Урок мужества "Подвиг на века".
классный час на тему
Урок мужества "Подвиг на века" посвящен советским летчикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva_podvig_na_veka.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества «Подвиг на века».
Цель: показать значение подвига М.П. Девятаева.
Задачи:
1)расширить представления учащихся о советских летчиках, в частности о герое Советского Союза М.П. Девятаеве;
2)развивать умение высказывать свою точку зрения;
3)воспитывать у школьников чувство патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну, за соотечественников.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, учащиеся! Сегодня мы с вами проводим урок мужества «Подвиг на века».
История знает немало примеров подвигов людей, на поступках которых воспитываются целые поколения. Во все времена подвиги людей, особенно военных, вызывали уважение и восхищение!
Давайте подумаем: а что, по вашему мнению, означает слово «подвиг»? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите данное слово? (Мужество, храбрость, отвага, смелость).
Обратите своё внимание на портреты. Здесь представлены прославленные летчики России. Кто изображен на данных фото? Чем знамениты представленные летчики?
(Презентация 1, слайд 2)
(Презентация 1, слайд 3) 1-Покрышкин Александр Иванович
Трижды герой Советского Союза, сбивший лично 59 вражеских самолетов и шесть воздушных судов - в группе.
(Презентация 1, слайд 4)
(Презентация 1, слайд 5) 2-Маресьев Алексей Петрович
Советский военный лётчик. Герой Советского Союза (1943). Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре - до ранения и семь - после.
(Презентация 1, слайд 6)
(Презентация 1, слайд 7) 3-Кожедуб Иван Никитович
Трижды герой Советского Союза, имеет в послужном списке 64 победы.
(Презентация 1, слайд 8)
(Презентация 1, слайд 9) 4-Девятаев Михаил Петрович
Гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, герой Советского Союза.
(Презентация 1, слайд 10)
(Презентация 1, слайд 11) 5-Зайцев Борис Михайлович.
Полковник Советской армии, участник Великой Отечественной войны, герой Советского Союза. Во время боевых действий совершил 97 боевых вылетов, в которых сбил 2 самолёта противника.
Ребята, давайте подумаем: а что объединяет двух героев-земляков Девятаева и Зайцева? А что связывает нас с этими героями нашей истории, нашей страны? (Защита Родины)
Звучит песня «С чего начинается Родина…»
Стихотворение
Уходят Герои – сыны трудового народа,
Которых в горниле своём обжигала Война мировая,
Её рядовые, солдаты особой породы,
Средь них – легендарный наш ас Михаил Девятаев.
Побегом из ада он начал своё восхождение к славе.
Презрев униженья и пытки фашистского плена,
Пройдя через горечь презренья в родимой державе,
Он имя своё возродил из забвенья и тлена…
Особое место в истории Великой Отечественной войны, в истории страны занимает известный вам подвиг нашего земляка Михаила Петровича Девятаева. Название его книги «Побег из ада» точно выражает состояние человека, попавшего в плен и мечтавшего выжить в таких страшных нечеловеческих условиях. Сегодня на нашем уроке мы особое внимание уделим жизни и подвигу М.П. Девятаева. В 2017 году исполнилось 100 лет со дня его рождения.
1)Жизнь Девятаева до ВОв
(Презентация 2, слайд 1) Девятаев Михаил Петрович.
(Презентация 2, слайд 2) Родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в рабочем поселке Торбеево. Он был тринадцатым ребенком в семье. Отец, Девятаев Петр Тимофеевич, был трудолюбивым человеком, работал на помещика. Мать, Акулина Дмитриевна, в основном была занята заботой о детях.
В школе Михаил Девятаев учился успешно, но был не в меру шаловлив. Но однажды его словно подменили. Произошло это после того, как в Торбеево прилетел самолет. С того дня Михаил решительно изменился: все отдавал учебе и спорту. После 7-го класса он поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный техникум. Там произошло недоразумение с документами, и он был вынужден поступить в речной техникум. Настоящая фамилия Михаила – Девятайкин. Фамилия Девятаев была по ошибке внесена в документы во время учебы в техникуме.
(Презентация 2, слайд 3) Мечта о небе не угасла. Она захватывала Михаила все больше и больше. Оставалось одно – записаться в Казанский аэроклуб. Так он и поступил. Было трудно. Порой до глубокой ночи просиживал в самолетном классе аэроклуба. А утром уже спешил в речной техникум. Однажды настал день, когда юноша впервые, правда, пока с инструктором, поднялся в воздух. Сияющий от счастья, он сказал тогда своим друзьям: «Небо – моя жизнь!»
(Презентация 2, слайд 4) Эта высокая мечта и привела его, выпускника речного техникума, уже осваивавшего волжские просторы, в Оренбургское авиационное училище. Учеба там была счастливейшей порой в жизни Михаила. Он по крупицам набирался знаний об авиации, много читал, с усердием тренировался. Счастливый как никогда прежде, взлетал в небо, о котором еще совсем недавно только мечтал.
(Презентация 2, слайд 5) И вот лето 1939 года. Он – военный летчик. И специальность – самая грозная для противника: истребитель. Сначала Девятаев проходил службу в Торжке, затем его перевели в Могилёв. Там снова повезло: оказался в эскадрилье прославленного летчика Захара Васильевича Плотникова, успевшего повоевать в Испании.
2)Подвиг Девятаева
(Презентация 3. Концлагерь. Слайд 1)
Когда началась война, он летал с первого дня. После серьезного ранения в одном из боёв ему чуть не ампутировали ногу. Не дал. Вернулся на фронт и к июлю 1944 года, когда его самолет загорелся в бою, имел три боевых ордена.
Больше всего Михаил Девятаев не хотел оказаться в плену. Не только потому, что Сталин сказал: «У нас нет пленных, у нас есть предатели». Просто Девятаев очень любил Родину и хотел биться за нее до последнего.
13 июля 1944 года в бою под Львовом Девятаев спрыгнул с парашютом в расположении противника, был взят в плен и направлен в Лодзинский лагерь. Фашисты агитировали стать власовцем – Девятаев отказался. Польские партизаны готовили узникам побег, но не успели: пленных поспешно погрузили в машины и увезли. Михаил Девятаев попал в концентрационный лагерь, где встретил своего одноклассника, с которым вместе начал копать подкоп для побега, но их выдал провокатор. После пыток его направили в новый лагерь – Заксенхаузен. Это был лагерь смерти. В этом лагере лётчик Михаил Девятаев стал Степаном Григорьевичем Никитенко, учителем из-под Киева: друзья по неволе поменяли жетон смертника Девятаева на жетон штрафника, снятый с трупа. (Презентация 3. Концлагерь. Слайд 2)
(Презентация 3. Концлагерь. Слайд 3) В архивах Третьего рейха хранятся документы, согласно которым летчик Михаил Девятаев 5 декабря 1944 года сожжён в печи Заксенхаузена! Михаил Петрович неоднократно показывал журналистам копию списка казненных, в котором значится и его фамилия.
(Презентация 3. Концлагерь. Слайд 4) Концлагере Заксенхаузен был расположен в 30 километрах севернее Берлина. В Заксенхаузене военнопленные уничтожались в крематориях, газовых камерах, на виселицах… По неполным данным, в Заксенхаузене погибло свыше 102 тысяч узников. (Презентация 3. Концлагерь. Слайд 5,6,7)
Вскоре Девятаев был отправлен в филиал лагеря на остров Узедом, (Презентация 3. Концлагерь. Слайд 8) находивший в Балтийском море и прозванный «Островом Дьявола»: оттуда никто не возвращался живым.
(Презентация 3. Испытание ракет. Слайд 1)
Девятаев был отправлен в филиал лагеря на остров Узедом, находившийся в Балтийском море и прозванный «Островом Дьявола»: оттуда никто не возвращался живым. На этом острове строилось новое секретное оружие Третьего рейха «Фау-1» и баллистические ракеты «Фау-2», с помощью которого Гитлер рассчитывать выиграть войну. (Презентация 3. Испытание ракет. Слайд 2)
Когда Девятаев сел в расположение нашей 61 армии, он рассказал командующему армией, что на острове Узедом, на кромке берега находится 11 ракетных установок. Девятаев указал координаты с точностью до десятков метров. Тогда был уничтожен и ракетный полигон, и 3.5 тысячи фашистов… и Гитлер назвал Михаила Девятаева своим личным врагом.
Самолет, на котором был совершен побег принадлежал начальнику лагеря Штейнгофу. Он был напичкан радиоаппаратурой, постоянно стоял на взлетной полосе, готовый к взлету. На этом самолете совершались испытательные полеты «Фау-2». Без этого самолета стало невозможным продолжение испытаний ФАУ-2. (Презентация 3. Испытание ракет. Слайд 3)
Общеизвестно, что ФАУ-2 является «матерью» советских, американских, английских, китайских баллистических ракет. Значит Михаил Петрович Девятаев приблизил конец войны, не дал фашисткой Германии собраться с силами и победить в Великой Отечественной войне.
Побег группы Девятаева.
Ранним утром 8 февраля 1945 года Михаил Девятаев, увидев в окно звёзды на небе и отметив улучшение погоды после нескольких дней ненастья, посчитал, что этот день будет удачным для давно запланированного побега. Выполняя хозяйственные работы, они со стороны наблюдали за перемещениями на аэродроме. Девятаев заметил «Юнкерс», возле которого не было лётчиков, и решил захватить его, однако, приблизившись к нему со своей группой, обнаружил, самолёт не готов к полёту. Когда рабочие-ремонтники стали готовиться к обеденному перерыву, Девятаев дал указание развести костёр, у которого конвоир и арестанты могли бы погреться и подогреть обед, который им должны были принести. После этого группа перешла к активным действиям. Соколов осмотрелся и убедился, что поблизости нет посторонних, а Кривоногов по сигналу Девятаева убил конвоира, ударив его заранее заготовленной железной заточкой в голову. Кривоногов забрал винтовку убитого конвоира, а Девятаев объявил тем, кто ещё не был осведомлён, что «сейчас полетим на Родину». Когда механики ушли с аэродрома на обеденный перерыв, Девятаев с Соколовым скрытно подобрались к заранее намеченному бомбардировщику «Хейнкель». Забравшись на крыло, Девятаев ударом колодки сбил замок, закрывавший вход в самолёт и проник в пилотскую кабину. Попытавшись завести мотор, Девятаев обнаружил, что в самолёте нет аккумулятора. В течение нескольких минут им удалось найти тележку с аккумуляторами и подогнать её к самолёту. Самолёт набрал скорость, однако не взлетал. На самолёте возникла паника, кто-то из членов команды пригрозил Девятаеву винтовкой. На взлётной полосе собрались немецкие солдаты, не понимающие, что происходит. Девятаев решил предпринять вторую попытку взлететь и направил самолёт на солдат, и они тут же разбежались, после чего повёл самолёт обратно к стартовой площадке. При второй попытке машина пошла на взлёт.
(Презентация 3. Испытание ракет. Побег. Слайд 4)
На аэродроме была объявлена тревога, а зенитчики и лётчики-истребители получили приказ сбить захваченный самолёт. Позднее самолёт Девятаева был обнаружен полковником Вальтером (Презентация 3. Испытание ракет. Побег. Слайд 5) Далем, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Хейнкель“» он выполнить не смог из-за отсутствия боеприпасов. Девятаев направил самолёт в облака и оторвался от преследования.
3)Немецкие самолеты времен ВОв
(Презентация 4)
MesserschmittBf.109
Фактически целое семейство немецких боевых машин, общее количество которых (33 984 штук) делает 109-й одним из самых массовых самолетов Второй мировой. Использовался в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика, истребителя-перехватчика, самолета-разведчика. Именно в качестве истребителя «мессер» заслужил у советских пилотов печальную славу — на начальном этапе войны советские истребители, такие, например, как И-16 и ЛаГГ, явно уступали в техническом отношении Bf.109 и несли тяжелые потери. Лишь появление более совершенных самолетов, например Як-9, позволило нашим пилотам сражаться с «мессерами» почти на равных. Самой массовой модификацией машины стал Bf.109G («Густав»).
Junkers Ju 87 Stuka
Выпускавшийся в нескольких модификациях пикирующий бомбардировщик Ju 87 стал своего рода предтечей современного высокоточного оружия, так как метал бомбы не с большой высоты, а с крутого пикирования, что позволяло более точно нацелить боеприпас. Был очень эффективен в борьбе против танков. Ввиду специфики применения в условиях высоких перегрузок машину оснащали автоматическими воздушными тормозами для выхода из пике в случае потери пилотом сознания. Для усиления психологического эффекта пилот при атаке включал «иерихонскую трубу» — устройство, издававшее страшный вой. Одним из самых знаменитых пилотов-асов, летавших на «Штуке», был Ганс-Ульрих Рудель, оставивший довольно хвастливые воспоминания о войне на Восточном фронте.
Focke-Wulf Fw 189 Uhu
Тактический разведывательный самолет Fw 189 Uhu интересен прежде всего своей необычной двухбалочной конструкцией, за которую советские солдаты прозвали его «Рамой». И именно на Восточном фронте этот разведчик-корректировщик оказался наиболее полезным гитлеровцам. Наши бойцы хорошо знали, что вслед за «Рамой» прилетят бомбардировщики и нанесут удар по разведанным целям. А вот сбить этот тихоходный самолет было не так-то просто из-за его высокой маневренности и отличной живучести. При приближении советских истребителей он мог, например, начать описывать круги небольшого радиуса, в который скоростные машины просто не могли вписаться.
4)Жизнь М.П. Девятаева после ВОв
(Презентация 5, слайд 1)
После войны в ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Он вернулся в Казань, встретился с матерью и женой. Это неожиданная встреча принесла им радость, ведь семье сообщили, что Михаил Петрович пропал без вести. (Презентация 5, слайд 2)
(Презентация 5, слайд 3) В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. В 1949 стал капитаном катера. 12 лет ему не доверяли. Клеймо военнопленного сказывалось долго. Ни доверия, ни стоящей работы... Это угнетало, порождало безнадежность. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но все без толку. (Презентация 5, слайд 4)
(Презентация 5, слайд 5) Лишь после помощи в создании первой советской ракеты Р-1 — копии «Фау-2», дело сдвинулось с мертвой точки: вмешался широко известный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев. (Презентация 5, слайд 6,7)
(Презентация 5, слайд 8) После XX-го съезда КПСС, в 1956, когда у власти был Хрущев, вопрос с бывшими пленными был поставлен так — изменников надо карать, а тех, кто не сам сдался, кто не сотрудничал с немцами, их нужно реабилитировать. Журналистам дали задание — искать среди бывших пленных примечательных людей. Завотделом газеты “Советская Татария” Ян Борисович Винецкий тоже ходил по военкоматам. Именно он написал статью о Михаиле Петровиче.
Родина, Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили побег из концлагеря на вражеском самолете. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Михаилу Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза, а все участники перелета награждены орденами. (Презентация 5, слайд 9,10, 11)
Михаил Петрович был одним из первых, кто проводил испытания и возглавлял экипажи самых первых отечественных быстроходных катеров на подводных крыльях — «Ракета» и «Метеор». (Презентация 5, слайд 12,13)
Михаил Девятаев до своих последних дней жил в Казани. Работал, пока позволяли силы. Активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева и оказывал помощь тем, кто в этом особо нуждался. Как и в юные годы, он увлекался литературой об авиации, о подвигах наших летчиков.
(Презентация 5, слайд 14) Скончался прославленный герой 24 ноября 2002 года в Казани. Михаил Девятаев похоронен в Казани на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.
5)Значение подвига Девятаева. Памятники, посвященные М.П. Девятаеву.
Как один побег изменил ход всей войны
(Презентация 6, слайд 1)
Обычный советский летчик Михаил Девятаев совершил невероятное и стал, по сути, одним из ключевых факторов победы в Великой Отечественной Войне. Находясь в плену, он угнал секретный фашистский бомбардировщик вместе с системой управления для первой в мире крылатой ракеты Фау. Этими ракетами планировалось дистанционно уничтожить Лондон и Нью-Йорк, а затем стереть с лица земли Москву. Но пленник Девятаев оказался способен в одиночку помешать этому плану сбыться.
Исход Второй мировой войны, возможно, был бы совершенно другим, если бы не героизм и отчаянное мужество одного мордвина по имени Михаил Девятаев, который попал в плен и оказался среди тех немногих, кто выдержал нечеловеческие условия нацистского концлагеря. 8 февраля 1945 года он вместе с девятью другими советскими пленными угнал новейший бомбардировщик Хейнкель-111 с интегрированной системой радиоуправления и целеуказания от секретной крылатой ракеты большой дальности Фау-2 на борту. Это была первая баллистическая крылатая ракета в мире, которая была способна с вероятностью, близкой к 100%, достигать цели на расстоянии до 1500 км и уничтожать целые города. Первой целью был намечен Лондон.
(Презентация 6, слайд 2, 3) В Балтийском море на линии к северу от Берлина есть островок Узедом. На западной его оконечности располагалась секретная база Пенемюнде. Ее называли «заповедником Геринга». Тут испытывались новейшие самолеты, и тут же располагался секретный ракетный центр, возглавляемый Вернером фон Брауном. (Презентация 6, слайд 4) С десяти стартовых площадок, расположенных вдоль побережья, ночами, оставляя огненные (Презентация 6, слайд 5) языки, уходили в небо «Фау-2″. Этим оружием фашисты надеялись дотянуться аж до Нью-Йорка. Но весной 45-го им важно было терроризировать более близкую точку — Лондон. Однако серийная «Фау-1″ пролетала всего лишь 325 километров. С потерей стартовой базы на западе крылатую ракету стали запускать с Пенемюнде. Отсюда до Лондона более тысячи километров. Ракету поднимали на самолете и запускали уже над морем.
- Михаил приземлился в Польше за линией фронта, добрался до командования, передал самолет с секретным оборудованием, доложил обо всем увиденном в немецком плену и, таким образом, предопределил судьбу секретной ракетной программы Рейха и ход всей войны. До 2001 года Михаил Петрович не имел права рассказать даже о том, что к званию Героя Советского Союза его представил конструктор советских ракет С.П. Королев. И что его побег с ракетной базы Пенемюнде 8 февраля 1945 г. позволил советскому командованию узнать точные координаты стартовых площадок ФАУ-2 и разбомбить не только их, но и подземные цеха по производству «грязной» урановой бомбы. Это была последняя надежда Гитлера на продолжение Второй мировой войны до полного уничтожения всей цивилизации.
Его подвиг описывался в советских учебниках по истории издания 1980-х гг. - В Торбеево, на Октябрьской улице, 8 мая 1975 года открыт Дом-музей Героя Советского Союза М. П. Девятаева. (Презентация 6, слайд 6)
- В Казани, в Вахитовском районе, от Речного вокзала до улицы Татарстан, проходит улица Девятаева (бывшая Портовая).
- Его имя носит малый ракетный корабль проекта 1234.1.
- В Казани на могиле М. П. Девятаева на Арском кладбище установлен бюст. (Презентация 6, слайд 7)
- В Германии ему и девяти его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пенемюнде.
- Судно на подводных крыльях «Восход-72» носит имя «Герой Михаил Девятаев». В настоящее время не эксплуатируется.
- Пассажирский прогулочный катамаран «Волга-3» носит имя «Герой Девятаев».
- Казанский речной техникум носит имя Девятаева.
- В Казани в Парке Победы в Пантеоне вокруг Вечного огня установлена памятная табличка с данными М. П. Девятаева с упоминанием, что звание Героя Советского Союза ему было присвоено лишь в 1957 году.
- В Саранске в 2010 году установлен памятный знак «Побег из ада». (Презентация 6, слайд 8)
- Его именем названы улицы в Казани, Саранске, Зубовой Поляне и в Торбееве
- В Германии ему и девяти его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пенемюнде. (Презентация 6, слайд 9)
Ребята, недавно мы с вами посмотрели документальный фильм, посвященный Михаилу Петровичу Девятаеву. Хотелось бы послушать ваши отзывы об этом фильме.
Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране.
Ребята, а знаете ли вы о подвигах своих родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне? Спасибо за ваши рассказы.
Подвиги наших дедов, прадедов послужили примером храбрости, мужественности, стойкости для будущих поколений.
Рассказ про побег из плена в Кандагаре.
(Презентация 7. Кандагар. Слайд 1) 3 августа 1995 года самолёт Ил-76 с 7 членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания) -Кабул (Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами. Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Попытка обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. 16 августа 1996 года экипаж самолёта смог совершить побег на своём же самолёте — через Иран в Объединённые Арабские Эмираты. (Презентация 7. Кандагар. Слайд 2) При очередном техобслуживании экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань.
6)История подвига в наши дни.
(Презентация 8, слайд 1)
Рассказ об Александре Прохоренко, человеке-герое. В 25 лет он сделал выбор - попав в окружение террористов, вызвал огонь на себя. О подвиге офицера говорили и писали не только в нашей стране. Вечная память и слава герою…
(Презентация 8, слайд 2)
Сложно рассказывать о подвиге - слишком многие слова будут не те. Либо недостаточно сильные, либо слишком пафосные. Для мирных поколений "вызываю огонь на себя" звучит как устаревшая фраза из кино. Подвиг Александра Прохоренко показал, что так бывает и сейчас.
(Презентация 8, слайд 3)
На момент гибели старший лейтенант провел в Сирии два с половиной месяца. Дома мать, отец, беременная жена. Поженились всего полтора года назад. Молодым офицером гордились все земляки. Когда пришло сообщение - геройски погиб, не сразу поверили. В то, что геройски - да. Но не в то, что Саши больше нет.
17 марта 2016-го года. Уже неделя, как Александр корректирует огонь нашей авиации в районе Пальмиры. Уточняет цели, наводит штурмовики. Один в тылу врага.
(Презентация 8, слайд 4)
"Русский Рэмбо" - окрестила его западная пресса. Сравнение с голливудским супергероем - как знак крайнего восхищения. Но это у них. У нас по-другому. Едва ли о каком-то Рэмбо думал этот 25-летний парень из Оренбургской области, с детства не видевший для себя иного дела в жизни, кроме военной службы. Озорной, но с твердым характером, закончивший с отличием Академию войск ПВО. (Презентация 8, слайд 5)
"С 5-го класса он никуда не хотел, у кого-то были запасные варианты, у него только был один вариант - только военный и все. И поэтому, когда нужно была математику и физику, он рвал все из-под себя, потому что надо было. Тогда ж только бюджетные места, никаких платных. Он все своими силами", - рассказывает Петр Русинов, классный руководитель Александра Прохоренко.
(Презентация 8, слайд 6)
По корректировкам Прохоренко наши самолеты нанесли немало успешных ударов. Потом боевики засекли укрытие офицера. Окружили. Взять авианаводчика - это не только обезопасить себя от налетов с воздуха, но и хорошо заработать: за таких пленных террористам щедро платят. Александра хотели взять живым. И он это понимал. Понимал и то, что он - не простой солдат, знает слишком много, из него попытаются вытянуть максимум информации. Его выбор был - умереть с честью, забрав с собой как можно больше врагов.
(Презентация 8, слайд 7)
За этот подвиг Александру Прохоренко было присвоено звание героя РФ.
Ребята, давайте с вами вернемся к вопросу, который обсуждали с вами в начале урока: что объединяет двух героев-земляков Девятаева и Зайцева? А что связывает нас с этими героями нашей истории, нашей страны?
(Презентация 1. Подвиг на века. Слайд 1)
Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые не загуби мечты.
Но вытерпи потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо - не ползти!
Когда вдруг слезы душу омывают,
Ты слабости минутной не стыдись.
На свете судьбы разные бывают...
Твоя из трудных. Побеждай! Борись!
Неси ты гордо имя человека!
Не разучись надеяться, любить.
Живи мечтою будущего века
И верь – тогда ты сможешь победить!
Ролик «Уходят ветераны».
Мы должны помнить подвиги наших предков, из поступков которых складывалась история наших побед, история нашей страны!
Спасибо всем за активное участие и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физкультуры 21 века
Конкурс педагогов новаторов...
Урок истории Средних веков в 6 классе. "Подвиг Жанны д,Арк"
Повторительно-обощающий урок по теме "Столетняя война". На примере подвига Жанны д, Арк сформировать у учащихся представление о героизме. Урок разработан на основе применения технологий сотрудничества...
Развивающий урок: "Живопись 20 века. Сюрреализм Фриды Кало."
На выбор темы «Сюрреализм Фриды Кало» повлияла статья Маргариты Бобрович «Совсем не «SUR»» в газете для подростков, сделанной самими подростками «Поколение №113/2008» Комитета по образованию Пра...
материалы к урокам "История" (Средние века) 6 класс
Конспекты к урокам: "Империя Карла Великого", "Феодальная раздробленность. История Западной Европы в X-XI вв", "Византийская империя", "Культура раннего Средневековья", "Возникновение ислама"...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"
Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике и...
Урок физкультуры XXI века (гаджеты на уроках физкультуры)
Про образовательные технологии чаще всего говорят в контексте математики и естественнонаучных дисциплин. Реже — к приложениям, интернету и гаджетам прибегают для препода...