Программа по внеурочной деятельности 2018-2019 учебный год
рабочая программа (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск - Шахтинского
Рассмотрено Педагогическим советом МБОУ лицея №5 Протокол № 1 от31.08.2018 | «Утверждаю» директор МБОУ лицея №5 Гайдукова С.П.____________ Приказ № 187-о от 31.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Азбука безопасности»
6 р1 класс: основное общее образование
количество часов – 33
учитель: Попова Оксана Владимировна
Оглавление.
1 | Пояснительная записка. | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения курса. | 7 |
3 | Содержание учебного курса. | 10 |
4 | Календарно-тематическое планирование. | 15 |
Раздел 1. Пояснительная записка .
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4.Примерная программа курса «Азбука безопасности 6 класс» разработана на основе курса «Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл»: метод, пособие/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Б.И.Мишин. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7. Учебный план внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.2821-10.
Цели курса внеурочной деятельности:
1.Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
2.Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального и военного характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
3.Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
4.Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых, для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения опасных и чрезвычайных ситуациях
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей
- расширение кругозора школьников в области безопасной жизнедеятельности
- формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни.
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения.
- формирование представлений и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.
- создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности». Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности» составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Безопасность детей - одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет, и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности». Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Место курса внеурочной деятельности.
Согласно Учебному плану по внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год на изучение курса«Азбука безопасности» в 6 классе отводится 35 часов.
Согласно Календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год на изучение курса «Азбука безопасности» отводится в 6р1 классе - 33 часа, при этом содержание программы реализуется полностью.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностными результатами прохождения программы являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
- В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
- В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
- В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
умение сохранять его.
- В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
- В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Раздел 3. Содержание курса «Азбука безопасности».
Программа внеурочной деятельности включает в себя следующие модули для изучения:
- Основы безопасности личности, общества и государства.
- Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. Экстремальные ситуации в природных условиях. (18ч.)
Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Психологические основы выживания в природных условиях. Страх – главный психологический враг. Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Надежные одежда и обувь – важное условие безопасности. Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Действия при потере ориентировки. Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по Солнцу. Луне, звездам. Техника движения в природных условиях. Сооружение временного жилища. Добывание и использование огня. Обеспечение питанием и водой. Поиск и приготовление пищи. Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Безопасность на водоемах. Сигналы бедствия
Модуль 2. Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. (15 Ч.)
Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и традициям местного населения.
Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Рекомендации по адаптированию при смене часовых поясов и климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.
Понятие об убежище. Отдельно стоящие и встроенные убежища. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде.
Общие сведения об имевших место террористических акциях на транспортных средствах. Правила безопасного поведения пассажиров в момент захвата преступниками транспортного средства. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося заложником в захваченном транспортном средстве. Правила безопасного поведения заложников во время операции по освобождению.
Понятия о местах массового скопления людей, Признаки, указывающие на возможную установку взрывных устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного устройства. Правила безопасного поведения: при непосредственной угрозе взрыва, после взрыва.
Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и другими средствами оказания помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи в условиях вынужденного автономного существования.
Признаки укуса насекомых. Оказание первой помощи при укусах насекомых. Клещевой энцефалит. Признаки укуса клещом. Оказание первой помощи при укусе клещами. Как уберечься от энцефалита. Признаки укуса змеи. Оказание первой помощи пострадавшему, укушенному змеей.
Понятие о термических ожогах, их причины. Степени термических ожогов и их признаки. Оказание первой помощи при ожогах. Солнечный ожог. Воздействие солнечных лучей на организм человека. Рекомендации по предотвращению солнечных ожогов. Признаки солнечного ожога. Оказание первой помощи при солнечном ожоге.
Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Профилактика теплового и солнечного удара.
Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма. Причины обморожения и общего охлаждения организма. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении.
Основные причины бедствий на водоемах. Первоочередные действия человека, заметившего утопающего. Признаки утопления. Последовательность оказания первой помощи в таких случаях.
Виды закрытых травм. Признаки закрытых травм и повреждений (ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов). Оказание первой помощи при закрытых травмах. Понятие о переломах. Понятие о давлении. Оказание первой помощи при давлении.
Приемы и правила переноски пострадавших при отсутствии штатных (медицинских) средств транспортировки. Приемы и правила транспортировки пострадавших: на шесте, на носилках из шестов, на носилках-волокушах из длинных жердей, в рюкзаке.
Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Регулирование потребления и расхода энергии. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Суточный рацион питания.
Функции белка и их источники для организма человека. Функции жиров. Жиры растительного и животного происхождения. Источники жиров для организма человека. Функции углеводов и его источники для организма человека. Основные источники витаминов. Роль минеральных веществ в организме человека. Основные источники минеральных веществ. Роль воды в организме человека.
Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Распределение калорийности по приемам питания и продолжительность приемов пищи. Понятие о культуре и этикете питания. Правила питания и соблюдения культуры питания.
№ | Раздел. | Формы организации видов деятельности. | Количество часов. |
I. | Основы безопасности личности, общества и государства. | 18 часов | |
1. | Экстремальные ситуации в природных условиях. | Экскурсия, занятия в группе, практические занятия. | 6 часов |
2. | Безопасность в чрезвычайных ситуациях. | Практические занятия. Тренинг. Встреча с сотрудниками МЧС. | 12 часа |
II. | Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. | 15 часов | |
1. | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | Занятия в группе, практические занятия, видео-занятия, тренинг, встреча со специалистами. | 12 часов |
2. | Основы здорового образа жизни. | Лекция, практические занятия, встреча с интересными людьми. | 3 часа |
Итого | 33 часа |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование курса «Азбука безопасности»
№ п/п | Тема занятия. | Вид деятельности. | Дата проведения. |
Основы безопасности личности, общества и Государства. Экстремальные ситуации в природных условиях. | 18 ч | ||
1 | Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | 7.09 |
2 | Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 14.09 |
3 | Психологические основы выживания в природных условиях. | Выполнение работ практикума. | 21.09 |
4 | Страх – главный психологический враг. | Проведение исследовательского эксперимента. | 28.09 |
5 | Подготовка к походу и поведение в природных условиях. | Выполнение работ практикума. | 5.10 |
6 | Надежные одежда и обувь – важное условие безопасности. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 12.10 |
7 | Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 19.10 |
8 | Действия при потере ориентировки. | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | 26.10 |
9 | Способы ориентирования и определение направления движения. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 9.11 |
10 | Ориентирование по Солнцу. Луне, звездам. | Выполнение работ практикума. | 16.11 |
11 | Техника движения в природных условиях. | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. | 23.11 |
12 | Сооружение временного жилища. | Проведение исследовательского эксперимента. | 30.11 |
13 | Добывание и использование огня. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 7.12 |
14 | Обеспечение питанием и водой. | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. | 14.12 |
15 | Поиск и приготовление пищи. | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | 21.12 |
16 | Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 11.01 |
17 | Безопасность на водоемах. | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. | 18.01 |
18 | Сигналы бедствия. | Моделирование и конструирование. | 25.01 |
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. | 15ч. | ||
19 | Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и традициям местного населения. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 1.02 |
20 | Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий. Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Рекомендации по адаптированию при смене часовых поясов и климата. Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий. | Наблюдение за демонстрациями учителя. | 8.02 |
21 | Понятие об убежище. Отдельно стоящие и встроенные убежища. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде. | Моделирование и конструирование. | 15.02 |
22 | Общие сведения об имевших место террористических акциях на транспортных средствах. Правила безопасного поведения пассажиров в момент захвата преступниками транспортного средства. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося заложником в захваченном транспортном средстве. Правила безопасного поведения заложников во время операции по освобождению. | Выполнение работ практикума. | 22.02 |
23 | Понятия о местах массового скопления людей, Признаки, указывающие на возможную установку взрывных устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного устройства. Правила безопасного поведения: при непосредственной угрозе взрыва, после взрыва. | Просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, роликов. | 1.03 |
24 | Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и другими средствами оказания помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи в условиях вынужденного автономного существования. | Наблюдение за демонстрациями учителя. | 15.03 |
25 | Признаки укуса насекомых. Оказание первой помощи при укусах насекомых. Клещевой энцефалит. Признаки укуса клещом. Оказание первой помощи при укусе клещами. Как уберечься от энцефалита. Признаки укуса змеи. Оказание первой помощи пострадавшему, укушенному змеей. | Выполнение работ практикума. | 22.03 |
26 | Понятие о термических ожогах, их причины. Степени термических ожогов и их признаки. Оказание первой помощи при ожогах. Солнечный ожог. Воздействие солнечных лучей на организм человека. Рекомендации по предотвращению солнечных ожогов. Признаки солнечного ожога. Оказание первой помощи при солнечном ожоге. | Выполнение работ практикума. | 5.04 |
27 | Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Профилактика теплового и солнечного удара. | Выполнение работ практикума. | 12.04 |
28 | Общие сведения об обморожении и общем охлаждении организма. Причины обморожения и общего охлаждения организма. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении. | Выполнение работ практикума. | 19.04 |
29 | Основные причины бедствий на водоемах. Первоочередные действия человека, заметившего утопающего. Признаки утопления. Последовательность оказания первой помощи в таких случаях. | Выполнение работ практикума. | 26.04 |
30 | Виды закрытых травм. Признаки закрытых травм и повреждений (ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов). Оказание первой помощи при закрытых травмах. Понятие о переломах. Понятие о сдавлении. Оказание первой помощи при сдавлении. | Выполнение работ практикума. | 3.05 |
31 | Приемы и правила переноски пострадавших при отсутствии штатных (медицинских) средств транспортировки. Приемы и правила транспортировки пострадавших: на шесте, на носилках из шестов, на носилках-волокушах из длинных жердей, в рюкзаке. | Выполнение работ практикума. | 10.05 |
32 | Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Регулирование потребления и расхода энергии. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Суточный рацион питания. | . Наблюдение за демонстрациями учителя. | 17.05 |
33 | Функции белка и их источники для организма человека. Функции жиров. Жиры растительного и животного происхождения. Источники жиров для организма человека. Функции углеводов и его источники для организма человека. Основные источники витаминов. Роль минеральных веществ в организме человека. Основные источники минеральных веществ. Роль воды в организме человека. Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | 24.05 |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск-Шахтинского
Рассмотрено Педагогическим советом МБОУ лицея №5 Протокол № 1 от 31.08.2018 | «Утверждаю» директор МБОУ лицея №5 Гайдукова С.П.___________ Приказ № 187-о от 31.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Культура общения»
6 р1 класс: основное общее образование
количество часов: 33
учитель: Попова Оксана Владимировна
Оглавление.
1 | Пояснительная записка. | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения курса. | 6 |
3 | Содержание учебного курса. | 9 |
4 | Календарно-тематическое планирование. | 13 |
1. Раздел Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу "Культура общения" для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4.Примерная программа внеурочной деятельности по курсу «Культура общения». Автор: И.А. Стернин. Воронеж.
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7. Учебный план внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»- СанПиН 2.4.2821-10.
Цели курса внеурочной деятельности.
Программа «Культура общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 6 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывает в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель данного курса: создание условий для формирования нравственных ценностей через познание сути морального выбора человека.
Задачи курса внеурочной деятельности:
1.Научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
2.Сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:
- знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;
- понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;
- овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.
3.Поддерживать интерактивную деятельность: обращение за информацией к различным источникам.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том,что она призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призвана познакомить учащихся с историей возникновения этикета, дать первичное представление о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе внеурочной деятельности предстоит познакомить учащихся с новыми нравственными ориентирами и упорядочить уже имеющиеся у них. Они узнают много полезного о правилах поведения, общения.
Учащиеся получат знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе. Содержание программы даст детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников сформируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникнет потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход во внеурочных занятиях, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний.
Место курса внеурочной деятельности.
Согласно Учебному плану внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год на изучение курса «Культура общения» в 6 классе отводится 35 часов.
Согласно Календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год на изучение курса «Культура общения» отводится в 6р1 классе - 33 часа, при этом содержание программы реализуется полностью.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
1.Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при различных речевых ситуациях.
2.Понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
4. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
5. воспитание ценностного отношения к родному языку..
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
2. РАЗДЕЛ. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно - ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• формирование основных навыков культуры воспитания и этикета;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в осознании культуры своего поведения;
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в тексте др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
• относительно целостное представление культуре речи и этикете, о поведении в общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- самоопределение
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
- установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи
- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
- осуществление пошагового и итогового контроля
- различие способа и результата действия
Познавательные УУД:
- включение в творческую деятельность учащихся;
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий;
- осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя;
- построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме;
Коммуникативные УУД:
- адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности.
3. Раздел. Содержание внеурочной деятельности курса «Культура общения»
Введение.(2ч.).
Культура поведения.
Этика – наука о морали.
Школьный этикет. Диалог. (12 ч.)
Правила поведения в школе. Общие правила ведения диалога.
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Выражение эмоции и оценки в диалоге.
Поступки человека и его характер. Понятие спора.
Отзывчивость и доброта. Слушать и слышать. Зачем быть вежливым. Как правильно делать замечания.
Вербальное и невербальное поведение собеседников. Выражение эмоций и оценки.
Правила слушания. Активное и пассивное слушание. Умение слушать, его слагаемые: внимание, дружелюбие, активность. Слушать и слышать. Слушать - направлять свой слух на что- либо. Слышать - различать что-либо слухом. Прямые и косвенные высказывания.
Правила ведения диалога. Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.
Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками.
Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте.
Культура устного монолога.( 19ч.)
Понятие монолога. Виды монологов: обычный, ораторский.
Основные требования к монологу: краткость, содержательность, логичность, культура речи, выразительность, контакт с аудиторией.
Выразительность речи. Способы создания выразительности: логическое ударение, эмоционально-образная выразительность, звуковая выразительность. Выбор интонации при различных знаках препинания:
точка, точка с запятой, запятая, двоеточие. Азбука стиховедения. Поведение оратора в аудитории: благоприятное внешнее впечатление, движения, поза оратора, зрительный контакт, громкость, темп речи. Практические приемы борьбы с волнением.
Технология подготовки монолога.
Запоминание текста. Приемы запоминания. Типы памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, кратковременная, долговременная. Законы эффективного запоминания: выделение главной мысли; запоминание порциями; запоминание целого.
Определение темы монолога. Темы широкие и узкие. Правила подготовки ответа-монолога: определение темы сообщения; подбор материалов на данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической последовательности; обобщение высказывания, вывод.
Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
Перевод письменной речи в устную. Устный ответ как монолог. Косвенная речь как способ передачи содержания чужой речи.
Монолог-пересказ. Сжатый пересказ.
Выделение и формулирование главной мысли текста, определение смысловых частей, выделение опорных слов. Опорные слова: географические названия, имена людей, даты, важные подробности текста, научные термины.
Приемы сжатия текста: исключение подробностей; обобщение содержания текста; передача темы текста.
Устный ответ.
Подготовка устного ответа. Устный ответ по самостоятельно составленному плану.
Правила подготовки сообщения по самостоятельно составленному плану: определение темы, подбор литературы, выделение важных мыслей, составление конспекта, обдумывание выводов.
Монолог по тексту, воспринятому на слух.
Восприятие текста на слух. Монолог на основе устного текста.
№ | Раздел. | Формы организации видов деятельности. | Количество часов |
1 | Введение. | Занятие в группе. | 2 |
2 | Школьный этикет. Диалог. | Практические занятия, тренинги, видео - конференции, дебаты, мастер –классы. | 12 |
3 | Культура устного монолога. | Тренинги, групповые занятия, публичные выступления, проектная деятельность, мастер-классы, заочные экскурсии. | 19 |
Итого: | 33 |
4. Раздел. Календарно-тематическое планирование курса «Культура общения»
№ п/п | Тема занятия. | Вид деятельности. | Дата проведения |
Глава 1. Введение. | 2 ч. | ||
1 | Культура поведения. | Анализ проблемных ситуаций. | 7.09 |
2 | Этика – наука о морали. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 14.09 |
Глава 2. Школьный этикет. Диалог. | 12 ч. | ||
3 | Правила поведения в школе. Общие правила ведения диалога. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 21.09 |
4 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Выражение эмоции и оценки в диалоге. | Проведение исследовательского эксперимента. | 28.09 |
5 | Поступки человека и его характер. Понятие спора. | Проведение исследовательского эксперимента. | 5.10 |
6 | Отзывчивость и доброта. Слушать и слышать. | Решение экспериментальных задач. | 12.10 |
7 | Зачем быть вежливым? Как правильно делать замечания. | Анализ проблемных учебных ситуаций. | 19.10 |
8 | Вербальное и невербальное поведение собеседников | Проведение исследовательского эксперимента. | 26.10 |
9 | Выражение эмоций и оценки. | Анализ проблемных ситуаций. | 9.11 |
10 | Правила слушания. Доверие в общении. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 16.11 |
11 | Слушать и слышать. Вежливый ли я дома? | Решение экспериментальных задач. | 23.11 |
12 | Приемы поддержания разговора. Приветствия и знакомства. | Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. | 30.11 |
13 | Тематика разговора. | Анализ проблемных ситуаций. | 7.12 |
14 | Этикет телефонного разговора. | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. | 14.12 |
Глава 3.Культура устного монолога. | 19ч. | ||
15 | Понятие и виды монолога. | Объяснение и интерпретация наблюдаемых языковых явлений. | 21.12 |
16 | Что такое выразительная речь. | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. | 11.01 |
17 | Поведение оратора в аудитории. | Проведение исследовательского эксперимента. | 18.01 |
18 | Поведение оратора в аудитории. | Проведение исследовательского эксперимента. | 25.01 |
19 | Технологии подготовки монолога. Как организовать свой труд. | Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. | 1.02 |
20 | Определение темы монолога. (О трудолюбии.) | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 8.02 |
21 | Этапы подготовки монолога. | Объяснение и интерпретация наблюдаемых языковых явлений. | 15.02 |
22 | Перевод письменной речи в устную. | Решение экспериментальных задач. | 22.02 |
23 | Подготовка устного ответа по теме : «Герои труда» | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. | 1.03 |
24 | Монолог-пересказ. Сжатый пересказ. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 15.03 |
25 | Выделение опорных слов и главных мыслей в тексте. | Объяснение и интерпретация наблюдаемых языковых явлений. | 22.03 |
26 | Выделение опорных слов для пересказа «Человек и его имя». | Выполнение работ практикума. | 5.04 |
27 | Выделение опорных слов для пересказа. Красота внешняя и красота душевная. | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | 12.04 |
28 | Пересказ глав из Устава школы «Одежда будничная и праздничная». | Выполнение работ. практикума. | 19.04 |
29 | Пересказ текста «Моя семья: традиции и праздники». | Выполнение работ практикума. | 26.04 |
30 | Сжатия текста «Поведение в гостях» | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. | 3.05 |
31 | Восприятие текста на слух. Правила поведения на улице. Правила поведения в общественных местах. | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. | 10.05 |
32 | Пересказ текста, воспринятого на слух. Правила поведения в транспорте. | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов. | 17.05 |
33 | Парад достижений . | Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации. | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 7 – 8-х классах на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (по русскому языку) в 6 классах (2018-2019 учебный год)
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действ...
Результаты внеурочной деятельности 2018 - 2019 учебный год
Отчет о внеурочной деятельности по физической культуре...
Внеурочная деятельность 2018-2019 год
Программы внеурочной деятельности...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2018-2019 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2018-2019 учебный год к аттестации...
Рабочая программа кружка "Исследовательская деятельность" 2018-2019
для 5-11 классов...
Наличие достижений обучающихся по предмету и внеурочной деятельности 2018-2019 уч год
Наличие достижений обучающихся по предмету и внеурочной деятельности 2018-2019 уч год...