разновозрастная олимпиада "Решение занимательных задач по математике"
олимпиадные задания (5 класс) по теме
Методическая разработка групповой деятельности учащихся во внеурочное время.
Тема: «Решение занимательных задач по математике».
Форма: разновозрастная олимпиада.
Вид занятия: ролевая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение занимательных задач по математике | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка групповой деятельности учащихся во внеурочное время. Тема: «Решение занимательных задач по математике». Форма: разновозрастная олимпиада. Вид занятия: ролевая игра. Выполнила: учитель математики ГБОУ Гимназии № 196 г. Санкт-Петербурга Баженова Валентина Петровна.
Положение о разновозрастной олимпиаде по математике. |
Участники: учащиеся 5-9 классов.
Время: после окончания уроков.
Место проведения: кабинет гимназии.
Материалы: 3 пакета с заданиями (всего 9 задач), 3 инструкции, 3 жетона для жеребьёвки.
Целевые ориентации.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, закрепление знаний, умений, навыков.
Воспитывающие: воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, ответственности.
Развивающие: развитие внимания, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить оптимальное решение, отстаивать свое мнение.
Социолизирующие: адаптация к новым условиям среды, ответственность за свой участок работы, обучение общению, взаимоконтролю и взаимовыручке.
Концептуальные основы опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении в атмосфере свободного творчества. Важнейшая роль принадлежит совместному обсуждению, обмену мнениями, в котором учащиеся анализируют решение задачи, готовятся к защите. Участие в совместной деятельности помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулировать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их рассуждением, учит деловому общению.
Организация игры.
Из участников - учащихся 5-9 классов (по 6 человек от параллели) создают 3 команды. В составе каждой команды по 2 ученика от каждой параллели 5-8 классов. Итак, всего 8 игроков в команде и один капитан - девятиклассник. Трое оставшихся 9-классников являются членами жюри. Членами жюри являются также преподаватели математики. Каждая команда получает карточку с заданиями: по 3 задачи для каждого возрастного уровня (5-8 классов). Карточки с заданиями для всех команд одинаковы. На защиту по жребию выпадает одна из задач каждого уровня. Цена правильного ответа своей задачи 5 баллов, 3 балла за правильный ответ на задачу для другой команды (если она не справится с решением или защитой своей задачи).
Ход олимпиады.
- Сбор участников и формирование 3 команд в учебном кабинете. Объяснение условий игры и получение заданий и инструкций по организации работы в команде.
- Работа команд в трёх различных кабинетах в течение 40 минут.
- Защита выполненных заданий в одном из кабинетов:
1 кон- 5-6 классы: 1 задача от каждой команды,
2 кон- 7 классы: 1 задача от каждой команды,
3 кон- 8 классы: 1 задача от каждой команды.
(Задачи между командами распределяются по жребию).
4. Подведение итогов, награждение победителей.
ИНСТРУКЦИЯ для участников.
- Возможные организационные позиции участников команд: организатор, инициатор, координатор, интегратор, критик, контролер, исполнитель, оформитель, оратор.
- Распределите задания по интересам и по возможностям.
- Распределите время /40 мин./ на предварительное решение задач, обсуждение, оформление и подготовку к защите. Оформленное решение сдается жюри.
- Сбор учащихся для защиты. Выбор задач для защиты (определяется жребием).
- Каждая задача оценивается по пяти бальной системе. Защитив задачу 1 кона, команда переходит во 2 кон. Если команда не дала правильного решения, то команда соперников имеет право на защиту их задания, и при этом получает дополнительные 3 балла. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов.
Содержание задач.
5-6 классы.
1. На окраску кубика ушло 6г краски. Когда она высохла, кубик распилили на 8 одинаковых кубиков. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить неокрашенную часть их поверхности?
Решение.
Так как куб имеет 6 граней, то на окраску одной грани требуется 1г краски. Чтобы куб распилить на 8 одинаковых кубиков, необходимо сделать3 разреза. Значит, появится 6 неокрашенных граней и потребуется 6г краски.
Ответ: 6г.
2. Одновременно навстречу друг другу выползли две черепахи. Скорость первой – 4м/мин, скорость второй – 6 м/мин. Вместе с первой черепахой выбежала собака, скорость которой 20м/мин. Встретив вторую черепаху, она повернула назад и побежала к первой, добежав до нее, снова повернула назад и так бегала до тех пор, пока черепахи не встретились. Сколько м пробежала собака, если черепахи проползли 100м?
Решение.
4+6=10(м/мин) – скорость сближения.
100:10=10(мин) – время движения и черепах, и собаки.
20*10=200(м) – пробежала собака.
Ответ: 200м
3. Каждый день кот Леопольд прогуливался в городском парке. Однажды, 6 апреля кот Леопольд встретил на прогулке мышей – Серого и Белого. Леопольд забыл, когда у мышат Дни Рождения и решил спросить их об этом, чтобы вовремя подарить подарки. «Он был вчера» - ответил Серый мышонок. Белый же мышонок сказал: «Он будет завтра». На следующий день кот Леопольд опять спросил мышат об этом. «Он был вчера» - ответил Серый мышонок. «Он будет завтра» - сказал Белый. Кот Леопольд задумался над словами мышат. Он точно знал, что обманывать они могут только в день своего рождения, хоть и часто шутят над ним. Как же коту Леопольду узнать, когда дни рождения у мышат?
Решение.
Серый мышонок два дня подряд отвечал Леопольду одинаково, что день рождения был вчера. Предположим, что Серый мышонок в первый день сказал правду, следовательно, день рождения у него был 5 апреля, но учитывая, что обманывать он мог только в свой день рождения приходим к противоречию – 7 апреля мышонок не мог обмануть, а получается, что обманул. Наше предположение неверно, значит Серый мышонок обманул 6 апреля и в этот день у него день рождения.
Рассмотрим высказывания Белого мышонка. Предположим, что 6 апреля (в первый день) он сказал правду, тогда его день рождения 7 апреля и высказывание, которое Белый сказал во второй день – ложь. Следовательно, день рождения Белого мышонка 7 апреля.
Ответ: 6 апреля – у Серого мышонка, 7 апреля – у Белого мышонка.
7 класс.
4. Найти наименьшее натуральное число, которое при делении на 7 дает в остатке 6, а при делении на 9 остаток равен 8.
Решение.
В обоих случаях - как при делении искомого числа на 7, так и при делении его на 9 остаток на единицу меньше делителя. Увеличив делимое на 1, получим число, которое делится без остатка и на 7, и на 9. Наименьшее такое число - 63. Искомое число на 1 меньше и равно 62.
Ответ: 62.
5. От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока. Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока. Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молоком доверху и выпил все до конца. Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе?
Решение.
Количество выпитого черного кофе равно первоначальному его количеству и составляет 1 стакан. Молока долили вначале полстакана, затем треть стакана, и, наконец, шестую часть стакана, т.е. в общей сложности 1/2 + 1/3 + 1/6 = 1 стакан. Следовательно, кофе и молоко выпито поровну.
Ответ: поровну выпито молока и кофе.
6.Объём воды при замерзании увеличивается на 10%? На сколько процентов уменьшается объём льда при таянии?
Решение.
При замерзании объём воды увеличивается на 1/10, то есть становится равным 11/10. При таянии льда объём уменьшается на 1/11 от объёма полученного льда (100% льда), то есть на 100/11%.
Ответ: на 100/11%.
8 класс.
7. Было взято 10 листов бумаги. Некоторые листы разрезали на 10 частей, затем некоторые из получившихся кусков вновь разрезали на 10 частей и т.д. На каком-то этапе подсчитали общее количество получившихся листов бумаги. Оказалось их всего 1386 листов бумаги. Правильно ли подсчитали количество листов?
Решение.
В результате разрезания одного листа общее количество листов увеличивается на 9. Поэтому конечное число листов, за вычетом 10-ти исходных, должно быть кратным 9; следовательно, подсчет выполнен неверно.
Ответ: неверно.
8. В одном резервуаре 380 м3 воды, а в другом - 1500 м3. В первый резервуар каждый час поступает 80 м3 воды, а из второго каждый час выкачивают 60 м3. Через сколько часов воды в резервуарах станет поровну?
Решение. 1 способ. Решим алгебраически.
Обозначим время выравнивания воды - за x часов, объем в первом сосуде - за y м3, а во втором - за z м3. Тогда имеем уравнения:
y = 380 + 80·x (1);
z = 1500 - 60·x (2).
Так как y = z, приравняв правые части уравнения (1) и (2), найдем искомую величину
х = 8.
2 способ. Решим эту же задачу арифметическим методом.
Почему возник вопрос задачи: когда воды будет поровну? Потому что изначально объемы воды в сосудах не равны между собой. Но это только вначале. В резервуар, в котором воды мало, подкачивают воду, а из резервуара, где воды много - ее откачивают. Значит неизбежно, наступит момент, когда воды будет поровну.
Определим разницу в объемах воды в начале процесса, она равна 1500 - 380 =1120 (м3). За счет чего может исчезнуть эта разница? За счет поступления воды (80 м3 / час) в сосуд с малым ее количеством и отвода ее (60 м3 / час) из сосуда с большим количеством воды.
Следовательно, нам надо сложить оба потока (так как они оба "работают " на исчезновение разницы). Сумма потоков равна 80 + 60 = 140 (м3).
Искомое время определим делением первоначальной разности объемов на сумму двух потоков. Т.е. 1120/ 140 = 8часов.
Ответ: 8 часов.
9. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. Площадь одной клетки равна 1.
Решение.
Из площади прямоугольника 8∙4=32 вычитаем площади прямоугольных треугольников, т.е. сумму ½∙ ( 5∙3 + 3∙4 + 8∙1) =
17, 5 кв.ед. Имеем 32 – 17,5 = 14,5.
Ответ: 14,5 кв.ед.
Карточки с заданиями для команд.
5-6 классы.
1. На окраску кубика ушло 6г краски. Когда она высохла, кубик распилили на 8 одинаковых кубиков. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить неокрашенную часть их поверхности?
5-6 классы.
2. Одновременно навстречу друг другу выползли две черепахи. Скорость первой – 4м/мин, скорость второй – 6 м/мин. Вместе с первой черепахой выбежала собака, скорость которой 20м/мин. Встретив вторую черепаху, она повернула назад и побежала к первой, добежав до нее, снова повернула назад и так бегала до тех пор, пока черепахи не встретились. Сколько м пробежала собака, если черепахи проползли 100м?
5-6 классы.
3. Каждый день кот Леопольд прогуливался в городском парке. Однажды, 6 апреля кот Леопольд встретил на прогулке мышей – Серого и Белого. Леопольд забыл, когда у мышат Дни Рождения и решил спросить их об этом, чтобы вовремя подарить подарки. «Он был вчера» - ответил Серый мышонок. Белый же мышонок сказал: «Он будет завтра». На следующий день кот Леопольд опять спросил мышат об этом. «Он был вчера» - ответил Серый мышонок. «Он будет завтра» - сказал Белый. Кот Леопольд задумался над словами мышат. Он точно знал, что обманывать они могут только в день своего рождения, хоть и часто шутят над ним. Как же коту Леопольду узнать, когда дни рождения у мышат?
7 класс.
4. Найти наименьшее натуральное число, которое при делении на 7 дает в остатке 6, а при делении на 9 остаток равен 8.
7 класс.
5. От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока. Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока. Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молоком доверху и выпил все до конца. Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе?
7 класс.
6.Объём воды при замерзании увеличивается на 10%? На сколько процентов уменьшается объём льда при таянии?
8 класс.
7. Было взято 10 листов бумаги. Некоторые листы разрезали на 10 частей, затем некоторые из получившихся кусков вновь разрезали на 10 частей и т.д. На каком-то этапе подсчитали общее количество получившихся листов бумаги. Оказалось их всего 1386 листов бумаги. Правильно ли подсчитали количество листов?
8 класс.
8. В одном резервуаре 380 м3 воды, а в другом - 1500 м3. В первый резервуар каждый час поступает 80 м3 воды, а из второго каждый час выкачивают 60 м3. Через сколько часов воды в резервуарах станет поровну?
8 класс.
9. Найдите площадь треугольника, изображенного на рисунке. Площадь одной клетки равна 1.
Карточки подведения итогов.
Команда №1 | Команда №2 | Команда №3 | |
1 кон | Фамилия Баллы | Фамилия Баллы | Фамилия Баллы |
2кон | Фамилия Баллы | Фамилия Баллы | Фамилия Баллы |
3кон | Фамилия Баллы | Фамилия Баллы | Фамилия Баллы |
Итог |
Литература.
- Нагибин Ф. Ф. Математическая шкатулка - Учпедгиз, 1958 г.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 — 6 кл. общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение, 1995.
- Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий / авт.-сост. В.В. Трошин. - М.: Глобус, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательные задачи по математике"
Существенной характеристикой изменений в организации и проведении декад по математике является развитие образовательных потребностей учащихся через формирование надпредметных ключевых компетенций: инф...
Роль занимательных задач в математике
ВВоспитание у школьников интереса к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характ...
Занимательные задачи по математики
Цель: развитие и расширение кругозора учащихся....
Занимательные задачи по математике
Материал может быть использован на групповых внеурочных занятиях по математике среди 7-9 классов...
Занимательные задачи по математике для 5-6 классов
Занимательные задачи по математике для 5-6 классов с ответами...
Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »
Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...
Презентация по математике 5 класс "Занимательные задачи по математике"
Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество...