Инсценировка отдельных сцен из рассказа В. Распутина "Уроки французского"
материал (6 класс) на тему
Инсценировка отдельных сцен из рассказа В. Распутина "Уроки французского" подготовлена силами 6 класса и показана в 2017-18 учебном году в рамках школьных "Театральных пятниц".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сцены из рассказа В. Распутина «Уроки французского»
Спектакль поставлен в 2017-18 уч. году в рамках «Театральной пятницы» с 6-б классом
Коллективный проект. Сценарий и постановка учителя русского языка и литературы: Стребличенко Е. А.
После сцены с игрой и дракой – лирическое отступление.
Занавес закрыт. Перед занавесом появляется Володя с синяком под глазом. Он грустно садится на край сцены, достаёт из кармана письмо. Звучит голос матери, которая читает письмо (возможно, в стихах). Звучит лирическая музыка. Володя прячет письмо и уходит.
(пока идёт лирическое отступление, на сцене поставить парты, доску. «Класс» наполнить учениками)
Часть вторая. Картина первая
В классе ребята за партами. Володя прикрывает глаз.
Лидия Михайловна: — Ну вот! Сегодня среди нас есть раненые. (Все смеются)
И что случилось?
Володя: — Упал.
Лидия Михайловна: — Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?
Володя: — Сегодня. Нет, вчера вечером, когда темно было.
Тишкин: — Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднёс. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал.
Лидия Михайловна: — Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое. Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. (Тишкин выходит к доске, трёт доску тряпкой, опустив голову. Звенит звонок, все разбегаются. Володя тоже пытается уйти, но учитель его останавливает)
Лидия Михайловна: - Володя, задержись, пожалуйста.
(Володя пытается сесть подальше, но Л. М. жестом приглашает его на первую парту, и он садится напротив учителя)
Лидия Михайловна: — Это правда, что ты играешь на деньги?
Володя: — Правда.
Лидия Михайловна: — Ну и как — выигрываешь или проигрываешь?
Володя:— Вы… выигрываю.
Лидия Михайловна: — Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
Володя: — Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
Лидия Михайловна: — А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
Володя: — Покупаю молоко.
Лидия Михайловна: - Молоко?! (в голосе Л. М. исчезают весёлые нотки. Она становится задумчивой) И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?
Володя:— Можно.
Лидия Михайловна: - Ты успеваешь по всем предметам, кроме французского. И я предлагаю заниматься дополнительно. Будешь приходить ко мне домой. Жду тебя уже сегодня. Знаешь, где я живу?
Володя: - Да, вы живёте в одном доме с директором школы. Я знаю.
ЗАНАВЕС.
На край сцены садится Володя.
Монолог Володи:
Я быстро понял, что учительница не столько занималась со мной, сколько пыталась меня накормить. Представляете, Лидия Михайловна даже мне посылку прислала с макаронами и гематогеном. Хотя не было обратного адреса, я сразу понял, что это от неё и вернул учительнице. Она ещё так притворно удивлялась… Сама и не знала, что в деревне у нас таких продуктов сроду не бывало.
Теперь мы действительно занимаемся; похоже Лидия Михайловна поняла, что я не могу брать у неё продукты, я сам справлюсь! Ну, мне пора на занятие.
Пока Володя говорит, на сцене создаётся вид комнаты.
Картина вторая.
Комната Лидии Михайловны. За столом сидят Володя и учительница. Володя что-то переписывает из книги. Л. М. смотрит его тетрадь.
Лидия Михайловна: — Хорошо. В этой четверти пятёрка ещё не получится, а в следующей — обязательно. Ну, а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?
Володя: — Нет.
Лидия Михайловна: — А мы в детстве играли в «пристенок». Знаешь, что это такое?
Володя: — Нет.
Лидия Михайловна: — Вот смотри. (Л. М. достаёт из сумочки монетки) Я бью монетой о стену. Теперь, бьёшь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя монета оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. По-другому игра называется: замеряшки. Достанешь, — значит, выиграл. Бей.
Володя бьёт.
Лидия Михайловна: — О-о, Далеко. Сейчас ты начинаешь. Учти: если моя монета заденет твою, хоть чуточку, краешком, — я выигрываю вдвойне. Понимаешь?
Володя: — Чего тут непонятного?
Лидия Михайловна: — Сыграем?
Я не поверил своим ушам:
Володя (возмущённо):— Как же я с вами буду играть? Вы же учительница!
Лидия Михайловна: — Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала, да за стенкой живёт Василий Андреевич. Он очень серьёзный человек. Ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «замеряшки».
Володя:— Но мы не играем ни в какие «замеряшки». Вы только мне показали.
Лидия Михайловна: — Мы можем сыграть так просто, как говорят, понарошку. Но ты все равно не выдавай меня Василию Андреевичу. Ну что — попробуем? Не понравится — бросим. Начинай.
Начинают играть.
Лидия Михайловна: — Нет, так неинтересно! Играть — так по-настоящему, а то что мы с тобой как трёхлетние малыши. Неужели боишься?
Володя: — Вот ещё! Ничего я не боюсь. Но тогда это будет игра на деньги.
Лидия Михайловна: — Конечно. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а все равно появится интерес.
Володя достаёт из кармана мелочь. Начинают играть. Володя замечает, что учительница ему подыгрывает.
Володя: — Нет, так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно.
Лидия Михайловна: — Но я действительно не могу их достать. У меня пальцы какие-то деревянные.
Володя:— Можете!
Продолжают играть.
Володя: — Что вы делаете?
Лидия Михайловна: — Я? А что я делаю?
Володя: — Зачем вы ее подвинули?
Лидия Михайловна: — Да нет же, она тут и лежала.
Володя: - Вот это да! Учительница, называется! Французский язык преподаёт, называется. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.
Лидия Михайловна: - Пойми ты, голова садовая, зачем мне тебя обманывать? Я веду счёт, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».
Володя: — «Чика» не считово.
Лидия Михайловна: — Почему это не считово?
Пока герои спорят, входит директор. Наблюдает.
Директор: — Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?
Лидия Михайловна: — Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите.
Директор: — Я стучал. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.
Лидия Михайловна: — Играем в «пристенок».
Директор: — Вы играете на деньги с этим?.. Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
Лидия Михайловна: — Правильно.
Директор: — Ну, знаете… Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…
Л. М. опускает голову, Володя хватает пальто и убегает.
ЗАНАВЕС
Перед занавесом Лидия Михайловна с чемоданом.
Монолог учителя:
Ну не могла я сказать директору, что я перепробовала все способы, чтобы как-то помочь этому ребёнку. Ничего не получилось: мальчик такой упрямый – ни посылку не взял, ни угощения. У нас в школе столько лоботрясов, сытых и довольных, у которых нет интереса к учёбе, а Володя способный, а от голода уже болен малокровием. Я боялась, что он не выдержит и уедет в деревню, не получит образование. Вот и придумала игру, чтобы он имел возможность покупать молоко и реже бывать в дурной компании. А директор разве поймёт? Поставит ученика перед школой и будет твердить: «Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» Ладно, поеду к себе на Кубань. Главное, чтобы Володя доучился. (улыбается). Вышлю ему яблоки. Теперь он от меня посылку примет…
Уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по рассказу Распутина "Уроки французского"
Два теста по два варианта....
ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)
Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...
Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей "Французскии язык на сцене"
Как развивать речь и мышление учащихся на французском языке? Как учить постигать тайны французского слова? Как учить постигать мир во всем его разнообразии, воспитывать отзывчивость, сострадание...
Приглашение в театральное объединения «Французский язык на сцене»
Приглашение в театральное объединения «Французский язык на сцене» ...
Инсценировка сказки на французском языке «Le grand navet» во 2 классе
Открытый урок во 2 классе с использованием здоровьесберегающих технологий....
Инсценировка рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"
Инсценировка позволит реализовать творческий потенциал обучающихся 7-8 классов....
Тест по рассказу Распутина "Уроки французского"
Контрольно-обощающий урок...