Знакомство с поэтом.
классный час (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Знакомство с поэтом»
(классный час для учащихся 5 класса
с использованием технологии развития критического мышления).
Цель - формирование навыков критического мышления учащихся при
чтении и прослушивании информации.
Задачи: - познакомить учащихся с основными моментами биографии
И.А.Куратова;
- применяя отдельные элементы методики развития критического
мыщления, научить некоторым приемам работы с текстом,
систематизацией информации;
- воспитание уважения к прошлому и культурным традициям своего
края.
Оборудование: - компьютер с мультимедийным проектором для
демонстрации презентации,
- выставка книг И.А.Куратова.
Форма проведения: классный час с использованием технологии развития
критического мышления (подробнее о ней –
приложение 1).
Сценарий классного часа:
Учитель: Ребята, случалось ли вам видеть старые дома? Какое впечатление они производят? У старых, а особенно старинных домов, есть чердак. Что это такое? Какие вещи можно обнаружить на чердаке старого дома? Я хочу рассказать вам об одной такой находке. В селе Визинга неподалеку от церкви стоял дом священника. В дома жила семья священника Куратова, на чердаке этого дома был обнаружен сундучок с вещами, принадлежавшими дяде священника, вещей было немного, в основном бумаги. Но среди этих бумаг были найдены стихи, написанные на коми и русском языках, стихи, о которых до этой находки никто не знал. Я неслучайно рассказала вам эту историю. Как вы думаете, о каком поэте мы будем говорить на сегодняшнем классном часе? Правильно, речь пойдет об Иване Алексеевиче Куратове. (Начало демонстрации презентации). В этом году юбилей поэта. Что такое юбилей? Даты жизни И.А.Куратова: 1839 – 1875гг. Сколько лет со дня рождения поэта отмечается в этом году? И наш классный час называется «Знакомство с поэтом».
Но, прежде чем мы начнем разговор о поэте, давайте определим, правильно ли я придумала название для классного часа, может быть, вы все уже знаете об И.А.Куратове.
Прием «Корзина идей». В течение 3 минут запишите на листочках все, что вам уже известно об этом поэте. (После выполнения работы, дети по очереди читают то, что написали, вычеркивают повторы, учителем высказывания детей фиксируются на доске. Запись ведется в столбик по левому краю доски, так, чтобы впоследствии можно было преобразовать запись в столбик таблицы:
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
После рассмотрения и краткого обсуждения записей из 1 столбика, учащимся предлагается определить, что в первую очередь они хотели бы узнать о жизни и творчестве И.А.Куратова, целесообразно сделать акцент на детстве и годах учебы поэта, так как данный материал соответствует возрасту и жизненному опыту учащихся, вызывает у них интерес).
Учитель: Итак, вам хотелось бы узнать о детстве, семье поэта, как и где он учился, какова его дальнейшая жизнь. Это мы занесем во второй столбик нашей таблицы: «Хочу узнать».
- Итак, все мы родом из детства. Не был исключением и первый коми поэт Иван Алексеевич Куратов. Его родиной было село Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. (Показ слайдов презентации). О детстве поэта и его семье известно не так много. А что именно, вы расскажете сейчас сами.
Прием «Инсерт». Учащимся предлагается небольшой текст о детстве поэта (приложение 2). Предлагается в парах прочитать текст и отметить знаком «+» те сведения, которые являются новыми для учащихся. После первого прочтения учитель выясняет, встретились ли в тексте непонятные слова, объясняет их значение, затем учащиеся работают с тестом по выявлению новых фактов и сведений. Затем учащиеся рассказывают, какие сведения им удалось узнать, делаются краткие записи в графе «Узнал».
Учитель: Начались годы учебы будущего поэта. Учиться он начал в Яренском духовном училище, где готовили будущих священников. Учащиеся были из небогатых семей, быт училища был не очень пригоден для детей, но Куратов учился. В одном из своих стихов он напишет, что дрожа от холода, ходил в школу босиком, часто голодал. Но вот училище позади. Иван Алексеевич поступает в Вологодскую духовную семинарию ( духовное учебное заведение более высокого уровня). В ней обучалось более 500 семинаристов. Обучение в семинарии было бесплатным. Возраст семинаристов составлял 14-18 лет. Преподавались предметы богословского цикла: Священное Писание, богословие, церковное пение, церковная история. Широким был круг общеобразовательных предметов: греческий язык, латинский язык, церковно-славянский язык, иврит, немецкий язык, французский язык, география, арифметика, алгебра, гражданская история. В семинарии Иван Алексеевич уже постоянно пишет стихи, а в честь приезда в Вологду императора Александра II талантливый зырянин (так называли Куратова) должен был прочесть написанные им стихи, но это прочтение не состоялось. Закончилась и учеба в семинарии. Иван Алексеевич очень хотел учиться в Московском университете, изучать литературу, языки, историю, тем более, что у него появился замысел создать грамматику родного коми языка. Но для этой учебы нужны были деньги, а бедная семья Куратовых выслать эти деньги не могла. Тогда он решается на хитрость: едет в Москву будто бы для поступления в духовную академию, в Троице-Сергиевой лавре, а потом относит документы в университет. Но подготовиться к экзаменам он не успевал, пришлось поступить в академию в надежде через год сдать экзамены в университет. Но из академии его исключили, а денег на жизнь в Москве не было, тогда Иван Алексеевич принимает решение вернуться в родные края и работать учителем. Место ему нашлось в церковно-приходском училище в Усть-Сысольске. Вот как произошла встреча учителя с его первыми учениками. (Учитель читает отрывок из книги В. Муравьева. «Первые песни». Перед началом чтения учащимся дается задание: найти отличия церковно-приходской школы XIX века от современной. Затем демонстрируется слайд со сравнительной таблицей, проводится проверка, все ли отличия назвали дети.)
- Иван Алексеевич стремился учить детей на родном для них коми языке, работал над составлением грамматики коми языка, писал много стихов. В газете «Вологодские губернские ведомости» печатались его статьи о коми языке, были напечатаны и 5 стихотворений (правда в переводе на русский язык и без указания имени автора).
Учитель или специально подготовленные учащиеся читают стихи И.А.Куратова (целесообразно выбрать 2-3 стихотворения, доступные для данного возраста).
Учитель: Какое настроение преобладает в стихах? Как вы думаете, почему стихи грустные? Действительно, жизнь поэта была не очень радостная. За ним следила полиция, кроме того его постигла неудача в любви. Девушка, которую любил поэт, Александра Попова из Зеленца, отказалась стать его женой. Поэта ничего не радует, и он принимает решение – изменить свою жизнь. Он уезжает в Казань, где учится в военно-юридической школе. А после ее окончания получает назначение на службу в Казахстан. (Учащимся предлагается найти Казахстан на карте).
Это было очень далеко от родных мест поэта, от края, с которым он расстался, как оказалось, навсегда. Он служит сначала в городе Семипалатинске, затем в городе Верный. Много ездит по жарким казахским степям, проводит расследования, защищает тех, кого обвиняли в преступлениях напрасно. Его называют честным чиновником. Он продолжает работу над грамматикой родного языка, пишет стихи, но главная их тема – смерть. Жара и постоянные разъезды привели к болезни, и в 36 лет Иван Алексеевич умер. Могила его неизвестна. Вещи поэта родственники пересылали друг другу, пока после находки рукописей И.А.Куратова в селе Визинга о первом коми поэте не узнали все. Сейчас стихи и статьи Куратова издаются, их изучают в школе, многие улицы в крае названы именем поэта, переименовано и его родное село, есть памятники И.А.Куратову. (Демонстрируются слайды из презентации). Давайте заполним до конца последний столбик нашей таблицы «Узнал». (Дети вносят предложения по заполнению последнего столбика таблицы).
Прием «Составление кластера». Ребята, давайте, вспомним основные этапы жизни И.А.Куратова, они связаны с разными населенными пунктами. Какую идею вы могли бы предложить для составления схемы жизни поэта. (Заслушиваются идеи детей, как правило, предлагают записать по порядку места, связанные с жизнью поэта). Я предлагаю вашему вниманию такую схему. (Демонстрируется слайд с кластером. Работа по кластеру – расшифровка. Вспоминаем каждый этап жизни. Проверка, все ли этапы отражены). Ребята, я закрасила каждый овал схемы в определенный цвет, который у меня ассоциировался с данным моментом жизни поэта: Яренск – бледно - синий (надежда, но слабая), Вологда – ярко- синий ( первые успехи, надежда на продолжение образования), Усть-Сысольск – коричневый (много трудностей, неудач). Объясните, почему у других городов – такие цвета. Овал с надписью «Кибра» у меня оставлен белым, мне хотелось бы, чтобы вы сами выбрали для него цвет. (Демонстрируется окончательный вариант кластера).
- Итак, мы познакомились с жизнью и творчеством первого коми поэта И.А.Куратова, но это было лишь знакомство. Новые встречи с поэтом и подробное изучение его наследия у вас еще впереди. (Приложение 3.) Спасибо за работу!
Приложение 1.
Технология развития критического мышления
(основные приемы).
Данная технология достаточно популярна на современном этапе развития образования. В ней:
- во-первых, определена структура познавательной деятельности школьника, в соответствии с которой выстраиваются стадии процесса познания;
- во-вторых, изменена формулировка целей урока (занятия), которые стали конкретными и реально позволяют оценить степень
продвижения учащихся к теоретическому знанию.
В данной технологии выделяются 3 стадии (этапа).
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом занятии (уроке или внеклассном мероприятии) обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к
изучаемому материалу.
Для каждой из стадий характерны свои методические приемы. Их достаточно много. Целесообразно рассмотреть те из них, которые применялись на занятии.
Прием «Корзина» идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока (занятия), когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
На проведенном занятии не присутствовала групповая работа, что объясняется использованием данного приема в данном классе впервые и малой численностью учащихся (6 человек). В больших классах рекомендуется соблюдать весь алгоритм приема.
Прием «Инсерт» («Пометки на полях»).
Технология развития критического мышления предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
- Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
- Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Использование этого приема требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
На проведенном занятии в работе с текстом дети использовали только один знак «+». Это объясняется спецификой задач занятия – познакомиться с жизнью поэта и достаточно небольшим промежутком времени, отведенном для чтения текста.
Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Встречаются и иные варианты наименования колонок: в частности иногда меняют местами 2 и 3 колонки. Это представляется оправданным, так как фактически в колонке «хочу узнать» формулируются задачи урока (причем, силами самих учащихся); а колонка «узнал» позволяет провести этап рефлексии, выявить достижения школьников на конкретном занятии и пробелы в знаниях.
Маркировочная таблица (1 вариант)
З | У | Х |
|
|
|
Маркировочная таблица (2 вариант)
З | Х | У |
|
|
|
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Возможно особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Прием «Составление кластера» («паучок»)
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока (занятия):
- на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
- на стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
- на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
На проведенном занятии кластер использовался на стадии рефлексии и фактически был предложен учителем, хотя идею смогли предложить дети. Кроме того, кластер был самой простой формы. Это объясняется достаточно большим количеством новых приемов, используемых на занятии.
Приемы технологии развития критического мышления не исчерпываются приведенным перечнем, их довольно много.
Приложение 2.
Иван Алексеевич Куратов родился 18 июля 1839 года в селе Кибра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Куратово Сысольского района Республики Коми) в многочисленной семье церковного дьякона Куратова Алексея Петровича и государственной крестьянки Гориновой Екатерины Ивановны. Был самым младшим девятым ребенком. Сестры учили младших братьев чтению и письму, рассказывали сказки про Перу-богатыря и Ема-бабу, про Вакуль и Яг морта. Иногда под треск лучины старшие братья читали книги, которые отец приносил из церковной библиотеки. Потом поэт напишет: «Я ребенком в люльке, слышал говор милый…» Он не только слышал, но и запоминал народных персонажей, яркие выражения, а самое главное, Иван Алексеевич с детства глубоко понял свой родной коми язык. Куратовы жили небогато, а когда умер отец (Ивану шел тогда шестой год), оказались за краем бедности. Несмотря на все трудности и лишения, энергичная мать стремилась, чтобы все девять детей получили образование. В возрасте 11 лет Иван вслед за братом поступил в Яренское духовное училище. (По статье Т.Пашинской «Зырянский брат Достоевского»).
Приложение 3.
Идеи дальнейших тем классных часов, посвященных И.А.Куратову:
- Что мы видели в музее? (обсуждение и систематизация сведений, полученных в ходе экскурсии в музей с. Куратово. Возможно создание детьми под руководством учителя виртуальной экскурсии с использованием сделанных фотографий).
- Его именем названы… (возможна организация проектной деятельности учащихся: сбор систематизация, оформление и представление информации о местах, названных именем И.А.Куратова).
- Мать поэта. (Личностно-ориентированный классный час с привлечением фрагментов книги Г. Федорова «Зарница», М., «Современник», 1985, в которой описаны приезд матери поэта – Екатерины Ивановны к сыну в Усть-Сысольск и приезд И.А.Куратова в родное село. Художественное описание этих событий дает возможность педагогу построить разговор с учащимися о нравственных проблемах, отношениях детей и родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие «Знакомство с английским поэтом Уильямом Вордсвортом»
Занятие позволяет познакомить обучающихся с жизнью и творчеством выдающегося английского поэта Уильяма Вордсворта, повысить интерес к изучению английского языка и английской литературы....
Мультфильм для знакомства с творчеством выдающегося композитора, математика и поэта эпохи барокко Алессандро Марчелло "Зеркало".
Мультфильм "Зеркало". Кстати, большое спасибо выдающемуся политику, одолжившему свой голос для мультфильма.Посмотреть его можно по гиперссылке - Мультфильм на YouTube. Использован знам...
Знакомство с поэтами Усманского района
Завадовский Л.Н...
Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя и его поэзией. Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.
подробный конспект урока с элементами тестирования, лекции, беседы и анализа...
Знакомство с творчеством поэта - патриота своей малой родины Ольгой Чайкой
Данная презентация была подготовлена для проведения школьного конкурса чтецов, посвящённого творчеству поэта-патриота своей малой родины Ольги Чайки...
Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"
Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"...
Классный час "Знакомство с поэтом и стихотворение "Молния" "
Знакомство с поэтом, биография и его произведениями....