суши и со стороны реки Дунай. Несмотря на упорное сопротивление турок, их оборона была сломлена и крепость занята русскими войсками. Взятие А.В.Суворовым крепости, считавшейся неприступной, произвело огромное впечатление в Европе. Падение Измаила вынудило Турцию заключить мир с Россией.

Ведущий 1: - В 1799 г. А.В.Суворов командовал русско-австрийскими войсками в Северной Италии. После нескольких побед он изгнал оттуда войска Наполеона, затем совершил зимой со своими отчаянно смелыми, бесстрашными, находчивыми и выносливыми солдатами, которых он называл «чудо-богатырями», труднейший переход через Швейцарские Альпы.

Ученик 9 и Ученик 5 читают по ролям рассказ С. Алексеева «Дерзость».

                                                      ДЕРЗОСТЬ

В бою под Фокшaнaми турки расположили свою артиллерию так, что с тыла, за спиной, у них оказалось болото. Позиция для пушек - лучше не сыщешь: сзади неприятель не подойдет, с флангов не обойдет. Спокойны турки.

Однако Суворов не побоялся болота. Прошли суворовские богатыри через топи и, как гром среди ясного неба, - на турецкую артиллерию сзади. Захватил Суворов турецкие пушки.

И турки, и австрийцы, и сами русские сочли манёвр Суворова за рискованный, дерзкий.

Хорошо, что прошли через топи солдаты, a вдруг не прошли бы?!

- Дерзкий так дерзкий, - усмехнулся Суворов. - Дерзость войскам не помеха.

Однако мало кто знал, что, прежде чем пустить войска через болота, Суворов отрядил бывалых солдат, и те вдоль и поперек излазили топи и выбрали надёжный путь для своих товарищей. Суворов берег солдат и действовал наверняка.

Месяц спустя в новом бою с турками полковник Иловайский решил повторить дерзкий манёвр Суворова.

Обстановка была схожей: тоже турецкие пушки и тоже болото.

- Суворову повезло, - говорил Иловайский. - А я что, хуже? И мне повезет.

Только Иловайскому не повезло. Повел полковник солдат, не зная дороги. Завязли солдаты в болоте. Стали тонуть. Поднялся шум, крики. Поняли турки, в чем дело. Развернули свои пушки и расстреляли русских солдат. Много солдат погибло. Иловайский, однако, спасся.

Суворов разгневался страшно. Кричал и ругался до хрипоты.

- Так я же хотел, как вы, чтобы дерзость была, - оправдывался Иловайский.

- "Дерзость"! - кричал Суворов. - Дерзость есть, a где же умение?!

За напрасную гибель солдат Суворов разжаловал полковника в рядовые и отправил в обозную команду.

- Ему людей доверять нельзя, - говорил Суворов. - При лошадях он безопаснее.

Ведущий 2: - 12 июня 1812 года Наполеон вторгся в пределы России.
Русские люди, и стар, и млад, в едином порыве объединились, чтобы отразить врага.                     (Видео, посвященное героям войны 1812 года)

Ведущий 1: - Новое тяжелое испытание ждало русский народ во время Крымской кампании 1853-1856 годов. Это была война между Россией с одной стороны и коалицией Турции, Англии и Франции – с другой. Военные действия сосредоточились главным образом в Крыму и на кавказско – турецкой границе. Решающим моментом войны была длительная осада Севастополя. Она длилась 349 дней. Город был сдан лишь, когда союзники штурмом взяли Малахов курган, важнейший опорный пункт оборонительной линии Севастополя.

Ученик 2: - Одному из скорбных и героических эпизодов героической обороны Севастополя посвящен Памятник Затопленным кораблям. Он воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы прикрыть Севастополь от вражеских атак с моря.

В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная коринфская колонна. Её венчает бронзовый орел, распростерший крылья. Склонив голову, он держит в лавровый венок. Надпись на пьедестале гласит: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Против памятника, на стене набережной Приморского бульвара, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Ученик 3: После высадки в сентябре 1854 г. англо-франко-турецкой армии положение Севастополя стало очень тяжелым. Опасаясь атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Северную бухту недоступной для вражеского флота.

В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 г. говорилось: "...Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла..."

Ученик 4: Команды затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнили ряды защитников севастопольских бастионов. Высокая флотская дисциплина, воинское мастерство, отвага и мужество служили примером для всех участников обороны.

Группа мальчиков исполняет песню:

Споемте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдем в предрассветный туман.
Споем веселей, пусть нам подпоет
Седой боевой капитан. 

Припев:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой. 

А вечер опять хороший такой,
Что песен не петь нам нельзя.
О дружбе большой, о службе морской
Подтянем дружнее, друзья! 

Припев. 

На рейде большом легла тишина,
А море окутал туман.
И берег родной целует волна,
И тихо доносит баян: 

Припев.


Ведущий 2: - 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И началось великое сражение советского народа на свою Родину.
(на фоне звучащей песни «Священная война» (сл.В.Лебедева-Кумача, муз.А.Александрова) Воины знали, что идут сражаться за землю, политую кровью предков, что в их жилах течет кровь тех, кто не отдал и пяди родной земли.
Путь к победе был долог и труден – 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед.

Классный руководитель рассказывает о своем дедушке.

Ученик 8   рассказывает о своем прадедушке.
Ученик 7: 

- Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шел, Россия, твой солдат.

И не сломила сердце, не сгубила,

И душу не растлила им война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату русскому, дана.

Ведущий 1: - Наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял и победил в жестокой, кровопролитной войне. Будем же всегда помнить о тех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину и за нас.

А так же не забывать о том, что победы россиян, развитие армии и военного искусства связаны с именами русских полководцев: А.Невского, Д.Донского, П.Румянцева, А.Суворова, П.Нахимова, Ф.Ушакова, М.Кутузова, Л.Василевского, К.Рокоссовского, И.Конева, Г.Жукова и других.

          (Звучит песня «День Победы» (сл.В.Харитонова, муз.Д.Тухманова).

Классный руководитель: - Ребята, в нашем районе живут воины – интернационалисты. Это те, кто шел на смерть в Афганистане и Чечне, кто не щадил своего здоровья и до конца оставался верен воинскому долгу.

Ведущий 1: - В Афганистане наши солдаты воевали более 9 лет. Точнее 9 лет, 1 месяц, 21день. Около 14 тысяч погибших покоятся на кладбищах бывшего Союза, сотни человек до сих пор остаются военнопленными.

Стихотворение «Помяни нас, Россия». (под музыку «Реквием» Моцарта)

1-й чтец:

Помяни нас, Россия, в февральскую стужу, 

Перед тем, как сойдешься за праздничный стол. 

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил, 

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Помнят нас, засыпанных пеплом и пылью,

Пулеметами врезанных в скальную твердь. 

 Запиши нас в историю горестной былью

 2-й чтец:

И рубцом материнское сердце отметь.

 Помяни нас, Россия, и злых, и усталых, 

 Одуревших от зноя, без сна и воды, 

 Отмеряющих жизнь от привала к привалу, 

 От звезды до звезды, от беды до беды.

 Помяни нас, Россия, в извечной печали, 

 Златорусую косу свою расплетя.

 Мы оставшимся помнить и жить завещали.

 Жить, как прожили мы, - для тебя! 

Ведущий 2: - Я уверен, пока в нас живет сострадание, стремление помочь, умение помнить, мы имеем право называться людьми и должны быть достойны памяти солдат, защищавших нас, павших героев. Мы уже ничего не можем сделать, чтобы они вернулись к нам. Нам остается одно – помнить. Прошу помянуть павших жителей нашего района и россиян – каждого и всех вместе – минутой скорбного молчания.

Минута молчания. 

Ведущие 1 и 2: - Вечная память павшим! Вечного терпения матерям, не дождавшимся своих сыновей и дочерей с войны. Вечная благодарность воинам, которые смогли вернуться, пережив страшные испытания.

Классный руководитель: - Русский человек всегда был мирным жителем планеты. Просторна и прекрасна его родная земля. На ней он всегда добросовестно трудился, растил детей, радовался солнцу, протягивал руку дружбы соседям. Он мужественно защищал свою землю, свою семью, свой дом от захватчиков. Ему не нужно чужого. Он хочет жить мирно, спокойно.

                        (Звучит мелодия песни Русское поле»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка: "Музей - хранитель воинской славы"

Методическая разработка "Музей - хранитель воинской славы" является обобщением опыта работы школьного музея....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пасха в Германии" авторы разработки Пономаренко И.В. Охотина Н.А.

Мы учителя немецкого языка разработали внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов, изучающих немецкий язык углубленно. Материал по теме "Пасха" всегда интересен и разнообразен. Ребята в восторге...