"Человек в современном обществе"
материал

Представленный материал оснащен и разработан для практических занятий  по значению обучения финансовой грамотности воспитанников детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_v_sovremennom_mire.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Человек в современном обществе»

                                                           

                                                                                     Социальный педагог

      ГКУ «Детский дом (смешанный) №13»

Гречишкина Наталья Владимировна.

Цель: Дать понятие о безработице, причинах возникновение безработицы, социальных последствиях, мерах по борьбе с ней; о бирже труда и мерах помощи, оказываемой безработным службой занятости, о правах и обязанностях безработных, дать понятие о трудовом контракте,  о сдельной и повременной, номинальной и реальной зарплате.

Сформировать умения заполнять бланк трудового контракта, анализировать причины возникновения безработицы, заполнять бланки для постановки на учет в службе занятости.

Задачи:

  1. Раскрыть основные понятия: безработица, зарплата, вакансия, пособие по безработице, прожиточный минимум.
  2. Научить  детей решать экономические задачи.
  3. Пользоваться своими правами безработного, заполнять необходимые документы.
  4. Заполнять трудовой контракт.
  5. Научить воспитанников выбирать подходящие вакансии из газеты, обосновать свой выбор.

Оборудование:

  1. Таблицы.
  2. карточки.
  3. Раздаточный материал: Основные положения Закона «О занятости населения в РСФСР». Перечень документов необходимых для постановки на учет безработного в службе занятости. Права и обязанности безработного.
  4. Бланки для обратившихся в службу занятости.
  5. Калькуляторы, тетради , ручки.
  6. Вакансии в СМИ.

Проблема занятия: «Все ли причины, по которым рабочий человек становится безработным зависят только от государства? Безработный это приговор или есть выход?»

Ход занятия.

Труд – это необходимое условие  существование человечества. Обойтись без него невозможно. Но понимание этого  все же труд в физиологическую потребность людей,  хотя иногда и работа способна приносить немалую радость (особенно это характерно  для людей творческих профессий) или дает высокоценимый многими общественный престиж.  

После окончания школы перед вами встанет задача определить не только профиль будущей профессии, но и дальнейшие совершенствование этой профессии.

Есть два варианта профессионального развития, роста, совершенствования:

  1. повышение профессионального мастерства , переход от исполнительства, ремесленничества к творчеству,  здесь вас ждет повышение статуса мастерства, квалификационных разрядов, категорий. награды и почетные звания; это также перемещения, связанные с переменной условий труда, места работы.
  2. Продвижение по вертикали – по иерархической лестнице статусов и должностей от младших командных до высоких чинов и званий, связанных с руководством людьми, участниками деятельности.  

Высокие должности дают человеку широкие возможности самореализации, престиж, власть, материальные блага. Собственно, второй вариант профессионального совершенствования, продвижения человека по службе, в общественной, научной и прочей деятельности чаще называют карьерой.

Карьера – это жизненный путь. Дорога, ведущая к повышению статуса на каком – либо поприще, к достижению известности, славы, материального благополучия. В движении по ступеням карьеры человек может проявлять как положительные, так и отрицательные стороны.

         По идеи движения вверх по иерархии должностей должно сопровождаться  повышением уровня профессионализма.  

На самом деле это не всегда так. Можно сделать хорошую карьеру, но профессии  не постичь, т.е. остаться плохим профессионалом. И, наоборот, можно изощриться в своей профессии, но карьеры не сделать (т.е. не достичь высоких должностей, постов, чинов).

Поразмышляйте: как это возможно?

Ситуация – проба «Выбор»

 вам предложили стать заместителем директора крупного предприятия; перед вами открывается перспектива стать в последствии директором, «сделать карьеру». Но ваш муж ценит более всего ваше присутствие в доме, участие в воспитании детей, совместного проведения досуга. Он заявляет: «Или я (семейное счастье), или карьера». И раньше были такие претензии. а сейчас это не угроза, а жесткий ультиматум.

Задание. Как решить эту семейную проблему? Какие действия, какие компромиссы  возможны? Или сохранить семейное счастье, или сделать карьеру?

Ситуация – проба  «Кастинг резюме»  

Работодатель, должность (секретарь офис менеджер, учитель начальных классов), резюме претендентов на должности.        

  1. Безработица, виды безработицы.

В условиях рынка отсутствует трудовое принуждение. Людей, которые не работают. Не привлекают к ответственности за тунеядство. Человек сам решает работать ему или не работать.

Первоначально следует дифференцировать понятия «безработный» и «неработающий».

            Безработный это человек, негде не работает, но ищет работу (он может и хочет работать).  

Неработающие – это люди, неспособные трудиться  по состоянию здоровья или по возрасту (одни учатся или еще не могут работать, другие – на пенсии и уже ни могут работать), либо трудоспособные, но не желающие работать или по каким-либо другим причинам не претендующие на рабочее место (домохозяйки).

Не работающие люди к безработным не относятся.

          Людей, которые трудятся не полный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за отсутствия рабочих мест с полными ставками, считают частично безработными.

Безработица – это ситуация в экономике, при которой люди способны и желающие трудиться, длительное время не могут найти работу по своей специальности или другое приемлемое для них место работы.

Причины безработицы:

п/п

Вид безработицы

Причина возникновения.

1

2

3

4

Временная

(естественная)

Сезонная

Структурная

Циклическая

Переход с одного места работы на другое или первичный поиск работы

Для некоторых профессий существует проблема занятости в определенное время года

Закрытие устаревших предприятий или структурные преобразования сопровождается сокращением числа рабочих мест

Рынок переживает спады и подъемы. Период от спада да подъема – цикл. Спад производства всегда приводит к закрытию многих предприятий, к сокращению и увольнению работников

Таблица может иметь следующее содержание:

         1. Человек может стать безработным по личным причинам: если он решает сменить профессию или место работы, место жительства, он какое то время может оставаться без работы; если человек ранее не работал и впервые ищет работу. Это временная (естественная) безработица. Многие люди временно не трудоустроены.

        2. Бывает сезонная безработица, которая возникает в определенное время года, например, зимой, - в сельском хозяйстве, в сфере курортного обслуживания.

        3. Наиболее длительная и трудная структурная безработица. Это означает, что устаревшие предприятия и отросли промышленности закрываются. Особенно обширны структурные преобразования (обновление производства) неоходимы в тяжелой промышленности России. Когда предприятия прекращают свою деятельность, сокращается большое число рабочих мест. Людям, лишившимся работы, приходится трудоустраиваться заново. В тоже время в других отрослях экономики возникают новые предприятия, появляются новые рабочие места. К сожалению, в нашей стране из-за проблемы жилья людям сложно переезжать на жительство из одного населенного пункта в другой, где с работой получше.

Экономические трудности, связанные со структурными преобразованиями в промышленности, неминуемы и неизбежны для определенной части населения.

4. Со спадом производства связана циклическая безработица. Это тоже тяжелая форма безработицы. В развитии рыночной экономики наблюдается то спад, то подъем. Период от спада до подъема – цикл. При спаде производства спрос на продукцию низок, для предприятий наступает тяжелое время, многие из них терпят банкротство и закрываются, работников сокращают или увольняют.

При экономическом подъеме, наоборот, растет спрос на продукцию, а значит и спрос на наемный труд: увеличивается выпуск аваров, для этого требуются дополнительные рабочие руки, возникают новые рабочие места.

Пожизненная гарантия рабочего места в рыночных условиях возможна крайне редко. Рынок с его колебаниями обуславливает экономическую неопределенность и незащищенность людей.

При понижение зарплаты – занятость повышается, т.е. безработица уменьшается. При повышение зарплаты в компании начинается сокращение штатов, безработица увеличивается. Когда цены растут, рабочие, как правило, требуют повышение зарплаты, а высокая зарплата влечет за собой безработицу. При этом выигрывают те, кто сохранил свои рабочие места, а проигрывают те, кто остается без работы. Зарплата должна находиться в соответствии с производительностью труда. Если же при неизменнои производительности станут повышать зарплату, это вызывает катастрофический рост безработицы.

Постепенно в России станет повышаться производительность экономики, повысится и уровень реальной зарплаты.

Полную занятость населения вряд ли можно считать благом для общества, если на рабочих местах ничего полезного не производится.

Естественный уровень безработицы, когда некоторая часть (2-3%) трудоспособных людей временно не работают, потому что переходят с одного места работы на другое, - не должно вызывать не довольства. Безработица становится болезненной проблемой, когда он превышает этот естественный уровень (число безработных составляет 10-15% безработных).

Даже в самых развитых странах безработица – болезненная проблема.

Когда люди остаются без работы, это зеачит, что производства сокращается, ухудшается благосостояния общества в целом, но сильнее всего безработица поражает безработных, которые лишаются своих доходов.

Потеря доходов сильно ухудшает материальное положения безработного и его семьи. Хотя государство обычно выплачивает ему пособие по безработицы, но величина пособия значительно меньше, чем та зарплата, которую он получал раньше, срок выплаты пособия ограничен (1 год), причем его размер постоянно уменьшается по мере увеличения времени, в течение которого человек не работает. Безработному доступен лишь минимум покупок.

Кроме того, у безработных, которые теряют доходы, подавляются чувства собственного достоинства, уверенность в себе, профессиональные навыки, социальное положения; они чувствуют себя ненужными, бесполезными, отверженными, лишними. От жизненной неудовлетворенности и заниженной самооценки у них ухудшается самочувствие. Среди безработных часты самоубийство.

Безработица обостряет социальные проблемы общества, люди озлобляются. Наблюдается рост преступности, увеличивается число заключенных в тюрьмах.

С другой стороны, угроза безработицы дисциплинирует работников. Это положительно влияет на эффективность производства.

Государство стремится поддержать жизненный уровень людей, потерявших работу. Всевозможную помощь в поисках новой работы оказывают государственные биржи труда, а также частные службы по трудоустройству, частные объявления в газетах.

«Центр занятости населения» – это место, куда люди приходят, чтобы найти работу или получить пособие по безработицы, необходимое для поддержания жизни, пока они занимаются поиском рабочего места.

Центр занятости населения еще называют отделом занятости населения. Безработица регистрируется биржами труда, центрами по трудоустройству. Но многие сами ищут работу, не обращаясь в службу занятости, - это скрытая безработица.

На бирже труда работает информационная служба, которая располагает сведения о свободных местах. Она помогает людям, ищущем работу, подобрать подходящее для них свободное рабочее место. В этом и состоит главная задача службы занятости.

Государственная «Служба занятости населения» оказывает безработным следующие виды помощи:

  1. Предоставление службой информации сведений об имеющихся вакансиях.
  2. Выплата пособия по безработицы. Период, в течение которого выплачивается пособие, засчитывается в общий трудовой стаж.
  3. Выдача направлений на работу в случае подбора подходящей вакансии.
  4. Переподготовка по специальности, на которые имеются свободные места.
  5. Выплата стипендий в период переподготовки по направлению службы занятости.
  6. Организация оплачиваемых общественных работ для занятости безработных: строительство дорого, мостов и т.д..
  7. Оказания дополнительной материальной помощи людям, потерявшим работу, или членам их семьи, находящемся на содержании безработных.
  8. Выплата подъемных людям, желающим переехать в те районы страны, где существуют более благоприятные условия трудоустройства.

Вопросы на закрепления:

  1. Почему право на рабочее место относится к основным социальным правам человека?
  2. Что происходит, если количество рабочих мест меньше, чем количества желающих работать? Почему это происходит?
  3. Почему пенсионера, школьника ли больного рабочего человека нельзя считать безработным?
  4. Назовите основные признаки, по которым человека можно считать безработным?
  5. Можно ли считать человека безработным, если он просто не хочет работать?
  6. Заинтересованы ли вы в каком-либо виде труда? В каком именно?
  7. Знаете ли вы, какие профессии доступны вам в будущем?
  8. Не опасаетесь ли вы, что, окончив школу, можете оказаться без работы?
  9. Какие возможности вашего трудоустройства имеются в поселке, районе, городе, где вы живете?
  10. Кому больше угрожает безработица: сельским или городским жителям, жителям малых или больших городов; людям молодым, средних лет или пожилым? Почему?
  11. Каковы причины безработицы?
  12. Как изменяется уровень безработицы в зависимости от повышения или понижения заработной платы?
  13. Почему безработица – болезненное, унизительное, тяжелое состояние для безработных и их семьи?
  14. В чем состоит опасность безработицы?
  15. Чем занимается биржа труда?
  16. Какие виды помощи оказывает безработным биржа труда?
  17. Что такое пособие по безработице и кому оно выплачивается?

Практикум

1. Ознакомимся с  основными положениями Закона «О занятости населения в РСФСР», принятого в апреле 1991 года:

1. Безработным считается гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован с службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней, если рабочее место будет для него найдено.

2. Предлагаемая безработному работа не может считаться для него подходящей, если она требует перемены места жительства без его согласия, а предлагаемый заработок ниже среднего заработка на прежнем месте его работы.

3. Граждане России имеют право работать за рубежом и искать там работу.

4. Безработные имеют право получать пособие по безработице, определяемого как часть оплаты их труда на последнем месте их работы, но не ниже минимальной заработанной платы. В размере минимальной заработной платы пособие устанавливается и для молодежи, впервые ищущей работы.

5. Пособие по безработице выплачивается не более 12 месяцев с момента потери работы.

6. Помощь в поиске работы оказывают службы Государственного комитета по занятости.

7. В случае установления факта получения пособия по безработице обменным путем вся сумма выплачиваемого пособия подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

2. Права и обязанности безработного:

1. Безработный имеет право:

1) получать пособие по безработице со дня постановки на учет в службе занятости;

2) получать информацию по имеющемся в службе занятости вакансиям;

3) получать направления на подходящею работу;

4) отказаться от не подходящей работы;

5) получать направления на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации;

6) получать бесплатную консультацию юриста по вопросам занятости;

7) обратиться в службу занятости с просьбой об оказании материальной помощи себе или членам семьи, находящемся на иждивении безработного;

8) принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых службой занятости.

2. Безработный обязан:

1) являться в районный отдел занятости населения два раза в месяц в строго назначенное специалистом отдела время;

2) осуществлять активный самостоятельный поиск работы;

3) при каждом посещение биржи труда безработный должен иметь с собой паспорт и трудовую книжку;

4) обращаться к работодателю в трехдневный срок после получения направления на работу от службы занятости; в случае отказа в приеме на работу – возвратить направление в службу занятости.

3. Порядок выплаты пособия по безработице:

1. Пособие начисляется исходя из средней заработной платы безработного в последние 3 месяца по последнему месту работы.

2. Пособие по безработице не может быть ниже минимума заработка, установленного законом, но не выше среднемесячного размера заработной платы по региону, в котором проживает безработный.

3. Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев. В течение года размер выплачиваемого пособия постоянно сокращается:

1) 1-3 месяца выплачивается 75% средней заработной платы по последнему месту работы;

2) 4-7 месяцев выплачивается 60% прежнего заработка;

3) 8-12 месяцев 45% прежнего заработка.

4. Если безработный по истечению года не трудоустроился и вынужден вновь стать на учет в службу занятости, ему выплачивается лишь пособие в размере минимальной заработной платы. Лица, ищущим работу впервые, а также после длительного, более одного года, перерывы в работе, пособие по безработице тоже выплачивается в размере минимальной оплаты труда.

4. Задачи экономического содержания:

Задача 1. Определение пособия исходя из конкретной суммы среднемесячного заработка безработного на последнем месте работы. Согласно справке, представленной в службе занятости бухгалтерии предприятия, его средний заработок на прежнем месте работы составляет 3500 рублей в месяц. Определите, каким должен быть размер его пособия по безработице 1-3 месяц пребывания на учете в бирже труда, 4-7, 8-12 месяц, учитывая, что средняя зарплата по региону равна 2000 рублей в месяц.

Решение:

1) 3500*0,75=2625 рублей (размер пособия, который должен выплачиваться 1-3 месяц, однако безработному заплатят не более 2000 рублей в месяц, так как размер пособия по безработице не может быть выше средней зарплаты по региону);

2) 3500*0,6=2100 рубля (безработному должны выплачивать 4-7 месяц включительно, но по тои же причине он будет получать лишь 2000 рублей в месяц);

3) 3500*0,45=1575 рублей (будет выплачиваться безработному ежемесячно в течение оставшихся до конца года месяцев).

Когда пособие по безработице большое, люди, как правило, не спешат с поиском работы, дожидаясь наилучшего варианта трудоустройства. Но когда же истекает срок их пособия, стараются немедленно устроиться на работу.

Задача 2. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев, размер его пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца. Если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на иждивенцев производится каждому из родителей.

В семье, где оба родителя безработные, - три иждивенца. Каким будет общий размер дополнительного пособия на иждивенцев, если минимальная зарплата – 400 рублей.

Решение:

1) 400/2=200 рублей (на эту сумму увеличивается размер пособия по безработице на каждого иждивенца);

2) 200*3*2=1200 рублей (получают оба родителя на троих иждивенцев дополнительно к пособию по безработице).

Пособия по безработице перечисляются на расчетный счет безработного в указанную им сберкассу 2 раза в месяц. После заключению письменного договора с банком безработному выделяется сберкнижка, по которой он дважды в месяц может получать в банке пособие по безработице.

5. Задания:

Задание 1. Заполните ордер на снятие денег со счета безработного в банке.

Задание 2. Перечень документов, необходимых для постановки на учет в службу занятости:

1) документ об образование;

2) трудовая книжка;

3) паспорт;

4) справка о размере средней заработной плате с последнего места работы;

5) документы о том, что на иждивении безработного есть нетрудоспособные близкие родственники.

Заполнение карточки обратившегося в службу занятости за консультацией:

        Ф.И.О.

        Дата обращения

        Пол         возраст

        Образования

        Последняя профессия

        Общи стаж работы

        Обратился по вопросам

        Какую работу ищете

Заполнение карточки обратившегося в службу занятости за консультацией:

        Ф.И.О.

        Дата обращения

        Пол         возраст

        Образование

        Последняя профессия

        Общи стаж работы

        Обратился по вопросам

        Какую работу ищете

        

Заполнение карточки обратившегося в

службу занятости за консультацией:

        Ф.И.О.

        Дата обращения

        Пол         возраст

        Образование

        Последняя профессия

        Общи стаж работы

        Обратился по вопросам

        Какую работу ищете

        

Заполнение карточки обратившегося в службу занятости за консультацией:

        Ф.И.О.

        Дата обращения

        Пол         возраст

        Образование

        Последняя профессия

        Общи стаж работы

        Обратился по вопросам

        Какую работу ищете

Практикум

1. Ознакомимся с  основными положениями Закона «О занятости населения в РСФСР», принятого в апреле 1991 года:

1. Безработным считается гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован с службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней, если рабочее место будет для него найдено.

2. Предлагаемая безработному работа не может считаться для него подходящей, если она требует перемены места жительства без его согласия, а предлагаемый заработок ниже среднего заработка на прежнем месте его работы.

3. Граждане России имеют право работать за рубежом и искать там работу.

4. Безработные имеют право получать пособие по безработице, определяемого как часть оплаты их труда на последнем месте их работы, но не ниже минимальной заработанной платы. В размере минимальной заработной платы пособие устанавливается и для молодежи, впервые ищущей работы.

5. Пособие по безработице выплачивается не более 12 месяцев с момента потери работы.

6. Помощь в поиске работы оказывают службы Государственного комитета по занятости.

7. В случае установления факта получения пособия по безработице обменным путем вся сумма выплачиваемого пособия подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека в современном обществе

Тема:  Права  человека в современном обществеЦели:  Расширить знания учащихся о правах молодежи в современном обществе....

Развитие общества и человека в современном мире

Работа содержит материал, который поможет учителю провести урок. Материал дополнен презентацией и раздаточным материалом. В работе группируется как коллективная, так и индивидуальная самостоятельная р...

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семейных отношений на здоровье человека

Семья в современном обществе и ее функции. Влияние семейных отношений на здоровье человека ...

Элективный курс "Современное общество и человек" 9 класс

Курс преподается в 9классе,1 час в неделю. Рассатривает наиболее сложные темы п обществознанию "Политика"и "Социальная сфера"...

1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...