Инсценировка отдельных сцен из рассказа В. Распутина "Уроки французского"
материал (6 класс) на тему

Инсценировка отдельных сцен из рассказа В. Распутина "Уроки французского" подготовлена силами 6 класса и показана в 2017-18 учебном году в рамках школьных "Театральных пятниц".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий21.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Сцены из рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Спектакль поставлен в 2017-18 уч. году в рамках «Театральной пятницы» с 6-б классом

Коллективный проект. Сценарий и постановка учителя русского языка и литературы: Стребличенко Е. А.

После сцены с игрой и дракой – лирическое отступление.

Занавес закрыт. Перед занавесом появляется Володя с синяком под глазом. Он грустно садится на край сцены, достаёт из кармана письмо. Звучит голос матери, которая читает письмо (возможно, в стихах). Звучит лирическая музыка. Володя прячет письмо и уходит.

(пока идёт лирическое отступление, на сцене поставить парты, доску. «Класс» наполнить учениками)

Часть вторая. Картина первая

В классе ребята за партами. Володя прикрывает глаз.

Лидия Михайловна: — Ну вот! Сегодня среди нас есть раненые. (Все смеются)

И что случилось?

Володя: — Упал

Лидия Михайловна: — Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Володя: — Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.

Тишкин: — Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднёс. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал.

 Лидия Михайловна: — Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем  другое.  Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать.  (Тишкин выходит к доске, трёт доску тряпкой, опустив голову. Звенит звонок, все разбегаются. Володя тоже пытается уйти, но учитель его останавливает)

Лидия Михайловна: - Володя, задержись, пожалуйста. 

 (Володя пытается сесть подальше, но Л. М. жестом приглашает его на первую парту, и он садится напротив учителя)

Лидия Михайловна: — Это правда, что ты играешь на деньги?   

Володя: — Правда.

Лидия Михайловна: — Ну и как — выигрываешь или проигрываешь?  

Володя:— Вы… выигрываю.

Лидия Михайловна: — Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

Володя: — Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

Лидия Михайловна: —  А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

Володя: —  Покупаю молоко.

Лидия Михайловна:  - Молоко?! (в голосе Л. М. исчезают весёлые нотки. Она становится задумчивой) И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Володя:— Можно.

 Лидия Михайловна: - Ты успеваешь по всем предметам, кроме французского. И я предлагаю заниматься дополнительно. Будешь приходить ко мне домой. Жду тебя уже сегодня. Знаешь, где я живу?

Володя: - Да, вы живёте в одном доме с директором школы. Я знаю.

ЗАНАВЕС.

На край сцены садится Володя.

Монолог Володи:

Я быстро понял, что учительница не столько занималась со мной, сколько пыталась меня накормить. Представляете, Лидия Михайловна даже мне посылку прислала с макаронами и гематогеном. Хотя не было обратного адреса, я сразу понял, что это  от неё и вернул учительнице.  Она ещё так притворно удивлялась… Сама и не знала, что в деревне у нас таких продуктов сроду не бывало.    

 Теперь мы действительно занимаемся; похоже Лидия Михайловна поняла, что я не могу брать у неё продукты,  я сам справлюсь! Ну, мне пора на занятие.

 Пока Володя говорит, на сцене создаётся вид комнаты.

Картина вторая.

Комната Лидии Михайловны. За столом сидят Володя и учительница. Володя что-то переписывает из книги. Л. М. смотрит его тетрадь.

Лидия Михайловна: — Хорошо. В этой четверти пятёрка ещё не получится, а в следующей — обязательно.  Ну, а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

Володя: — Нет.

Лидия Михайловна: — А мы в детстве играли в «пристенок». Знаешь, что это такое?

Володя: — Нет.

Лидия Михайловна: — Вот смотри. (Л. М. достаёт из сумочки монетки) Я бью монетой о стену.  Теперь,  бьёшь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя монета оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. По-другому игра называется: замеряшки. Достанешь, — значит, выиграл. Бей.

Володя  бьёт. 

Лидия Михайловна: — О-о,   Далеко. Сейчас ты начинаешь. Учти: если моя монета заденет твою, хоть чуточку, краешком, — я выигрываю вдвойне. Понимаешь?

Володя: — Чего тут непонятного?

Лидия Михайловна: — Сыграем?

Я не поверил своим ушам:

Володя (возмущённо):— Как же я с вами буду играть? Вы же учительница!

Лидия Михайловна: — Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли?   Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.  Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живёт Василий Андреевич. Он очень серьёзный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки».

Володя:— Но мы не играем ни в какие «замеряшки». Вы только мне показали.

Лидия Михайловна: — Мы можем сыграть так просто, как говорят, понарошку. Но ты все равно не выдавай меня Василию Андреевичу. Ну что — попробуем? Не понравится — бросим. Начинай.

Начинают играть.

Лидия Михайловна: — Нет, так неинтересно! Играть — так по-настоящему, а то что мы с тобой как трёхлетние малыши. Неужели боишься?

Володя: — Вот ещё! Ничего я не боюсь. Но тогда это будет игра на деньги.

Лидия Михайловна: — Конечно.   Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а все равно появится интерес.

 Володя достаёт из кармана мелочь. Начинают играть. Володя замечает, что учительница ему подыгрывает.  

Володя: — Нет, так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно.

Лидия Михайловна: — Но я действительно не могу их достать. У меня пальцы какие-то деревянные.

Володя:— Можете!

Продолжают играть.

Володя:  — Что вы делаете? 

Лидия Михайловна: — Я? А что я делаю?

Володя: — Зачем вы ее подвинули?

Лидия Михайловна: — Да нет же, она тут и лежала.

Володя: - Вот это да! Учительница, называется!   Французский язык преподаёт, называется.  Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.

 Лидия Михайловна: - Пойми ты, голова садовая, зачем мне тебя обманывать? Я веду счёт, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика». 

Володя: — «Чика» не считово.

Лидия Михайловна: — Почему это не считово?

Пока герои спорят, входит директор. Наблюдает.  

Директор: — Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

Лидия Михайловна: — Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите.

Директор: — Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

Лидия Михайловна: — Играем в «пристенок».

Директор: — Вы играете на деньги с этим?..  Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

Лидия Михайловна: — Правильно.

Директор: — Ну, знаете… Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление.  И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

 Л. М. опускает голову, Володя хватает пальто и убегает.

ЗАНАВЕС

Перед занавесом Лидия Михайловна с чемоданом.

Монолог учителя:

Ну не могла я сказать директору, что я перепробовала все способы, чтобы как-то помочь этому ребёнку. Ничего не получилось: мальчик такой упрямый – ни посылку не взял, ни угощения. У нас в школе столько лоботрясов, сытых и довольных, у которых нет интереса к учёбе, а Володя способный, а от голода уже болен малокровием.  Я боялась, что  он не выдержит и уедет в деревню, не получит образование. Вот и придумала игру, чтобы он  имел возможность покупать молоко и реже бывать в дурной компании.  А директор разве поймёт? Поставит ученика перед школой и будет твердить:  «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» Ладно, поеду к себе на Кубань. Главное, чтобы Володя доучился. (улыбается). Вышлю ему яблоки. Теперь он от меня посылку примет…

Уходит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)

Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей "Французскии язык на сцене"

Как развивать речь и мышление учащихся на французском языке? Как учить постигать тайны французского слова? Как учить постигать мир во всем его разнообразии,  воспитывать отзывчивость, сострадание...

Приглашение в театральное объединения «Французский язык на сцене»

Приглашение в  театральное объединения «Французский язык на сцене» ...

Инсценировка сказки на французском языке «Le grand navet» во 2 классе

Открытый урок во 2 классе с использованием здоровьесберегающих технологий....

Инсценировка рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"

Инсценировка позволит реализовать творческий потенциал обучающихся 7-8 классов....