История развития математического олимпиадного движения в России
статья на тему
В статье представлена история развития математического олимпиадного движения в России с 30-х годов по настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_istoriya_razvitiya.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
История развития математического олимпиадного движения в России
Лабзо Елена Александровна
Учитель математики, ГБОУ Гимназия№295
В 30-е гг. группа профессоров и членов-корреспондентов АН СССР выступили инициаторами участия ученых-математиков в работе со школьниками. Весной 1934 г. в Ленинграде была проведена первая в СССР школьная математическая олимпиада. Весной 1935 г. правление Московского математического общества приняло решение о проведении 1-й Московской математической олимпиады. В оргкомитет олимпиады вошли профессора-математики МГУ, среди них А.Н. Колмогоров, Л.А. Люстерник и др. Председателем оргкомитета стал президент Московского математического общества П.С. Александров. Олимпиада ставила своей целью выявить наиболее способных учащихся, привлечь внимание широких масс школьной молодежи к важнейшим проблемам и методам современной математики и хотя бы частично показать, над чем работает отечественная математическая наука, каковы ее достижения и какие задачи стоят перед ней.
Успех 1-й Московской олимпиады способствовал полной перестройке всей работы со школьниками, в частности возник школьный математический кружок при МГУ. Кружок работал в двух направлениях: чтение разнообразных по тематике лекций и заседания кружка. Первоначально лекции читались для учащихся 8-10-х классов, с 1940 г. были образованы две группы для 7-8 и 9-10-х классов. В своих выступлениях лекторы излагали в популярной форме серьезные математические результаты, включая научные достижения самых последних лет.
Тем не менее, к 60-м гг. школьное математическое образование все более отдалялось от развития современной математики, не было связано с бурно развивающейся информатикой и вычислительной техникой, не учитывало новейших достижений педагогики и психологии. Назрела необходимость радикального его пересмотра. В результате чего возникли разнообразные формы внеклассной работы с учащимися по математике, такие как: публичные лекции для учащихся, юношеские математические школы, специальные школы, общематематические школы и классы, вечерние и заочные, летние и зимние математические школы, школы-интернаты.
Возникновение юношеских математических школ (ЮМШ) было обусловлено несоответствием возросших интересов молодежи к математике, потребностями общества в математических кадрах и теми средствами, которыми располагала массовая школа для достижения этих целей. Первые ЮМШ были организованы в 1959/60 учебном году при Ивановском и Кишиневском педагогических институтах. Посещали ЮМШ учащиеся общеобразовательных школ, студенты техникумов, рабочие и служащие, поэтому занятия проходили 1–2 раза в неделю. Основной задачей этих школ являлось повышение общего математического уровня слушателей, обучение в них отвечало и целям профессиональной ориентации учащихся, помогая в выборе будущей профессии. ЮМШ работали на общественных началах.
При МГУ более 30 лет функционировала целая система кружков, на основе которых в 1963 г. была организована первая вечерняя математическая школа (ВМШ) для учащихся 7–9-х классов Москвы и Московской области. ВМШ при МГУ была рассчитана на школьников, проявляющих склонность и способность к серьезным занятиям математикой. Основная задача этой школы состояла в том, чтобы оптимально способствовать общему математическому развитию школьников, привить им вкус и навыки исследовательской математической деятельности. Для учащихся 8-х и 9-10-х классов раз в неделю читались лекции или циклы лекций. На групповых занятиях учащиеся решали нестандартные задачи. Среди учащихся 2-3 раза в год проводился конкурс по решению задач. Наиболее интересные решения, предлагаемые школьниками, печатались в специальных сборниках «Математическая школа».
Впоследствии ВМШ были организованы и в других городах. Эти школы ставили своей целью раннее выявление математически талантливой молодежи, а также популяризацию математики, развитие интереса к ней у возможно большего числа учащихся. Параллельно с вечерней математической школой в 1964 г. была организована Заочная математическая школа (ЗМШ) для способной сельской молодежи.
В 1988 году на базе школы-интерната в Московском университете (и в Новосибирском), после успешной 25-летней ее деятельности, на основании решения правительства страны, был создан Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ МГУ), который объединяет школу им. А.Н. Колмогорова с другими подразделениями университета, работающими со школьной молодежью [1].
Таким образом, можно описать структуру дополнительного математического образования советского периода: заочные школы при конкретных вузах; центры дополнительного математического образования одаренных школьников; системы спецкурсов (факультативы) для школьников; олимпиады (городские, районные, зональные, всероссийские); школьные кружки (подготовка к олимпиадам); кружки при вузах (работа с детьми, имеющими склонность к математике); подготовительные курсы (в вузах и школах); репетиторское образование. Основными целями данной формы работы с учащимися были: углубление знаний, математическое развитие учащихся; приобретение навыков решения олимпиадных задач.
В 21 веке ведется активный поиск инновационных форм и методов обучения, как для младшего, так и для среднего и старшего школьного возраста с целью стимулирования интеллектуального роста ребенка, что особенно важно в системе дополнительного образования и математического, в частности.
В качестве одной из центральных идей в области школьной педагогики начинает выступать ориентации на внутренний опыт ребенка.
В работах И.С. Якиманской [2] обосновывается необходимость личностно-ориентированного обучения.
Очень интересным является введение М.А. Холодной [3], в качестве критериев оценки эффективности образовательного процесса наряду со знаниями, умениями, навыками, такие характеристики как: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция, уникальность склада ума (КИТСУ). То есть КИТСУ - это определенная система показателей интеллектуального развития личности, в которых отслеживаются особенности индивидуального ментального опыта, которая характеризует уровень развития индивидуальных возможностей. Впервые роль интеллектуальной инициативы была раскрыта в работах Д.Б. Богоявленской [4].
Под интеллектуальным воспитанием по М.А. Холодной понимается реализация права ребенка на самобытное развитие его интеллектуальных сил. КИТСУ - это те характеристики интеллектуальной сферы личности, по наличию которых можно судить о степени эффективности школьного образования и тем более, дополнительного образования.
В литературе отражены особенности использования различных методических моделей обучения с учетом психологических механизмов умственного развития учащихся:
- «свободная мысль» (Р. Штейнер, Ф.Г. Кумбе, Ч. Сильберман и др.);
- «личностная модель» (М.В. Зверева, И.И. Аргитнская и др.);
- «развивающая модель» (Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, А.З. Зак и др.);
- «активизирующая модель» (A.M. Матюшкин, М.М. Махмутов, М.Н. Скаткин);
- «формирующая модель» (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, С.И. Шапиро и др.);
- «обогащенная модель» (М.А. Холодная).
Перечисленные модели ориентированы на реализацию их в процессе урочных занятий. Тогда как их использование возможно и при организации дополнительного математического образования. Однако проблема адаптации перечисленных моделей к использованию в системе ДМО не получила должного решения.
Не всегда учитель достаточно подготовлен к реализации ДМО. Не у всех выпускников педвузов на достаточном уровне формируются в процессе лекционных и практических занятий по психолого-педагогическим и методико-математическим дисциплинам практические умения, необходимые учителю например, умения самостоятельно пользоваться научно-популярной литературой, разработать содержание занятий математического кружка с учетом специфики контингента учащихся, составить систему упражнений к занятию кружка, подготовить сценарий вечера с учетом возраста детей, интересно и доступно выступить перед аудиторией и т.д. Многие профессионально-педагогические умения и навыки являются сложными, и для их формирования необходима систематическая работа на протяжении всех лет обучения, с использованием возможностей и аудиторных. и внеаудиторных занятий.
Использованию различных возможностей для устранения указанного недостатка посвящены работы И.Н. Алексеевой. В.В [5], Н.И. Батькановой [6], Г.Л. Луканкина [7], А.Г. Мордковича [8], и др. Работы этих авторов можно условно разделить на две группы: профессионально-педагогическая направленность математических курсов и специальная подготовка к организации дополнительного математического образования. Однако в данных исследованиях недостаточное решение получила проблема подготовки студентов к реализации дополнительного математического образования учащихся 5-7-х классов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Практически не рассматриваются вопросы специфики организации работы математического кружка в 5-7-х классах содержание, методы, формы.
В настоящее время ДМОШ в Архангельске и Архангельской области включает:
- Областная очно-заочная школа для одаренных детей (ГБОУ "Дворец детского и юношеского творчества");
- Очная Школа одаренных детей (МОУ ДОД «Детско-юношеский центр»);
- «Районная школа для одаренных детей» - структурное подразделение МБОУ «СОШ № 1»;
- "Интеллектуальное развитие младших школьников посредством лингвистического материала" МБОУ» (Гимназия № 21);
- системы спецкурсов (факультативы) для школьников по отдельным, разделам математики: (Использование в профессиональной деятельности преподавателей математических дисциплин интерактивной геометрической среды GeoGebra – САФУ);
- научно-исследовательская работа со школьниками (в рамках подготовки их к научно-практическим конференциям разного уровня («Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики» - САФУ);
- олимпиады: (городские, районные, зональные, всероссийские) – международного математического конкурс «Кенгуру», всероссийский конкурс "КИТ" - Компьютеры, Информатика, Технологии;
- подготовительные курсы по математике (в вузах и школах) – САФУ - подготовка к ГИА и ЕГЭ по всем общеобразовательным дисциплинам в том числе и математике).
Успехи российской олимпиадной математической школы в последние годы связаны, в первую очередь, с работой таких замечательных людей, как Владимир Леонидович Дольников - профессор ЯрГУ, подготовивший несколько победителей международных математических олимпиад; Игорь Соломонович Рубанов, среди заслуг которого, организация Кировских летних математических школ, в которых занимаются школьники, из многих регионов России, а также различных турниров математических боев. Одним из лучших в мире композиторов задач является Сергей Львович Берлов - преподаватель математических кружков в Санкт-Петербурге. Ежегодно дипломов финала Всероссийской олимпиады удостаиваются ученики Ирины Николаевны Пономаревой из Екатеринбурга. Успехи школьников из Сибири в первую очередь связаны с работой Александра Савельевича Штерна (Омск), Дмитрия Николаевича Оскорбина (Барнаул). Впервые сразу два диплома на Всероссийской олимпиаде завоевали школьники из маленькой республики Адыгея, работу в которой организует и ведет Дауд Казбекович Мамий - декан факультета математики и компьютерных технологий Адыгейского госуниверситета.
Список используемой литературы
- Е. А. Морозова, И. С. Петраков, В. А. Скворцов. Международные математические олимпиады, М.: Просвещение, 1976, 288 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 285 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.С-Пб.: Питер, 2002.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. Пособие для студентов. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
- Алексеева И.Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению: Дисс.канд. пед. н. Алма-Ата, 1969. — 385 с.
- Батьканова Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов. Автореф. дисс.канд. пед. н. Саранск, 1994. — 16 с.
- Луканкин Г.А. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в пединституте. Дисс.докт. пед. н. в форме научного доклада. Л. 1990. — 59 с.
- Мордухай-Болтовский Д. Психология математического мышления // Вопросы философии и психологии, 1908. № 4. — С. 491-534.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ...
Участие в олимпиадном движении как способ развития творческих способностей обучающихся в предметной области "Английский язык" в школе.
Вопросы и ответы в помощь организаторам школьного и муниципальног туров Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку....
Развитие творческих способностей учащихся в условиях олимпиадного движения
Объектом данной работы является процесс подготовки гимназистов к предметной олимпиаде по физике, направленный на выявление и развитие творческих способностей учащихся, а, значит, повышение интер...
История Олимпиадного движения
Вопросы викториныГде впервые прошла олимпиада в современном мире?В Греции, в АфинахВ каком году прошла первая олимпиада?В 1896гНазовите основателя олимпийских игр современности Пьер де КубертенВ ...
Программа подготовки олимпиадного движения предметов физико-математического цикла
Пояснительная запискаАктуальность...
проект "Профильные недели по отдельным предметам как механизм развития конкурсно-олимпиадного движения "
Проект "Суббота выборгского школьника"...
Рабочий лист по истории 7 класс «Народные движения в России в XVII веке»
Рабочий лист по истории 7 класс «Народные движения в России в XVII веке»...