Творческий отчет о проделанной работе поисковой группой «Каскад» МОУ «Владыкинская СОШ» в 2018 году
методическая разработка на тему

В данном отчёте приведены следующие разработки поисковой группы "Каскад": 

1. Структура и задания квест - тура "Владыкино".

2. Спортивно - туристический азимутальный маршрут "Достопримечательности Владыкинского парка" с кратким описанием этапов.

3. Алгоритм работы и справочный материал для выполнения заданий Археологической станции группы "Каскад" на областном слёте юных экологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

XXI областные заочные Деревягинские чтения по древней истории Саратовского края»

Номинация: «Творческие отчёты о работе

учебно-исследовательского объединения»

Ртищевский муниципальный район

МОУ «Владыкинская средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района Саратовской области»

Творческий отчет о проделанной работе поисковой

 группой «Каскад» МОУ «Владыкинская СОШ»

в 2018 году

                                               Автор: руководитель поисковой группы «Каскад»

                                                              Данилов Владимир Николаевич

                                                        учитель географии, экономики, краеведения

                                                       1 категории МОУ « Владыкинская СОШ»

Саратов 2018

В 2018 году поисковая группа «Каскад» МОУ «Владыкинская СОШ» провела следующую краеведческую работу.

 

   Весна. В мае 2018 года на базе нашей школы проводились II-е Региональные эколого – краеведческие чтения «Современное краеведческое образование: научные исследования и педагогическая практика», организованные совместно методическим кабинетом и БГПиСГу Ребята «каскадовцы» подготовили и провели с юными гостями квест-тур «Владыкино» (Иллюстрации 1. Приложение 1).

 Автор данной работы провел с юными участниками чтений мастер-класс «Поисковая группа «Каскад» и её открытия».

Лето – осень. За летне – осенний период группа «Каскад» провела три поисковые краеведческие экспедиции (Иллюстрации 2.). Результаты научных исследований представлены на XXI Деревягинские Чтения в творческих работах:

- Н. Глазков. «Результаты исследования поисковой группой «Каскад»

стоянки древнего человека у озера Старцево в 2018 году»;

- С. Маслов. «Загадочная кость».

Автор данной работы - руководитель конкурсантов.

Осень. 3 сентября во Владыкино для команд из городских и сельских школ Ртищевского района был устроен спортивно-туристический праздник. Группа «Каскад» подготовила для гостей и отработала экспертами на КП (контрольный пункт) азимутальный краеведческий маршрут «Достопримечательности Владыкинского парка» (Иллюстрации 3. Приложение 2).

Автор данной работы был экспертом на КП «Найди сладкий клад»

     6 октября по итогам заочного тура конкурса «Союза юных экологов» поисковая группа «Каскад» была приглашена на областной слёт в Лесную Неёловку (на областную биостанцию) в качестве организаторов археологической станции для юных участников слёта. Глазков Никита, Маслов Сергей и Кочергина Екатерина сами разработали тестовые задания по археологии Саратовского края и подготовили справочный материал для соревнующихся команд. Мои ребята были самыми юными экспертами (Иллюстрации 4. Приложение 3).

Автор данной работы провел с юными участниками мастер-класс (незачётный – для удовольствия) «Правила и практика применения металлоискателя в археологии».

     

Автор данной работы.

На августовской районной конференции выступил с мастер-классом перед представителями школьных и районной администрации: «НАШЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ИЛИ ВОЛОНТЁРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ» (Приложение 4).

3 ноября с удовольствием провёл экскурсию для гостей из Саратова в палеонтологический памятник «Соколиный зоб», открытый группой «Каскад» и по Владыкинскому приусадебному парку (Иллюстрации 5).

Творческих Вам УСПЕХОВ, дорогие коллеги!

Иллюстрация 1. Экскурсовод у Владыкинского источника Дарья Чудина.

C:\Users\ADMIN\Desktop\C0822T01.JPG

Иллюстрации 2.  Фото 1. Экспедиция группы «Каскад» №2018.2.

E:\фото похода — копия\20180902_060305.jpg

Фото 2. Самая большая из западин 6х12 м.

E:\фото похода — копия\Новая папка — копия\IMG_20180902_101151.jpg

Иллюстрации 3. Фото 1. Идентификация лесного кургана.

E:\Данилов\C0817T01.JPG

Фото 2. Каскадовцы Володин О. и Кочергина Е. работают с командой на КП «Идентификация растений по внешнему виду».

E:\Данилов\C0815T01.JPGна

Фото 3. Команда нашла «сладкий клад» и уходит по азимуту с КП6.

E:\Данилов\C0820T01.JPG

Иллюстрации 4. Фото 1. Группа «Каскад» с Р.Л. Сосновской на археологической станции.

C:\Users\ADMIN\Desktop\Фестиваль 6.10\ФОТО Кати\фото никиты\20181006_122133.jpg

Фото 2. Эксперты работают с командой.

C:\Users\ADMIN\Desktop\Фестиваль 6.10\ФОТО Кати\фото никиты\20181006_122745.jpg

Фото 3. Группа «Каскад» в пути на слёт.

C:\Users\ADMIN\Desktop\СЖ. Ф\IMG_20181005_150151.jpg

Фото 4. Поисковый практикум.

C:\Users\ADMIN\Desktop\М Н на сайт\20181006_124319.jpg

Иллюстрации 5. Фото 1. Два кандидата наук, доценты СГУ Мельников и Сельцер, ищут окаменелости в урочище Соколиный зоб.

C:\Users\ADMIN\Desktop\2018 ВЛАД\IMG_5204-1.jpg

Фото 2. В.Н. Данилов (автор) рассказывает гостям о деятельности поисковой группы «Каскад» у стенда.

C:\Users\ADMIN\Desktop\2018 ВЛАД\IMG_5229-1.jpg

Фото 3. Участники форума у 300 летнего дуба во Владыкинском приусадебном парке

C:\Users\ADMIN\Desktop\2018 ВЛАД\IMG_5256-1.jpg

Приложение 1.

Квест-тур «ВЛАДЫКИНО»

Уважаемые гости! Приглашаем Вас пройти квест-тур по достопримечательностям нашего родного села Владыкино! Кому-то вспомнится былое, кому-то будет это вновь…

1.Экскурсовод. О первой достопримечательности нашего квест-тура русский поэт Андрей Блох писал

Здесь шума нет, и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет…

и Сергей Есенин…

. Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

О чём же идёт речь? (гости отвечают)… конечно мы посетим храм Николая Чудотворца. Интересна история создания храма и его архитектура. (пока идут, экскурсовод рассказывает(по ходу):

- что в начале IX века часть села по улице Комсомольской называлась Никольским, а по улице Чапаевской – Владыкино.

- что СДК построен в 1974 году и открыт осенью на день работников сельского хозяйства. Что старшеклассники и жители села помогали в строительных работах и благоустройстве прилегающей территории.

- историю создания храма. По прибытии к храму показывает особенности строительной технологии IX века – кирпич разрушается, а известковый раствор на куриных яйцах цел и почти невредим. Показывает, где были могильные плиты, рассказывает, как были сброшены колокола и как не удалось тракторами разрушить колокольню, упоминает основных спонсоров реставрации храма).

Помолимся, православные…!

2. Экскурсовод. Вторую достопримечательность нашего квест-тура вы легко угадаете, послушав отрывок из стихов украинской поэтессы Юлии Олефир …

Как кровь, сияют красные тюльпаны,
Возложенные к «Вечному огню»,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою…
Я никогда, поверьте, не устану,
За ваши подвиги вас всех благодарить,
Спасибо, дорогие ветераны,
За этот шанс под мирным небом жить!

Сейчас мы конечно посетим...? Правильно – памятник погибшим и умершим героям Великой Отечественной Войны. (пока идут, экскурсовод рассказывает историю создания памятника, о вкладе односельчан в великую Победу и говорит о том, что живых ветеранов ВОВ у нас больше нет)

Уважаемые гости! Предлагаем Вам принять участие в акции, инициированной выпускниками нашей школы Тимаковым Петом Евгеньевичем и Даниловым Владимиром Николаевичем - посадить у памятника героям ВОВ ёлочки, привезённые с мест жестоких боёв под Москвой!

(обозначить места посадки, приготовить лопаты, ёлочки и мешки с хвойной подстилкой)

Минута молчания…   (экскурсовод отходит на асфальт и ожидает подхода гостей)

3. Экскурсовод. О следующей достопримечательности можно сказать «ЭТО ЖИЗНЬ» или стихами Надежды Игнатьевой

Давным-давно  на  грани  были-небыли,
В  начале  мира  и  самой  земли
По  воле  мудрой  доброго  Всевышнего
На  свете  появились ??? (ожидает ответа) -  
родники.

Ключевая вода из Святого источника утолит Вашу жажду.

(Приглашает пройти к Владыкинскому святому источнику коротким маршрутом. По пути рассказывает, что в окрестностях села насчитывается 6 родников, вода во всех родниках очень вкусная, но только один из них освящён.)

(Рассказ на роднике о роднике – готовый у О. В. Шарифовой)

4. Экскурсовод.  О целом ряде достопримечательностей нашей малой Родины написал Борис Молодцов

 С седых веков до нас дошли

Увы простые артефакты:

Посуды битые куски,

Орудий каменных остатки.

О чём идёт речь?

Конечно о памятниках археологии. В окрестностях нашего села их множество от неолита до железного века. На одном из них вы сейчас находитесь – проявив наблюдательность и смекалку попробуйте найти доказательства и по возможности идентифицировать данный памятник.

(ищут и находят артефакты, определяют, что:

- находятся на стоянке древнего человека, «привязанной» к источнику;

- по керамике (Хреков А.А. помогает ребятам) идентифицирует принадлежность стоянки определённой археологической культуре.

5. Экскурсовод. Константин Фофанов и Борис Пастернак:

 Пышней, чем в ясный час расцвета,
Аллея пурпуром одета.
И в зыбком золоте ветвей
Ещё блистает праздник лета
Волшебной прелестью своей.

Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей.

Речь идёт конечно о приусадебный парке в котором мы сейчас находимся.  Парк заложен по распоряжению княгини Волхонской в XIX веке и отличается исключительным многообразием представителей растительного мира: барбарис, боярышник, жасмин, бересклет бородавчатый и другие растения. Особо надо отметить реликтовые дубы с одним из которых, уважаемые коллеги кто-то из вас уже знаком а кому то надо познакомиться. Давайте попробуем определить возраст этого гиганта. (приготовить: рулетка, доска, мел)

Приложение 2.

СНАРЯЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА ТУРИЗМА (МАРШРУТ)

1. Распечатать задания и ключи для жюри.

2. Приготовить КП в виде планшеток на стойках с номерами.

3. Приготовить 4 рулетки.

4. Номерки для растений 5 шт.

5. Распечатать методику определения возраста дуба в 2- х экземплярах.

6. Линейка с уровнем для определения высоты кургана (нивелир).

7. Металлоискатель, колышки 4 шт. и банки с конфетами 10 штук.

8. Стаканчики одноразовые на родник 15 шт.

ПОЛОЖЕНИЕ О ТУРИСТИЧЕСКОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ

«ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕЛА ВЛАДЫКИНО»

Требования к подготовке команд:

1. Участников не менее 3 человек.

2. Одежда и обувь спортивные.

3. Умение ориентировать компас, определять азимут и шагами измерять расстояния до 500 метров (школьная программа по географии и по ОБЖ).

4. Проштудировать в интернете знания о достопримечательностях села Владыкино. Вспомогательный справочный материал можно взять с собой на маршрут.

5. Потребуются знания по биологии.

6. Снаряжение. Каждая команда должна иметь 1-2 компаса. Желательно, но не обязательно фото камеру для съёмок «на память».

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Инструктаж по технике безопасности и постановка задачи.

Старт на стадионе по жеребьёвке через 4 минуты каждая команда по маршрутной карте, где указаны азимуты и расстояния, участки с флажковой маркировкой. КП обозначены табличкой (30см х 40 см) с номером на стойке (0,5м).

КП 1 Дом управляющего имением княгини Волхонской.

КП 2 Определение названий растений по внешнему виду.

КП 3 Начало маркированного флажками участка маршрута.

КП 4 Определение и характеристика археологического памятника.

КП 5 Продолжение азимутального маршрута.

КП 6 Поиск клада.

КП 7 Определение возраста дерева.

КП 8 Характеристика источника.

Финиш на стадионе. Прохождение маршрута рассчитано на 35-45 минут + 32 стартовые. Таким образом соревнования проводятся максимум за 1,5 часа.

На КП командам выдаются готовые задания (не более 5), в которые необходимо вписать ответы. Ответы оцениваются баллами.

Штрафными баллами карается:

- неправильное определение направления пути;

- нарушения техники безопасности (инструктаж проводится перед стартом – 5 минут);

- за некультурную лексику и грубость;

- за пребывание на маршруте более 45 минут, начиная с 46 минуты за каждую минуту «-1» балл.

Приложение 3. Задания и справочный материал для археологической станции

Археологическая станция группы «Каскад». Практикум  №1.

Команда …………………………………………………………….

Идентификация керамики древних культур

Здравствуйте! Перед Вами фрагменты керамики (от греч. keramike – гончарное искусство, keramos - глина) древних культур обитавших в Саратовском крае. Керамика – это первый в истории человечества искусственный материал с заданными человеком свойствами. А в археологии – главный артефакт, дающий нам ценную информацию о древних народах и племенах.

Предлагаю Вам, используя справочный материал, керамику исследовать и занести результаты исследований в вашу карту исследования.

фрагмента

керамики

Какая часть сосуда в фрагменте представлена

Как бы вы назвали вид орнамента

Определите археологическую эпоху или культуру, к которой относится данный фрагмент керамики

Баллы

1

2

3

4

5

6

Найдите на одном из фрагментов отпечатки пальцев древнего мастера. Как вы думаете, при каких обстоятельствах мастер их оставил. Смоделируйте (реконструируйте) позу древнего мастера.

СПРАВОЧНИК ЮНОГО АРХЕОЛОГА

1. Названия частей древнего сосуда.

https://arheologija.ru/wp-content/uploads/keramika-kak-istoricheskiy-istochnik-8.jpg

2. Виды орнамента: наколы, каплевидные наколы, гребенчатый, вдавливания с «жемчужинами» на внутренней стороне, «косая решётка», вертикальный зигзаг, шагающая гребёнка, прочерки, горизонтальная «ёлочка», ногтевидные насечки, «плетёнка», гребенчатый штамп, «шахматная».

3. Эпохи и культуры:

- палеолит;

- неолит: ямочно-гребенчатая культура;

- бронзовый век: срубная культура,

- ранний железный век: сарматы, городецкая культура, протославяне.

Приложение 4.

МАСТЕРКЛАСС «НАШЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ИЛИ ВОЛОНТЁРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ»

Учитель МОУ «Владыкинская СОШ» В.Н.ДАНИЛОВ

Волонтер – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтеров становится признательность и благодарность окружающих людей.

Общественно значимую работу на безвозмездной основе выполняет почти каждый российский учитель. Начиная с работы с детьми и родителями, кончая ремонтом школы, благоустройством пришкольной территории и другими социально значимыми акциями на памятниках, в скверах и парковых территориях. Представляю Вашему вниманию подобную работу, которой занимаюсь почти всю свою жизнь.

Немного истории. До 1991 года в нашем районе регулярно проводились туристические слёты юных туристов. Главной моей задачей была подготовка команды. Мы с ребятами своими силами построили в приусадебном парке полосу препятствий, проложили тренировочные азимутальные маршруты, осваивали технику пешеходного туризма и ходили в пешеходные походы. В результате были первыми в соревнованиях и представляли Ртищевский район на областных туристических слётах. Районные туристические слёты «канули в лету» - у ребят исчез главный стимул – успешно выступить в районе и поехать в область. Тогда мы сосредоточились на походной деятельности. Походы – это для ребят не только активный отдых, но и приобретение навыков основ безопасности жизнедеятельности, изучение географии и биологии родного края.

До 1994 года ходили в многодневные пешеходные походы. В 1995 году из дюралевых оросительных труб построили два самодельных походных катамарана на 24 посадочных места и походы наши стали водными по реке Хопёр. Всего за эти годы проведено около тридцати походов. На основе краеведческого материала, собранного в этих походах одна из наших выпускниц при окончании института на «отлично» защитила уникальную дипломную работу по теме «Динамика пойменно-русловых комплексов реки Хопёр в пределах Ртищевского района».

В 2009 году была организована поисковая группа «Каскад» и начался этап краеведческой поисковой работы. Мы сотрудничаем с Институтом археологии Саратовского государственного университета. За девять лет юные поисковики открыли для археологов более восьмидесяти археологических памятников, передали в институт уникальные артефакты эпохи бронзы. Мы первые – кто нашёл в Саратовской области лесные курганы и протославянские стоянки! Это очень значимые научные открытия! За 10 лет юными поисковиками было создано более 20 творческих работ, удостоенных лауреатских званий на Всероссийских конкурсах и занявших призовые места в областных «Деревягинских чтениях».

За многие годы нами в походах было пройдено по суше и по воде множество различных маршрутов.

Туристско-краеведческие маршруты. Представляю Вашему вниманию основные туристско-краеведческие маршруты, освоенные владыкинскими школьниками.

Пешеходные. 

Владыкино – Зубрилово. Однодневный (двухдневный), протяжённость 20 км. Экскурсия по имению князя Галицына-Прозоровского. Посещение фамильного храма. Отдых на озере Сазаньем.

Владыкино – Чиганак. Однодневный (двухдневный), протяжённость 18 км. Отдых на омуте Соминая ямка.

Владыкино-Ключи. Двухдневный, для подготовленных ребят, протяжённость 36 км. Осмотр родников. Отдых на омуте Кадушкин.

Водные.

Подгоренка - оз. Сазанье. Двухдневный, тренировочный для младших школьников, протяжённость 15 км.

Подгоренка – макаровский мост. Двухдневный, протяжённость 35 км. Экскурсия по имению князя Галицына-Прозоровского, посещение фамильного храма. Знакомство с археологическим памятником «Кукшина горка».

Подгоренка – Ключи. Четырёхдневный. Протяжённость около 70 км. Экскурсия по имению князя Галицына-Прозоровского, посещение фамильного храма.  Знакомство с археологическим памятником «Кукшина горка». Возложение цветов на памятник жертв банды Антонова в селе Гривки Турковского района.

Краеведческие экспедиции поисковой группы «Каскад».

Владыкино – Гривский лес. Открыты 68 курганов в пяти группах и городецкое городище. Подъёмный материал: сарматские бронзовые украшения, протословянские принадлежности домашнего быта, наконечники стрел, керамика.

Владыкино – Шмидтов омут. Открыты группа курганов и стоянка древнего человека эпохи бронзы. Подъёмный материал: изделия из бронзы, керамика.

Владыкино – Соколиный зоб. Открыт палеонтологический памятник. Собран палеонтологический материал в виде окаменелых растений и морских раковин.

Ну и конечно же наше родное село Владыкино – экскурсионные маршруты, с которыми кто-то из присутствующих уже познакомился на краеведческом семинаре или региональных эколого-краеведческих чтениях. Это посещение храма Николая Чудотворца. Экскурсия в приусадебный парк с уникальной растительностью и четырёхсотлетними деревьями. Знакомство с памятником археологии «Макаровская речка» и другими достопримечательностями.

В целях стимулирования Вашего интереса ремарка (не в обиду коллегам): …пару лет назад владыкинские школьники на квест-туре по знанию достопримечательностей города Ртищево вместе с двумя городскими школами заняли первое место… сижу в жюри конкурса творческих работ «Надежды губернии». Одна из конкурсанток спрашивае: «А вы откуда»? Отвечаю: «Из Владыкино». Сразу трое конкурсантов: «А где это»?!

Чувствуете -  какой КОНТРАСТ?!

Практическая часть. Теперь маленькая «практика». Уважаемые коллеги очень Вас прошу поделиться вашими маршрутами или попробовать разработать маршрут хотя бы однодневного похода для ваших детей. Может кто-то разработает маршрут краеведческой экспедиции… (предлагаю раздаточный материал – карта района + план мероприятия). Через минуту… (Извините за провокацию…)

Согласитесь, что довольно сложно разработать туристско - краеведческий маршрут за короткое время. Работа эта требует тщательного сбора и анализа информации, статистических расчётов, психологической подготовки участников и хорошо продуманной организации.

«Навскидку» могу предложить для коллег из городских школ три маршрута:

1. Пешеходный поход Подгоренка – Владыкино. До Подгоренки утром с пригородным поездом. Пешком через до Владыкино полями 7 км, лесом через Сироткино 12 км. Привалы у пруда или у лесного озера. В пути не более 3 часов. Знакомите детей с достопримечательностями и автобусом возвращаетесь в Ртищево.

2. Автобусом утром до села Репьёвка. 7 км пешком до урочища Соколиный зоб. Собираете окаменелости, пьёте воду из родников, фотографируете, возвращаетесь в Репьёвку и автобусом в Ртищево.

3. Пешком из Ртищево или с ж/д остановки Шуклино идёте правым берегом реки Изнаир вверх по течению до обрыва из известняков и доломитов. Ищете и собираете камни с отпечатками растений или морских обитателей. Отдыхаете на берегу и возвращаетесь.

В любом из этих маршрутов Ваши дети соберут уникальный краеведческий материал для своих творческих работ. Но всё это требует чёткой организации. (Презентация слайд 1 - заголовок) 

Организация поисковой краеведческой работы.

Приведу удивительный факт – поисковая группа «Каскад» (Слайд 2) за 10 лет сделала открытий больше, чем две профессиональные археологические экспедиции, работавшие в нашем районе в 80-х и 90=х годах.  Уважаемые коллеги, Если Вас это «зацепило», то…с чего начать?!

Вариант первый. Открыть в Вашей школе краеведческий кружок или ввести внеурочный курс по изучению древней истории родного края. В ходе работы отобрать заинтересованных ребят в поисковую группу, чтобы весной отправится в первую поисковую экспедицию.

С программой по внеурочному курсу «Экспедиционно-исследовательская деятельность по древней истории родного края» (курс ведётся у нас в 7 классе) вы можете познакомиться  на моём сайте http://nsportal.ru/danilov-vladimir-nikolaevich. Эта рабочая программа была удостоена Диплома II степени на «Деревягинских чтениях 2015».

Вариант второй более простой, но эффективный. Показать детям несколько артефактов, рассказав о их происхождении и особенностях работы археологов. Поручить подготовить презентации на темы великих археологических открытий и у детей появится огромный стимул заняться поисковой краеведческой работой. (Слайд 3)

Подготовительная работа.

  1. Участие детей в экспедициях (особенно в двух дневных) обязательно обсудите с их родителями и заручитесь их согласием. Но начните с однодневных выходов или выездов.
  2. Определите район или объект исследования.
  3. Проложите оптимальный маршрут и распределите обязанности.
  4. Проведите инструктажи по технике безопасности.
  5. Подготовьте необходимое снаряжение и в путь.

Более подробно с методикой проведения краеведческих экспедиций Вы можете познакомиться на моём сайте http://nsportal.ru/danilov-vladimir-nikolaevich.

География в организации поисковой работы.

     В нашей краеведческой работе тесно переплетаются (интегрируются) география, история, археология, биология и другие науки. Естественно мы сегодня больше уделим внимания географической части.

Метод картографии ребята применяют:

Во - первых при определении района исследования [Слайд 4]. По рисунку рельефа крупномасштабной карты мы определяем наиболее перспективные места предполагаемых стоянок древнего человека. Это как правило мысообразные выступы террас речных долин (Так мы открыли Городецкое городище), моренные холмы вблизи водоёмов (например – «Кукшина горка»), удобные для обороны сочетания различных форм рельефа и наличия воды (так у родников мы нашли две последние стоянки);

Во - вторых при составлении маршрутных листов работы экспедиции (именно каскадовцы выяснили маршрут и показали саратовским археологам, как проехать 8 км по лесу до городецкого городища и до всех открытых нами в Гривском лесу стоянок и курганов);

В - третьих для выявления наиболее старых населённых пунктов. Мы определяем место нахождения исчезнувших сёл по условным знакам или сопоставлением старых географических карт с современными картами;

В - четвёртых при движении по поисковому маршруту с компасом по азимуту (так найдены в густых лесах почти все курганные группы);

Так – же картографический метод применяется при исследовании возможных «переходов» древних племён, при съёмке местности и составлении карт-схем расположения археологических памятников.

Метод визуального наблюдения используется детьми на протяжении всего времени поисковой работы. Результатами таких наблюдений являются такие объекты, как:

- неровности рельефа (курганы, западины от древних жилищ, рвы и другие);

- различный подъёмный материал (керамика, каменные орудия труда, ножевидные пластинки, сколы и другие артефакты);

- особенности топографического расположения объектов исследования -формы рельефа, размещение [Слайд 5] по отношению к солнцу или сторонам света (так мы обратили внимание, что насыпи в курганной группе №1 все однотипно небольшие и в отличие от других групп расположены с ориентацией С-Ю).

Методы географического и исторического моделирования каскадовцами применяется:

- при разработке исторических иллюстраций-реконструкций древних стоянок и маршрутов движения племен (4 работы);

- при определении направлений военных действий [Слайд 6] тех далеких времен (по расположению находок мы выяснили, что городецкое городище было осаждено сарматами с двух сторон – с южного, более пологого склона и с запада со стороны входных ворот – разброс находок у ворот с внутренней стороны и расположение наконечников стрел по линии бывшего частокола).

Из всего выше сказанного очевидно, что в краеведческих экспедициях

у детей развиваются практические навыки по начальному курсу географии и многим разделам основ безопасности жизнедеятельности, формируется пространственное и временное воображение. Они становятся более дисциплинированными, любознательными и патриотичными [Слайд 7].

Некоторые важные аспекты и наблюдения из опыта работы

При подготовке к экспедициям обязательно изучите сами и познакомьте ребят с «Законом о сохранении культурного наследия…»

Достаточно 2-3 экспедиций, и краеведческого материала Вам хватит на несколько творческих работ.

В одну экспедицию не берите более 5 человек. Малый состав обеспечивает максимальную эффективность и облегчает управление группой.

Мальчики больше любят искать и копать, чем писать творческие работы. Следовательно, девочки должны обладать всей поисковой информацией наравне с мальчиками, чтобы успешно оформить результаты ваших поисков и представить их на конкурсы.

Всегда помните! Ответственность за жизнь и здоровье детей в экспедициях несёте только Вы!

Удачи Вам!

В заключение должен отметить, что за нашу с ребятами работу мы не получили ни копейки. Спасибо огромное моим коллегам и директору школы за организационную поддержку в нашей деятельности. Оказывается, такая деятельность называется индивидуальной волонтёрской…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проделанной работе за 2017-2018 учебный год

Отчет педагога-библиотекаря о проделаннолй работе...

Отчет о проделанной работе за 2017-2018 учебный год.

Отчёт о проделанной работе за 2917-2018 учебный год....

Отчет о проделанной работе МО учителей гуманитарного цикла за первое полугодие 2017-2018 учебного года

Работа МО учителей гуманитарного цикла проводилась в соответствии с планом работы, составленным на основе анализа работы МО по итогам 2016-2017 учебного года и утвержденным на МО в августе 2017 года....

Творческий отчет о проделанной работе поисковой группой «Каскад» МОУ «Владыкинская СОШ» в 2019 году

В 2019 году исполнилось 10 лет организации и деятельности поисковой группы «Каскад» МОУ «Владыкинская СОШ». За эти годы возрастным каскадом в группе «отработали» бо...

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 2019-2020 УЧ.ГОДА

отчет руковолителя МО гиназии№40 г Калининграда 2019-2020гг...

Отчет о проделанной работе по спортивному кружку «Оранжевый мяч. Баскетбол» 2022-2023 учебного года I четверть

Отчето проделанной работе по спортивному кружку «Оранжевый мяч. Баскетбол» 2022-2023 учебного годаI четверть...