Урок- путешествие: «Это ты, моя Россия, Свет мой, Родина моя!»
методическая разработка (8 класс)

Пономарева  Ирина Степановна

Цели:

  • Развивающая цель: развивать познавательный интерес к своей Родине; показать значение родины в жизни каждого человека.
  • Обучающая цель: дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
  • Воспитательная цель: воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою страну.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_rossiya-rodina_moya.docx51.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЩКОЛА №1»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!»

для учащихся 8 класса

Составитель:

Пономарева Ирина Степановна

  1. гг.

Цели:

  • Развивающая цель: развивать познавательный интерес к своей Родине; показать значение родины в жизни каждого человека.
  • Обучающая цель: дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов;
  • Воспитательная цель: воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою страну.

Форма проведения: классный час.

Оборудование: 

  • изображения флага и герба России;
  • монета с изображением герба;
  • текст и музыка гимна;
  • пословицы о Родине;
  • карта России;
  • мультимедийная презентация;
  • аудиозаписи песен («С чего начинается Родина?» музыка В. Баснера, слова  М.    

     Матусовского; «Гимн Российской Федерации» музыка А. Александрова, слова

     С. Михалкова).

           Оформление: плакаты с высказываниями С. Есенина, Эзопа, И. П. Павлова; флаг России, герб России, портрет А. Невского, презентация, компьютер, проектор, экран.

            План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Игра «Закончи пословицу».
  3. Информационный блок.
  4. Немного из истории.
  5. Вопрос – ответ.
  6. Рефлексия.
  7. Заключительное слово.
  8. Домашнее задание.

Ход классного часа.

Распростерлись в дымке синей

Величавые края –

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

А. Прокофьев

1. Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Наш классный час хочу начать с инсценировки притчи: (участвуют учащиеся класса)

«Жил Человек.  Захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.

Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал, и стал там жить.

Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми… 

Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.

Просила его душа о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.

Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.

Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.

- «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:

- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.

Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.

Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.

А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…

Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
         Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.

И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.

Это был путь на Родину, дорога к себе самому!»

(слайд №1)

- Учащиеся делают вывод: где бы ни жил человек, его все равно тянет домой, на Родину.

Слово учителя:

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Да, верно, ребята, сегодня мы встретились с вами для того, чтобы поговорить о нашей Родине. Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Наша страна огромная, самая большая страна на свете. Посмотрите  на карту. (Учитель по карте показывает Россию) (слайд №2).

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.  Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Россией, ее природой, ее талантливыми людьми.

- Какое же значение имеет для человека РОДИНА? Что для вас означает Родина? (Страна, в которой ты живешь; дом, где родился; березка у родного порога; леса, поля, луга, деревья, небо, облако, родители, друзья; место, где жили наши предки; То есть родное место.)

- Звучит песня «С чего начинается Родина?» музыка В. Баснера, слова М. Матусовского.

- Назовите как можно больше слов с корнем «род» (родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной).

- Что означают эти слова?  (слайд №3»)

Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколения одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

Народ – нация, жители страны.

Родина – это отечество, страна и место рождения человека.

Сообщение учащегося:

– Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

- Послушайте стихотворение 3. Александровой.  

Если скажут слово - Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной любимый  двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

2. Игра «Закончи пословицу»

Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь. Отношение человека к Родине выражено в пословицах.

Закончите начатую пословицу:

Человек без Родины – что соловей без песни.

Велика русская земля и везде солнышко.

Золоту – старости нет, родине – цены нет.

Всякому мила – своя сторона.

На чужой стороне – Родина милей вдвойне

3. Информационный блок.

Учитель. Наша Родина – Россия. Наша страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

 (слайд №5)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. (Показывает монету.)  

- В нем отражена история.

- Что на нем изображено?

Сообщение учащегося: Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. 

Слово учителя: Еще один важный символ нашего государства – флаг (слайд №6)

Флаг нашей страны имеет свою историю (слайд № 7, 8).

Много веков  вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты.  На знамени изображали святых.

(слайд №9)

 Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. Наш российский флаг - трехцветный. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Учитель. На каких зданиях нашего города можно увидеть флаг?

(слайд № 10) Флаг Победы.

(слайд № 11) Нашу Родину любили и защищали с древних времён. Богатыри.

(слайд № 12) Каким оружием защищали нашу Родину?

(слайд № 13)

4. Немного из истории:

Слово учителя:

История нашей Родины рассказывает нам об отважных героях, которые не жалели сил своих для блага Отчизны, мы все помним Александра Невского и Дмитрия Донского, предводителей народного ополчения Минина и Пожарского, фельдмаршала М.И. Кутузова и маршала Жукова. Но сколько было других патриотов России - безызвестных героев и мучеников. Именно благодаря им наша Родина всегда была и остается великой и могучей державой.

- Взгляните на портрет А. Я. Невского. Что вы знаете о нем?

Александр Невский    Александр Невский

Сообщение учащегося: 

Александр Ярославович Невский (1221?-1263) — князь новгородский. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси.  

В первые годы своего княжения Александру Невскому пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока грозили монголы-татары. На реке Шелони Александр построил несколько крепостей.

Победа на Неве. Ледовое побоище

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 над шведским отрядом. Александр лично участвовал в битве. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.

По возвращении с берегов Невы   Александр Невский был вынужден покинуть Новгород и уехать. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.  Новый золотоордынский правитель хан Берке (с 1255) ввел на Руси общую для покоренных земель систему обложения данью. Василий Александрович был схвачен и заключен под стражу. Новгород был сломлен и подчинился приказу посылать дань в Золотую Орду.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.

5. Слово учителя:

Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. Они были патриотами своей Родины.

- Ребята, а кто такой патриот? (ответы детей)

- Что значит быть патриотом России?

(слайд № 14)

(слайд № 15)

Русский ученый И. П. Павлов сказал: «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины».

(слайд №16) Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.  

- Что такое гимн вообще?

(Ответ учащегося) Песня главная в стране!

Слово учителя: В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом Российской Федерации.

Давайте и мы послушаем один куплет гимна (звучит гимн).

РОССИЯ - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна. 
Могучая воля, великая слава - 
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля. 
Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой, 
Предками данная мудрость народная! 
Славься страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущее нам открывают года. 
Нам силу дает наша верность Отчизне- 
Так было, так есть и так будет всегда! 

6. Вопрос – ответ

Ответьте на вопросы:

1. Что такое герб? (Символ государства.)

2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный.) 

3. От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье.) 

4. Что такое «Аз», «Буки», «Веди» и т.д.? (Буквы славянской азбуки.) 

5. Что такое скипетр? (Украшенный жезл - символ власти, одна из регалий монарха.) 

6. Что такое флаг? (Символ государства.)

7. Кто изображен на Российском гербе? (Двуглавый орел.)

8. Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением.) 

9. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху - символ власти, одна из регалий монарха.)

10. Какими были первые книги? (Рукописными.) 

11. Закончи пословицу: «Человек без Родины, что соловей без ...» (Песни.)

Песни о России (слова: М.Х. Ахмадиев, музыка: Челноков В. А.) - Ты живи, моя Россия!

             7. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • На классном часе я узнал…
  • Самым интересным для меня сегодня было…
  • Я хотел(а) бы участникам классного часа пожелать…

8.Заключительное слово учителя: Наш классный час подошёл к концу. 

Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

 Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России! 

В заключение хочу прочитать вам стихотворение С. Синицына.

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

  1. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: «С чего начинается Родина?»

Список использованной литературы

  1. Дик Н. Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах – Ростов – на - Дону: «Феникс», 2003.
  2. Весь мир: Страны, Флаги, Гербы ( Энциклопедический справочник)- Мн., 1999. 
  3. Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, №7 
  4. Мамаев К. Флаги рассказывают.- Л., 1972. 
  5. Сценарии классных часов (часть 2-я) /М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  http://  http://schoolguide.ru/index.php/main.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"

Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...

Сценарий посвященный ко Дню России «Свет мой, Родина моя!»

Воспитывает у детей патритические чувства: любовь к родному краю,Родине, ценностное отношение к природе родного края, интерес к русской песне, уважение к культурному наследию своего народа....

презентация к парламентскому уроку "Путешествие Ивана-царевича в Россию"

данная презентация является сопровождением парламентского урока 2012 г. - "Моя гражданская инициатива".  Парламентские уроки проводятся в Пермском крае ежегодно, и направленны на повышение интере...

Кремлевские звезды над нами горят,повсюду доходит их свет! Хорошая Родина есть у ребят.И лучше той Родины нет! (С. Михалков) .Гражданско -патриотическое воспитание в школе.

Гражданско- патриотическое воспитание в школе - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества к и...

Урок - путешествие по Золотому кольцу России.

Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей....

Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Презентация.

Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей. Презентация....

Мероприятие предметной недели по математике "Урок-путешествие по Золотому кольцу России. Задачи на движение"

Разработка предназначена для интегрированного урока математики и географии в 6 классе. Практико-ориентированное задание содержит факт о городе Золотого кольца России. К заданиям есть аргументированное...