Решение занимательных задач по математике
элективный курс по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Кострово»
Утверждено Директор школы ___________ Ю.А.Афанасьева приказ №_____от «____»____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании МО учителей - предметников протокол № _____ от «____»_____20___г. | Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № ___от «____»___20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Решение занимательных задач по математике»
6 класс
Количество часов в год – 35
Составитель:
Меркулова У.В, учитель математики
п. Кострово
Пояснительная записка.
Программа «Занимательная математика» составлена с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», установленных основной образовательной программы основного общего образования МАОУ ООШ п.Кострово.
Программа «Занимательная математика» предназначена для подготовки учащихся 6 класса по математике. Изучение математики вносит определяющий вклад в умственное развитие человека.
Тематика разделов подобрана таким образом, что при изучении программы у ребят происходит расширение миропознания, развиваются творческая и прикладная стороны мышления. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами.
Цель: формирование познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики.
Задачи:
— развивать любознательность, смекалку, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы, сравнивать, анализировать, наблюдать;
— создавать условия для развития успешности учащихся на основе компетентностного подхода.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Ча- сы | Виды деятельности Форма контроля | |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся. | |
2 | Как люди научились считать. | 1 | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | конкурс на лучшую презентацию |
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | устный счёт | математический диктант |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 2 | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | тестирование |
5 | Упражнения с числами | 1 | работа с алгоритмами | тестирование |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | составление математических ребусов | конкурс на лучший математический ребус |
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | решение теста -кроссворда | проверочный тест |
8 | Упражнения с числами | 1 | работа с алгоритмом | контрольный тест |
9 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | самостоятельная работа | мини-олимпиада |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | составление схем, диаграмм | тестирование |
11 | Загадки- смекалки. | 1 | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку |
12 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | работа с таблицей разрядов | тест |
13 | Обратные задачи. | 1 | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» |
14 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | тестирование |
15 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | инсценирования задач | конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
16 | «Газета любознательных». | 1 | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету |
17 | Решение нестандартных задач. | 1 | решение задач на установление причинно-следственных отношений | тестирование |
18 | Решение олимпиадных задач. | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
20 | Школьная олимпиада | 1 | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада |
21 | Игра «Работа над ошибками» | 1 | работа над ошибками олимпиадных заданий | тестирование |
22 | Математические горки. | 1 | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» |
23 | Наглядная алгебра. | 1 | работа в группах: инсценирование | тестирование |
24 | Решение логических задач. | 1 | схематическое изображение задач | тестирование |
25 | Игра «У кого какая цифра» | 1 | творческая работа | тестирование |
26 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
27 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | викторина |
29 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | Работа в парах по решению задач | школьная олимпиада |
30 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | составление знаковых систем | тест |
31-32 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | индивидуальная работа | тестирование |
33-34 | Математический КВН | 2 | работа в группах | школьная олимпиада |
35 | Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование |
Содержание программ
- Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2 часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1 час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. - 1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. - 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 2 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 часа
Систематизация знаний по изученным разделам.
Контроль
1 уровень: Мини-олимпиада (Приложение 1);
2 уровень: Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи;
3 уровень: Школьная олимпиада.
Список литературы
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики
Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...
Решение занимательных задач(сентябрь)
Презентация к факультативному занятию, проведённому в сентябре....
Решение занимательных задач в октябре
Презентация к факультативному занятию, проведённому в октябре....
Решение занимательных задач в ноябре
Презентация к факультативному занятию, проведённому в ноябре....
Решение занимательных задач в декабре
Презентация к факультативному занятию, проведённому в декабре....
разновозрастная олимпиада "Решение занимательных задач по математике"
Методическая разработка групповой деятельности учащихся во внеурочное время. Тема: «Решение занимательных задач по математике».Форма: разновозрастная олимпиада. Вид занятия: ролевая игра....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса
Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...