"Свидание с музыкой"- музыкальная гостиная
методическая разработка (8 класс) на тему

Пузина Татьяна Александровна

Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа».  Это  музыка Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Хорошая музыка интернациональна по своей сути. Ей не страшны большие расстояния и языковые барьеры. Объединяя народы, сближая континенты, она прокладывает путь человечества к миру и прогрессу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svidanie_s_muzykoy.docx27.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Свидание с музыкой»

(Музыкальная гостиная)

Цель: Формирование представлений детей о классической музыке.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений детей о классической музыке.
  2. Познакомить детей   с  произведениями М.И.Глинки, П.И.Чайковского.
  3. Закрепить знания детей о творчестве великих композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского.
  4. Прививать любовь к музыке, помочь осознать силу музыки композиторов, воспевающих красоту, богатство и силу человека и силу самой жизни.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальные инструменты.

Оформление: Цитата - название мероприятия   «Свидание с музыкой»,   портреты композиторов, высказывания о музыке: «Музыка – душа моя». М.И.Глинка,  «Душа музыки – мелодия». П.И.Чайковский.

Музыкальный материал:

М.Глинка:

- «Вальс-фантазия»

- Романс «Я помню чудное мгновение»

- Романс «Не искушай»

- «Венецианская ночь»

- «Ария Сусанина».

- «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила»

- Романс «Жаворонок».

Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»

П.И.Чайковский:

- финал «Симфонии №4»

- фрагмент Первого концерта

- пьеса из цикла «Времена года».

- «Танец маленьких лебедей» из балета   «Лебединое озеро»

- «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

      (Звучит вступление к «Сентиментальному вальсу». Выходят ведущие.)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущая: Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной.

Ведущий: Сегодня мы познакомим вас с творчеством двух великих русских композиторов. Будем учиться слушать и понимать классическую музыку.

Вместе: Свидание с музыкой начинается!

(Звучит «Вальс-фантазия» Михаила Глинки.)

1.Ученик: Вот музыка та, под которую

Мне хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории

И дробь барабанов, и медь.

Возьмите себе их в союзники

Легко, до скончания дней,

Меня же оставьте с той музыкой.

Мы будем беседовать с ней.                               Б.Окуджава.

(Звучит вступление к романсу М.И.Глинки «Я помню чудное мгновение»)

Ведущая: Какая прекрасная музыка звучит!

Ведущий: А кто её автор?

Ведущая: Михаил Иванович Глинка.

Ведущий: Глинка? Эта фамилия мне знакома. Мы слушали произведения этого композитора на уроках музыки.

Ведущая: Я считаю, что Глинка должен быть знаком каждому, кто живёт в нашем веке. Ведь именно мелодия музыки Глинки в конце 20 века на несколько лет стала российским гимном. Давайте послушаем её начальные такты.

(Звучит запись бывшего российского гимна.)

Ведущий: Музыка М.И.Глинки так прекрасна потому, что он обладал удивительным даром – мелодизмом. Не зря ещё при жизни он был признан классиком.

2. Ученик: И совершенно справедливо. Ведь подобно А.С.Пушкину, который создал наш литературный язык, М.И.Глинка создал язык музыкальный. Он первый из композиторов сочинил оперную, балетную и симфоническую музыку, которая образцом для целого ряда поколений композиторов.

3.Ученик: А ещё М.И.Глинка стал основоположником русского романса, и один из своих шедевров он написал на стихи А.С.Пушкина. этот романс и звучал в начале нашего вечера – «Я помню чудное мгновение». Послушаем же этот романс.

(Звучит романс «Я помню чудное мгновение».)

4.Ученик: Много романсов сочинил М.И.Глинка на стихи А.С.Пушкина. Но будущий композитор впервые увиделся с Пушкиным в годы учебы в Петербургском благотворительном пансионе. По окончании пансиона Михаил Иванович убеждает отца, что ему надо учиться музыке. Уже тогда первые сочинения Глинки оценили знатоки музыки.  Послушайте один из первых его романсов – элегию «Не искушай» на стихи Евгения Баратынского. Тепло и искренне рассказывает композитор в этом романсе о тревогах и сомнениях человеческого сердца. Музыка наполнена волнением и силой чувства.

(Звучит романс «Не искушай».)

Ведущий: Музыкальных учебных заведений тогда в России не было, и Глинка едет в Италию к знаменитым преподавателем.

Ведущая: И как же учился юный русский сеньор?

Ведущий: Уверенно. Так уверенно, что вскоре превзошёл своих учителей, и они стали звать его почтительным словом «маэстро», что в переводе и означает «учитель».

6.Ученик: «Венецианская ночь» написана на слова поэта Ивана Козлова, и музыка и стихи воспевают южную благоуханную ночь в Венеции. В музыке мы слышим и колыхание волн, и капельки воды, падающей в весёл. Итак, представьте себе блеск полной луны, прозрачный ароматный воздух и напев баркаролы – песни венецианских лодочников.

(Звучит романс «Венецианская ночь».)

8.Ученик: Годы жизни в Италии принесли Глинке, по его собственным словам, много пользы. Возвратившись в 1834 году в Россию, в кругу друзей – поэтов и музыкантов – Глинка рассказал о своём замысле написать оперу на русскую тему. Поэт Василий Андреевич Жуковский подсказал ему сюжет – подвиг народного героя Ивана Сусанина.

9.Ученик: И вот в 1836 году такая опера была написана – «Иван Сусанин». Восторгам зрителей и музыкантам не было предела. Наконец, на оперной сцене, впервые, был поставлен спектакль, героям которого был простой человек, крестьянин, совершавший подвиг во имя Родины и отдающий свою жизнь за Родину. Оперой «Иван Сусанин» восторгался А.С.Пушкин.

Звучит «Ария Сусанина».

10.Ученик: Композитор и поэт обсуждали план совместной работы над оперой «Руслан и Людмила», но, к сожалению, этому замыслу не суждено было воплотиться: через два месяца великий поэт был убит на дуэли. Из-за различных трудностей, связанных со службой Глинки, его вторая опера «Руслан и Людмила» появилась в свет толь через шесть лет – в 1842 году.

Звучит «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила».

11.Ученик: Но за эти шесть лет Глинка создал немало других произведений – «Вальс-фантазию», романсы. Он был в дружбе с поэтом Нестором Кукольниковым, и многие свои произведения писал на его слова. Один из таких романсов – «Жаворонок» - полон восхищения прелестью родной природы. По музыке своей «Жаворонок» напоминает напев народной песни. А вступление и проигрыш передают трели маленькой птички, то поднимающейся высоко в небо, то вновь спускающейся к земле.

Звучит романс «Жаворонок».

12.Ученик: Трудным, но славным был жизненный путь композитора. Во второй половине 19 века русская музыка достигла своего расцвета, и этим она во многом обязана гению Глинке.

13.Учеинк: Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

Люблю её заречную

С нарядными оплечьями.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Звучит финал «Симфонии №4» П.И.Чайковского.

14.Ученик: Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше славное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа».  Это  музыка Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Хорошая музыка интернациональна по своей сути. Ей не страшны большие расстояния и языковые барьеры. Объединяя народы, сближая континенты, она прокладывает путь человечества к миру и прогрессу.

15.Ученик: После окончания Петербургского училища правоведения П.И.Чайковский был направлен на службу в департамент Министерства юстиции. Но чиновник из Петра Ильича не получился. Немало удивив родных, он бросил службу, навсегда связав свою жизнь с музыкой. «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, - пишет он рассерженному его «легкомыслием» брату, - но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной».

16.Ученик: Музыкально-педагогическая деятельность П.И.Чайковского началась в Московской консерватории. Тут родились его первые симфонии и оперы, знаменитые фантазии «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Буря», Первый концерт для фортепиано с оркестром, музыка лучшего в мире балета «Лебединое озеро». Кто не знает его опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», его балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», его концертов и симфоний?

17.Ученик: Композитор много путешествовал. Он объездил города Германии, Франции, Италии, Швейцарии. Но ни шумный успех, ни яркие краски чужих городов не смогли одолеть его тоску по Родине. «Жить можно только в России, - пишет он своему другу, - и только живя в ней, постигаешь всю силу своей любви к нашей милой несмотря на её недостатки, родине». «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

18.Ученик: И сегодня сердца миллионов людей завоёвывает глубокая задушевность и красота его музыки, её яркий русский колорит, доступность. Среди фортепианных концертов П.И.Чайковского наиболее популярен Первый. Он произвёл на людей глубокое впечатление. Исполнение этого произведения является обязательным для молодых участников международных конкурсов имени П.И.Чайковского.

Звучит фрагмент Первого концерта Чайковского.

19.Ученик: Выбор темы будущего музыкального произведения – важный момент в творчестве композитора. Однажды, в 1875 году, к Петру Ильичу пришёл известный издатель Н.А. Бернар и заказал для журнала «Нувелист» 12 музыкальных пьес, связанных с месяцами года. Задание понравилось композитору. И он взялся за работу. Так родился знаменитый цикл фортепианных пьес «Времена года». В них Чайковский воспел красоту родной природы, жизнь и труд людей. Они вобрали в себя отзвуки песни, танца. Бытового романса.

Прослушайте пьесу из цикла «Времена года».

20.Ученик: Музыка Чайковского близка и понятна миллионам людей. Слушая её, человек попадает в волшебный мир добра и красоты.

В беспросветные дни осенние

После грозного потрясения,

Злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится,

И внезапно в душе твоей

Ни с того, ни с сего послышится

Танец маленьких лебедей…      М.Алигер

Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

21.Ученик: Научиться понимать серьёзную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А нынче слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту,

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встаёт

И близким кажется и ясным,

То для меня мечта поёт

И веет таинством прекрасным.                А.Блок.

Звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

1.Ведущий: Подошло к концу наше свидание с музыкой. Приглашая вас в музыкальную гостиную, мы хотели показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен, как океан.

2.Ведущий: Впереди у нас целая жизнь. Сохраним в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет нам свои тайны. Всего вам доброго, дорогие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

нетрадиционный урок музыки "Музыкальная гостиная"

В "музыкальной гостинной" дети знакомятся с великими композиторами- классиками, узнают интересные факты из их жизни, знакомятся с их творчеством,слушают произведения этих композиторов....

Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"

Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....