Методический материал по профилактике БДД "Дорога безопасности"
методическая разработка

Баранова Лариса Владимировна

Материал содержит рекомендации по проведению классных часов и внеклассных мероприятий по безопасности дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_metodicheskoy_razrabotki.docx131.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

http://tom-znschool.edu.tomsk.ru/images/upload/1384322788.jpg

Методическое пособие для проведения классных часов по ПДД

для учащихся 1-4 классов

Информационная карта методической разработки

в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

«Дорога без опасности»  МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Полное название  работы

Методическая разработка проведения классных часов по безопасности дорожного движения.

Автор работы

Баранова Лариса Владимировна

Руководитель работы

Куклина Ирина Владимировна

Территория

ХМАО - Югра, Советский район , городское поселение Малиновский

Наименование (полное) образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский

Юридический  адрес учреждения

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра , Тюменская область, Советский район, п. Малиновский, ул. Кузнецова д. 18

Контактный  телефон

т/ф 8(34675)3-92-63

Ф.И.О. директора  образовательного учреждения

Куклина Ирина Владимировна

Адрес   электронной  почты

schoolmal@inbox.ru

Цель методической разработки

предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма, создание условий для  развития у обучающихся внимания, наблюдательности. Умения прогнозировать свои действия ( действия пешехода) и действия водителей транспорта.

Срок реализации программы

Бессрочный проект

Место проведения

МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Пояснительная записка

В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения или несоблюдение их.

     Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Наша задача уменьшить риски дорожных происшествий с участием обучающихся.. Анализируя  протоколы Государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Советский , количество нарушений правил дорожного движения учащимися Малиновской школы сокращается:

2014-2015 уч год

2015-2016 уч год.

2016-2017 уч год.

2017-2018 уч.год

12 человек

23 человека

10 человек

6 человек

В течение нескольких лет в школе проводятся беседы, встречи с представителями ГИБДД, конкурсы, направленные на повышение пешеходной грамотности учащихся МБОУ «СОШ п. Малиновский.» Классные уголки учащихся 1-11  классов содержат информацию о правилах дорожного движения, о мерах безопасности при переходе через проезжую часть, школьный информационный стенд содержит информацию о видах наказаний результате нарушения правил дорожного движения несовершеннолетними, родительская общественность принимает активное участие в изготовление памяток и листовок по предупреждению ДДТТ .  В школе функционирует кабинет по «Безопасности дорожного движения» где проходят уроки изучения правил дорожного движения. У учащихся 1-5 классов имеются безопасные маршруты, безопасные маршруты разработаны при поддержке родителей обучающихся индивидуально для каждого ребенка и вклеены в дневники. В школе действует программа ЮИД « Сфетофорчик», согласованная  с главой администрации городского поселения Малиновский Апатовым М.А.  12 сентября 2014 года. Ежегодно утверждается и реализуется План по предупреждению ДДТТ, проходят акции « Внимание, каникулы», «Декада дорожной безопасности». Учащиеся школы ежегодно учувствуют в районном конкурсе «Безопасное колесо», Паспорт безопасности образовательного учреждения содержит информацию о безопасных маршрутах к школе.

В соответствии с письмом Департамента образования и молодежной ХМАО-Югры,  для качественной реализации Федерального Законодательства и решений Президента Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения от 30.04.2015 года №1 рекомендовано образовательным учреждениям включить в вариативную часть учебного плана спецкурсы, факультативы по правилам дорожного движения. Опираясь на этот документ нами разработаны «Методические рекомендации  проведения классных часов по безопасности дорожного движения», согласно утвержденного  учебно- тематического плана занятия проводятся  один раз в месяц, проведение занятий фиксируется в специальном журнале классными руководителями.

Методические рекомендации разработаны и адаптированы для работы  на основании учебно- методического пособия «Мы пешеходы, мы пассажиры» , автор- составитель М.Н. Плесовских.

Цель: предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма, создание условий для  развития у обучающихся внимания, наблюдательности. Умения прогнозировать свои действия ( действия пешехода) и действия водителей транспорта.

Задачи:

Обучающие

  1. Знакомство с историей правил дорожного движения.
  2. Развитие дорожной грамотности детей .
  3. Изучение сигналов светофора, дорожных знаков  и правил движения по дороге.  
  4. Ознакомление с разными видами транспорта.

                Развивающие

1.   Формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения на улице  и в транспорте.

2.   Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

                Воспитывающие

                      1.  Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах .

    2.  Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях    общения с  дорогой .

         3.  Сплочение  детских коллективов  через совместные творческие дела.

Категория участников: 1-4 классы, ( 6,5-10 лет)

Сроки реализации: бессрочный проект

Способ реализации: проведение классных часов, обучающих игр, бесед в формате  1 раз в месяц.

Основное содержание

Учебно – тематический план проведения классных часов по профилактике детского – дорожно- транспортного травматизма для учащихся 1-4 классов.

Тема занятия

Количество часов

1 класс

1

Виды транспорта

1

2

Выбираем безопасный маршрут

1

3

Тротуар, пешеходная дорожка, обочина.

1

4

«Дирижер» уличного движения

1

5

Не играй на мостовой

1

6

Язык , понятный всем

1

7

Пассажиром быть не просто

1

8

На улице появился велосипед.

1

9

Экскурсия по улицам поселка.

1

2 класс

1

Правила движения достойны уважения.

1

2

Причины дорожно- транспортного травматизма у детей.

1

3

Героизм настоящий и мнимый

1

4

Наступает зима

1

5

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС

1

6

Правила перехода перекрестка

1

7

Школа светофорных наук

1

8

Дети рисуют улицу

1

9

Экскурсия « Я – пешеход и пассажир»

1

3 класс

1

Новое о дорожных знаках, светофоре и указателях

1

2

Дорожные знаки

1

3

Остановочный и тормозной путь транспорта

1

4

Как переходить нерегулируемый перекресток

1

5

Правила поведения на железной дороге

1

6

Это каждый должен знать обязательно на пять

1

7

Дорожная математика

1

8

Велосипедисты на дорогах

1

9

Экскурсии по улицам поселка.

1

4 класс

1

Группы дорожных знаков и их назначение.

1

2

Как и где можно кататься на роликах?

1

3

Термины « Разделительная полоса» и «Разделительная линия»

1

4

Ремни безопасности для водителя и пассажира.

1

5

Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль?

1

6

ДТП и гололед.

1

7

Определения расстояния ( метры) за один шаг.

1

8

Определение скорости медленного, быстрого и обычного шага.

1

9

Контрольный урок «  Правила дорожного движения»

1


Технологические карты  классных часов по профилактике дорожной безопасности.

Технологические карты классных часов для учащихся 1 класса

Тема

Виды транспорта

№ занятия

1

Класс

1

Цель

Закрепить знания детей о видах транспорта . об особенностях их движения; сформировать у учащихся некоторые обобщённые понятия о транспорте

Основные вопросы и задания

Для чего люди придумали различные машины?

Какова роль транспорта в жизни человека?

 Кто управляет автомобилем?

 Какие виды транспорта перевозят людей в городе?

На каких машинах перевозят грузы?

Чем отличают специальную машину от других машин?

План проведения

Закрепление знаний о различных видах транспорта.

Рассказ учителя о транспортных средствах.

Рассказ учителя о видах воздушного транспорта.

Рассказ учителя о видах водного транспорта.

Обобщение ответов детей

Разъяснение об общественном, грузовом транспорте, называются специальности водителей.

Методы и формы

Метод: наглядный

Формы: индивидуальные и групповые

Деятельность учащихся

Слушают, обсуждают. Отвечают на вопросы.

ИКТ, ТСО

Использование мультимедийного проектора

Основные понятия

Транспорт, личный транспорт, служебный транспорт

Тема

Выбираем безопасный маршрут

№ занятия

2

Класс

1

Цель

Учить детей выбирать наиболее безопасный маршрут в школу и домой; формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей среды, наблюдательность

Основные вопросы и задания

Какие дорожные знаки указывают места, разрешен переход улицы?

Есть ли на твоем пути в школу пересечение улиц?

Почему переход через перекресток наиболее опасен?

План проведения

Что знают учащиеся о  дорожном движении, беседа учителя.

Проведение игры «Мы по улице идем»

Моделирование учащимися «Безопасного маршрута»

Методы и формы

Метод: игровой

Формы: индивидуальные, групповые

Деятельность учащихся

Выполняют задания в творческих тетрадях

ИКТ, ТСО

Мультимедийный проектор, чистые листки бумаги формата А-4, цветные карандаши

Основные понятия

Безопасный маршрут, «зебра»

Тема

Тротуар, пешеходная дорожная дорожка, обочина.

№ занятия

3

Класс

1

Цель

Сформировать у учащихся понимание новых терминов « тротуар». «пешеходная дорожка», «обочина»; формировать умения предвидеть опасность.

Основные вопросы и задания

Что такое тротуар?

Что такое обочина?

Что такое пешеходная дорожка?

Почему при отсутствии тротуара и пешеходной дорожки нужно идти по обочине навстречу идущему транспорту?

План проведения

Рассказ объяснение педагога. Учитель зачитывает отрывок из книги В. Стрелкова «Это должен знать каждый»;

Ролевая игра. Цель: формирование внимательности, наблюдательности. Бдительности и осторожности. Учащиеся делятся на группы ( по 5 человек) и отрабатывают движение по «тротуару» одной группы с правой стороны.  Другая группа движется навстречу , тоже с правой стороны. Третья группа «водители» «выезжает» на  «тротуар» со стороны «дороги» или «дворов» и создает «помехи»

Методы и формы

Метод: практический, игровой

Форма работы: групповая

Деятельность учащихся

Слушают, осуждают, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Рассказ В. Стрелкова « Это должен знать каждый», таблички с надписями: «тротуар», «дорога»

Основные понятия

Тротуар, пешеходная дорожка, обочина

Тема

«Дирижер уличного движения»

№ занятия

4

Класс

1

Цель

Повторить и закрепить знания обучающихся о светофоре, его световых сигналах, о назначении светофоров: транспортного и пешеходного, вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.

Основные вопросы и задания

В каком порядке расположены сигналы светофора?

Что означает красный сигнал светофора?

Что означает желтый сигнал светофора?

Что означает зеленый сигнал светофора?

Какие виды светофора вы знаете?

План проведения

Рассказ объяснение педагога о появлении первого светофора,  отличие пешеходного светофора от транспортного, сигналы светофоров.

Игра « Красный. Желтый. Зеленый» ( используются сигнальные карточки)

Игра «Светофор» Класс делится на две команды. Перед учащимися на мультимедийном проекторе показан макет Светофора. Когда зажигается зеленый свет, ребята потихоньку топают ногами, при красном свете в классе должна быть тишина, когда горит желтый свет, ребята хлопают в ладоши.

Методы и формы

Методы: объяснительный, практический.

Формы работы: групповая, игровая.

Деятельность учащихся

Слушают рассказ, анализируют его. Принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация. Сигнальные карточки

Основные понятия

Пешеходные светофоры, зеленый сигнал, желтый сигнал.

Тема

Не играй на мостовой

№ занятия

5

Класс

1

Цель

Довести до сведения учащихся. Что игры на дорогах опасны для жизни.

Основные вопросы и задания

Где можно кататься на самокате и велосипеде?

Почему опасно цепляться за автомобиль?

Почему нельзя играть на дорогах?

Почему нельзя кататься на санках с горок вблизи проезжей части?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Игра  «Безопасное движение»

Класс делится на две команды: «транспортные средства», «пешеходы». Каждой группе дают таблички  с названием видов транспорта. Пешеходам дают табличку «пешеходы». Команда «Движение!» подается для тех у кого есть таблички с названиями транспортных средств, «Тротуар!» подают для пешеходов.

Методы и формы

Метод: наглядно- практический

Формы проведения:  групповая. игровая

Деятельность учащихся

Слушают рассказ, обсуждают, воспроизводят правила в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, надписи с названиями машин, жетоны для оценивания результатов игры.

Основные понятия

Движение, тротуар, транспортные средства

Тема

Язык, понятный всем

№ занятия

6

Класс

1

Цель

Обобщить знания детей  о значении дорожных знаков для пешеходов; научить понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах, закрепить классификацию дорожных знаков

Основные вопросы и задания

Зачем нужны дорожные знаки?

Какие дорожные знаки относятся и к водителю и к пешеходу?

На какие группы делятся дорожные знаки?

Какие знаки относятся к предупреждающим?

Какие  линии и для чего наносятся на дорогу?

План проведения

Учитель просит обучающихся нарисовать дорожные знаки,  которые они знают.

Рассказ - объяснение педагога « Для чего нужен пешеходный переход?»

Объяснение учителем  значение предупреждающих знаков, указательных знаков, предписывающих, знаков сервиса.

Методы и формы

Методы: наглядно- практический

Формы проведения: групповая игровая

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, принимают участие в обсуждении.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация,  выставка детских рисунков «дорожные знаки»

Основные понятия

Указательные знаки, знаки сервиса, предписывающие знаки

Тема

Пассажиром быть не просто.

№ занятия

№7

Класс

1

Цель

Повторить правила поведения и обязанности пассажиров общего пользования; закрепить правила обхода стоящих на остановке автобуса , маршрутного такси.

Основные вопросы и задания

Как называют людей совершающих поездки в общественном транспорте?

Что такое посадочная площадка?

Где нужно ожидать пассажирский транспорт?

Когда можно начинать посадку в транспортные средства общего пользования?

Как осуществляется посадка в легковые автомобили и как выходить из них?

Как нужно вести себя во время поездки в общественном транспорте?

План проведения

Показ презентации « Это должен знать каждый»

Обсуждение прочитанного.

Методы и формы

Методы:  объяснительно- иллюстративный;

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация

Основные понятия

Транспортные средства, пассажиры, остановка.

Тема

На улице появился велосипед

№ занятия

№8

Класс

1

Цель

Повторить и закрепить правила передвижения на велосипеде, составление «Памятки велосипедисту»

Основные вопросы и задания

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дорогам?

Где разрешается ездить на велосипеде?

Назовите особенности движения велосипедиста в дождливую погоду?

Каких размеров грузы может перевозить велосипедист?

План проведения

Рассказ объяснение педагога.

Составление памятки велосипедисту

Мини эстафета « Юные велосипедисты»

Учитель устанавливает дорожные знаки , кегли, на дорожке  по которой должны проехать велосипедисты. Для конкурса используются два велосипеда. Участвуют ребята умеющие ездить на велосипедах. Цель соревнования проехать правильно  проехать между знаками «опасные повороты»,  «движение на лево», «движение на право»

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный,  соревнование

Формы работы: индивидуальная, групповая

Деятельность учащихся

Слушают, обсуждают, отвечают на вопросы, учувствуют в игре. Составляют памятку велосипедисту

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация,  велосипеды

Основные понятия

Велосипедная дорожка, дорожные знаки

Тема

Экскурсия по поселку « Безопасный маршрут»

№ занятия

№9

Класс

1

Цель

Отработать навыки практического выполнения правил дорожного движения

Основные вопросы и задания

Почему пешеходы на улице обязаны ходить только по тротуару?

Почему при движении по тротуару нужно придерживаться только правой стороны?

Как должны пешеходы переходить улицу на нерегулируемых перекрестка?

Какие дорожные знаки вы видели во время проведения экскурсии?

План проведения

Педагог объявляет цель экскурсии.

Объясняет учащимся план проведения экскурсии.

Показывает безопасный маршрут проведения экскурсии.

Учитель предлагает проделать «Безопасный маршрут» школа- дом  на примере одного ученика.

Методы и формы

Методы: практический

Формы работы: групповая,

Деятельность учащихся

Слушают объяснения учителя. Отвечают на вопросы, обсуждают в группах.

ИКТ, ТСО

Безопасный маршрут

Основные понятия

Дорожные знаки, пешеходный переход, автотранспорт, пешеход.

Технологические карты классных часов для учащихся 2 класса

Тема

Правила движения достойны уважения

№ занятия

№1

Класс

2

Цель

Повторить с учащимися правила поведения на дороге

Основные вопросы и задания

Что означают сигналы светофора?

Что такое тротуар?

Для чего предназначен тротуар?

Какой стороны тротуара должен придерживаться пешеход?

Где и когда пешеходы могут переходить улицу?

Где и как могут ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

На какие группы делятся дорожные знаки?

Почему нельзя играть на проезжей части?

Какие дорожные знаки ты помнишь?

Как нужно вести себя во время поездки в общественном транспорте?

План проведения

Учитель напоминает учащимся правила дорожного движения ,которые учили в том году.

В игровой форме используя презентацию предлагает учащимся повторить дорожные знаки.

Методы и формы

Методы: наглядный, игровой

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учащихся

Слушают объяснения учителя,  отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация «Дорожные знаки»

Основные понятия

Запрещающие знаки, предупреждающие знаки, указательные знаки и знаки сервиса.

Тема

Причины дорожно - транспортного травматизма

№ занятия

№2

Класс

2

Цель

Расширить представление обучающих о дорожной среде;

Развивать целостность восприятия, чувство представления опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного движения.

Основные вопросы и задания

Почему дети попадают в дорожные аварии?

Какие положительные привычки необходимо формировать и развивать в себе для безопасного поведения на дорогах?

Как нужно действовать в опасных ситуациях?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Показ мультимедийной презентации « Правила безопасного поведения на дорогах»

Проведение игры «Можно, нельзя»

Рассматривая на презентации дорожные ситуации обучающие словами заверяют педагога «можно», «нельзя» . Свои действия обосновывают опираясь на правила которые они знают.

Методы и формы

Методы: игровой, объяснительно- иллюстративный

Формы работы: фронтальная, групповая

Деятельность учащихся

Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация « Правила безопасного поведения на дорогах», жетоны

Основные понятия

Положительные привычки , отрицательные привычки в правилах дорожного движения, дорожная безопасность.

Тема

Героизм настоящим и мнимый

№ занятия

№3

Класс

2

Цель

Формировать представление о безопасном поведении на дорогах,  показать разницу между лихачеством и настоящим героизмом.

Основные вопросы и задания

Всегда ли опасный поступок можно назвать героическим?

План проведения

Рассказ - объяснение педагога  об играх на  проезжей части.

Показ мультимедийной  презентации  по стихотворению М. Владимирова «Крючок»

Вопросы к стихотворению: Почему Витя попал в такую глупую ситуацию? Кто из двух друзей оказался храбрее?

Беседа по серии плакатов « Шалости ребят на дорогах».

Методы и формы

Метод: объяснительно - иллюстративный,

Формы работы: фронтальная.

Деятельность учащихся

Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация.

Основные понятия

Безопасная дорога, напрасный риск, благородный риск.

Тема

Наступает зима

№ занятия

4

Класс

2

Цель

Закрепить знания учащихся о передвижении машин по скользким дорогам, о опасности многих зимних развлечениях на дорогах.

Основные вопросы и задания

Чем отличается проезжая часть дороги от пешеходной?

Какая погода особенно опасна для пешеходов и водителей?

Какие зимние развлечения опасны для жизни ребят?

Где можно и где нельзя  играть зимой?

Чем опасна скользкая дорога?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Беседа по плакату «Дети играют на дорогах».

Игра  «верно не верно».

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, беседа, игра.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Деятельность учащихся

Слушают объяснение, высказывают собственное мнение, отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация,  набор плакатов « Дорожная безопасность».

Основные понятия

Мостовая, пешеходная дорожка, скользкая дорога.

Тема

Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС?

№ занятия

5

Класс

2

Цель

Закрепление знаний о ГИБДД и инспекторе ДПС,  формирование значимого отношения к действиям инспектора ДПС.

Основные вопросы и задания

Как расшифровывается надпись ГИБДД и ДПС?

Каковы обязанности инспектора ДПС?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога с использованием мультимедийной презентации, или просмотр фильма « Служба ГИБДД».

При возможности на занятие можно пригласить инспектора ГИБДД.

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный.

Формы работы: фронтальная.

Деятельность учащихся

Слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, документальный фильм.

Основные понятия

ГИБДД, ДПС.

Тема

Правила перехода перекрестка

№ занятия

6

Класс

2

Цель

Формировать у учащихся представление о перекрестке. Развивать осмысление и понимание опасности перекрестка. Формировать навыки  безопасного поведения на перекрестке.

Основные вопросы и задания

Что такое перекресток?

В чем отличие регулируемого и нерегулируемого перекрестка?

Как переходить перекресток?

Для чего устанавливают светофор с мигающим сигналом, и какой сигнал он подает?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Игра «Перекресток»  Учащиеся разбиваются на группы «водители» и «пешеходы» - и отрабатывают движение, на перекрестках объясняя, как правильно и безопасно это делать. «Водители» создают помехи движению «пешеходов», делая «повороты», потом обучающиеся меняются «ролями».

Методы и формы

Методы: объяснительно – иллюстративный, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация.

Основные понятия

Регулируемый перекресток, нерегулируемый перекресток.

Тема

 Школа светофорных наук.

№ занятия

7

Класс

2

Цель

Закрепить знания правил ДД, развивать осознание безопасных действий в опасных ситуация.

Основные вопросы и задания

На каком языке «разговаривает» улица с водителями и пешеходами?

Какие правила движения должен помнить пешеход при переходе улицы?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Игра « Назови ответ на букву» . Учитель показывает детям букву и называет вопрос. Ответ должен быть на букву , которую показывает учитель:

«З»- какой  свет светофора разрешает переходить улицу? ( зеленый)

«П»- как называется место, по которому следует переходить улицу?

«Г»-какая организация следит за соблюдением Правил дорожного движения? (ГИБДД)

Игра « Когда идти?»

На презентации изображен светофор. Дети встают  из – да парт. Учитель объясняет ход игры: если загорается зеленый свет светофора , то нужно маршировать. Красный свет- стоим на месте. Желтый- хлопаем в ладоши.

 Игра «Да или Нет».

Педагог задает детям вопросы , а они должны ответить –ДА или НЕТ?

  • Ты придерживаешься правой стороны  когда идешь по улице?
  • Ты переходишь улицу только там , где есть пешеходный переход?
  • Ты часто нарушаешь правила дорожного движения?
  • Ты идешь на красный свет светофора?
  • Ты идешь в школу по тротуару?
  • Вы ездите впятером на одноместном велосипеде?

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, игровой.

Формы работы:  фронтальная, групповая.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация.

Основные понятия

Правила дорожного движения, светофор.

Тема

Дети рисуют улицу.

№ занятия

8

Класс

2

Цель

Обобщить знания детей о ПДД, развивать интерес к изучению ПДД.

Основные вопросы и задания

Какие правила дорожного движения вы знаете?

Кто такой инспектор ДПС?

 Как безопасно вести себя на улице?

План проведения

Учитель объясняет обучающимся цель занятия. Предлагает темы для рисования « Правила дорожного движения», «Безопасная улица». « Небезопасные игры», «Портрет инспектора ДПС». В конце урока устраивается выставка работ. Все ученики получают призы или жетоны.

Методы и формы

Методы : практический.

Формы работы: групповой,  индивидуальный.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, краски, карандаши, белые листы формата А-4.

Основные понятия

Дорожные знаки, инспектор ДПС, ГИБДД, светофор.

Тема

Экскурсия « Я- пешеход и пассажир»

№ занятия

9

Класс

2

Цель

Закрепить практические навыки по ПДД.

Основные вопросы и задания

Правостороннее , одностороннее движение.

Культура поведения на улице.

Общественный транспорт и  личная безопасность .

Безопасность на перекрестке.

План проведения

Учитель объясняет учащимся цель экскурсии. При возможности такую экскурсию можно провести совместно с инструктором  ГИБДД.  Учитель  с учащимися  наблюдают за движением машин в самом оживленном месте поселка.  Переходят улицу в местах , где установлены пешеходные переходы. Обсуждают поведение пешеходов на улице.

Методы и формы

Методы: практический.

Формы работы: групповой.

Деятельность учащихся

Выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

-

Основные понятия

Пешеходный переход, дорожные знаки.

Технологические карты классных часов для учащихся 3 класса

Тема

Новое о дорожных знаках, светофоре и указателях.

№ занятия

1

Класс

3

Цель

Расширить знания обучающихся о правилах дорожного движения. Развивать понимание, осмысление . осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

Основные вопросы и задания

В чем отличие пешеходного и транспортного светофоров?

Какую форму и цвет имеют предупреждающие дорожные знаки?

Какую форму и цвет имеют информационно- указательные дорожные знаки?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Работа с мультимедийной презентацией. Педагог просит рассмотреть изображение Светофора и назвать отличия транспортного светофора  от пешеходного.

Рассмотреть дорожные знаки и определить их отличия. ( форма, цветовая кайма, цвет фона)

Методы и формы

Методы: рассказ. Объяснение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Деятельность учащихся

Слушают рассказ учителя, выполняют задания.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация.

Основные понятия

Предупреждающие знаки, запрещающие знаки  , информационно- указательные знаки.

Тема

Дорожные знаки.

№ занятия

2

Класс

3

Цель

Расширить знания о дорожных знаках.

Развивать понимание, осмысление . осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

Основные вопросы и задания

На какие группы делятся дорожные знаки?

О чем  «говорят» информационно- указательные знаки?

Где устанавливаются дорожные знаки?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога

Проектная деятельность « Размещаем дорожные знаки» Учитель дает задание детям нарисовать школу, больницу, почту, ДК, магазины. Все картинки вывешиваются на магнитную доску. У учителя имеются макеты дорожных знаков, он приглашает желающих расположить знаки между объектами.

Методы и формы

Методы: беседа, практическая работа.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Деятельность учащихся

Слушают учителя, выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, карандаши, макеты дорожных знаков, чистые листы формата А-4.

Основные понятия

Запрещающие знаки, знаки сервиса, предупреждающие знаки, информационно- указательные.

Тема

Остановочный и тормозной путь транспорта.

№ занятия

3

Класс

3

Цель

Расширить словарный запас учащихся о дорожной лексике. Формировать  правила безопасного поведения на  проезжей части.

Основные вопросы и задания

Что такое тормозной путь транспорта?

От чего зависит тормозной путь?

Почему нельзя перебегать улицу?

Почему невозможно мгновенно остановить автомобиль?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Знакомство с презентацией  по произведению Х. Тайдре «Я и улица» или А. Дорохова «Зеленый…Желтый…Красный!»

Решение проблемных задач:

  • Один автомобиль едет со скоростью 10 км в час, а другой – 30 км в час. Который из них остановится раньше, если водители станут тормозить одновременно.
  • Когда и в каком случае легче остановить автомобиль : летом или зимой. На сухой или мокрой дороге?
  • Почему при торможении автомобиля раздается визг тормозов?
  • Есть ли у велосипедиста и у пешехода путь торможения?
  • Зачем записывают фамилию и домашний адрес пострадавшего?

Методы и формы

Методы: объяснительный, задачный.

Формы работы: фронтальная.

Деятельность учащихся

Слушают объяснение, принимают участие в решение проблемных задач.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация по произведению Х. Тайдре «Я и улица» или А. Дорохова «Зеленый…Желтый…Красный!» Решение проблемных задач:

Основные понятия

Тормозной путь.

Тема

Как переходить нерегулируемый перекресток.

№ занятия

4

Класс

3

Цель

Формировать представление о главных и второстепенных улицах, об опасных поворотах транспорта. Учить ориентироваться в опасных ситуациях.

Основные вопросы и задания

Что такое нерегулируемый перекресток?

Как переходить нерегулируемый перекресток?

Какие улицы считаются главными, какие второстепенные?

План проведения

Рассказ объяснение педагога.

Игра «Дорожные линии». На интерактивной доске показан фрагмент улицы. Учитель моделирует  фрагменты ситуаций,  задача учеников правильно распределить действия пешеходов и водителей.

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Основные понятия

Регулируемый перекресток, нерегулируемый перекресток.

Тема

Правила поведения на железной дороге.

№ занятия

5

Класс

3

Цель

Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге; развивать целостность восприятия окружающей среды.

Основные вопросы и задания

Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

Где можно переходить железнодорожное полотно?

Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого и охраняемого железнодорожного переезда?

План проведения

Рассказ педагога.

Практическая работа « Мы рисуем знаки»

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы работы: фронтальный, индивидуальный.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы, рисуют

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация. Краски, цветные карандаши,  листы формата А-4.

Основные понятия

Шлагбаум, регулируемый переезд.

Тема

Это каждый должен знать обязательно на пять.

№ занятия

6

Класс

3

Цель

Закрепить  знание правил дорожного движения.

Основные вопросы и задания

Что такое тротуар?

В каких местах разрешается переходить улицу группе учащихся?

Как следует переходить проезжую часть организованным колоннам?

Как нужно вести себя при движении на улице в группе?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

Практические приемы. Учитель предлагает учащимся  одеться и выйти на улицу. Затем учащиеся переходят улицу по одному и группами. Учащиеся назначаются руководителями групп. Практические действия можно проводить при поддержке инструктора ГИБДД.

Методы и формы

Методы: словесный, практический.

Формы работы: групповая.

Деятельность учащихся

Слушают, выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация.

Основные понятия

Тротуар, пешеходный переход.

Тема

Дорожная математика.

№ занятия

7

Класс

3

Цель

Закрепить знание правил дорожного движения.

Основные вопросы и задания

Дорожная безопасность.

Что такое регулируемый перекресток?

Что такое нерегулируемый перекресток?

План проведения

Учитель  предлагает ребятам работать парами. Учащиеся вытягивают билеты, на которых записано содержание задачи на знание правил дорожного движения. Правильно решившая задачу пара получает закладку или памятку по ПДД.

  • К регулируемому перекрестку одновременно подъехали автобус, легковой автомобиль и подошли пешеходы- мальчик и девочка. В светофоре зажегся на улицу Метельную зеленый сигнал, на Грозовую улицу – красный сигнал. Как должен мальчик переходить улицу , чтобы попасть в пункт А? Как должна девочка переходить улицу , чтобы попасть в пункт А?.
  • К регулируемому перекрестку одновременно подъехали автобус, легковой автомобиль и подошёл пешеход- мальчик.   В светофоре зажегся со стороны Тетрадочной улицы- зеленый, со стороны Книжной улицы –красный сигнал. Как мальчик должен перейти улицу чтобы попасть в пункт Б?

Методы и формы

Методы: практический.

Формы работы: групповая.

Деятельность учащихся

Решение задач.

ИКТ, ТСО

Билеты с задачами.

Основные понятия

Регулируемый и нерегулируемый перекресток.

Тема

Велосипедисты на дорогах.

№ занятия

8

Класс

3

Цель

Закрепить правила безопасной езды на велосипеде.

Основные вопросы и задания

С какого возраста можно ездить на велосипеде?

Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам?

Почему запрещена езда вдвоем на одном велосипеде?

План проведения

Рассказ- объяснение педагога с использованием мультимедийной презентации.

Практическая работа. Педагог предлагает детям работу в парах. У учащихся находится нарисованная модель велосипеда. Учащимся нужно подписать составные части велосипеда и дополнить рисунок  необходимыми средствами, защищающими человека при езде на велосипеде.

Методы и формы

Метод: объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы работы: групповая.

Деятельность учащихся

Слушают объяснение, отвечают на вопросы, выполняют работу, обсуждают сделанное.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, рисунки с изображением велосипеда.

Основные понятия

Проезжая часть,  пешеходная часть.

Тема

Экскурсия по поселку.

№ занятия

9

Класс

3

Цель

Практически закрепить знание правил дорожного движения.

Основные вопросы и задания

Какие автомобили вы видите на улице?

Что такое перекресток?

Какой перекресток называют регулируемым и нерегулируемым7

Как надо переходить перекресток?

Где движется транспорт?

Как и где нужно переходить улицу?

План проведения

Учитель заранее оповещает учащихся о маршруте. В процессе экскурсии закрепляются знания о главной дороге, о нерегулируемом перекрестке. Практические действия при переходе дороги по пешеходному переходу. В конце экскурсии подводятся итоги и разбираются ошибки.

Методы и формы

Метод: практический.

Формы работы: индивидуально- групповая.

Деятельность учащихся

Выполняются практические действия.

ИКТ, ТСО

Маршрут следования.

Основные понятия

 Перекресток, проезжая часть, пешеходный переход, тротуар.

Технологические карты классных часов для учащихся 4 класса

Тема

Группы дорожных знаков и их назначение.

№ занятия

1

Класс

4

Цель

Закрепить знание дорожных знаков.

Основные вопросы и задания

Для чего нужны дорожные знаки?

Какие виды дорожных знаков бывают?

Как различаются дорожные знаки? ( форма, цветовая кайма)

План проведения

Рассказ- объяснение педагога.

Игра « Назови правильно». Используя мультимедийную презентацию «дорожные знаки». учитель предлагает учащимся разделиться на три группы. Предлагает каждой группе по очереди  назвать демонстрируемые на слайдах знаки. Побеждает та группа , которая больше всего наберет жетонов.

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, жетоны.

Основные понятия

Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, информационно- указательные знаки.

Тема

Как и где можно кататься на роликах?

№ занятия

2

Класс

4

Цель

Закрепить правила безопасного передвижения на роликовых коньках.

Основные вопросы и задания

Основные составляющие роликов.

Как правильно подобрать ролики?

Техника безопасности при использовании роликов для передвижения.

Где можно передвигаться на роликах?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога с использованием мультимедийной презентации. Учитель знакомит учащихся с историей возникновения роликов,  предлагает ребенку  с которым заранее обсуждалась подготовка мероприятия продемонстрировать : «Как правильно одеваются ролики, какие средства защиты необходимы для передвижения на роликовых коньках» . Учитель объясняет почему нельзя ездить на роликах по проезжей части, есть специально отведенные площадки для использования роликовых коньков.

В конце занятия проводится небольшой Блиц- опрос по итогам беседы.

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы работы: фронтальная.

Деятельность учащихся

Слушают, высказывают свое мнение, принимают участие в игре.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация.

Основные понятия

Роликовые коньки, личная безопасность.

Тема

Термины « Разделительная полоса» и «Разделительная линия»

№ занятия

3

Класс

4

Цель

Формирование  правил личной безопасности, умения ориентироваться на дороге.

Основные вопросы и задания

Что такое проезжая часть?

Что такое пешеходная часть?

В каком месте нужно переходить улицу?

Для чего нужна разделительная полоса?

Для чего необходима разделительная линия?

План проведения

Рассказ- объяснение педагога с использованием мультимедийной презентации.

Практическая работа. Учитель предлагает детям нарисовать улицу где есть разделительная полоса и разделительная линия. По окончании работы вывешиваются на доске, педагог предлагает обсудить  правильность выполненных работ.

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы и методы работы: фронтальный , индивидуальный.

Деятельность учащихся

Слушают объяснения учителя,  выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, цветные карандаши,  белые листы формата А-4.

Основные понятия

Дорожная безопасность, разделительная линия, разделительная полоса.

Тема

Ремни безопасности для водителя и пассажира.

№ занятия

4

Класс

3

Цель

Формирование правил безопасного передвижения при езде в автомобиле.

Основные вопросы и задания

С какого возраста можно управлять транспортным средством?

Для чего нужны ремни безопасности в машине?

Почему необходимо при поездке в транспорте использовать ремни безопасности?

План проведения

Для большей убедительности рассказа желательно пригласить инструктора ГИБДД. Если такой возможности нет, то учитель может привести примеры  аварий на дорогах, когда водители и пассажиры небыли пристегнуты ремнями безопасности. При проведении занятия можно использовать видеоролики « Безопасность в автомобиле». После рассказа проводится беседа : Всегда ли вы пристегиваетесь в личном транспорте ремнями безопасности?,  Всегда ли Ваши родители используют ремни безопасности?

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный,

Формы работы: фронтальный.

Деятельность учащихся

Слушают, принимают участие в дискуссии.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, видеоролик «Безопасность в автомобиле»

Основные понятия

Ремень безопасности, легковой транспорт, пассажирский транспорт.

Тема

Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль?

№ занятия

5

Класс

4

Цель

Формирование правил поведения на дороге, культуры передвижения в различных видах транспорта.

Основные вопросы и задания

Что такое маршрутное такси?

Безопасность передвижения в маршрутном транспорте.

С какой стороны нужно обходить легковой и маршрутный транспорт?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога с использованием мультимедийной презентации. Проведение мини-теста на знание культуры передвижения в маршрутном и легковом транспорте.

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы работы: фронтальный, индивидуальный.

Деятельность учащихся

Слушают объяснение учителя, выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, тестовые задания.

Основные понятия

Маршрутное такси, край тротуара, обходить сзади, обходить спереди.

Тема

ДТП и гололед.

№ занятия

6

Класс

4

Цель

Формирование правил безопасного перехода улицы в период гололеда.

Основные вопросы и задания

Что такое гололед?

В какое время года бывает гололед на дорогах?

Как вести себя на дорогах в период гололеда?

Меры безопасного поведения на улице в период гололёда.

План проведения

Рассказ – объяснение учителя с использованием статистических данных ГИБДД.  Практическая работа :  конкурс на лучший плакат или баннер «Осторожно гололед!»

Методы и формы

Методы: объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Деятельность учащихся

Слушают объяснение, отвечают на вопросы,  выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Мультимедийная презентация, листы формата А-3, цветные карандаши, краски.

Основные понятия

Гололед, безопасная дорога.

Тема

Определения расстояния ( метры) за один шаг.

№ занятия

7

Класс

4

Цель

Формировать умение определять расстояние за один шаг, навыки безопасного передвижения.

Основные вопросы и задания

Для чего необходимо уметь определять расстояния за один шаг?

Как  безопасно передвигаться по дорогам?

План проведения

Рассказ – объяснение педагога.

ШАГ - средняя длина человеческого шага = 71 см. Одна из древнейших мер длины
1)Обычно шаг человека среднего роста равен 0,7- 0,8 м. Длину своего шага достаточно точно можно определить по формуле
Д=(Р/4)+0,37,
где Д-длина одного шага в метрах (и есть искомая величина)
Р - рост человека в метрах.
Например, если рост человека 1,72 м, то длина его шага
Д=(1,72/4)+0,37=0,8 м.
2)тогда средняя длина шага составит -- путь от дома к остановке, возьмём примерно, 20 м, то разделив общую длину 20 м на число шагов, получим среднюю длину одного шага. Это число надо запомнить, чтобы, в случае необходимости, пользоваться им для промеров.
всего в пути мы сделали например 20\*25=(25 это примерное количество ваших шагов в пути к остановке, а 0,8 - это длина одного шага в метрах) =0,8
3) Одинаковые шаги могут служить единицей измерения расстояния. Считается, что длина шага равна половине расстояния от уровня глаз до ступней. У взрослых людей она составляет 0,7-0,8 м, а у подростков - примерно 0,5 м. Для большей точности необходимо проверить длину своего шага. Лучше всего это сделать на шоссейной дороге с километровыми столбами. Допустим, пройдя 1км, вы сделали 1666 шагов. Значит, средняя длина шага будет равна 0,6 м (1000:1666).
в нашем случае 20\25=0,8(м).  Учитель предлагает рассчитать длину шага одного из учеников, измерив рост ученика. И предлагает учащимся дома выполнить задание: «Рассчитать шаги от дома до школы».

Методы и формы

Методы: наглядный, объяснительный, практический.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Деятельность учащихся

Слушают объяснения, выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Интерактивная доска.

Основные понятия

Средняя длина шага.

Тема

Определение скорости медленного, быстрого и обычного шага.

№ занятия

8

Класс

4

Цель

Формировать правила безопасного поведения на улице.

Основные вопросы и задания

Для чего необходимо знать скорость своего передвижения?

Как знание скорости передвижения способствует безопасному передвижению?

План проведения

Рассказ- объяснение педагога о необходимости безопасного передвижения по улице. Для это учитель говорит о том , что существует таблица помогающая определить скорость шага. Пользуясь таблицей ,учитель объясняет как можно применить эти знания на практике.

Возраст

(лет)

шагом

бегом

Предел скорости

Средняя скорость

Предел скорости

Средняя скорость

1,5

-----------

1,84 (0,51)

--------------

3.46 (0,96)

2-3

2,5 - 3,2 (0,69 - 0,89)

2,8 (0,78)

--------------

5,8 (1,61)

3-4

3,2 - 3,5 (0,89 - 0,97)

3,4 (0,94)

6,5 - 10 (1,81 - 2,78)

8,2 (2,28)

4-5

3,6 -3,9 (1,00 - 1,08)

3,8 (1,06)

8,9 - 11,5 (2,47 - 3,19)

10,4 (2,89)

5-6

4,0 - 4,7 (1,11 - 1,31)

4,3 (1,19)

9,9 - 13,7 (2,50 - 3,81)

11,7 (3,25)

6-7

4,3 - 5,7 (1,19 - 1,58)

4,9 (1,36)

9,3- 15,6 (2,58 - 4,33)

12,8 (3,56)

После работы с таблицей , учитель предлагает рассчитать индивидуальные параметры.

Методы и формы

Методы: объяснительный, практический

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Деятельность учащихся

Слушают объяснение , выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Доска, таблицы в качестве раздаточного материала на каждого ребенка.

Основные понятия

Предел скорости, средняя скорость.

Тема

Контрольный урок «  Правила дорожного движения»

№ занятия

9

Класс

4

Цель

Закрепить знания учащихся по ПДД.

Основные вопросы и задания

Как безопасно переходить улицу?

Что означает термин тротуар?

Что не является безопасным при переходе улицы?

Какое наказание применяется к нарушителю Правил дорожного движения?

План проведения

Учитель готовит материал для тестирования. Учащиеся выполняют тестовые задания.

Методы и формы

Методы: практический.

Формы работы: индивидуальная.

Деятельность учащихся

Выполняют практические действия.

ИКТ, ТСО

Тестовые задания по количеству учащихся.

Основные понятия

Безопасная дорога, личная безопасность.

Стихи по ПДД.

Пешеходам – тротуар
Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам – ТРОТУАР.

Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша.
(Наталья Мигунова)

Учимся переходить дорогу
Чтоб аварий избегать. 
Надо строго соблюдать 
Правила движения 
И нормы поведения. 
Вы запомните, друзья. 
На дороге нам нельзя 
Бегать, прыгать и скакать 
И с мячом в футбол играть. 
И не думайте напрасно. 
Что здесь вовсе не опасно. 
Изучайте понемногу, как переходить дорогу.
(Виктор Верёвка)

Светофор

Только вышел я за двор –
И увидел светофор. 
Загорелся красный свет –
Нам вперёд дороги нет. 
Я стою и жду, когда же 
Можно мне идти, но даже 
Жёлтый свет, на удивленье. 
Не даёт мне разрешенья. 
Говорит мне:
- Стой и жди! 
На зелёный свет - иди! 
Свет зелёный ярко светит –
Проходите смело, дети!
(Виктор Верёвка)

Осторожно на дороге!
Три главных цвета


Я запомнил с детских пор, 
Что сказал мне светофор:

«Если КРАСНЫЙ свет горит, 
СТОЙ на месте, путь закрыт» 
Я стою, спокойно жду. 
Я на красный не пойду.

«А когда горит красивый, 
Яркий ЖЁЛТЫЙ огонёк. 
Означает он «ВНИМАНЬЕ!» 
Приготовься в путь, дружок.

Поморгаю жёлтым глазом 
И включу ЗЕЛЁНЫЙ свет. 
Это значит «ПУТЬ свободен, 
Никакой преграды нет».
(Наталья Мигунова)


Пешеходный переход

Если видишь, что немного 
Разрисована дорога 
Полосами в белый цвет. 
Словно крашеный паркет. 
Значит, нас всегда здесь ждёт 
Пешеходный переход. 
И теперь все дружно, вместе. 
Переходим в этом месте. 
Стой, машина, подожди. 
Пешеходов пропусти!
(Виктор Верёвка)

Если рядом «ЗЕБРЫ» нет, 
Есть ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД. 
По ступенькам вниз спускайся 
Да иди себе вперёд.

Не страшны тогда машины, 
Ни «Тойоты» и ни «Форд». 
Если рядом «ЗЕБРЫ» нету –
Есть ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД.
(Наталья Мигунова)


Запомнить нужно знаки 
дорожного движения



Малыш, запомни знаки
Дорожного движения,
Тогда гулять ты будешь
Всегда без осложнения:

Черный автобус 
На белом квадрате,
Он означает-
Здесь ОСТАНОВКА.
В таком же квадрате
Знак «Р» ты увидишь,
Знают водители,
Это – ПАРКОВКА.

Как тельняшка у матросов,
На дороге ряд полосок.
Знает каждый пешеход,
Там, где «ЗЕБРА» - переход!
(Наталья Мигунова)


Ездить на велосипеде 
нужно осторожно


Могут взрослые и дети 
Ездить на велосипеде. 
Только детки-то не знают, 
Где опасности бывают.

Внуку Зайке добрый дед 
Подарил велосипед. 
Но забыл предупредить 
Повнимательнее быть:

Что на красный свет дорогу 
Никогда не проезжать. 
Не пытаться и машины 
По дороге обгонять...

Хорошо ещё, водитель 
Быстро сам затормозил. 
А иначе много горя 
Всем бы Зайка причинил.
(Наталья Мигунова)


С рельсами шутить нельзя

Прыг да скок, прыг да скок-
Скачет зайчик ловко: 
«Есть и храбрость у меня, 
Смелость и сноровка.

Если только захочу, 
Я по рельсам поскачу!»

Он смеялся да скакал. 
Вдруг споткнулся и упал! 
«Ой, как больно, помогите, 
Зайку бедного спасите!»

Нос опух, разбито ушко. 
Лечат заиньку в больнице. 
Кто на рельсах не играет –
С тем несчастье не случится!
(Наталья Мигунова)


Если на автобус не успел

Ми шутка утром поздно встал. 
Часы сказали: «Ты проспал!», 
А нужно ехать на вокзал –
На море он собрался.

Он к остановке прибежал, 
Конечно, тоже опоздал. 
Уже автобус отъезжал –
Медведь один остался.

Но чтобы к поезду успеть, 
Решил рискнуть тогда медведь 
Да изо всех медвежьих сил 
Он по дороге припустил.

Рычат машины и гудят: 
«Уйдите с трассы!» - говорят. –
Чем за автобусом бежать, 
Вам безопасней подождать
».
(Наталья Мигунова)


Тестовые задания для учащихся 4 класса.



1. Какие лица отнесены Правилами дорожного движения к участникам дорожного движения?
А) регулировщик, пешеходы, водители, пассажиры;
Б) водители и пешеходы;
В) пешеходы, водители, пассажиры.

2. Как безопаснее переходить улицу, где нет пешеходного перехода?
А) надо переходить от одного угла тротуара к другому;
Б) надо переходить улицу по диагонали;
В) действовать по обстановке.

3. Для чего предназначен островок безопасности?
А) работы регулировщика;
Б) для остановки транспортных средств;
В) для остановки пешеходов во время перехода дороги.

4. По улице мчится машина, подающая специальные звуковые сигналы. Что вы будете делать?
А) быстро перебежите проезжую часть;
Б) немедленно освободите проезжую часть;
В) не обратите внимание на эти сигналы.

5. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не совпадают с сигналами светофора?
А) никому не должны подчиняться;
Б) только сигналам регулировщика;
В) только сигналам светофора.

6. По каким элементам дороги разрешается ходить пешеходам?
А) по тротуару, пешеходной дорожке, обочине;
Б) по тротуарам и пешеходной дорожке;
В) по всем элементам дороги.

7. Что означает термин «тротуар»?
А) элемент дороги для движения, стоянки или остановки;
Б) элемент дороги для движения пешеходов;
В) элемент дороги для движения транспортных средств.

8. Что означает этот сигнал регулировщика для пешехода? Регулировщик опустил руки и стоит боком.
А) регулировщик отдыхает;
Б) движение пешеходов запрещено;
В) движение пешеходов разрешено.

9. Что не является безопасным при переходе улицы?
А) переход дороги по диагонали;
Б) переход улицы по пешеходному переходу;
В) переход улицы на зеленый сигнал светофора.

10. Что означает мигающий зеленый свет светофора?
А) необходимость быстро перебежать дорогу;
Б) светофор неисправен;
В) разрешает движение, но предупреждает, что время работы зелёного светофора заканчивается.

11. Сколько сигналов на светофоре для транспортных средств?
А) пять;
Б) четыре;
В) три;

12. Какое наказание применяется к нарушителю Правил дорожного движения?
А) предупреждают нарушителя;
Б) арестовывают нарушителя;
В) штрафуют нарушителя.

13. Что помогает регулировать дорожное движение?
А) дорожная разметка;
Б) светофор;
В) дорожное полотно.

14. Какое назначение дорожных знаков?
А) предупреждают и запрещают;
Б) устанавливают порядок в дорожном движении;
В) информируют и предписывают.

15. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дорожные работы»?
А) предупреждающий
Б) запрещающий;
В) информационный. 

16. Какой знак относится к группе информационно-указательных знаков?
А) «Пешеходный переход»;
Б) «Въезд запрещен»;
В) «Пункт питания»;

17. Какой знак относится к группе предписывающих знаков?
А) «Скользкая дорога»;
Б) «Круговое движение»;
В) «Железнодорожный переезд».

18. К какой группе знаков относятся знаки в форме белого треугольника с красной каймой?
А) предупреждающие;
Б) знаки приоритета;
В) информационно-указательные.

19. С какого возраста ребёнок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом?
А) с 10 лет;
Б) с 12 лет;
В) с 14 лет.

20. Ремень безопасности – это 
А) тот, которым пассажиры пристегиваются для безопасной езды;
Б) тот, которым воспитывают непослушных детей;
В) тот, которым подпоясывают пальто.

21. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем во время движения?
А) не запрещено, если говорить негромко;
Б) разрешено;
В) запрещено.

22. Что такое обочина?
А) это часть городской дороги для пешеходов;
Б) это часть загородной дороги для движения пешеходов;
В) это часть загородной дороги для движения транспорта.

23. Из каких элементов состоит загородная дорога? 
А) из проезжей части, обочины, кювета, пешеходной дорожки;
Б) из проезжей части, кювета, разделительной полосы;
В) из проезжей части и тротуара.

24. Как нужно двигаться пешеходам по загородным дорогам?
А) по направлению движения по обочине;
Б) по направлению транспорта;
В) навстречу транспорту по обочине.

25. Какой из перечисленных случаев не относится к дорожно-транспортному происшествию?
А) столкновение велосипедистов во дворе;
Б) наезд на пешехода; 
В) столкновение двух транспортных средств.

Список литературы.

  1. Е.А. Козловская, С.А. Козловский «  Дорожная безопасность», Издательство Москва , «Третий Рим» , 2007 год.
  2.  Е.А. Козловская « Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма», «Третий Рим» , 2007 год.
  3. М.Н. Плесковский « Мы – пешеходы , мы – пассажиры», Издательство « Учебная литература», 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по медицинскому блоку основ безопасности жизнидеятельности

В форме схем и таблиц учащимся предлагается изучить правила первой медицинской помощи при ранениях, травмах, инсульте, инфаркте....

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Методический материал по технике безопасности.

Материал по технике безопасности для уроков сельскохозяйственного труда и цветоводства....

Методический материал (разработка занятия) по профилактике табакокурения

Разработка классноо часа по профилактике табакокурения для школьников 7-9 классов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ "БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА БУДУЩЕГО"

Цель: Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей на дорогах, в качестве участников дорожного движения, через игру по станциям с использованием мобильного комплекса «Лаборатория бе...

методический материал по мерам безопасности в школе

В данном материале собраны инструкции по мерам безопасности в образовательном учреждении....

Методический материал для беседы о профилактике теплового удара.

Карточки с иллюстрациями действий, котороы препятствуют получению теплового удара. материал подходит для демонстрации во время интсруктажей, бесед, классных часов и т.д....