Статья на тему: "Хлебосольная Хохлома"
статья (7 класс) на тему

Зотова Виктория Владимировна

Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hlebosolnaya_hohloma.docx222.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Хлебосольная Хохлома»

кукла-скрутка на выхвалку

народная тряпичная кукла

Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.

А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.

Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.

Кукла «на выхвалку» известна многим мастерицам. Шилась она девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделиям. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и своих практических умений, дабы не засидеться-заиграться с детишками малолетними и вовремя попасть на посиделки.

Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что люди скажут об их рукоделии.

Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мало еще – угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя.

В некоторых местностях самодельные куклы даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая – «кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвертая – «кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестер, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. На «простоволосой» кукле девочка училась заплетать косу. Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первое плетение косы девочке, означало ее переход в новую возрастную категорию. Девочка училась вплетать ленту от самого основания косы. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появилась лента, то это означало, что девица - на выданье. 

Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья. Вот на кукле девочка и оттачивала свои навыки, чтобы в возрасте невесты у нее не возникло уже никаких проблем.

Для изготовления таких кукол-скруток подбирали красивые лоскутки для одежды кукол вместе с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», в единственном экземпляре. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. То, что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.

 Чтобы скрутить куколку нельзя пользоваться ножницами и иголками, нужны только руки, ткань и  крепкие нитки или подручные материалы (солома, мочало, трава, ветки и др.). Ткань можно не резать, а рвать. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Одежда состояла из длинной рубахи и сарафана. Для куклы-молодухи добавлялся платок и передник. В отделке одежды использовали тесьму, вышивку, украшали куклу бусами, сережками из бисера.

Сарафан шьется из ситца, сатина, фланели, шерсти и других тканей, рубаха – из более легких светлых тканей, чаще всего из ситца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса

Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...

Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"

Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи;   - развивать художественный вкус;   - воспитывать интерес к народным промыслам:  ...

Золотая хохлома

На данном уроке происходит    знакомство  учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...

Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома

Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства,  как ведущий способ  в педагогике  в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить  в...

Практическая работа Графика. Хохлома.

Данная практическая работа по компьютерной графике позволит не только разнообразить деятельность учащихся, но и познакомит их народным творчеством: Хохломской росписью. Такую работу можно провести как...

Статья Хохлома

Фотографии в альбоме «Статья Хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...

Сопровождающие материалы к некоторым темам по изобразительному искусству. "Хохлома", "Как расположить узор на посуде Хохлома", "Роспись пасхальных яиц", "Кружево"

Используя данный материал, учитель может объяснить материал, дать подробные указания по созданию рисунка....