Беседа с детьми на тему "Права и обязанности"
материал по теме
Права и обязанности. Большая часть детей даже не обращает на эти слова никакого внимания. Они просто-напросто не понимают их значения. Порой и родители не могут сообразить, что же подразумевается под словами "обязанности детей". Предложенная тематическая беседа призвана помочь детям узнать о своих правах и обязанностях, совокупность которых обеспечивает условия человечного и правильного воспитательного процесса в данной возрастной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_sotsialnogo_pedagoga_prava_i_obyazannosti.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нём.
Оборудование: права и обязанности учащихся, словарь Ожегова.
Ход:
Беседа:
- Что означают слова «права» и «обязанности»?
(Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова: «Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание т. д. «Обязанность-круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)
Какие права и обязанности есть у ученика в школе?
(Ответы детей записываются и обсуждаются.)
Игра «Если бы директором был я»:
- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учащихся и учителей, если бы стали директором? (По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)
Закончи предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен…
- В школе я имею право…
- Дома я должен…
- Дома я имею право…
- На улице я должен…
- На улице я имею право…
- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Дети высказываются.)
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?
Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
Вывод:
Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Физкультминутка:
Слова | Движения детей |
Раз, два, три, четыре! Подметаем пол в квартире. Пять, шесть, семь, восемь! Приходите завтра в гости! Восемь, семь, шесть, пять! Будем вместе мы играть! Четыре, три, два, один! Пирогов мы вам дадим. А пока мы отдохнём – Ляжем на бочок, уснём. | Ритмично хлопают в ладоши. Имитируют соответствующие движения. Ритмично хлопают в ладоши. Разводят руки в стороны. Ритмично хлопают в ладоши. Имитируют бросок воображаемого мяча вверх. Ритмично хлопают в ладоши. Вытягивают руки вперёд. Присаживаются на свои места. Закрывают глаза. |
Разговор о домашних обязанностях:
- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)
- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?
(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому.)
Подвести итог.
Примерные обязанности
- Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, её вид повышает настроение, работоспособность.
- Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
- Если насорили, уберите мусор, подметите пол.
- Соблюдайте порядок в своей комнате.
Правила, связанные с приготовлением и приёмом пищи
- Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
- Вымойте за собой посуду.
- Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай, бутерброды и др.)
Правила, связанные с самообслуживанием
- Волосы подстригайте, причёсывайте или зыплетайте косы.
- Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Просмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
- Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щёткой пыль с ботинок или вымой те их. Если ботинки мокрые, просушите.
- Умейте постирать носовой платок, носки.
- Застилайте кровать, убирайте свою комнату.
- Содержите в порядке своё рабочее место дома. После занятий или игры положите книги, игрушки на свои места, всё необходимое для уроков положите в ранец.
Вывод: Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учёбы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
Подведение итогов
- Какие права есть у учащихся?
- Какие есть обязанности?
- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Распределение обязанностей педагогов школы-интерната по работе с детьми «группы риска».
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психо...
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»
Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...
Права ,обязанности и ответственность военнослужащих. Обязанности солдата (кадета)
Знакомство с правами, обязанностями и ответственностью военнослужащих...
Воспитательский час: «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...
Работа с детьми "группы риска": «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...