Методический материал по профилактике БДД "Дорога безопасности"
методическая разработка
Материал содержит рекомендации по проведению классных часов и внеклассных мероприятий по безопасности дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_metodicheskoy_razrabotki.docx | 131.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
Методическое пособие для проведения классных часов по ПДД
для учащихся 1-4 классов
Информационная карта методической разработки
в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
«Дорога без опасности» МБОУ «СОШ п. Малиновский»
Полное название работы | Методическая разработка проведения классных часов по безопасности дорожного движения. |
Автор работы | Баранова Лариса Владимировна |
Руководитель работы | Куклина Ирина Владимировна |
Территория | ХМАО - Югра, Советский район , городское поселение Малиновский |
Наименование (полное) образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский |
Юридический адрес учреждения | Ханты – Мансийский автономный округ – Югра , Тюменская область, Советский район, п. Малиновский, ул. Кузнецова д. 18 |
Контактный телефон | т/ф 8(34675)3-92-63 |
Ф.И.О. директора образовательного учреждения | Куклина Ирина Владимировна |
Адрес электронной почты | schoolmal@inbox.ru |
Цель методической разработки | предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма, создание условий для развития у обучающихся внимания, наблюдательности. Умения прогнозировать свои действия ( действия пешехода) и действия водителей транспорта. |
Срок реализации программы | Бессрочный проект |
Место проведения | МБОУ «СОШ п. Малиновский» |
Пояснительная записка
В условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения или несоблюдение их.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
- Выход на проезжую часть из-за автобуса, или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
- Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
- Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Наша задача уменьшить риски дорожных происшествий с участием обучающихся.. Анализируя протоколы Государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Советский , количество нарушений правил дорожного движения учащимися Малиновской школы сокращается:
2014-2015 уч год | 2015-2016 уч год. | 2016-2017 уч год. | 2017-2018 уч.год |
12 человек | 23 человека | 10 человек | 6 человек |
В течение нескольких лет в школе проводятся беседы, встречи с представителями ГИБДД, конкурсы, направленные на повышение пешеходной грамотности учащихся МБОУ «СОШ п. Малиновский.» Классные уголки учащихся 1-11 классов содержат информацию о правилах дорожного движения, о мерах безопасности при переходе через проезжую часть, школьный информационный стенд содержит информацию о видах наказаний результате нарушения правил дорожного движения несовершеннолетними, родительская общественность принимает активное участие в изготовление памяток и листовок по предупреждению ДДТТ . В школе функционирует кабинет по «Безопасности дорожного движения» где проходят уроки изучения правил дорожного движения. У учащихся 1-5 классов имеются безопасные маршруты, безопасные маршруты разработаны при поддержке родителей обучающихся индивидуально для каждого ребенка и вклеены в дневники. В школе действует программа ЮИД « Сфетофорчик», согласованная с главой администрации городского поселения Малиновский Апатовым М.А. 12 сентября 2014 года. Ежегодно утверждается и реализуется План по предупреждению ДДТТ, проходят акции « Внимание, каникулы», «Декада дорожной безопасности». Учащиеся школы ежегодно учувствуют в районном конкурсе «Безопасное колесо», Паспорт безопасности образовательного учреждения содержит информацию о безопасных маршрутах к школе.
В соответствии с письмом Департамента образования и молодежной ХМАО-Югры, для качественной реализации Федерального Законодательства и решений Президента Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения от 30.04.2015 года №1 рекомендовано образовательным учреждениям включить в вариативную часть учебного плана спецкурсы, факультативы по правилам дорожного движения. Опираясь на этот документ нами разработаны «Методические рекомендации проведения классных часов по безопасности дорожного движения», согласно утвержденного учебно- тематического плана занятия проводятся один раз в месяц, проведение занятий фиксируется в специальном журнале классными руководителями.
Методические рекомендации разработаны и адаптированы для работы на основании учебно- методического пособия «Мы пешеходы, мы пассажиры» , автор- составитель М.Н. Плесовских.
Цель: предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма, создание условий для развития у обучающихся внимания, наблюдательности. Умения прогнозировать свои действия ( действия пешехода) и действия водителей транспорта.
Задачи:
Обучающие
- Знакомство с историей правил дорожного движения.
- Развитие дорожной грамотности детей .
- Изучение сигналов светофора, дорожных знаков и правил движения по дороге.
- Ознакомление с разными видами транспорта.
Развивающие
1. Формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
2. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
Воспитывающие
1. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах .
2. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой .
3. Сплочение детских коллективов через совместные творческие дела.
Категория участников: 1-4 классы, ( 6,5-10 лет)
Сроки реализации: бессрочный проект
Способ реализации: проведение классных часов, обучающих игр, бесед в формате 1 раз в месяц.
Основное содержание
Учебно – тематический план проведения классных часов по профилактике детского – дорожно- транспортного травматизма для учащихся 1-4 классов.
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 класс | ||
1 | Виды транспорта | 1 |
2 | Выбираем безопасный маршрут | 1 |
3 | Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. | 1 |
4 | «Дирижер» уличного движения | 1 |
5 | Не играй на мостовой | 1 |
6 | Язык , понятный всем | 1 |
7 | Пассажиром быть не просто | 1 |
8 | На улице появился велосипед. | 1 |
9 | Экскурсия по улицам поселка. | 1 |
2 класс | ||
1 | Правила движения достойны уважения. | 1 |
2 | Причины дорожно- транспортного травматизма у детей. | 1 |
3 | Героизм настоящий и мнимый | 1 |
4 | Наступает зима | 1 |
5 | Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС | 1 |
6 | Правила перехода перекрестка | 1 |
7 | Школа светофорных наук | 1 |
8 | Дети рисуют улицу | 1 |
9 | Экскурсия « Я – пешеход и пассажир» | 1 |
3 класс | ||
1 | Новое о дорожных знаках, светофоре и указателях | 1 |
2 | Дорожные знаки | 1 |
3 | Остановочный и тормозной путь транспорта | 1 |
4 | Как переходить нерегулируемый перекресток | 1 |
5 | Правила поведения на железной дороге | 1 |
6 | Это каждый должен знать обязательно на пять | 1 |
7 | Дорожная математика | 1 |
8 | Велосипедисты на дорогах | 1 |
9 | Экскурсии по улицам поселка. | 1 |
4 класс | ||
1 | Группы дорожных знаков и их назначение. | 1 |
2 | Как и где можно кататься на роликах? | 1 |
3 | Термины « Разделительная полоса» и «Разделительная линия» | 1 |
4 | Ремни безопасности для водителя и пассажира. | 1 |
5 | Как надо останавливать маршрутное такси или легковой автомобиль? | 1 |
6 | ДТП и гололед. | 1 |
7 | Определения расстояния ( метры) за один шаг. | 1 |
8 | Определение скорости медленного, быстрого и обычного шага. | 1 |
9 | Контрольный урок « Правила дорожного движения» | 1 |
Технологические карты классных часов по профилактике дорожной безопасности.
Технологические карты классных часов для учащихся 1 класса | |
Тема | Виды транспорта |
№ занятия | 1 |
Класс | 1 |
Цель | Закрепить знания детей о видах транспорта . об особенностях их движения; сформировать у учащихся некоторые обобщённые понятия о транспорте |
Основные вопросы и задания | Для чего люди придумали различные машины? Какова роль транспорта в жизни человека? Кто управляет автомобилем? Какие виды транспорта перевозят людей в городе? На каких машинах перевозят грузы? Чем отличают специальную машину от других машин? |
План проведения | Закрепление знаний о различных видах транспорта. Рассказ учителя о транспортных средствах. Рассказ учителя о видах воздушного транспорта. Рассказ учителя о видах водного транспорта. Обобщение ответов детей Разъяснение об общественном, грузовом транспорте, называются специальности водителей. |
Методы и формы | Метод: наглядный Формы: индивидуальные и групповые |
Деятельность учащихся | Слушают, обсуждают. Отвечают на вопросы. |
ИКТ, ТСО | Использование мультимедийного проектора |
Основные понятия | Транспорт, личный транспорт, служебный транспорт |
Стихи по ПДД.
Пешеходам – тротуар
Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам – ТРОТУАР.
Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша.
(Наталья Мигунова)
Учимся переходить дорогу
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья.
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать
И с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно.
Что здесь вовсе не опасно.
Изучайте понемногу, как переходить дорогу.
(Виктор Верёвка)
Светофор
Только вышел я за двор –
И увидел светофор.
Загорелся красный свет –
Нам вперёд дороги нет.
Я стою и жду, когда же
Можно мне идти, но даже
Жёлтый свет, на удивленье.
Не даёт мне разрешенья.
Говорит мне:
- Стой и жди!
На зелёный свет - иди!
Свет зелёный ярко светит –
Проходите смело, дети!
(Виктор Верёвка)
Осторожно на дороге!
Три главных цвета
Я запомнил с детских пор,
Что сказал мне светофор:
«Если КРАСНЫЙ свет горит,
СТОЙ на месте, путь закрыт»
Я стою, спокойно жду.
Я на красный не пойду.
«А когда горит красивый,
Яркий ЖЁЛТЫЙ огонёк.
Означает он «ВНИМАНЬЕ!»
Приготовься в путь, дружок.
Поморгаю жёлтым глазом
И включу ЗЕЛЁНЫЙ свет.
Это значит «ПУТЬ свободен,
Никакой преграды нет».
(Наталья Мигунова)
Пешеходный переход
Если видишь, что немного
Разрисована дорога
Полосами в белый цвет.
Словно крашеный паркет.
Значит, нас всегда здесь ждёт
Пешеходный переход.
И теперь все дружно, вместе.
Переходим в этом месте.
Стой, машина, подожди.
Пешеходов пропусти!
(Виктор Верёвка)
Если рядом «ЗЕБРЫ» нет,
Есть ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД.
По ступенькам вниз спускайся
Да иди себе вперёд.
Не страшны тогда машины,
Ни «Тойоты» и ни «Форд».
Если рядом «ЗЕБРЫ» нету –
Есть ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД.
(Наталья Мигунова)
Запомнить нужно знаки
дорожного движения
Малыш, запомни знаки
Дорожного движения,
Тогда гулять ты будешь
Всегда без осложнения:
Черный автобус
На белом квадрате,
Он означает-
Здесь ОСТАНОВКА.
В таком же квадрате
Знак «Р» ты увидишь,
Знают водители,
Это – ПАРКОВКА.
Как тельняшка у матросов,
На дороге ряд полосок.
Знает каждый пешеход,
Там, где «ЗЕБРА» - переход!
(Наталья Мигунова)
Ездить на велосипеде
нужно осторожно
Могут взрослые и дети
Ездить на велосипеде.
Только детки-то не знают,
Где опасности бывают.
Внуку Зайке добрый дед
Подарил велосипед.
Но забыл предупредить
Повнимательнее быть:
Что на красный свет дорогу
Никогда не проезжать.
Не пытаться и машины
По дороге обгонять...
Хорошо ещё, водитель
Быстро сам затормозил.
А иначе много горя
Всем бы Зайка причинил.
(Наталья Мигунова)
С рельсами шутить нельзя
Прыг да скок, прыг да скок-
Скачет зайчик ловко:
«Есть и храбрость у меня,
Смелость и сноровка.
Если только захочу,
Я по рельсам поскачу!»
Он смеялся да скакал.
Вдруг споткнулся и упал!
«Ой, как больно, помогите,
Зайку бедного спасите!»
Нос опух, разбито ушко.
Лечат заиньку в больнице.
Кто на рельсах не играет –
С тем несчастье не случится!
(Наталья Мигунова)
Если на автобус не успел
Ми шутка утром поздно встал.
Часы сказали: «Ты проспал!»,
А нужно ехать на вокзал –
На море он собрался.
Он к остановке прибежал,
Конечно, тоже опоздал.
Уже автобус отъезжал –
Медведь один остался.
Но чтобы к поезду успеть,
Решил рискнуть тогда медведь
Да изо всех медвежьих сил
Он по дороге припустил.
Рычат машины и гудят:
«Уйдите с трассы!» - говорят. –
Чем за автобусом бежать,
Вам безопасней подождать».
(Наталья Мигунова)
Тестовые задания для учащихся 4 класса.
1. Какие лица отнесены Правилами дорожного движения к участникам дорожного движения?
А) регулировщик, пешеходы, водители, пассажиры;
Б) водители и пешеходы;
В) пешеходы, водители, пассажиры.
2. Как безопаснее переходить улицу, где нет пешеходного перехода?
А) надо переходить от одного угла тротуара к другому;
Б) надо переходить улицу по диагонали;
В) действовать по обстановке.
3. Для чего предназначен островок безопасности?
А) работы регулировщика;
Б) для остановки транспортных средств;
В) для остановки пешеходов во время перехода дороги.
4. По улице мчится машина, подающая специальные звуковые сигналы. Что вы будете делать?
А) быстро перебежите проезжую часть;
Б) немедленно освободите проезжую часть;
В) не обратите внимание на эти сигналы.
5. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не совпадают с сигналами светофора?
А) никому не должны подчиняться;
Б) только сигналам регулировщика;
В) только сигналам светофора.
6. По каким элементам дороги разрешается ходить пешеходам?
А) по тротуару, пешеходной дорожке, обочине;
Б) по тротуарам и пешеходной дорожке;
В) по всем элементам дороги.
7. Что означает термин «тротуар»?
А) элемент дороги для движения, стоянки или остановки;
Б) элемент дороги для движения пешеходов;
В) элемент дороги для движения транспортных средств.
8. Что означает этот сигнал регулировщика для пешехода? Регулировщик опустил руки и стоит боком.
А) регулировщик отдыхает;
Б) движение пешеходов запрещено;
В) движение пешеходов разрешено.
9. Что не является безопасным при переходе улицы?
А) переход дороги по диагонали;
Б) переход улицы по пешеходному переходу;
В) переход улицы на зеленый сигнал светофора.
10. Что означает мигающий зеленый свет светофора?
А) необходимость быстро перебежать дорогу;
Б) светофор неисправен;
В) разрешает движение, но предупреждает, что время работы зелёного светофора заканчивается.
11. Сколько сигналов на светофоре для транспортных средств?
А) пять;
Б) четыре;
В) три;
12. Какое наказание применяется к нарушителю Правил дорожного движения?
А) предупреждают нарушителя;
Б) арестовывают нарушителя;
В) штрафуют нарушителя.
13. Что помогает регулировать дорожное движение?
А) дорожная разметка;
Б) светофор;
В) дорожное полотно.
14. Какое назначение дорожных знаков?
А) предупреждают и запрещают;
Б) устанавливают порядок в дорожном движении;
В) информируют и предписывают.
15. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дорожные работы»?
А) предупреждающий;
Б) запрещающий;
В) информационный.
16. Какой знак относится к группе информационно-указательных знаков?
А) «Пешеходный переход»;
Б) «Въезд запрещен»;
В) «Пункт питания»;
17. Какой знак относится к группе предписывающих знаков?
А) «Скользкая дорога»;
Б) «Круговое движение»;
В) «Железнодорожный переезд».
18. К какой группе знаков относятся знаки в форме белого треугольника с красной каймой?
А) предупреждающие;
Б) знаки приоритета;
В) информационно-указательные.
19. С какого возраста ребёнок может ездить на переднем сиденье легкового автомобиля, не оборудованного детским креслом?
А) с 10 лет;
Б) с 12 лет;
В) с 14 лет.
20. Ремень безопасности – это
А) тот, которым пассажиры пристегиваются для безопасной езды;
Б) тот, которым воспитывают непослушных детей;
В) тот, которым подпоясывают пальто.
21. Разрешено ли пассажиру разговаривать с водителем во время движения?
А) не запрещено, если говорить негромко;
Б) разрешено;
В) запрещено.
22. Что такое обочина?
А) это часть городской дороги для пешеходов;
Б) это часть загородной дороги для движения пешеходов;
В) это часть загородной дороги для движения транспорта.
23. Из каких элементов состоит загородная дорога?
А) из проезжей части, обочины, кювета, пешеходной дорожки;
Б) из проезжей части, кювета, разделительной полосы;
В) из проезжей части и тротуара.
24. Как нужно двигаться пешеходам по загородным дорогам?
А) по направлению движения по обочине;
Б) по направлению транспорта;
В) навстречу транспорту по обочине.
25. Какой из перечисленных случаев не относится к дорожно-транспортному происшествию?
А) столкновение велосипедистов во дворе;
Б) наезд на пешехода;
В) столкновение двух транспортных средств.
Список литературы.
- Е.А. Козловская, С.А. Козловский « Дорожная безопасность», Издательство Москва , «Третий Рим» , 2007 год.
- Е.А. Козловская « Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма», «Третий Рим» , 2007 год.
- М.Н. Плесковский « Мы – пешеходы , мы – пассажиры», Издательство « Учебная литература», 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал по медицинскому блоку основ безопасности жизнидеятельности
В форме схем и таблиц учащимся предлагается изучить правила первой медицинской помощи при ранениях, травмах, инсульте, инфаркте....
Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»
Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....
Методический материал по технике безопасности.
Материал по технике безопасности для уроков сельскохозяйственного труда и цветоводства....
Методический материал (разработка занятия) по профилактике табакокурения
Разработка классноо часа по профилактике табакокурения для школьников 7-9 классов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ "БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА БУДУЩЕГО"
Цель: Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей на дорогах, в качестве участников дорожного движения, через игру по станциям с использованием мобильного комплекса «Лаборатория бе...
методический материал по мерам безопасности в школе
В данном материале собраны инструкции по мерам безопасности в образовательном учреждении....
Методический материал для беседы о профилактике теплового удара.
Карточки с иллюстрациями действий, котороы препятствуют получению теплового удара. материал подходит для демонстрации во время интсруктажей, бесед, классных часов и т.д....