Конспект занятия :" Семья и семейные трудности"
план-конспект по теме

Киселева Ольга Александровна

Целью занятия " Семья и семейные трудности" является  формирование позитивного образа семьи и желания жить в гармоничной и дружной семье у воспитанников детского дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие.

Проводила: Киселева О.А.

Тема: « Семья. Семейные трудности».

Цель: Формирование позитивного образа семьи и желания жить в гармоничной и дружной семье у воспитанников детского дома.

Задачи:

  • Способствовать формированию позитивного отношения к  семье, к родителям;
  • Формировать представление о родной и замещающей семьях;
  • Развивать способность к взаимопониманию в семье;
  • Развитие мыслительной деятельности,  внимания и слухового восприятия.
  • Побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материалы: Карточки с заданиями, карандаши.  Салфетки, ножницы.  Клубок с нитками. Наглядный материал.

Ход занятия:

1.Вводная часть.

1.Игра «Клубочек».

 -Здравствуйте, ребята. Я хочу  сегодняшнее занятие начать с небольшой игры. Предлагаю вам  по кругу передавать  клубок ниток друг другу. Передавая  клубок, нужно говорить, что хочешь для себя, и что можешь пожелать другим:

- Я хочу, чтобы у меня …., а всем я желаю …..  

- Я рада, что у вас, ребята, много хороших пожеланий не только для себя, но и для своих товарищей.   

2. Основная часть

-Вы много перечислили различных желаний.

-  Кто может исполнить желание  ребенка?  (Родители)

 -  Если нет  родных  мам  и  пап? (Заменяющие родители).

 - Как   мы называем, одним словом группу этих  людей? (Семья).

- Правильно семья и тема нашего сегодняшнего занятия « Семья и семейные трудности ».

- Я предлагаю вам всем вместе собрать из слов определение слова семьи, которое дано в словаре Д.Н. Ушакова. Это не первое наше  занятие на тему семья. И думаю, вы с заданием справитесь быстро.

- В  Словаре Дмитрия Николаевича Ушакова дано определение семьи: « Семья - группа людей, состоящих из родителей, детей, внуков и ближайших родственников, живущих вместе».

-Молодцы!

2.1.  Семьи ребята бывают разные. Бывает семья кровная – это когда родители родные по крови своим детям, а бывает  приемная семья. Приемнаясемья - эта та семья, которая берет себе ребенка на воспитание. Заботится о нем, как о родном.

2.2 - Чем жизнь ребенка в кровной  семье отличается от  жизни в приемной семье? ( Попадая в приемную семью, ребенок знакомится с ее традициями и порядком,   а затем и живет согласно им.)

2.3- Ребята, а скажите, может ли в семье возникнуть трудности?

-Какие. Приведите примеры?

 -В любой  ли семье может возникнуть конфликт?

-Что  же такое конфликт? Давайте разберемся вместе.

-Я предлагаю вам из слов на столе выбрать те, которые, по вашему мнению, определяют слово конфликт.

(слова: злость, ненависть,  несчастье, стресс, болезнь, радость, победа ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды,, разрушение семьи).

- Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

Вывод:

Итак, слово конфликт (в переводе с латинского означает “столкновение”) –явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют. Я предлагаю вам сейчас провести один эксперимент.

3. Упражнения “Снежинки”. Его алгоритм:

  1. Молча, возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите ещё раз пополам.
  5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.
  6. Ещё раз сложите пополам.
  7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.
  8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” своим товарищам.

Рефлексия.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий.

 - Почему это произошло? ( Ответы детей).

- Правильно! Снежинки разные, потому, что все вы разные. Людей одинаковых не бывает! Это естественно и нормально.

А если бы все вы были одинаковыми, мир был бы скучным и неинтересным.Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются, а значит могут возникать ссоры и разногласия.Важно правильно себя вести в конфликтной ситуации ,чтобы любой спор разрешился мирно.

5. Упражнение “Рисунок вдвоем”.

- А сейчас, я предлагаю выполнить одно интересное упражнение. При выполнении этого упражнения попрошу вас запомнить свои ощущения и эмоции.

Ребята, делится на пары. Каждая пара получает лист бумагиС этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

-Почему нарисовали именно это?

-Кто что рисовал?

- Как вам рисовалось?

- Почему это так?

 Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

- Молодцы. Уметь держать себя в руках во время конфликта очень важно. И учиться этому никогда не поздно. Я предлагаю прямо сейчас  начать этому учиться.

9. Упражнение “Ответ с улыбкой”.

Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация 1. Вас попросили сходить за хлебом, а вы смотрите интересный фильм……Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.

Ситуация 2.Вы включили громко музыку. Бабушка  пришла к вам в комнату и просит выключить, ругая молодежь. (С улыбкой). Что скажете?

Ситуация 3 Ты опоздал с прогулки. Родственники с волнением встречают тебя у порога квартиры. ( С улыбкой). Твои действия?

Ситуация 4. Брат просит тебя уступить ему компьютер, а ты не закончил игру. Что скажешь?

Вывод.

Можно обойти конфликт, и избежать трудностей в семье,  если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой). Есть,  еще много способов выйди, достойно, из конфликтной ситуации, мы обязательно с ними познакомимся на следующих наших занятиях.

Воспитатель: Чтобы избежать конфликтов, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к людям так, как хотел бы ты, чтобы они относились к тебе». А чтоб избежать конфликтов в семье, нужно относится к членам семьи так , как ты хочешь , чтоб они относились к тебе.

Заключение:

-О чем мы с вами разговаривали?

- Чему учились?

А заключением  нашего сегодняшнего разговора послужит стихотворение, которое написал Омар Хайям:

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия для кружка «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ» Тема: «ВЕСЕЛЬЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ» (народная вышивка)

КОНСПЕКТзанятия для кружка «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ»Тема:«ВЕСЕЛЬЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ» ...

Конспект занятия: "Семья и семейные обязанности"

Целью занятия " Семья и семейные трудности" является  формирование позитивного образа семьи и желания жить в гармоничной и дружной семье у воспитанников детского дома....

Конспект воспитательного занятия " Семья и семейные ценности"

Данное занятие предназначено для укрепления семьи и семеёных традиции. Для воспитанников 12-14 ,коррекционных школ....

Комплексное занятие "Семья и семейные ценности"

Конспект занятия по семейному воспитанию...

Конспект занятия "Нужно ли бояться трудностей"

Данный конспект предназначен для работы с будущими выпускниками Центра помощи детям, ОБПР.  С его помощью можно научить будущих выпускников решать трудные жизненные ситуации, сделать осознанный п...