Сквернословие как проявление бездуховности: пути преодоления
статья (10 класс) на тему

Лариса Леонидовна Телегина

Наш язык - «великий и могучий» -этот дар Божий, в последнее время претерпевает значительные изменения. Всё больше появляется в языке слов иноязычного происхождения; язык засоряется бранными и нецензурными словами, которые сплошным потоком льются с экрана телевизора. Но то, какие слова мы произносим, совсем не безвредно для духовного здоровья человека. .  «Любое произнесенное слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, способная очень существенно изменить всю вашу жизнь», - утверждают ученые.  Об этом шла речь на классном часе в 10  классе восьмой   школы. Ребята узнали о духовной сущности слова и о том, что любое слово способно преобразовать наше сознание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon о духовной сущности слова 50 КБ

Предварительный просмотр:

Сквернословие как проявление бездуховности: пути преодоления

Наш язык - «великий и могучий» -этот дар Божий, в последнее время претерпевает значительные изменения. Всё больше появляется в языке слов иноязычного происхождения; язык засоряется бранными и нецензурными словами, которые сплошным потоком льются с экрана телевизора. Но то, какие слова мы произносим, совсем не безвредно для духовного здоровья человека. Так, учёные из РАН под руководством П.П.Горяева провели эксперименты со словами. Оказывается, что некоторые из произносимых нами в привычном житейском обиходе слов по своей разрушительной силе вполне могут быть сопоставимы с последствиями термоядерного взрыва. Как утверждают учёные, наиболее разрушительными оказались «нечистые слова». Именно эти «словесные исчадия ада», проникая в организм через органы слуха, буквально взрываются в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы. Это, в свою очередь, вызывает рода мутации, ведущие к неизбежному вырождению.

        Волновые генетики утверждают: генетическому аппарату человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает или читает. Любая информация может впечатываться в так называемый волновой ген. И та негативная информация, которую получает человек с экрана телевизора, так же «отпечатывается» в его генетической программе.  «Любое произнесенное слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, способная очень существенно изменить всю вашу жизнь», - утверждают ученые.

 

        Об этом шла речь на классном часе в 10  классе восьмой   школы. Ребята узнали о духовной сущности слова и о том, что любое слово способно преобразовать наше сознание.  Это очень важно знать молодому подрастающему поколению, ведь молодежный сленг изобилует не только жаргонизмами, но и откровенной ненормативной лексикой, что приводит к разрушению здоровья. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы В. Троицкий обращает внимание на то, что «духовная сущность слова недостаточно осмысливается учителями и еще менее – школьниками. Наше слово, справедливо считали многие ученые, одновременно принадлежит не нам. Оно создавалось с Божией помощью в горниле житейского опыта предшествующих поколений через трудное обретение соприродных ему смыслов, чувств, настроений и через внутреннее созерцание живых духовных истин».

        Ребята 10-х классов написали сочинение на тему: «Когда какое слово молвить». Вот некоторые из них:

Шарапов Эдик: «Слово играет важную роль в нашей повседневной жизни. Словам можно выразить очень многое: любовь, ненависть, дружбу. Порой словом можно обрадовать до глубины души, а порой – огорчить до слёз. … Я стараюсь взвешивать каждое слово, которое говорю, чтобы не обидеть ближнего. Но иногда я замечаю, что говорю лишние слова, которыми обижаю людей, потом я начинаю каяться в этом «просить прощение у тех, кого обидел».

 Коджаев Эльчин: «Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь»,  - эта русская народная пословица служила примером для многих людей, как надо обращаться со  словом, и до сих пор служит. Прежде, чем произносить слово и говорить о чём – либо, нужно подумать, а не ранит ли твоё слово собеседника. Обсуждая какую - нибудь тему разговора, ты не должен врать (лгать) или употреблять бранную речь.»

Маркелова Наташа: «Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри, поэтому надо быть очень осторожным со словом. В нашем языке есть слова, которых нужно стыдиться. Есть люди, которые не могут построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Я вполне согласна со словами И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.» Наш язык очень богат, красив, прекрасен. Я очень горда, что я родилась в России. Я бы хотела, чтобы наш русский язык изучали во всём мире».

Столбовой Коля: «Проблема загрязнения нашего языка, я думаю, всегда была актуальный: новые слова, приходящие к нам с Запада, буквально «заполонили» речь русского человека, и в то же время, - забывание многих прекрасных исконно русских слов. По моему мнению, проблема бескультурной речи вместе с пустым отношением к нашей лексике, есть главная проблема России, Русский язык невыразимо красив, он так выразителен!»

Пушкина Яна: «В разное время, в различных местах мы по-разному употребляем слова, с различной интонацией, с различной выразительностью. Но, к большому несчастью, мы стали использовать слова бранные слова, слова иноязычные, и что для нас стало как в порядке вещей. Это неправильно! Мы обязаны предотвратить это! Очистить наш русский язык от «нечистых слов». Ведь мы –самая духовно-богатая нация и наш русский язык – самый замечательный язык! Я очень люблю свой родной язык и горжусь тем, что разговариваю и общаюсь на током красивом языке».

Шашников Никита: «В русском языке множество красивых, приятных для слуха слов, но жаль, что мы иногда про них забываем, начинаем употреблять жаргонизмы и иностранные слова. Я считаю, что не интересно слушать того человека, который не умеет правильно выразить свою мысль. В моём понятии, говорить надо тогда, когда тебя хотят слушать, а не просто так раскидываться словами. И говорить надо правильно, без оскорблений, без сквернословия, а ясно, точно, на уровни личности».

Токмачев Михаил: «Когда человек мог обходиться без слов? Ответ прост- Никогда! Ведь слова - это то, что отличает людей от животных.Осмысленная,четкая речь во все времена была объектом восхищения. Слова дают человеку огромное преимущество-выражение мыслей и эмоций, не при помощи гримас и жестов, а при помощи языка и интонации. Ведь так порой греют душу слова, которые исходят из самого сердца! Многие люди стали забывать всю ценность слов, их словарный запас скуден, бранные слова звучат все время, ну а бурной жестикуляции позавидует даже фокусник. Но именно в этих людях -основная проблема: они не умеют пользоваться словом, они забывают про значимость слова, ведь словом иногда можно вернуть человека к жизни, словом можно убить! Даже грубый человек способен говорить теплые слова, главное, чтобы они шли от сердца и в них не было лжи, так свойственной людям в наше время. С моей точки зрения, очень важно, чтобы человек оставался человеком в любой ситуации и помнил главное: слово-Божий дар, поэтому слово надо беречь и обращаться с ним осторожно».

Мусаев Шамиль: «Слова, которые мы произносим ежедневно, влияют не только на окружающих нас людей, но и на нас самих. Каждый человек должен с большой аккуратностью относиться к слову. Сегодня среди некоторых людей бытует мнение, что без мата русский язык теряет свою выразительность и живость, однако не все понимают, какая беда кроется в скверной брани. Ученые пришли к выводу, что сквернословие разрушает наследственный аппарат человека. Лично я считаю, что нецензурная лексика есть источник плохого настроения, депрессии и других психологических проблем человека, это уже давно доказано. Если нас ругают, если мы слышим нецензурную брань-нам это неприятно, мы испытываем к такому человеку отвращение, неприязнь, чувствуем обиду. Я горячо советую всем людям быть крайне осторожными в выборе слов, которые мы хотим сказать дорогим, близким -и не только-людям».

Журавлев Дмитрий: «Советую всем людям говорить только хорошие слова».

Суворова Ирина: «Есть слово-утешенье

                                   И слово удушенье.

                                   Есть трезвые и пьяные

                                   Лукавые, туманные…

Я считаю, что, произнося слова коварные, пошлые, злые, пусть человек скажет: «Язык мой-враг мой! Думай что говоришь! Не говори того чего не думаешь! Не все что думаешь, говори!»

Рамазанова Диана: «Свое сочинение я хотела бы закончить словами М.Дунаева, которые мне очень понравились: “Сохраним Слово! Не дом, не жизнь, не родину даже-но Слово! Потому что в слове - все. И дом, и жизнь, и родина и вера!»

В Год русского языка в каждой школе, в каждом общеобразовательном учреждении нашего города была проделана огромная работа по воспитанию бережного отношения к русскому языку. Вот и в нашей восьмой школе было проведено много мероприятий познавательных: творческие встречи с писателями и поэтами Земли Югорской, различные конкурсы, открытые уроки, научная конференция, библиотечные уроки… Цель проведения всех этих внеклассных мероприятий – воспитание у детей бережного отношения к языку, уважение к культуре и истории.

Запоминающимся событием для учеников стало посещение городской центральной библиотеки, где они побывали на презентации литературно-художественного альманаха «Зори Самотлора» вместе со своими учителями. Суворова Ирина (10А Кл). Никогосян Армен (7Б кл.), Доронина Ольга и Веснина Марина (8Б Кл.) выступили перед собравшимися в колонном зале библиотеки гостями – а это писатели, поэты нашего города, директора школ, учителя, художники, работники библиотеки – с отзывами о прочитанных в альманахе публикациях.

К десятиклассникам на Творческую встречу был приглашен поэт нашего города Валерий Акимов. Он начал свое общение с ребятами с чтения собственного стихотворения «Русский язык». Поэт читал стихи о нашем городе, о людях, живущих в нем, а также стихи на духовные темы, которых у него очень много: «Мольба», «Рождество Христово», «Пасха», «Чистый четверг», «Равноапостольным Кириллу и Мефодию». Валерий Юрьевич читал стихи о службе в армии, о далекой юности, о любви. После встречи ребята написали отзывы. Вот некоторые из них:

Шарапов Эдик: «Встреча с Акимовым мне очень понравилась. Понравились его стихи про День Победы, про службу в армии. Мне бы хотелось, чтобы такие встречи проходили почаще».

Токмачев Миша: «Несомненно, таким должен быть настоящий поэт: звучный голос, четкая речь, мимика. Отличные стихи, рассказанные его звучным  голосом, становятся еще лучше!»

Журавлев Дима: «Встреча с В. Акимовым мне очень понравилась. Он читает собственные стихи с чувством, хотя его мечта – быть военным – не осуществилась, он стал прекрасным поэтом. Я бы хотел, чтобы он еще раз пришел к нам на встречу».

Пушкина Яна: «Я недавно выступала на научной конференции «Великое русское слово», где рассказывала о духовной сущности слова. Тема меня заинтересовала, поэтому мне очень близки те стихотворения В. Акимова, которые он посвящает русскому языку. Чувствуется глубокий патриотизм поэта в строчках стихотворения, посвященных русскому языку:

Видно сразу, был Богу угоден

Ведь не клекот, не лай и не рык:

Из Солуни Кирилл и Мефодий

Завещали нам русский язык!»

Суворова Ира: «Из стихотворений В. Акимова я узнала о создателях нашей азбуки – Кирилле и Мефодии, которым уже – «одиннадцатый век»:

«Но сколько б не прошло с тех пор, их подвиг будет вечен,

  В бессмертии деяний «нас ради человек». …

Незабываемым для десятиклассников остался и Пушкинский вечер, проведенный в актовом зале: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». Ребята читали стихи Пушкина на философскую тему, о любви, сопровождая чтение рассказом о жизни поэта, его мировоззрении, взглядах. На Пушкинский вечер я пригласила свою учительницу литературы Черепанову Веру Георгиевну, которая учила меня русскому языку и литературе в этой школе. Вера Георгиевна – уважаемый человек в нашем городе, прекрасный учитель, воспитавший не одно поколение учеников. И всем она смогла привить любовь к классике, к слову, к поэзии. Вера Георгиевна всегда читала и читает стихи и прозу наизусть. Вот и в этот раз она прочитала наизусть стихотворение ребятам о юношеской любви, чистой, незабываемой, чем покорила наших современных школьников! Им Вера Георгиевна дала совет больше читать, чтобы стать настоящим культурным человеком. «Сейчас многие гордятся: у меня два высших образования! А зачастую кругозор таких людей слишком ограничен, речь бедна, что свидетельствует о недостатке общей культуры человека, отсутствии начитанности». Эти слова произвели большое впечатление на детей. Так происходит связь поколений.

Об экологии родной речи, русского языка шел разговор и на научно-практической конференции «Великое русское слово», где учащиеся выступали со своими исследованиями. Так, Пушкина Яна, ученица 10Б класса, выступила с исследованием по теме: «О духовной сущности слова» (учитель Телегина Л.Л.), Розенберг Анна, ученица 10Б класса: «Жаргонизмы в речи человека», Солнышкин Андрей, ученик 8Б класса: «Фразеологизмы Новозаветного происхождения в русском языке» (учитель Винокурова Р.Х.) и др.

Ребята рассказывали о том, что вопрос сохранения языка, его чистоты является в наше время очень актуальным, что существует прямая взаимосвязь чтения и речевой культуры человека.

На конференции были представлены и работы по литературному краеведению, что говорит о желании ребят изучать творчество поэтов и писателей Земли Югорской. А на конкурсе чтецов, проводимом в школьной библиотеке, дети читали стихи не только классиков литературы – А.С. Пушкина, С.А. Есенина, но и стихи поэтов родного края. Так идет и патриотическое воспитание, - воспитание любви к своему краю, ибо как сказал поэт Н. Тихонов: «Человек должен с детства, со школы помнить, что у него есть обязанность перед этой красивейшей землей в мире, которую зовут Родина». Большинство мероприятий было проведено в декаду, посвященному Году русского языка. Но эта работа по воспитанию бережного отношения к языку продолжается каждодневно.

Недавно учащиеся нашей школы побывали вместе со своими учителями в городской центральной библиотеке на презентации книги М.К. Анисимковой «Мангазея». А это, в свою очередь, способствует формированию духовной культуры человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»

Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?  В чем в...

«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»

Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Нарушение навыка чтения у учащихся начальных классов, их причины и пути преодоления

В данном докладе раскрывается проблема нарушения навыка чтения у учащихся начальных классов. В последнии годы наметилось увеличения обучающихся с нарушениями навыка чтения в 5-6 раз....

Методы и пути преодоления сценического страха и волнения

Успешное выступления на сцене ребенка является результатом сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня пред концертной психологичес...

конспект урока в 11 классе по теме "Стресс. Пути преодоления"

Урок проходил в 11 классе. На уроке практиковалась устная речь учащихся (монолог, диалог, аудирование) и письмо. Задачи урока: поиск уч-ся путей выхода из кризиса (развитие аналитических способностей)...