Сценарий классного часа "Твои права и обязанности"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему
Данный классный час был проведен в рамках Недели правовых знаний в школе для обучающихся 6 классов. В приложении содержится памятка для обучающихся и набор карточек для практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkrytogo_klassnogo_chasa.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Права и обязанности»
Цели:
- обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
- развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
- воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Планируемый результат мероприятия:
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
• строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
• формулировать собственное мнение и позицию;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• контролировать действия партнёра;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Оформление:
- Презентация.
- Постеры с понятиями и названиями организаций и документов.
- Выставка правовой литературы.
- Памятки для учеников.
- Карточки с заданиями.
Приглашенные гости
- Асадуллина Татьяна Ивановна, Старший специалист Новоспасского межрайонного следственного отдела Следственного комитета РФ
- Татьяна Геннадьевна Рыбакова, Общественный уполномоченный по правам ребенка в Новоспасском районе
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Вступительное слово классного руководителя (КР).
-Уважаемые гости, дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.
2. Постановка и решение проблемного вопроса.
-КР: и в самом начале я приглашаю Сашу, Сережу и Максима, они разыграют небольшую сценку.
Сценка «ИГРА»
-После уроков ребята решили поиграть.
Сергей: Давайте поиграем
Максим: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Максим: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
- КР: Имеют ли право ребята заставить Сашу?...
- КР: Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения ребят на поставленные вопросы.)
3. Объявление темы и постановка цели занятия.
КР:
-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
-Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности») 1й слайд
-Как вы понимаете, что такое право? …
-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять» 2й слайд
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что 193 государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях.
15 сентября 1990 года наша страна тоже подписалась под этим документом
-В Конвенции 54 статьи.
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
-Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь. Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить.
4.Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)
- КР: Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.
3 слайд
Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно).
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы).
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на защиту от эксплуатации и насилия.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).
Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки. на гражданство.
Право на защиту своих прав.
- КР: Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
5.Практическая часть классного часа
1. Игра «Какими правами пользуются герои вашей книги?». (Команда выбирает книгу) Чуковский К. «Айболит Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Крылов И. А. «Стрекоза и муравей» Толстой Л.Н. «Филиппок
2. Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции (Соедините задание с правильным ответом)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята… Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Маша:… Не имеешь права меня эксплуатировать.
Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».
Серая Шейка:… Не имеешь права лишать меня жизни.
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
Герда… Не имеешь права лишать меня имущества.
- Почему же было плохо литературным героям?... (Были нарушены их права /кто-то нарушал их права).
- КР: КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать чужие)
В реальной жизни так бывает, что права ребенка нарушаются. Кто же может помочь? Об этом нам расскажут наши гости: Старший специалист Новоспасского межрайонного следственного отдела Следственного комитета РФ Асадуллина Татьяна Ивановна
Татьяна Геннадьевна Рыбакова, Общественный уполномоченный по правам ребенка в Новоспасском районе.
6. Обязанности. Анализ ситуаций.
КР:
-Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Дев: Эмиль, ты уже который понедельник не готов к английскому!
Эмиль: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Эмиль должен был выучить английский?
-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
-Учитель: Зарина, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Зарина: не имеете права эксплуатировать ребёнка.
КР:
-Кто прав?
-Почему Зарина должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.» 4й слайд
-Какие же у вас есть обязанности?
7. Работа в группах.
КР:
-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
-Обязанности:
-слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;
-получить основное общее образование (9 классов);
-соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
-соблюдать правила поведения в школе,
-Давайте посмотрим, какие обязанности есть у школьников. Я попрошу старосту класса, Максима Курепова нам их прочитать
1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.
8. Итог.
-Давайте подведём итоги:
-В каком межд. док. записаны права детей?
-Какой организацией он был принят?
- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….) -А ещё? (Уважай чужие права! …)
-И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.
Девочки исполняют песню
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И законы уважать,
Малышей не обижать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На учебу есть права
И на отдых есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
На заботу есть права,
На работу есть права.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Свод законов есть большой,
Вместе мы его с тобой
Учим в школе, учим в школе, учим в школе.
Чтоб сумел их применять
Смог себя ты защищать.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
КР:
-На этом наш классный час подошел к концу. Спасибо всем за хорошую работу.
Приложение 1.
Карточки со сценками.
Сергей: Давайте поиграем
Максим: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Максим: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
__________________________________________________________________________
Ксюша: Эмиль, ты уже который понедельник не готов к английскому!
Эмиль: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
_____________________________________________________
Учитель: Зарина, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
Зарина: не имеете права эксплуатировать ребёнка.
Приложение 2.
Карточки с заданиями.
Волк:«Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… |
Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно. |
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:… |
Не имеешь права меня эксплуатировать. |
Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем». Серая Шейка:… | Не имеешь права лишать меня жизни. |
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице». Герда… |
Не имеешь права лишать меня имущества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Права и обязанности ребенка".
Классный час "Права и обязанности ребенка"....
Классный час "Права и обязанности"
Презентация "Права и обязанности" может быть использована как иллюстрация к рассказу классного руководителя или сообщениям учащихся....
Классный час «Права и обязанности ребенка».
Классный час «Права и обязанности ребенка».Цели:- повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;- соотнести права и обязанности детей;- способствовать осознанию ответственности за свои права...
классное руководство права и обязанности
права и обязанности родителей , учеников и учителя рецепт хорошего урока экзамен ( советы)...
Классный час "Прав без обязанностей не бывает"
Правовое воспитание учащихся...
Классный час "Права и обязанности детей"
Тема: Права и обязанности детей.Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицатель...
Классный ча "Права и обязанности детей"
Цель: - дать детям первоначальные правовые знания.; ...