Беседа с детьми на тему "Права и обязанности"
материал по теме

Аксёнова Наталья Алексеевна

Права и обязанности. Большая часть детей даже не обращает на эти слова никакого внимания. Они просто-напросто не понимают их значения. Порой и родители не могут сообразить, что же подразумевается под словами "обязанности детей". Предложенная тематическая беседа призвана помочь детям узнать о своих правах и обязанностях, совокупность которых обеспечивает условия человечного и правильного воспитательного процесса в данной возрастной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_sotsialnogo_pedagoga_prava_i_obyazannosti.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нём.

Оборудование: права и обязанности учащихся, словарь Ожегова.

Ход:

Беседа:

  • Что означают слова «права» и «обязанности»?

(Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова: «Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание т. д. «Обязанность-круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

Какие права и обязанности есть у ученика в школе?

(Ответы детей записываются и обсуждаются.)

Игра «Если бы директором был я»:

  • Что бы вы изменили в правах и обязанностях учащихся и учителей, если бы стали директором? (По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

  • В школе я должен…
  • В школе я имею право…
  • Дома я должен…
  • Дома я имею право…
  • На улице я должен…
  • На улице я имею право…
  • Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Дети высказываются.)
  • Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?

Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

  • Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод:

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

 Физкультминутка:

Слова

Движения детей

Раз, два, три, четыре!

Подметаем пол в квартире.

Пять, шесть, семь, восемь!

Приходите завтра в гости!

Восемь, семь, шесть, пять!

Будем вместе мы играть!

Четыре, три, два, один!

Пирогов мы вам дадим.

А пока мы отдохнём –

Ляжем на бочок, уснём.

Ритмично хлопают в ладоши.

Имитируют соответствующие движения.

Ритмично хлопают в ладоши.

Разводят руки в стороны.

Ритмично хлопают в ладоши.

Имитируют бросок воображаемого мяча вверх.

Ритмично хлопают в ладоши.

Вытягивают руки вперёд.

Присаживаются на свои места.

Закрывают глаза.

Разговор о домашних обязанностях:

  • У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)
  • А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

  • Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, её вид повышает настроение, работоспособность.
  • Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
  • Если насорили, уберите мусор, подметите пол.
  • Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приёмом пищи

  • Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
  • Вымойте за собой посуду.
  • Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай, бутерброды и др.)

Правила, связанные с самообслуживанием

  • Волосы подстригайте, причёсывайте или зыплетайте косы.
  • Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Просмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
  • Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щёткой пыль с ботинок или вымой        те их. Если ботинки мокрые, просушите.
  • Умейте постирать носовой платок, носки.
  • Застилайте кровать, убирайте свою комнату.
  • Содержите в порядке своё рабочее место дома. После занятий или игры положите книги, игрушки на свои места, всё необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод: Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учёбы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

  • Какие права есть у учащихся?
  • Какие есть обязанности?
  • Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Распределение обязанностей педагогов школы-интерната по работе с детьми «группы риска».

Организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психо...

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...

Права ,обязанности и ответственность военнослужащих. Обязанности солдата (кадета)

Знакомство с  правами,  обязанностями  и ответственностью военнослужащих...

Воспитательский час: «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...

Работа с детьми "группы риска": «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...