Статья на тему: "Хлебосольная Хохлома"
статья (7 класс) на тему
Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hlebosolnaya_hohloma.docx | 222.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Хлебосольная Хохлома»
кукла-скрутка на выхвалку
народная тряпичная кукла
Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.
А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.
Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.
Кукла «на выхвалку» известна многим мастерицам. Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и своих практических умений, дабы не засидеться-заиграться с детишками малолетними и вовремя попасть на посиделки.
Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что люди скажут об их рукоделии.
Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мало еще – угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя.
В некоторых местностях самодельные куклы даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая – «кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвертая – «кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестер, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. На «простоволосой» кукле девочка училась заплетать косу. Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первое плетение косы девочке, означало ее переход в новую возрастную категорию. Девочка училась вплетать ленту от самого основания косы. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появилась лента, то это означало, что девица - на выданье.
Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья. Вот на кукле девочка и оттачивала свои навыки, чтобы в возрасте невесты у нее не возникло уже никаких проблем.
Для изготовления таких кукол-скруток подбирали красивые лоскутки для одежды кукол вместе с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», в единственном экземпляре. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. То, что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.
Чтобы скрутить куколку нельзя пользоваться ножницами и иголками, нужны только руки, ткань и крепкие нитки или подручные материалы (солома, мочало, трава, ветки и др.). Ткань можно не резать, а рвать. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Одежда состояла из длинной рубахи и сарафана. Для куклы-молодухи добавлялся платок и передник. В отделке одежды использовали тесьму, вышивку, украшали куклу бусами, сережками из бисера.
Сарафан шьется из ситца, сатина, фланели, шерсти и других тканей, рубаха – из более легких светлых тканей, чаще всего из ситца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса
Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...
Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"
Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи; - развивать художественный вкус; - воспитывать интерес к народным промыслам: ...
Золотая хохлома
На данном уроке происходит знакомство учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...
Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома
Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства, как ведущий способ в педагогике в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить в...
Практическая работа Графика. Хохлома.
Данная практическая работа по компьютерной графике позволит не только разнообразить деятельность учащихся, но и познакомит их народным творчеством: Хохломской росписью. Такую работу можно провести как...
Статья Хохлома
Фотографии в альбоме «Статья Хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...
Сопровождающие материалы к некоторым темам по изобразительному искусству. "Хохлома", "Как расположить узор на посуде Хохлома", "Роспись пасхальных яиц", "Кружево"
Используя данный материал, учитель может объяснить материал, дать подробные указания по созданию рисунка....