Воспитательский час "7 народов, 7 алмазов"
план-конспект

Заровняева Лариса Васильевна

Фестиваль открытых уроков и воспитательских занятий. Март 2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_otkr_zanyatiy_zlv.docx25.48 КБ
Файл yukagirskaya_skazka._predv_rabota.docx12.74 КБ

Предварительный просмотр:

Заровняева Л.В., воспитатель

Тема: «Семь народов – семь алмазов»

Цель: познакомить детей с образом жизни коренных жителей нашей республики. Развивать интерес к культуре и традициям коренных народов Якутии. Способствовать повышению уровня творческой активности кругозора воспитанников.

Задачи: дать детям представление о многонациональном народе, познакомить с историей, культурой, традицией. Воспитывать у детей уважительное и дружелюбное отношение к людям иной нации, интерес и уважение к культуре народов Якутии; развивать познавательную активность, навыки коммуникативного общения.

Ход занятия:

Дети садятся полукругом.

- У нас сегодня очень много гостей. Давайте поздороваемся. Добрый день!

-Послушайте стихотворение:

Мой край, ты сказочно богат
Алмазом, золотом, рудою,
Есть уголь, нефть, горючий газ
И много многое другое.
Полна живого серебра
Рыбачья нива голубая,
Оленей вольные стада
Тропинка водит вековая.
О чем говорится в этом стихотворении? О нашей родине, о Республике Саха - Якутия.

Наша республика богата не только полезными ископаемыми (алмазами и золотом), самое большое богатство - это многонациональный народ, который населяет нашу большую Республику.

-Как зовут президента нашей республики? (Егор Афанасьевич Борисов).

-Какие вы знаете государственные символы? (Флаг, герб, гимн)

- Давайте внимательно рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? Всадник со знаменем. (это рисунок который нарисовали наши предки). Этот древний наскальный рисунок символизирует мужество, храбрость и честь народа Саха.

- Что вы тут еще замечаете? А что же означают эти 6 ромбиков изображенные на гербе? – Кто догадается?

Это оказывается изображено шесть алмазов-ромбиков которые означают семь дружных, издавна живущих семи коренных народов нашего края. И какие как вы думаете?

Якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры и долганы.

- Сейчас мы посмотрим слайд о коренных жителях Якутии. И немного поговорим о них.

- Первый слайд (2 страницы). Эвены и эвенки - это очень похожий между собой народ.

-Посмотрите какая у них национальная одежда, вся одежда и обувь сшита из шкур оленя, а жилище у них называется чум сделана она из деревянных балок и покрывается шкурами оленя. Она быстро собирается и разбирается они так кочуют с места на место, чтобы пасти своих любимых оленей. Ведь олень дает им все необходимое – это и транспорт, и помощник в работе, и вкусная пища, и теплый мех, и лекарство.

Основной их промысел - это оленеводство, рыболовство, охота.

Послушайте народную эвенкийскую пословицу, о чем она гласит?

«Будешь оленя беречь, он сбережет тебя в пургу» 

Рассуждения детей.

- Второй слайд (2 страницы) Долганы.

Они тоже занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. У них своя культура, своя национальная одежда и обувь. Долганские мастерицы очень красиво шьют из оленьего меха унты и вышивают на нем особые, красивые долганские узоры. Шкура оленя является самым теплым мехом которое может защитить человека от лютых северных морозов. (показ узора)

- Третий слайд (2 страницы) Чукчи.

Это народ, который тоже занимается зимой оленеводством, а летом они живут ближе к морю и занимаются охотой на морских рыб и животных.

Национальным чукотским праздником является праздник Кита.

- Давайте послушаем народную песню чукчей и поиграем в подвижную игру.

«Рыбаки и рыбки»

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоит один ребенок-рыболов, остальные   игроки — рыбки.   Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбак их не поймал.

- Четвертый слайд (2 страницы) Юкагиры.

Основные занятия — охота, рыболовство, оленеводство, коневодство.

Юкагирские сказки всегда связаны с обитателями тундры и тайги: медведь, росомаха, лось, северный олень, рысь, лисица, заяц, волк.

Давайте вспомним юкагирскую народную сказку «Отчего у белого медведя нос черный» (предварительная работа)

Беседа с детьми. Осипов Илья, Серкин Саша.

-Пятый слайд (2 страницы) Якуты.

Ну а про якутский народ мы с вами хорошо знакомы. Это якутская национальная одежда, посуда, музыкальный инструмент, песни и танцы. А самый главный праздник у якутов какой?

- Это праздник встречи долгожданного лета, после долгой и холодной зимы.

Называется Ысыах.

- А теперь отгадайте якутские загадки.

1.Говорят, есть такое что в воде не тонет и в огне не горит. (Лед)

2.Говорят, крылат, да не летает, рот имеет, да не говорит. (рыба)

3.Говорят, у пернатого удальца клюв- как острая игла, крылья- как большая берестяная полоса, да четверо скрюченных когтей. (комар)

4.Говорят, есть могучий богатырь, что не устает и не робеет. (бык)

5.Говорят, что в мире есть дороже богатства, ценнее золота? (Здоровье)

-Шестой слайд (2 страницы) Русские.

Про русский народ мы тоже очень многое знаем. Богата творчеством и культурой русский народ. Это народные песни, танцы, частушки. Русские народные костюмы, праздники, угощения. Какой русский народный праздник наступает? (Христианский праздник – Сретения Господня 15 февраля.) Иначе говоря - Масленица, это любимый народный праздник, проводы зимы. Главное праздничное лакомство на Масленицу – блины.

- Совсем скоро и у нас в городе наступит Проводы Зимы.

(Угощение блинами)

Вот и узнали ребята, что означают эти алмазы-ромбики на гербе. Кроме этого у нас в стране живут и другие люди разных национальностей. Как мы должны жить? В мире и согласии.

- Давайте посмотрим очень интересный видеоролик на эту тему «День Единства». Обсуждение.

Дружба народов — не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов — счастливые дети,

Колос на ниве и сила в расцвете.

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вы нового узнали?

На этом занятие заканчивается. Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Юкагирская сказка: Отчего у белого медведя нос черный

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели! 
В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать. 
Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят! 
Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная 3D модель кристаллической решекти алмаза

Интерактивная 3D модель кристаллической решекти алмазаhttp://www.inphysics.org/diamond-m.html...

Элементарная ячейка кристаллической решетки алмаза

Элементарная ячейка кристаллической решетки алмаза. Атомы углерода расположены по вершинам куба, в центрах граней и в центрах 4 несмежных октантов. Плотность упаковки в решетке 34%.http://www.inphy...

Береги глаз, как алмаз

Урок валеологии для 5-6 класса...

Урок по математике в 5 классе по теме «Десятичные дроби» «Путешествие в мир алмазов»

Конспект урока  по  математике  в  5  классе.Цели:1. проверить умение производить все арифметические действия над десятичными дробями, вычислять устно, сравнивать и окру...

Интегрированное внеклассное мероприятие "Алмаз - драгоценный камень"

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия с использованием метода проектов в интерактивном режиме, научно-познавательная игра для учащихся 11-го класса....

Интегрированное внеклассное мероприятие "Алмаз - драгоценный камень"

Примерное содержание тем проектов к интегрированному внеклассному мероприятию "Алмаз - драгоценный камень"....