Проект "Эти- чудо снежинки" доп материал
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Мучинская Светлана Борисовна

Изготовление снежинок из бумаки и применены для оформления фойе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник рукоделия

«Параскева - Пятница»

                                                                     подготовила педагог доп.образования:

                                                                                                 Мучинская С.Б

Каменск

ноябрь

2018

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с историей, обычаями и традициями народного праздника, посвящённого Святой Параскеве-Пятнице,  формировать умение и навыки при изготовлении куклы-оберега из ткани.

Развивающая: развивать творческое воображение, фантазию, вкус, творческую активность учащихся, умения понимать и ценить прекрасное; использование в практике знаний, обрядов.

Воспитательная: воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний об обрядах народного праздника «Параскева- Пятница.

Оборудование: веретено, пяльцы ,спицы, крючок, рушник, ткань, атласные ленты, нитки, ножницы.Кроссворд.Пословицы и поговорки на тему рукоделия.

Ход занятия.

Учитель: Дорогие ребята! Скажите, а вы все умеете разгадывать кроссворды. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и по ключевому слову догадаться о теме нашего занятия.

Рукоделие – это ручной труд, творчество. Это искусство изготовления вещей из пряжи, ниток, ткани, бумаги, картона, бисера и прочих материалов. Это шитьё, вязанье, вышивание и подобные виды ручного труда; искусство изготовления вещей руками.

А я приглашаю вас на праздник в честь святой Параскевы Пятницы, покровительницы брака, женских занятий, которая ведает делами торговлирукоделием, ремёслами, является хранительницей женских секретов. 

10 ноября с давних времён в России отмечают день Святой Параскевы-Пятницы, по средневековому «бабьей святой».

Святая Параскева Пятница родилась в III веке н. э. в Римской империи в городе Иконий (территория современной Турции). В то время совершались гонения на тех, кто проповедует христианство. Родители девушки свято верили в Единую Троицу, живя по Закону Божьему. Когда у них родилась дочь, нарекли ее Параскевой, что в переводе значит «Пятница», так как девочка родилась именно в этот день. К сожалению, праведные очень скоро отошли в мир иной, оставив юную девушку одну на грешной земле. Святая Параскева Пятница продолжала дело своих родителей, соблюдая заповеди Божии и оставаясь целомудренной. Уже тогда она выбрала для себя небесного Жениха - Иисуса Христа, помышляя только о том, чтобы оказаться рядом с ним. Родители Параскевы оставили дочери хорошее наследство. Полученные деньги великомученица Параскева Пятница тратила не на себя, а на одежду и еду для нищих. Вместо земных удовольствий Параскева молилась и проповедовала веру в Иисуса Христа., несмотря на то что христиане тех времен подвергались страшным гонениям, Некоторые горожане благодаря святой обратились в веру. Но в те времена преследовались все тайно верующие в Господа. За свою веру в Христа Параскева была казнена.

  • Параскева Пятница изображается русоволосой девушкой с терновым венцом на голове. Она облачена в красный мафорий и синий покров. В левой руке великомученица держит свиток с текстом Символа веры, а в правой - крест, символизирующий веру во Христа и те страдания, которые понесла Параскева Пятница. Икона святой вплоть до 20 века была в каждом крестьянском доме. Земледельцы особенно чтили ее образ, украшая его нарядными лентами, цветами или ризой. В день памяти великомученицы (10 ноября по новому стилю) крестьяне обязательно приходили на церковную службу и освящали плоды, которые хранились в доме до следующего года. Также в русских деревнях на праздник Параскевы Пятницы было принято освящать кусок льняной ткани, которой завешивали образ святой. Именно поэтому в православии можно встретить и другое имя великомученицы - Параскева Льняница. Крестьяне молились святой о сохранении скота, особенно коров.
  • Параскева Пятница, давшая обет девства, молится перед Господом за тех, кто ожидает достойного жениха. Те, кто долгое время не могут родить ребенка, также могут обратиться к великомученице в надежде на чудо деторождения. Параскева помогает наладить мир в семье, о чем молятся все православные христиане. Святая исцеляет духовные и физические недуги верующих, особенно в случаях невыносимой боли, а также во время дьявольских искушений.
  • Святая Параскева заповедовала нашим предкам строго блюсти пост в среду и пятницу, а именно не заниматься домашними делами и не нести раздор в народ. Святая приходила ко многим крестьянам в видениях, поэтому никто не сомневался, что это была сама великомученица. Именно поэтому в отдельных уголках нашей страны до сих пор сохранился обычай откладывать шитье, стирку белья и другие дела в день Пятницы. Наши предки также рассказывали, что по селам Малороссии ходила святая великомученица, тело которой было исколото иголками из-за грехов женщин, не соблюдающих строгого поста в отведенные для нее дни.
  • В древней Руси образ Параскевы Пятницы часто смешивали с языческой богиней Мокошей, которая почиталась как хранительница семейного очага, священным днём которой была пятница (этот день недели посвящался женским божествам у большинства европейских народов,
  • Некоторые считают, что почитание Параскевы торговцами связано с тем, что издревле пятница была ярмарочным днем.По пятницам не разрешалось прясть и ткать; некоторые женщины, «чтили пятницу больше, чем воскресенье». На распутьях дорог Руси ранее ставились специальные столбы или чурбаны, у которых пеший должен был принести жертву.
  • С принятием христианства на перекрёстках дорог были построены башни и часовни. Многие из них возведены в честь Параскевы Пятницы. Ее изображение можно найти на десятирублевой купюре 1997 года. Подобные часовни также возведены в других городах России.
  • Многие храмы, посвященные Параскеве Пятнице, находятся в небольших селах и городах. Одной из таких является церковь в Хвощеватке Воронежской области. Неподалеку от этой церкви расположен святой источник под названием "Семь ручьев", известный своей целительной силой не только в Воронежской области, но и по всей России

На Руси был распространён обычай изготавливать куклу - оберег "Параскева – Пятница»делали 10 ноября (28 октября) на праздник Параскевы Пятницы, после окончания полевых (дачных) работ, перед началом любых творческих работ (вышивки, вязания, ткачества, рукоделия)

С давних времен  на нашей земле сеяли лен. Русские женщины в долгие темные вечера при свете лучины пряли и ткали холсты, вязали и вышивали. После сбора урожая, прежде чем заняться рукоделием, отмечали в деревнях праздник «Обряжение Параскевы», украшали костюм Параскевы. Давайте и мы это сделаем

Изготовление куклы-оберега "Параскевы"

Садитесь за рукоделие, принимайтесь оберег изготавливать, да попросите Святую Параскеву – Пятницу вам помочь, ведь она ваша покровительница.

Музыка «Во кузнице» (Изготовление куклы - оберега из ткани в парах.)

Девушки, девушки!
Рукам работа, а душе праздник!

Ведущий 1

Расступись, народ честной,
Не пыли, дорожка!
На деревню мы пойдем
Поиграть немножко!

Проводиться игра «Горелки»

Ведущий 2

Кто сказал: – частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!

Частушки

Начинаем петь частушки,                                Мои щечки что листочки,
Просим не смеяться;                                         Глазки как смородинки.  
Тут народу очень много,                                  Давай, милый, погуляем,
Можем растеряться!                                         Пока мы молоденьки.

Я не с вашего селенья                                      Ваня – парень ничего,
И не с вашего села.                                          Только он кусается.
Не по-вашему танцую,                                     Все собаки от него
Посмотрите на меня.                                        Наутек бросаются

Мы с товарищем плясали                               Ох, кончаем мы плясать,
Сапоги резиновы.                                            Дома нечего кусать.
На нас публика смотрела                                Сухари да корки,
Все-то рты разинули.                                      На ногах опорки.

Ведущий 1

Собирайся, народ!
Шире, шире хоровод!
Будем с вами мы играть,
Поговорки собирать!

Музыка «Калинка» Проводится игра «Собери пословицу о рукоделии»

  1. Наши руки не для скуки
  2. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. 
  3. Не учись безделью, а учись рукоделью.
  4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
  5. Есть терпенье, будет и уменье.
  6. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
  7. Без топора не плотник, без иглы не портной.
  8. Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Девочки (по очереди)

Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!

Ведущиц 2 А вот вам печенье, примите от нас угощенье!

1 девочка

Спасибо, хозяин и хозяюшка, до новой встречи.



Предварительный просмотр:

 Мастер – класс

для учащихся 4 класса Каменского лицея

Домашняя Масленица

                                        Разработала:  С.Б,Мучинская

                                                   

Каменск

февраль

2017

Цель:  познакомить  детей с народными традициями в изделиях декоративно – прикладного искусства и бытового дизайна.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения кукол – оберегов.

2. Развивать творческое мышление , воображение и прививать навыки работы по созданию народной игрушки.

3. Воспитывать любовь к народному творчеству и эстетический вкус.

Задание: Изготовить куклу – оберег «Масленица»

Оборудование: Куклы выполненные в народных традициях.

Ткань, тесьма, нитки, березовая веточка, ситепон.

Ход занятия: Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из видов  кукол – куклы-закрутки , их местом в быту крестьян и способом изготовления одной из кукол.

Издревле тряпичные куклы делились на три вида: обрядовые, игровые и обережные. Первые заменяли живых людей в жертвоприношениях, это, к примеру, Соломенная Масленица, которую сжигают, чтобы скорее пришла весна. Куклы – обереги предназначались для защиты  людей от влияния злых сил. Их изготавливали без применения ножниц и иголки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребёнка, поэтому кукла была и игрушкой,  и оберегом. Эти символические фигурки выполняли разные функции.

Пеленашка

Тряпичная кукла  - один  из самых древних видов традиционной русской игрушки. Ещё наши  пра - пра- прабабушки клали в колыбель младенцу куклу – закрутку, чтобы та оберегала дитя от сглаза. Раньше в семье был обычай – как только женщина узнавала ,что в семье у неё будет ребёнок, она начинала мастерить тряпичную куклу, работала без ножниц и иголки. Сделает куколку за две недели до родов, уложит её в люльку. И обе они уже ждут когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного сглаза. Подрастает малыш и играет в свою первую куколку – оберег. Они были яркими и привлекали внимание ребёнка, создавая ему радостное настроение. Тряпичная кукла воспитывала в ребёнке ласковое, небоязливое отношение к миру.

  1. Для детей более старшего возраста сворачивали куклу – барыню.
  2. «Покосницу » скручивали в первый день покоса и дарили подросшим девочкам, приобщая их к труду взрослых. Кукла  «Покосница» изображала женщину во время сенокоса.
  3. Мокредина -  в старину, когда шли  безпрерывные  дожди, и создавалась угроза урожаю, всем селом торжественно хоронили  Мокредину – значит положить конец мокрому лету.
  4. Свадебная – стоят рядом красная девица и добрый молодец, и у них одна общая рука – символ единения неразрывности брачных уз. Неразлучников дарили молодым на свадьбу, на счастье и на счастливую жизнь.
  5. Куклы – зернушки делались из последнего зерна и хранились до следующего урожая, чтобы в доме был достаток и изобилие. Зимой,  играя с ними , дети напитывали зерно своей положительной энергией, и всходы из этого зерна были самыми сильными и дружными.
  6. Параскева  Пятница – заступница бабьей доли. К родникам  Параскевы приводили матери болезненных детей,  умывали в святой день .В этот день не полагалось стирать в воде бельё, «Матушка Параскева! Пошли женишка поскорее. Скрасит девку венец да молодец» . В этот день женщины и девушки показывали друг другу своё рукоделье. Девушки стремились показать своё умение парням и будущим свекровям.

Мы познакомились с куклами и оберегами, а теперь нам надо вспомнить, какой у нас сейчас праздник (Масленица). Масленица – великий праздник на Руси. Масленичная неделя возвещает нам об окончании зимы и начале весны. А начинается праздник тем, что чучело большой Сударыни – барыни Масленицы, наряженное в женские одежды, ввозят на гору с зазыванием:

Приехала в гости Масленица

                                                 на широкий двор

Масленица дорогая,

                                        Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

                                         на гонцах вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

                                      оставайся с нами на семь годков.

Наша Масленица годовая,

                                    она гостьюшка дорогая!

Она пешая к нам не ходит,

                                   всё на конях разъезжает,

Чтоб кони были вороные, а слуги молодые!

Масленица начинается с понедельника, который называется встреча.

Вторник – заигрыш (время игры и развлечений)

Среда – лакомка (едят сладости)

Четверг – разгул ( самый весёлый день)

Пятница – тещины вечера (зятья – папы идут в гости на блины к бабушкам- маминым мамам).

Суббота – посиделки (родственники собираются на обед, ужин долго сидят, общаются).

Воскресенье называют прощеным воскресеньем. В этот день обиды прощаются, забываются ссоры, все признают свои ошибки, мирятся.

Воскресенье – проводы Масленицы.

Народ отмечает Масленицу шутками, играми ,плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. А мы с вами сегодня сделаем «Домашнюю Масленицу» её ещё называют дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Домашняя Масленица символизирует крепкое здоровье и достаток в семье.

Такие Домашние Масленицы хранили раньше в красном углу или у входа в дом. В дни масленичной недели её выставляли  в окнах или дворах.По традиции Домашней Масленицей встречали жениха или невесту. На руки кукле  вещали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желание.

Изготовление куклы- масленицы:

Для работы нам понадобится берёзовая веточка (для основы куклы),белая ткань и синтепон (для головы и туловища),цветная ткань с растительным рисунком и ленточки (для одежды),нитки(для крепления).

1.На основу веточки улаживаем синтепон, формируя головку куклы. Сверху белую ткань так, чтобы два уголка квадрата были направлены по направлению веточки. Закрепляем ниткой. У нас получилась головка куклы.

2.Чтобы сделать ручки куколки, подогнём  горизонтальные уголки белой ткани и закрепим их ниткой.

3.Одеваем куклу в сарафан. Разложим  цветной лоскут изнаночной стороной на себя, куклу кладём на эту ткань и собираем лоскут на талии, закрепляя талию ниткой. Сверху улаживаем фартук и повязываем тесёмкой.

4.Завязываем платок на голове Масленицы. Вот кукла и готова.

Дети выполняют задание, педагог при затруднении помогает советом или показом.

Подведение итогов занятия.

По мере изготовления дети выставляют свои работы на общий стенд.

Посмотрим ,каких красивых кукол вы сделали.

Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все куколки, выявляются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

« Байкальские волны из ткани »

Подготовила и провела:

Педагог доп. образования

Мучинская.С.б

                                                         

                                                             Каменск

2017

Тема:  Изображение байкальских волн  на картине  из ткани

Цель: Научиться изображать водную гладь  на картине с помощью ткани .

Задачи:  1. Ознакомить детей со свойствами различных материалов

                 2.Развивать творческое мышление, воображение

                 3. Воспитывать  любовь к народному творчеству

Возраст детей: 9 – 10 лет

Задание: Изображение байкальских волн  на картине с помощью  ткани

Оборудование: ткань  клей, ножницы, кнопки, клеевой пистолет.

План занятия: 1. Организационный момент         - 2 минуты.

                            2. Сообщение нового материала   - 10 минут.

                            3. Работа с учащимися.

                               Техника безопасности                 - 30 минут.

                            4.Подведение итогов урока             - 5 минут.
Ход занятия:

1 Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию. Наличие материалов и инструментов.

2. Сообщение нового материала

    Педагог:   Если руки  наши грязны,

                     Если на нос сели кляксы,

                     Кто тогда нам первый друг,

                     Снимет грязь с лица и рук?  

                                                                    (вода)

Правильно. Вода нам хорошо знакома. С помощью чего мы бы с вами могли сделать воду?  

    Дети: бумага, солёное тесто, пластилин, папье – маше, картон, материал и д.р.)

     Педагог   Мы сегодня с вами попробуем сделать море из материала.

Существует множество различных тканей: хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная, искусственные материалы ( мех, кожа) и многие другие.

Все эти ткани обладают различными свойствами (блеск, скольжение, растяжимость, плотность  и так далее),

Я вам покажу образцы, а вы попробуйте определить какая эта ткань.

  Дети: Пять человек выходят к доске.

 Каждому выдаётся кусочек ткани:

1 – хлопок

2 – шёлк (образец из которого изображается море)

 3 – шерсть,

4 – мех искусственный

 5 – мех натуральный.

Ребята должны определить, по образцу какая ткань им дана.

     Педагог:  Нам нужно подобрать ткань по свойствам, которая  больше всего напоминает Байкал  в теплый период. А что такое  Байкал?

    Море – это  вода. Для тёплого периода моря нам может подойти ткань лёгкая, скользящая, блестящая. По цвету подойдёт ткань голубая или синяя.

   Вода вам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная.  И всё же, что такое вода?

     В бурятских шаманских мифах у каждого водного объекта, от родника до океана, есть свое божество-покровитель.

  Могущественный владыка вод Усан –Лопсон. Верховный покровитель водной стихии, имеет небесное происхождение и вместе со своей женой и слугами живет на дне Байкала.

   У Хозяина Байкала возле села Дулан  в 2006 году на берегу  появился дом. Внизу скульптуры атрибуты Хозяина Байкала – это изображение рыб, леса птиц, животных, охота, рыбалка.

Между гор и между скал

Блещет озеро Байкал

Дует с северных низин

Сильный ветер Баргузин

Волны бьются в берега,

А кругом шумит тайга

Проступает сквозь туман

Великий наш Хамар – Дабан

С гор бегут вперегонки

Триста тридцать три реки,

А в середине между скал

Блещет озеро Байкал.

               (Н. Ковалевская)

Нам дана картина. Какая ткань подойдёт для изображения воды Байкала?

Какая цель нашего занятия?

   Дети: Мы будем изображать воду на картине с помощью голубой шёлковой ткани.

  Педагог: Молодцы . Вы правильно определили ткань из которой будем делать море. Давайте приступим к работе.

3. Практическая работа

  • Для работы нам потребуется: ткань ,кнопки ,клеевой пистолет, основа на которой нарисована картина
  • Приступим к практической части нашего задания. И прежде, чем начать работу вспомним правила техники безопасности

           1 .  Нельзя брать нитки и ножницы в рот

           2 .  Нитки обрезать только ножницами.

           3 .  Ножницы передавать кольцами вперёд

                        4 .  Клеевым пистолетом работает только педагог.

  • Приклеиваем  клеевым пистолетом  основную ткань по нашему контуру моря на рисунке (основа рисунка фанера).
  • Залаживаем  «байкальские  волны » и крепим их с помощью кнопок.
  • Рассматриваем фон, исправляем неточности.
  • С помощью клеевого пистолета фиксируем волны на основе фанеры.

4. Подведение итогов.

   Посмотрим, что же у нас получилось?

   Красивое байкальское море  на картине, изображённое с помощью ткани.

 - Молодцы!

   Мы живём с вами в самом красивом месте на земле, где находится самый большой запас пресной воды – это наш Байкал.

   Берегите природу. Замечайте её красоту и делайте красоту своими руками.

 Спасибо за труд и радость, которые мы  испытали от общения друг с другом.

. 



Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Изготовление символ 2015 года  из текстильного материала

«Овечка»

D:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\выкройки\886_0_s.jpg

Разработала: С.Б. Мучинская

Каменск

2014

Задачи:

 Ознакомить  детей с видами новогодних сувениров.

Цель:

 Познавательная: Овладение технологией изготовления новогоднего сувенира «Овечка» из текстильного материала.

Обучающая: Способствовать формированию представления о технологии изготовления сувенира , ознакомление учащихся с техникой изготовления.

Развивающая: Развитие творческого начала, воображения на основе символа года, развитие глазомера, мелкой моторики рук, чувство цвета и пропорции, развитие у учащихся навыков работы с различными материалами ( в данном случае работа с тканью)

Воспитывающая: Воспитание у учащихся аккуратности, собранности при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать.

Методическое оснащение:

Готовый образец овечки.

Инструкционно – технологическая карта

Ткань двух цветов  ( флис ), сутаж, синтепон, нитки в цвет ткани, иглы, ножницы, бусины.

Вступление

Демонстрация готовой работы.

Беседа с объяснением.

Показ трудовых приёмов.

Самостоятельная работа.

I Организационная часть:

Приветствие. Проверка явки учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

 II Сообщение темы мастер – класса: «Овечка» из текстильного материала.

Учитель: Добрый день уважаемые гости, девочки! Я рада видеть Вас на нашем мастер – классе. Сегодня мы с Вами будем изготавливать новогодний сувенир 2015 года овечку. Давайте проверим с Вами ваши рабочие места. Всё ли у нас готов?

Оборудование и материалы:

образец готового сувенира;

белая ткань для туловища;

тёмная ткань для копытц;

сутаж;

бусины;

синтепон;

нитки, игла, ножницы

Учитель:

Дарить на Новый год в дополнение к подарку небольшие поделки — символ наступающего года — идея популярная, которая в последнее время начинает обретать статус новогодней традиции. Подарком могут стать различные милые «безделушки» и сувениры, которые будут талисманами для их владельцев на целый год.

Ищете, что подарить на Новый Год?

Хотите, чтобы символ 2015 года –« Овечка » порадовала ваших  близких?

Тогда сегодняшний мастер-класс о томкак сшить овечку как раз для вас!

Мягкий сувенир – « Овечка «своими руками понравится всем без исключения, и детям, и взрослым.

Для того, чтобы сшить овечку своими руками,  вам понадобится не так много материала.

Делая сувенир, Вы влаживаете в него частичку своей души, своего настроения.

Практическое выполнение сувенира «Овечка»D:\Documents and Settings\User\Мои документы\Downloads\выкройки\32.jpeg

  1. Выкраиваем из ткани по лекалам детали овечки (голова, состоящая из 2 деталей; туловище - 2 детали, копытца – 4 детали, чубчик)
  2. Стачиваем выточки на деталях головы и туловища.
  3. На верхнюю деталь головы приметываем ушки. Слаживаем детали головы лицевыми сторонами внутрь и обтачиваем  оставляя небольшое отверстие на макушке(ушки внутри деталей головы)
  4. Надсекаем по швам.
  5. Выворачиваем на лицевую сторону и наполняем синтепоном.
  6. Слаживаем детали туловища лицевыми сторонами внутрь. Обтачиваем оставляя небольшое отверстие.
  7. Надсекаем по швам.
  8. Выворачиваем на лицевую сторону и наполняем синтепоном.
  9. Сшиваем части головы и туловища вместе.
  10.  В иглу с большим ушком вдёргиваем сутаж и прошиваем тельце в местах расположения ножек.
  11. Детали копытц прошиваем швом «через край». Наполняем синтепоном. Стягиваем  и пришиваем на концы сутажа. У нас получились ножки.
  12. Закрепляем глазки – бусины на голове.
  13. Прикрепляем чубчик.
  14.  Теперь нам осталось  задекорировать нашу овечку дополнительными материалами (тесьма, маленькие декоративные детали …). Ваше творчество.

Инструктаж по технике безопасности

Требование безопасности перед началом работы:

Рабочий инструмент и материалы разложите на рабочем столе. Содержите рабочее место в чистоте. В случае плохого самочувствия или травмирования, прекратите работу и поставьте учителя в известность.

Требование безопасности при работе   с ножницами:

Кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными вверх. Передавайте ножницы колечками вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Требование безопасности по окончании работы:

Приведите в порядок рабочее место.

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Проверка организации рабочих мест учащихся. Проверка соблюдения правил

техники безопасности при выполнении задания. Инструктирование по ходу выполнения задания. Оказание помощи учащимся.

III Уборка рабочих мест

Поведение итогов мастер- класса.

Выставка работ учащихся.

IV Заключительное слово учителя

Вот и подошёл к концу наш мастер- класс. Мы проделали с Вами большую, но приятную работу. Что нового Вы узнали на нашем мастер- классе? Чему научились? Что понравилось? Есть ли ощущение что Новый год у ворот? Делайте подарки своими руками, дарите радость своим родным и близким ведь в них частичка вашей души.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Кукла-оберег

Для педагогов дополнительного образования,

Участников районного семинара

                                                                          Разработала:

                                                                           Мучинская С.Б

Каменск

2014г

Задачи:

Знакомство с миром народных кукол, обрядами; Сформировать понятие о народных куклах – оберегах.

Цель:

 Познавательная; Овладение технологией изготовления « Куклы - Колокольчика»; воспитывать у учащихся чувства патриотизма - любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

Обучающая: Способствовать формированию представления о технологии изготовления« Куклы - Колокольчика»;  ознакомление учащихся с техникой изготовления народной куклы – оберега «Колокольчик»; учить через игру выражать свои чувства;

Развивающая: Развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа; развитие глазомера, мелкой моторики рук, чувства цвета, ритма и пропорций; развитие эстетического вкуса; развитие у учащихся навыков работы с различными материалами ( в данном случае работы с тканью)

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие, умение слушать, культуру труда.

Методическое оснащение:

Образцы ранее выполненных работ.

Инструкционно - технологические карты.

Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, вата или синтепон для набивки.

Вступление

Демонстрация готовых работ

Беседа с объяснением

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работа

I. Организационная часть. Приветствие .Проверка явки учащихся .Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы мастер - класса: Кукла – оберег «Колокольчик»

Учитель: Добрый день, уважаемые гости, девочки! Я очень рада вас видеть в полном составе. И мне не терпится скорее начать работу. Сегодня на мастер-классе мы с вами отправимся в удивительную страну, которой нет на карте мира, это страна «Творчество». А для того чтобы нам по пути не встретить никаких преград давайте проверим, готовы ли наши рабочие места. Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.

Оборудование и материалы:

варианты готовых кукол-оберегов;

однотонная ткань для лица и рук;

лоскуты ткани ярких расцветок

нитки.

Учитель: Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который, заклинание наговорено и, которое носят на теле в качестве талисмана. Оберег в семейной жизни - вещь не такая уж бесполезная.

 Уж так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов и нигилистов есть капелька суеверия. А вы, верите в приметы?

Учащиеся : ( Ответ учащихся)

Учитель: Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо три раза. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой же причине человек нуждается в самых разных амулетах и талисманах. На Руси издревле такими оберегами считались тряпичные куколки. Но некоторые из них наделялись магической силой. Кукла рождалась в добрых руках: злые люди с куколками возиться не будут, у них это просто не получится - не хватит терпения. А в кукольном искусстве необходимо желание принести добро людям. Доброта этих рук передавалась кукле, а от куклы в свою очередь переходила к хозяину оберега. К тому же в старину куклы-амулеты делались из ношеных тряпочек, причём брались тряпочки от платьев «удачливых», которые приносили успех. А у вас есть такое платье? ( Ответ учащихся) . У каждого из нас есть такое платье : в одном экзамены хорошо сдаются, в другом на работу устроилась, а в третьем повстречала любимого человека.

В настоящее время интерес к старинным куклам возрождается. Все кругом становится таким механизированным, компьютеризованным, а хочется тепла, души, чего-то простого и человечного. Куклы-обереги шьют вручную. Их даже не шьют, а делают, ведь в старину швейных машинок не было, поэтому кукол катали из ткани. В старину нитку перематывали без ножниц и иглы, чтобы никакое железо в процесс не вторгалось. И узлов тоже нельзя было вязать: нитку накручивали и кончик затыкали деревянным колышком. Так создалась основа куклы-оберега. Затем куколку обряжали. Важно было подчеркнуть её женственность: грудь, юбочка, кокетливые платочки. Пышные формы, летящие сарафаны, вышивки, кружева. Прошло немало времени, и мы инстинктивно потянулись к родным истокам. В оберегах – целая философия, мудрость, веками накопленная нашим народом.

 Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода.

 Сегодня мы познакомились с небольшим количеством народных русских кукол – оберегов. Может показаться, что они все очень разные, но можно выделить несколько приемов работы по изготовлению кукол, общих для разных групп.

 Кукла – оберег Колокольчик. Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

 Сейчас вы убедитесь, что изготовить простейшую куклу совсем не сложно.

Практическое выполнение Куклы- оберега Колокольчик.

     1    Изготавливаем из разных х/б тканей по шаблонам три круга.  Один большой и два  маленьких. Выкраиваем из белой ткани прямоугольник 10х25 см. Косыночку по лекалу.

  1. В большой круг  в серединку заворачиваем маленький кусочек синтепона или ваты. Затягиваем ниточкой туго. Узлы не завязываем, а только скручиваем нитку туго, и кончики закрепляем при помощи деревянной палочки или крючка. У нас с вами получилась голова.                                                              
  2. На центр накладываем два следующих круга, завязывая по центру образуя голову.
  3. Затем находим центр у прямоугольника и налаживаем его на головку нашей куклы, обматываем ниткой, закрепляя на узелки. Образуем личико и ручки.
  4. Формируем ладошки из противоположных кончиков. Края прямоугольников подгибаем на 1-1.5 см во внутрь, к середине делаем складку и ещё раз по палам. Обматываем ладошку ниточкой, завязывая на узелки.
  5. У нас с вами получилась тройная юбочка, личико и ручки с ладошками. Осталось повязать косынку и наша кукла- колокольчик готова.

Инструктаж по технике безопасности 

Требования безопасности перед началом работы :

Рабочий инструмент и материалы разложите в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке. Требования безопасности во время работы: Содержите в порядке и чистоте рабочее место. В случае плохого самочувствия или травмирования, прекратите работу и поставьте в известность учителя. 

Требования безопасности при работе с ножницами: Кладите ножницы справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными вверх. Передавайте ножницы колечками вперёд, с сомкнутыми лезвиями. 

Требования безопасности по окончании работы: Приведите в порядок рабочее место. Самостоятельная работа учащихся. 

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): проверка организации рабочих мест учащихся; проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания; инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно - технологическими картами; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

III. Уборка рабочих мест.

Подведение итогов мастер- класса.

Этими куклами играли дети. Вы тоже играли в куклы в детстве в «Дочки -матери». Учили кукол, танцевать, играть, укладывали их спать, пели колыбельные песни. Выставка работ учащихся.

IV. Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наш необычный мастер-класс. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.  Что нового для себя вы узнали на мастер-классе? Чему учились? Что понравилось? Как проявились творческие способности на мастер -классе? Какое у вас сейчас настроение? Дарите радость своим родным и близким, знакомым и друзьям - дарите им свои восхитительные подарки ручной работы!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «Каменский дом детского творчества»

МО « Кабанский район» Республики Бурятия

Проект

«Эти чудо - снежинки»

Выполнили: Даниленко.Е, Сизенцева.А, Куценко.В

Руководитель: Мучинская С. Б.

педагог доп. образования

«Каменский ДДТ»

 

Каменск

2016 г

Содержание проекта

  1.  Наименование проекта: «Эти чудо - снежинки»               стр.3
  2. Актуальность проекта                                                           стр.3
  3. Цель проекта                                                                          стр. 3
  4. Задачи                                                                                     стр. 3
  5. Ожидаемые результаты                                                        стр. 3-4                                                  
  6. Краткое описание проекта                                                   стр.4-5
  7. Описание выполнения изделий                                           стр.5 -6
  8. Обобщение полученных знаний                                          стр.6
  9. Механизмы реализации                                                        стр.7
  10. Риски реализации проекта                                                    стр.7
  11. Смета и источники финансирования проекта                    стр.8
  12. Социальные партнёры проекта                                            стр.9
  13. Фотоматериалы проекта                                                       стр.10 -35
  14. Список литературы и информационных источников        стр.36                                                                                            

1 Наименование проекта: «Эти чудо - снежинки»

2 Актуальность проекта: В предверии  встречи  Нового года во всех детских учреждениях проводятся мероприятия по оформлению интерьера, изготавливают  новогодние подарки, наряжают ёлку, шьют новогодние костюмы. Педагоги , вмести с детьми, ведут активную работу по подготовке к этому празднику. Возникает необходимость использовать новинки в творчестве, так как современные производители предлагают продукцию для новогодних праздников по очень высоким ценам. Для дизайнерского оформления  холла дома творчества, мы применили мало - затратный материал – бумагу. Одновременно с этим детям удастся  раскрыть свои творческие способности, выдумку, умение фантазировать. Воспитанники смогут  узнать техники «Оригами», аппликации, научиться различать материалы. Процесс изготовления снежинок будет носить и соревновательный характер, так как каждый ребёнок будет стремиться сделать своё индивидуальное изделие непохожее на другие и возможность увидеть именно свою снежинку в качестве украшения, пройдя конкурсный отбор. Реализация этого проекта позволит более полно раскрыть индивидуальные способности детей и удовлетворить интересы родителей и общества в целом.

3. Цель проекта: Узнать откуда берутся снежинки и где они рождаются?

                                Что можно сделать из снежинок?      

4 .Задачи:  

  • получить полную информацию о снеге и о  снежинках, используя различные источники информации;
  • научиться анализировать,  отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;
  • развивать мышление , интерес к зимним явлениям природы;
  • получить радость от открытий, полученных в результате исследований;

5.Ожидаемые результаты

  • помочь  обучающимся работать в дружном коллективе, помогая друг другу;
  • научить обучающихся работать с разными источниками добывания информации;
  • созданную презентацию можно просматривать  на уроках окружающего мира, технологии в начальных классах;
  • обучающиеся получат удовольствие  от самой работы по исследованию;

6. Краткое описание проекта

Проект  «Эти чудо – снежинки» - это практико-ориентированный курс, рассчитанный на реализацию в течение  двух месяцев.

Тип проекта: творческий, коллективный

Объект исследования: снежинки

Предмет исследования: тайна рождения снежинок

Гипотеза: Почему снежинка живёт зимой?

Проблемные вопросы:

  • Можно ли найти две одинаковые снежинки?
  • Как рождается снежинка?
  • Можно ли путём замораживания из капельки воды получить снежинку?
  • Из какого материала можно изготавливать снежинки?

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Основные этапы проекта.

Подготовительный:

  • Выбор названия проекта
  • Постановка цели и задачи
  • Определение плана работы
  • Проектирование мероприятий по проекту
  • Технология изготовления снежинок
  • Изучение техники безопасности при изготовлении снежинок
  • Распечатка наглядных пособий
  • Проведение воспитательных мероприятий ( экскурсия, конкурс «Самая лучшая снежинка», беседы).

 

Основной:

  • Рассматривание снежинок в разную погоду
  • Рассматривание фотографий снежинок
  • Наблюдение за паром в сильный мороз
  • Сбор информации о том, как образуются снежинки
  • Чтение художественной литературы о снеге , снежинках
  • Проведение опытов со снегом
  • Из какой ткани можно изготовить костюм снежинки

Заключительный:

  • Подведение итогов
  • Оформление отчёта по проекту
  • Составление презентации по проекту

    Во время проведения проекта возникало много вопросов по выбору материала  и техники исполнения. После изучения теоретических и наглядных источников была определена техника изготовления снежинок. После обсуждения группы обучающихся сделали следующий выбор: выбран самый  малозатратный, доступный, оригинальный способ изготовления снежинок.

7.Описание выполнения изделий

Снежинка из  офисной бумаги

    Для того, чтобы изготовить снежинку из офисной бумаги мы будем использовать технику «Оригами» (перегибание точных линий), получая из листа  прямоугольника квадрат. Далее по имеющейся заготовке лучей, из квадрата мы получаем треугольник. Готовые лекало снежинки мы переводим на треугольник простым карандашом. Наша заготовка готова нам остаётся только вырезать по карандашным линиям ножницами. Разворачиваем и получаем  оригинальную снежинку.

   В ходе проекта было рекомендовано включить в оформление и изображение снегирей, т.к. эта прилетающая зимой птица имеет яркое оперение, привлекает внимание людей и часто используется в зимнем дизайнерском оформлении.

Снегири из бумаги

   Для изготовления снегирей мы будем использовать технику аппликации из картона .Нам потребуется: белый, красный, серебристый  и чёрный картон, карандаш ,клей, ножницы, пайетки, готовые лекало. Обводим на чёрном  картоне карандашом лекало туловища снегиря. Серебристый картон потребуется для крылышка. Белый картон для щёчки и  брюшка. Вырезаем  детали из картона. Затем с помощью клея собираем детали снегиря.

                                                    Костюм снежинки

   На Новый год можно сделать костюм снежинки своими руками и на это займёт совсем немного времени. Состоит такой костюм из белого платья или юбки, и лифа из органзы. Чтобы придать пышности, можно надеть еще нижнюю юбку. Конечно же, в комплекте будут еще белые колготки и чешки или туфли, а на голове будет сверкать корона

     

    8.Обобщение полученных знаний

          - проведение опытов, изучение, обобщение

          - распространение информации о проекте

          - оформление результатов проекта

     

   9.Механизмы реализации

п/п

Механизмы реализации

Сроки выполнения

Ответственный

1

Проведение занятий по группам

Ноябрь - декабрь

Руководители объединений

2

Проведение мастер – классов по группам

Ноябрь - декабрь

Мучинская.С.Б

3

 Разработка плана мероприятий реализации проекта

Ноябрь

Мучинская.С.Б

4

Участие в конкурсе снежинок

декабрь

Руководители объединений

5

Проведение внеклассного мероприятия

декабрь

Мучинская.С.Б

6

Экскурсия на природу во время снегопада

декабрь

Мучинская.С.Б

7

Дизайнерское оформление фойе

декабрь

Мучинская.С.Б

 10.Риски реализации проекта

Риски

Пути преодоления

Вероятность неэкономного использования бумаги

Проведение дополнительного инструктажа по нанесению разметки

Нарушение технологии вырезания снежинки

Потеря интереса к проекту

Применение современных технологий проекта ,смена формы обучения

11.Смета и источники финансирования проекта

№ п/п

материал

количество

Сумма в рублях

1

бумага

2 пачки

500

2

карандаши

10 штук

50

3

клей

10 штук

120

4

картон

4 пачки

120

5

скобы

3 пачки

60

6

степлер

1 штука

150

итого

1000

12.Социальные партнёры проекта

Эти чудо – снежинки создают нам праздничное,  новогоднее,  зимнее настроение. Это возможность подышать морозным воздухом, покататься на санках, лыжах, коньках. Заняться зимними видами спорта. Возможность увидеть превращение снега в загадочных животных. Почувствовать времена года.


Список литературы и информационных источников:

1. В.А. Корабельников. «Краски природы» книга для учащихся нач. кл. - М.:

Просвещение, 1989 – 160 с.

2. Энциклопедия окружающего мира. «Погода и климат»- М.: Росмэн ,1998 - 48 с.

3. Г. Юрмин, А.Дитрих. «Почемучка» -М.: Педагогика Пресс, 1998 – 352с.

4. Т.И. Нуждина Энциклопедия для малышей .«Чудо всюду»- Ярославль, Академия развития, 1998 - 320 с.

5.Снежинка Бентли_ В ожидании снега. Режим доступа:http://www.snowflakebentley.com/

6. О шестиугольных снежинках. Режим доступа:http://zipper.paco.net/~yury/LL/podarok.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода это чудо, которое надо беречь

Устный журнал с темой «Вода это чудо, которое надо беречь» предназначен для проведения в 5 - 6 классах. Мероприятия позволяют расширить кругозор учащихся, а так же получить новые знания....

Вода это чудо, которое надо беречь

Устный журнал с темой «Вода это чудо, которое надо беречь» предназначен для проведения в 5 - 6 классах. Мероприятия позволяют расширить кругозор учащихся, а так же получить новые знания....

Ты чудо!

Для стенда в учительской или оформления кабинета педагога-психолога. Можно слово женщина,поменять на человек и использовать на информационном стенде педагога-психолога....

Материал для закрепления -урок"Япония."Экономическое чудо"-10-11класс

Карточки с ошибками.Расчитаны на 5-7 минут закрепления пройденного материала.Найти и исправить ошибки в тексте.Проверяют сами (текс без ошибок выводится на экран через 5-7 минут) или обмениваются друг...

Статья "Чудо ручки - чудо штучки"

Статья посвящена выставке детского творчества "Чудо ручки - чудо штучки" (работы 3D ручками)...

Конспект открытого занятия «Чудо-птичка на палочке», в рамках реализации социально-творческого проекта "Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"

Конспект открытого  занятия  «Чудо-птичка на палочке»,в рамках реализации социально-творческого проекта"Дети мастерят. Чудо-птичка на палочке"...