Программа патриотического воспитания На благо Отечества
проект (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Программа позволить систематизировать работу школы по патриотическому воспитанию детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_blago_otechestva.docx | 136.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
Принята на педагогическом совете Утверждаю
пр. №___ от « ___» _______ 2015г Директор МБОУ «СОШ №6»
ГО г. Кумертау РБ
______________ Г.К. Исхакова
«_____» _____________ 2015г
ПРОГРАММА
ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
«На благо Отечества!»
на 2016 - 2020 гг.
Перечень разделов программы
1. Паспорт программы
2. Обоснование программы
3. Концептуальные основы программы
4. Условия реализации программы
5. Механизм реализации программы
6. Мероприятия по реализации основных направлений программы
7. Ожидаемые результаты реализации программы
8. Информационное обеспечение программы
1.Паспорт программы
Наименование программы | Программа патриотического воспитания обучающихся «На благо Отечества!» |
Сроки реализации | 2016 -2020 уч. годы |
Актуальность программы |
|
Цель, задачи программы | Развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества. Задачи программы:
|
Идея программы | Сберечь себя для России и Россию для себя |
Основные направления программы | 1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе. 2. Использование содержания всех учебных дисциплин учебного плана школы для реализации целей и задач патриотического воспитания обучающихся. 3. Координация внеклассной деятельности в интересах патриотического воспитания участников образовательного процесса. 4. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания обучающихся. 5.Развитие и совершенствование системы патриотического воспитания школьников. |
Ожидаемые результаты | 1. Степень готовности и стремление обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга. 2. Проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ. 3. Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа. 4. Умение сочетать общественные и личные интересы. 5. Нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям, любовь к школе. 6. Внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда 7.Укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения; 8.Повышение % охвата обучающихся физической культурой и спортом; 9.Повышение престижа прохождения военной службы в рядах Российской Армии. |
Социальные партнёры программы | Отдел развития социальной сферы, молодёжной политики и спорта администрации городского округа г. Кумертау; Муниципальное бюджетное учреждение молодёжно-подростковый центр «Самоцветы»; Военно-патриотический клуб «Гефест» МПЦ «Самоцветы»; Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов г. Кумертау; Отделение ГИБДД ОМВД РФ по г. Кумертау РБ; 10 отдел Бельского казачьего объединения РБ ПФО; Отдел ВК РБ по г. Кумертау и Куюргазинскому району; Отдел ГПН ГУ МЧС РФ по РБ; Отдел по делам несовершеннолетних МВД России по г. Кумертау; Отдел культуры администрации городского округа г. Кумертау; МАОУ ДОД «Центр детского творчества»; ГДОО «Росток» РДОО «Пионеры Башкортостана»; Историко- краеведческий музей г. Кумертау; СМИ: редакции газет «Кумертауское время», «Юшатырь», «АрисТВ», телерадиокомпания «Арис» |
Автор программы | Барсукова Светлана Ивановна – учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе |
За это время нашей школой большое дело совершим-
Большие, сложные задачи все вместе, дружно мы решим!
Откроем формулу успеха! Не просто так, не ради смеха,
А для того, чтоб каждый смог извлечь здесь для себя урок!
2.Обоснование программы
Историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство –
силою его патриотизма.
Н.Г. Чернышевский
Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Всё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у обучающихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации.
На протяжении многих лет в МБОУ «СОШ №6» ГО г. Кумертау РБ одним из приоритетных направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. Педагогический коллектив школы работает под девизом "Растить достойных патриотов своей страны!"
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе» составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание. С 2008 года основу системы военно-патриотического воспитания составляют кадетские, казачьи классы и профильные классы правоохранительной направленности, деятельность которых, как показывает время, является успешной и эффективной.
Программа патриотического воспитания обучающих МБОУ «СОШ №6» ГО г. Кумертау РБ «На благо Отечества!» на 2016 - 2020 гг. позволит целенаправленно развивать патриотическое воспитание с учётом социального заказа общества, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и спортивно-массовой работой, опираясь на внешние и внутренние возможности школы и социума.
В Программе «На благо Отечества!» отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МБОУ «СОШ №6» ГО г. Кумертау на период
с 2016 по 2020 годы. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, определяет последовательность решения комплекса поставленных задач.
Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся школы и разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.)
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493
- Программа Министерства образования РБ по патриотическому воспитанию обучающихся республики на 2016-2020 годы от 11.04.2016 года №422.
• Федеральный закон от 13.03. 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»;
• Распоряжение Правительства РФ от 29 .05. 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025г.»;
• Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51- 131/16 "О рекомендациях "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации";
• Устав МБОУ «СОШ №6» ГО г. Кумертау РБ.
Программа патриотического воспитания «На благо Отечества!» имеет школьный статус и ориентирована на обучающихся 1-11 классов, педагогов, родителей.
3. Концептуальные основы программы
России не станет тогда, когда не
станет последнего патриота…
Н.М. Карамзин
Необходимость организации эффективной работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.
В конце XX века активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые
нацеливалась молодежь. Новое поколение вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Утратило свое истинное значение слово «патриот», а слово «нравственность» часто произносится с иронией. И как неизбежный результат - растет наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, боятся её, как чумы.
Работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения обретает сегодня новые характеристики и, соответственно, требует новых подходов -как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотизм - это зов наших предков. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество - за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к своей Родине, не только к своему маленькому домику с забором, деревне, городу, а ко всей стране. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира.
Идея патриотизма- это необходимое условие существования любого государства. В патриотизме народа - сила государства.
Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества.
За основу патриотического воспитания обучающихся следует принять:
• формирование высоких моральных и психологических качеств детей, подростков и молодежи, преданности Родине и готовности к ее защите;
• целенаправленную работу по формированию у допризывной молодежи потребности в физическом развитии и физическом совершенствовании;
• воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю ее борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и в «горячих точках» на территории России и
СНГ.
Цель программы:
Развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.
Задачи:
- Способствовать осознанию обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности;
- Способствовать познанию обучающимися историко-культурных корней, осознанию неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формированию гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе;
- Продолжить формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- Продолжить формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций;
- Пропагандировать героические профессии, а также знаменательные героические и исторические даты нашей истории, способствующие воспитанию чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям;
- Развивать морально-волевые качества, воспитывать силу, ловкость, выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность в процессе занятий физической культурой и спортом, формировать опыт служения Отечеству и готовность к защите Родины.
Главная идея программы:
Сберечь себя для России и Россию для себя.
Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания обучающихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у обучающихся патриотизм.
Патриотизм — это чувство Родины, отражающее отношение подростка (субъекта) к Родине (объекту), ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.
Когнитивный компонент патриотической воспитанности подростка демонстрирует наличие знаний истории и традиций народа, государственной символики, правил ее применения, понимании сущности патриотизма.
Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает характер отношения к Родине и мотивы патриотического поведения, обуславливающие проявление действенного патриотизма.
Деятельностный компонент заключается в участии подростка в социально-значимой деятельности.
Основные направления деятельности
Опыт работы показывает, что содержание и формы патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений. Такими приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе стали:
- духовно-нравственное; -военно- патриотическое;
- культурно-историческое; -спортивно- патриотическое;
- гражданско- правовое ; -культурно- патриотическое
Программа основывается на современных педагогических технологиях,
способствующих осуществлению личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании:
-Педагогики сотрудничества («проникающая технология») (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова)
Цель: формирование творческой личности и организация творческой совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе.
-Личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская)
Цель: максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
-Коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов, И. П. Волков)
Цель: выявление и развитие творческих способностей детей и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать; воспитание общественно-активной творческой личность, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Целеполагание направлений деятельности
Духовно-нравственное:
-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;
-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Культурно-историческое:
- воспитание у обучающихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое:
- изучение государственной системы РФ, РБ, их Конституций, Гимнов, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, Башкортостана;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, Башкортостана, их суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно-патриотическое:
- изучение военной истории России, знание Дней Воинской Славы, боевых и трудовых подвигов советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций.
Спортивно-патриотическое:
-сохранение жизни и здоровья детей;
-развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом;
- формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое:
- развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников;
-знакомство с обычаями и традициями народов России.
Основные виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию приоритетных
направлений патриотического воспитания
Классно-урочная деятельность: - уроки-практикумы; - игровые формы обучения; - интегрированные уроки;
Внеурочная деятельность: - исторические декады; - проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов; - викторины, олимпиады, конференции; - познавательные классные часы.
Творческо-поисковая деятельность: - организация работы школьного историко- краеведческого музея, экскурсионная работа; - метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательская деятельность; - творческие работы; - приёмы театрализации.
Диагностическая деятельность: - анкетирование обучающихся;
- определение уровня воспитанности; - диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
- описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
- анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;
- сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, с достигнутыми показателями.
Формы работы:
- тематические классные часы с учетом возрастных особенностей: Урок патриотизма, посвященный Дню народного единства; Урок толерантности, «Конституция – основной закон государства», Уроки Мужества;
- проведение экскурсий и посещение музеев;
- общешкольные праздники, мероприятия, Квесты;
- акции «Территория добра», «Подарок ветерану», «Поделись теплом души своей», «Корзинка доброты» и др.;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками боевых действий в горячих точках;
- экскурсии(очные, заочные) по городам Башкортостана, России;
- военно - спортивная игра «Зарница»;
- конференции, конкурсы, смотры;
- политинформации, День правовых знаний;
-единые классные часы, инфо- встречи, фестивали;
- смотры правовых знаний, строя и песни и др.
Заповеди, на основе которых построена работа по патриотическому воспитанию обучающихся
- Цени и оберегай свой Отечество.
- Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
- Дорожи историей своего народа.
- Свято относись к символике своей республики, страны.
- Береги красоту родного края.
- Научись быть здоровым и душой и телом.
4.Условия реализации программы
Как нет человека без самолюбия,
– так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...
К.Д. Ушинский
Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию обучающихся в школе созданы следующие условия:
1. Создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества.
2. Функционирует система внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования.
3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов.
4. Развивается музейная работа.
5. Активно ведётся исследовательская, проектная, творческая деятельность детей и взрослых.
6. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
7.Реализуется модель кадетского образования.
8. Активно действует пионерское Содружество «Олимп» ГОДОО «Росток» РДОО «Пионеры Башкортостана».
9. Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
В начальных классах (1-4 кл) ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир российской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д.
Курс «Окружающий мир», внеурочная деятельность духовно-нравственного, общекультурного, общеинтеллектуального, спортивно-оздоровительного, социального направлений и спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первом уровне образования начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.
На втором уровне образования (5-9кл) продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка, приобретаются основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обучающиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Обществознание», «Литература», «История».
Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно - творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов, в которых участвуют члены ГДОО «Росток» РДОО «Пионеры Башкортостана» Содружества «Олимп» (5-8 кл) - участники реализации комплексной интегрированной игры- программы «Материк Золотой Пчелы», главной целью которой является формирование у пионеров социально- значимых гражданских качеств и ценностных установок, необходимых гражданину России.
Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество,
социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); спортивно-оздоровительная, туристско- краеведческая деятельность.
На третьем уровне образования (10-11 кл) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности старшеклассники совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курса обществознания, права, экономики позволяет обучающимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На занятиях приобретается опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).
Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, а также общественно- полезная и проектная деятельность.
Изучение передового педагогического опыта:
- участие в городских семинарах, совещаниях заместителей директоров по воспитательной работе;
- изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию обучающихся;
- изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию детей.
Контроль над реализацией программы
Для координации и реализации деятельности всех структур школы создаётся координационный совет при администрации школы, который обсуждает промежуточные результаты работы по программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
-директор школы;
- заместитель директора по ВР;
- старший вожатый;
- руководители ШМО учителей истории, начальных классов. музыки;
- преподаватель- организатор ОБЖ;
-руководитель театральной студии «Импульс»;
- руководитель ШИКМ «Истоки»;
- библиотекарь.
5.Механизм реализации программы
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна.
Этапы реализации программы
I этап: проектный (2015-2016 уч.год)
Цель: подготовка условий для модернизации системы патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический (2016 – 2019 уч.годы)
Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
3. Проводить традиционные школьные мероприятия патриотической направленности.
4. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
7. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию (городских, региональных, Межрегиональных, Всероссийских, Международных).
III этап: аналитический (2019 – 2020 уч.год)
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы по патриотическому воспитанию.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
6. Мероприятия по реализации основных направлений программы
Будущее России в наших детях.
И что мы нашим детям сегодня передадим,
что заложим в них, такой Россия и будет завтра.
А.К Буднов
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Исполнитель | |||||
Духовно-нравственное направление | ||||||||
1. | Использование разнообразных форм работы на уроках по предметам гуманитарного цикла. | Ежегодно | Учителя-предметники | |||||
2. | Организация и проведение мероприятий, посвящённых памятным датам, историческим праздникам. | Ежегодно | Зам. дир. по ВР, учителя-предметники | |||||
3. | Работа лектория по темам «Духовно-нравственное воспитание личности», «Здоровый образ жизни». | Ежегодно | Кл.рук-ли | |||||
4. | Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость. | Ежегодно | Педагог-психолог, кл.рук-ли | |||||
5 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Работа по формированию у обучающихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы). Участие в муниципальном проекте «Эврика» Реализация комплексной интегрированной игры- программы «Материк Золотой Пчелы» Проведение Недели толерантности, Недели Республики Башкортостан Уроки мужества, посвящённые Дню Героев Отечества, Дню Победы Добровольческая акция «Ветеран живёт рядом» Участие в городском, республиканском смотре-конкурсе ШИКМ Проведение мероприятий, посвящённых Дню школы, знаменательным датам календаря Проведение месячника «Поклонимся великим тем годам…» («Вахта Памяти») Занятия в Школе Здоровья Участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, смотрах, фестивалях Апробация учебного курса «Нравственные основы семейной жизни» | Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно с 2018-2019 уч.г | Зам.дир. по ВР, педагог- психолог, рук-тель ШИКМ, кл.рук-ли Зам. дир.по ВР, кл.рук-ли Зам. дир.по ВР, кл.рук-ли Зам. дир.по ВР, педагог-психолог, кл.рук-ли Зам. дир.по ВР, кл.рук-ли Зам. дир.по ВР, кл.рук-ли Рук-тель ШИКМ Зам. дир. по ВР, кл.рук-ли, ПДО, учителя ИЗО, музыки Зам. дир. по ВР, кл.рук-ли, ПДО, учителя ИЗО, музыки Фельдшер школы Зам. дир. по ВР, кл.рук-ли, ПДО, учителя ИЗО, музыки Зам. дир по УВР, кл. рук-ли | |||||
17. | Социально-психологические опросы школьников по вопросам духовно-нравственного воспитания: «Что значит быть патриотом?», «Ценности истинные и ложные», «Патриотизм и национализм: в чем различие данных понятий?» | 2018-2019гг | Зам. дир. по ВР, педагог- психолог, кл.рук-ли | |||||
Культурно – историческое направление | ||||||||
1. | Культурно – исторические встречи «Моя малая Родина». | Ежегодно | Библиотекарь, рук-тель ШИКМ | |||||
2. | Конкурс презентаций «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны. | Ежегодно | Кл.рук-ли | |||||
3. | Реализация социального проекта «Я живу в Кумертау» | Ежегодно | Кл.рук-ли | |||||
4. | Участие в краеведческих чтениях | Ежегодно | Учителя – предметники | |||||
5. 6. | Проведение в рамках предметной недели по экологии классных часов, тематических вечеров, конкурсов плакатов, фотографий, презентаций на экологическую тему Реализация плана работы, посвящённого Году экологии | Ежегодно 2017 г | Зам. дир. по ВР, учителя литературы, музыки, кл. рук-ли Зам.дир по ВР, кл. рук-ли | |||||
6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. | Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни Организация и проведение школьных конкурсов чтецов «Многоголосый Башкортостан», «Я помню! Я горжусь!», «Мы историей славной едины!» Музейные уроки Участие в городском конкурсе «Шежере байрамы» Экскурсии в музеи г. Кумертау, городов РБ, РФ Операция «Памятникам, скверам, улицам родного города- пионерскую заботу!» Участие в мероприятиях, посвящённых 65- летию г. Кумертау «Кумертау зовёт!» Патриотическая туристко-краеведческая экспедиция «Бабаевская кругосветка» по памятным местам истории и культуры г. Кумертау | Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно 2018г 2018г | Зам. дир. по ВР, учителя музыки, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, кл. рук-ли Рук-тель ШИКМ Учителя – предметники Зам. дир. по ВР, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, кл.рук-ли, ПДО, учителя ИЗО, музыки физ.культуры Зам. дир. по ВР, кл.рук-ли | |||||
Гражданско – правовое направление | ||||||||
1. | Продолжение изучения основ государственной системы РФ, РБ, конституций РФ, РБ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России, Башкортостана | Ежегодно | Учителя - предметники | |||||
2. | Месячник правовой культуры, правового воспитания несовершеннолетних и защиты прав детей | Ежегодно | Зам. дир. по ВР, учителя - предметники, кл. рук-ли | |||||
3. 4. 5. | Единые классные часы, посвящённые Дню суверенитета РБ, Дню народного единства, Дням конституций РФ,РБ Организация встреч с представителями силовых структур Организация школьного самоуправления. | Ежегодно Ежегодно Ежегодно | Зам. дир. по ВР, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, старшая вожатая | |||||
|
| |||||||
Военно – патриотическое направление | ||||||||
1. | Проведение Уроков Мужества в Дни воинской славы России с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников локальных военных конфликтов. | Ежегодно | Зам. дир. по ВР, кл. рук-ли, рук-тель ВПК | |||||
2. | Организация книжных выставок «Военная история России». | Ежегодно | Библиотекарь | |||||
3. | Организация экскурсий в историко- краеведческие музеи школы, г. Кумертау, музей ОМВД РФ по г. Кумертау РБ | Ежегодно | Зам. дир. по ВР кл. рук-ли | |||||
4. | Организация и проведение выставок детского рисунка «Защитники Отечества», «Война глазами детей». | Ежегодно | Учитель ИЗО, кл. рук-ли | |||||
5. | Информационные видео- показы ко Дням Воинской Славы России | Ежегодно | Учителя истории, библиотекарь | |||||
6. 7. | Торжественное проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню вывода войск из Афганистана. Торжественное посвящение в кадеты «Защитникам Отечества-достойную смену!» | Ежегодно Ежегодно | Зам. дир. по ВР, ПДО, рук-тель ВПК Зам. дир. по ВР, командир роты, ПДО, кл. рук-ли | |||||
8. | Организация и проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы. | Ежегодно | Зам. дир. по ВР, рук-тель ШИКМ, кл. рук-ли, ПДО | |||||
9. 10. | Участие в городском конкурсе «Рекрут», смотре строя и песни «Парад Победы» Организация деятельности ВПК «Воин» | Ежегодно Ежегодно | Рук-тель ВПК зам. дир. по ВР Зам. дир. по ВР, рук-тель ВПК | |||||
11. 12. 13. 14. | Организация деятельности кадетской роты Организация кадетского казачьего класса Смотр строя и песни «Учусь Отечеству служить!» Организация ЦДПД «Виктория» (военно- патриотической направленности) | Ежегодно 2016г Ежегодно 2016г | Зам. дир. по ВР, командир роты Директор школы, командир роты Зам. дир. по ВР, командир роты, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, командир роты, кл. рук-ли, ПДО | |||||
Военно – профессиональная ориентация. Подготовка юношей к военной службе | ||||||||
1. | Организация встреч юношей 10-11 классов с представителями военкомата по вопросам выбора воинских профессий. | Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. рук-ли | |||||
2. | Проведение учебных сборов с юношами 10 классов. | Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ | |||||
3. | Организация и проведение военно- спортивной игры «Зарница». | Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физ-ры | |||||
4. | Организация и проведение месячника военно-патриотического воспитания «Служу Отечеству!» | Ежегодно | Зам. дир. по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ, кл. рук-ли | |||||
5. | Систематическое проведение учений и тренировок по ГО и ЧС. | Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ | |||||
6. 7. 8. | Торжественное вручение свидетельств о постановке на первоначальный воинский учёт Встречи с выпускниками школы- курсантами военных училищ, вузов силовых структур Организация профильного класса правоохранительной направленности | Ежегодно Ежегодно Ежегодно | Преподаватель –организатор ОБЖ, зам. дир. по ВР Преподаватель-организатор ОБЖ, кл. рук-ли Директор школы, командир роты | |||||
Спортивно- патриотическое направление | ||||||||
1. 2. | Участие в городских соревнованиях по военно- прикладным видам спорта на кубок Героя Сов. Союза Г.Ш. Арасланова Соревнования по военно- прикладным видам спорта «Защитники Отечества» | Ежегодно Ежегодно | Рук-тель ВПК, учителя физ-ры
Командир кадетской роты, зам.ком. роты, зам. дир по ВР | |||||
3. 4. 5. 6. 7. 8. | Участие в республиканском проекте «Здоровое поколение- сильный регион» Участие во Всероссийском проекте «Самбо в школу!» Участие в комплексных Спартакиадах учащихся физкультурно-спортивных клубов ГО г. Кумертау РБ Сдача норм Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» Спортивные соревнования, мероприятия, первенства, кубки, турниры, товарищеские встречи, президентские состязания (по плану ВР школы) Организация работы спортивных секций | с 2016-2017 уч.г с 2016-2017 уч.г Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно | Зам. дир. по ВР, зам.ком. роты, кл. рук-тель 1а кл Зам. дир. по ВР, учителя физ-ры, кл. рук-ли кадет Зам. дир. по ВР, учителя физ-ры Зам. дир. по ВР, учителя физ-ры кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, рук-ли секций | |||||
Культурно- патриотическое направление | ||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Организация работы кружков, клубов, студий художественно- эстетического направления Посещение спектаклей, представлений. концертов филармоний, театров, объединений РБ, РФ, г. Кумертау Праздники «Шежере байрамы», «Широкая масленица», «Сабантуй» Фестиваль революционной песни «И вновь продолжается бой!», посвящённый 100-летию ВОСР Фестивали «Виват, кадет!», «К подвигу героев сердцем прикоснись…» Изучение предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» Участие в открытом фестивале военно- патриотической песни «Летят журавли» Участие в городских, межрегиональных, Всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, проектах. | Ежегодно Ежегодно Ежегодно 2017г Ежегодно Ежегодно Ежегодно Ежегодно | Зам. дир. по ВР, рук-ли ДО Зам. дир. по ВР, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, ПДО, учителя- предметники Зам. дир. по ВР, учителя музыки, кл. рук-ли Зам. дир. по ВР, учителя музыки Учителя- предметники Рук-ли вокальных коллективов Рук-ли творческих коллективов, зам. дир. по ВР, | |||||
Научно – методическое обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию | ||||||||
1. | Разработка программы патриотического воспитания обучающихся на 2016-2020 годы. | 2016г | Зам. дир. по ВР | |||||
2. | Систематизация нормативной базы (федеральные программы, образовательные программы, программ дополнительного образования, методические письма и др.) | 2015-2017гг | Координационный совет | |||||
3. | Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки школы. | 2015-2017гг | Библиотекарь | |||||
4. | Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных: Дню защитника Отечества; Дню Победы; Дням Воинской Славы. | Весь период | Зам. дир по ВР, учителя истории | |||||
5. | Разработка сценариев традиционных школьных праздников. | Весь период Зам. дир. по ВР
| ||||||
6. | Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях, патриотических, духовно- нравственных мероприятиях | Весь период Зам.дир. по ВР, рук-ли ШМО, педагог- организатор ОБЖ | ||||||
7. | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций, соревнований. | Весь период Зам. дир. по ВР, отв. за ТБ | ||||||
8. | Изучение позитивного опыта деятельности г. Кумертау, РБ, России по организации и содержанию патриотического воспитания. | 2016-2020гг | Координационный совет | |||||
9. | Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания | 2017-2018 уч.г | Педагог-психолог | |||||
10. | Обобщение опыта работы педагогов школы по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания. | 2019-2020уч.г | Зам. дир. по ВР | |||||
11. | Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации | Весь период | Зам.дир. по ВР | |||||
|
| |||||||
12. | Совещание для классных руководителей «Пути совершенствования военно- патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования». | 2016 г. | Зам. дир. по ВР | |||||
13. | Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» | 2019 г. | Координационный совет |
7. Ожидаемые результаты реализации программы,
их социальная и воспитательная значимость
Пока Вы в состоянии строить планы
и верить в их осуществление-
Вы в состоянии добиться успеха!
Наполеон Хилл
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
В ходе реализации программы «На благо Отечества!» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты через:
1.Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, руководствоваться ими в практической деятельности.
- приобретение детьми позитивного жизненного опыта взаимодействия с другими детьми;
- проявление у детей социальной активности, позитивного жизненного настроя;
- приобретение умений и навыков в различных областях деятельности;
продвижение обучающихся в процессе самопознания;
- проявление коммуникативных, лидерских, творческих способностей;
- развитие аналитических способностей, самостоятельности,
формирование гражданско-патриотического, духовно-нравственного сознания и социально-активной позиции;
- формирование осознанного выбора здорового образа жизни, приобщение к занятиям спортом;
- устранение психологических, социальных и групповых барьеров, многих других комплексов и вредных привычек.
2.Результаты, актуальные для развития детского коллектива:
- удовлетворение детей эмоциональным настроем, совместной, коллективной деятельностью;
- сплочение детей в единый, дружный, работоспособный коллектив единомышленников;
- высокая степень организованности в решении задач деятельности;
- атмосфера психологического комфорта;
- повышение уровня воспитанности обучающихся.
3. Результаты, актуальные для развития воспитательной системы школы:
- создание единой системы патриотического воспитания;
- пополнение копилки форм работы по всем направлениям деятельности;
- обогащение содержания патриотического воспитания;
- вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров;
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по патриотическому воспитанию;
- привлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к общественным мероприятиям патриотической направленности и как следствие снижение числа школьников, стоящих на профилактическом учёте;
- использование элементов прогнозирования и экспертной оценки результативности воспитательной работы школы;
- расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования детей и культуры, общественными организациями.
4. Результаты, актуальные для педагогов:
повышение уровня педагогического мастерства;
удовлетворение от совместной творческой деятельности;
развитие аналитических способностей, самореализация взрослых участников программы;
- увеличение количества педагогов, участвующих в конкурсах и в реализации программ патриотического воспитания обучающихся.
5. Результаты, актуальные для родителей:
- обеспечение духовно-нравственного единства семьи и школы;
- формирование гражданской грамотности детей и родителей;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, города;
- стремление к более активному образу жизни;
- удовлетворенность родителей воспитательным процессом школы,
созданием элективных курсов, кружков, секций, реализацией дополнительных образовательных программ патриотической направленности.
8.Информационное обеспечение программы
Детей надо учить тому, что
пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп
1. Агапова И. А. Мы - патриоты!: классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
2. Воронова Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
3. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
4. Жиренко О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва : Вако, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
5. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
6. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
7. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2012. - № 7.
8. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2014.- № 9.
9. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX века. // Преподавание истории и обществознания в школе.-2012.
10. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2015.
11. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
12. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2010.
13. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания "Воспитание гражданина России"
Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной горд...
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Программа патриотического воспитания "Славим Отечество"
Программа дает возможность планомерно вести работу по патриотическому воспитанию в нашем образовательном учреждении, объединить и направить сферу деятельности многих служб, занимающихся воспитанием....
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.
Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...
Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"
Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года...