Беседа «Мои права и обязанности»
план-конспект
МКОУ «Ижморская общеобразовательная школа –интернат психолого -педагогической поддержки»
Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_umenie_obshchatsya_2.1.1.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа: «Умение общаться - путь к успеху»
Подготовила: Дорофеева Т. Н.
18.11.2020 учебный год
Цель: Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.
Задачи:
- способствовать развитию общей культуры и культуры поведения;
- воспитание в учащихся уважения, внимательности по отношению к окружающим;
- развивать навыки самоанализа и самосовершенствования
- формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого.
Ход занятия
I.Организационный момент
-Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее. Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…
Задание 1:
Возьмите в руки 1 карандаш или фломастер. Попробуйте вместе (парой) нарисовать дерево. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют дерево на одном листочке).
-Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
(Открыть тему на слайде: «Умеем ли мы общаться?» Слайд 1.
II.Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
На сегодняшнем занятии мы уточним для себя что такое общение? Определим ряд правил, которые помогут нам легко общаться друг с другом и окружающими нас людьми. Давайте начнем.
- Как вы понимаете, общение – это что? (высказывание ребят)
Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:
“ Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера “. (Слайд 2)
Посмотрите, как об общении говорили великие люди:
«Умение вести разговор - это талант». Стендаль
Разговор - это, прежде всего, умение слушать своего собеседника. Ещё Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».
Задание 2:
Я хотела бы предложить вам небольшое задание, возьмите цветные фломастеры и нарисуйте столько смайликов-мордашек, сколько вы хотели бы иметь друзей.
Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь много друзей.
Мы можемсделать вывод, что потребность в общении испытывает каждый человек.
«Тот, кто думает, что можно обойтись без других, – заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»? Франсуа де Ларошфуко
Посмотрите что происходит в жизни, нас окружает много разных людей: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет.
Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Легче всего общаться с позитивным, добрым, воспитанным человеком. Труднее всего общаться с человеком, у которого несдержанный и взрывной характер.
Раннее я предложила вам пройти небольшой тест, который помог определить вам: конфликтная вы личность или нет.
Я думаю каждому из вас есть над чем поразмышлять, исходя из данных нашей анкеты. Даже если вас “определили”, как «неконфликтную личность», это ещё не означает, что с вами легко и всегда приятно общаться. Ведь в речевое поведение человека входят и жесты и мимика, и тембр голоса и ещё множество разных факторов определяют вас, как «приятного собеседника».
И как сказал один древний мыслитель:
“Стать человеком - большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше“ !
Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов
III Раскрытие понятий:
- С кем мы общаемся?
Упражнение: «Мой круг общения»
Определить круг общения вам поможет заранее подготовленная схема. Упражнение: «Мой круг общения» (на доске)
Родители
Родные
Бабушка, дедушка
Соседи, друзья
Одноклассники
Знакомые
Учителя
2. С чего начинается общение? Чаще всего начинается со знакомства или с приветствия. Приветствие может быть разное.В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет». ( Ребятам раздаются карточки с заданиями, дети работают в группах ) - 2 группы
- Назовите слова приветствия.
( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас!)
- Выскажите просьбу.
( Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите, пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будьте добры!
- Какими словами лучше всего начать знакомство ?
( Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомьтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут?Позвольте познакомиться.)
- Как принято извиняться в культурном обществе?
( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )
- Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе ?
( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )
- Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?
( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
ПРАВИЛО 1: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.
3. Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонация, с которой мы говорим. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и как говорите.
Мини-сценка.
Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.
А то ведь вот как часто бывает: (мини – сценка)
-Бык! Постой Бык! Ну погоди ты.
-Ну чего тебе, Ходуля, надо?
-Пошли скорее в раздевалку, Косой там шапку потерял.
Щасрасхныкается.
-Ха, так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал. Пусть поищет.
Вот так, войдёшь в школу, а кажется, что в страшную сказку попал, где живут некрасивые звери, и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами.
Сделайте вывод. Понравится ли Вам такое общение?
ПРАВИЛО2: Обращайтесь к собеседнику, называя его по имени
4. Важным элементом в общении являются жесты и мимика. Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.
Скажите, что нельзя делать? Какими должны быть жесты и мимика.
-В каком мультфильме мимика сначала поссорила незнакомцев, а потом подружила? Крошка Енот и улыбка. Показать книгу с иллюстрациями.
- Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”.
Вывод: как вести себя во время разговора?
- движения человека должны быть естественными;
- чаще улыбаться.
5. Практическая работа. Физминутка.
- А вы умеете улыбаться? Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами, нашим гостям. Замечательно! Какие у всех красивые улыбки!
6. Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты. Кто знает, что такое комплименты? (Это – любезные, приятные слова в адрес другого человека)
Недавно я была на занятии, которое для вас провела Александра Николаевна, где вы учились дарить друг другу комплименты.
Я хочу вручить вам вот эти воздушные шары, которые вы сейчас надуете, и каждый на своем шаре напишет что-то приятное, какой-то комплимент. Затем обменяйтесь шариками друг с другом.
Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем!
ПРАВИЛО 3: Чаще улыбайтесь и дарите комплименты!
7.Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова. Послушайте внимательно и скажите: какое ещё одно очень важноеправило общения можно определить этими строками.
“Вот человек, что скажешь ты о нём?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вот человек, что скажешь ты о нём?”
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу о нём сказать плохого?”
ПРАВИЛО 4: Старайтесь не говорить о людях дурно
8. Видео о нецензурных выражениях.
- «Эксперимент над рисом и водой»
- «Структура воды, наши слова и мысли»
ПРАВИЛО 5: Не употребляйте в своей речи бранные слова.
9. Решение ситуаций:
Большую часть своего времени человек проводит «на людях»: на улице, в транспорте, в общественных местах. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения.
- Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?
- На ходу крикну «Привет» или помашу рукой. Захочу пообщаться – остановлюсь.
- Поздороваюсь. В густой толпе или общественном транспорте просто улыбнусь и кивну.
- После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
Комментарии:
- В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение внезапным приступом своей общительности, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.
- Вполне приемлемо. Но только если вы уверены, что ваши знакомые расположены к разговору.
- Вы правы: пусть знакомые сами решат – понять ваш намек на возможность общения.
- Вы стоите перед дверями магазина, учреждения. Люди входят и выходят, кто кого должен пропускать?
- Всем уступать дорогу – до вечера прождешь.
- Право первенства принадлежит входящему с улицы.
- Если я снаружи. Пропущу выходящих – преимущество за ними.
Комментарии:
- Вы рискуете застрять в дверях или получить парочку увесистых тычков.
- Тамбур не рассчитан на скопление народа. Поэтому сначала пропустите выходящих – преимущество за ними.
- Правильный ответ.
- Навстречу идет «Сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу напиток из банки, спутница смачно грызет семечки. Что вы думаете об их поведении?
- Нормальное поведение. Мы и сами так делаем.
- Это не правильно, но позволительно: сейчас так все себя ведут.
- Это дурной тон.
Комментарии:
- Не стоит перенимать скверные манеры, которые навязывает
- телереклама. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия! Неужели трудно отыскать спокойный уголок?
- Правильный ответ.
- В переполненный автобус входит пожилой человек. Ваша реакция?
- Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.
- Если рядом развалился крепкий мужчина или подросток, попрошу его уступить место.
- Предложу свое место.
Комментарии:
- Воспитанные люди так себя не ведут.
- Вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.
- Правильно.
- Ты пришел к приятелюв гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?
- Извинюсь и уйду.
- Поздравлю именинника, извинюсь и если пригласят, останусь.
- Сделаю приятелям выговор, что не известили меня заранее и пообещаю купить подарок завтра, прежде чем принять приглашение.
- Ты пришел в гости и увидел, что там находиться неприятный тебе человек. Твои действия.
- Буду делать вид, что этого человека вовсе нет.
- Найду подходящий предлог, чтобы поскорее уйти.
- По моему нейтральному поведению никто не догадается, что между нами плохие отношения.
ПРАВИЛО 6: Соблюдайте этикет.
10. Сценка нашего класса. Когда разговаривают Т. В. и кто-то из ребят, перебивает учителя и пытается сам сказать…..(Правильно ли поступает ребенок?)Слайд
ПРАВИЛО7: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его доконца.
Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.
11.С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.
Волшебный сундучок с пословицами
Вам необходимо достать из сундучка пословицу, прочитать ее и объяснить ее смысл.
1). В добрый час молвить, а в худой - промолчать. (Нужно знать, когда говорить, а когда молчать)
2). Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. (Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном.Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься.)
3). Доброе слово железные ворота отопрет. (Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту)
4). У врача лечись, а у умного учись.(________________________________
__________________________________________________________________)
5). Красно поле пшеном, а беседа умом. (Приятно разговаривать с умным человеком, а не с глупцом).
6) Учись доброму - дурное на ум не пойдет.(Человек, в котором заложено только доброе и светлое, не сможет развить в себе любую нехорошую мысль. Добро служит барьером, стеной, ограждая человека от любых бед.)
Молодцы. Итак, можно сделать вывод, что от того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.
Упражнение «Выбор качеств»
На доске выписаны качества человека, помогающие его общению и усложняющие его: вычеркнуть качества, мешающие общению.
(доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность).
Учащиеся должны выбрать те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению. Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
ПРАВИЛО 8: Развивайте в себе положительные черты личности.
VI. Итог занятия. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?
Мы рассмотрели все возможные случаи общения или нет? ( Общение – это искусство и ему нужно учиться долго)
А у нас с вами получилось пообщаться?
- Что вы получили от этого занятия?
- Какие выводы вы сделали для себя?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Я надеюсь, используя наши «правила» общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.
Всем спасибо за работу и за хорошее общение со мной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми на тему "Права и обязанности"
Права и обязанности. Большая часть детей даже не обращает на эти слова никакого внимания. Они просто-напросто не понимают их значения. Порой и родители не могут сообразить, что же подразумевается под ...
Беседа «Права и обязанности детей»
Права человека - это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право свободно высказывать свое мнение....
Беседа на тему: Мои права и обязанности
Беседа о правах и обязанностях детей...
Наши права и обязанности. Беседа.
Внеклассное занятие....
Беседа " Трудовые права и обязанности несовершеннолетних"
Учащиеся получат конкретные знания о трудовых правах и обязанностях несовершеннолтних.А также научаться применять полученные знания в жизни....
Беседа "Мои права и обязанности"
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка , День защиты прав ребенка....
Презентация к беседе "Наши права и обязанности"
В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире....