МХК. Программа внеурочной деятельности 10-11 класс
рабочая программа (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» реализует социальное направление развитие личности.
Программа внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» реализуется за 2 года обучения, на уровне общего среднего образования.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях.
Планируемые результаты реализации программы
Программа по внеурочной деятельности «Мировая художественная культура» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, определение способа действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
-действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях
Программа “Социальная граммотность” включает десять раздела, связанных между собой, способствующих формированию представления у учащихся о мировой художественной культуре на разных исторических этапах человеческого общества.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание учебного предмета
Художественная культура первобытного мира.(3ч)
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
Художественная культура Древнего мира. (13ч)
Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо – модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. (14)
София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира. Региональные школы Западной Европы.
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4ч)
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры.Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих эпох.
11 класс
Художественная культура эпохи Возрождения. (8ч)
Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Я. ванЭйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура XVII века. (5ч)
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли); живопись (П.-П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах).
Художественная культура XVIII —первой половины XIX века. (8ч)
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер) Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники – И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).
Художественная культура конца XIX – нач. XX вв. (7ч)
Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог,П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди,В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Вру-бель) и музыке (А.Н.Скрябин).
Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт,О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко); эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Про-кофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке).
Художественная культура XX века. (6ч)
Синтез искусств - особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л. Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, ПинкФлойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр). Массовое искусство.
Художественная культура XXI века.
Новые течения в культуре (кинематограф, музыка, театр, литература)
Формы организации деятельности
- диалог;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- семинар;
- дискуссия;
- круглый стол;
- олимпиада;
- проекты;
- конференции;
- творческие задания;
- кейс.
Виды деятельности
- постановка учебной проблемы – подводящий диалог;
- беседа, возможно эвристическая, обсуждение наиболее интересных подходов к решению задач;
- фронтальная работа с использованием раздаточного материала;
- просмотр кинофрагментов или иллюстративного материала в сети интернет;
- мультимедийная презентация;
- самостоятельная творческая работа;
- целевое чтение;
- работа со статистическими данными;
- работа с законодательными актами;
- работа с историческими источниками;
- мозговой штурм;
- деловые игры;
- дискуссии .
3. Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | 10 класс | 11 класс |
1 | Художественная культура первобытного мира | 3 | 3 | |
2 | Художественная культура древнего мира | 13 | 13 | |
3 | Художественная культура Средних веков | 14 | 14 | |
4 | Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века | 4 | 4 | |
5 | Художественная культура эпохи Возрождения | 8 | 8 | |
6 | Художественная культура XVII века | 5 | 5 | |
7 | Художественная культура XVIII — первой половины XIX века | 8 | 8 | |
8 | Художественная культура второй половины XIX — начала XX века | 7 | 7 | |
9 | Художественная культура XX века | 5 | 5 | |
10 | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование 10класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА) | |||||
1 | 1 | Миф — основа ранних представлений о мире. | 1 | ||
2 | 2 | Фольклор как отражение первичного мифа. | 1 | ||
3 | 3 | Зарождение искусства. | 1 | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (13 ЧАСОВ) | |||||
Месопотамия (1 час) | |||||
4 | 1 | Месопотамский зиккурат — жилище бога. | 1 | ||
Древний Египет (2 часа) | |||||
5 | 1 | Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. | 1 | ||
6 | 2 | Магия. Декор гробниц. | 1 | ||
Древняя Индия (2 часа) | |||||
7 | 1 | Индуистский храм | 1 | ||
8 | 2 | Буддийские культовые сооружения | 1 | ||
Древняя Америка (1 час) | |||||
9 | 1 | Храмовая архитектура индейцев Месамерики | 1 | ||
Крито-микенская культура (1 час) | |||||
10 | 1 | Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа. | 1 | ||
Древняя Греция (3 часа) | |||||
11 | 1 | Греческий храм. Эволюция греческого рельефа. | 1 | ||
12 | 2 | Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. | 1 | ||
13 | 3 | Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. | 1 | ||
Древний Рим (2 часа) | |||||
14 | 1 | Особенности римского градостроительства. | 1 | ||
15 | 2 | Планировка римского дома. | 1 | ||
Раннехристианское искусство (1 час) | |||||
16 | 1 | Типы христианских храмов: ротонда и базилика. | 1 | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ) | |||||
Византия и Древняя Русь (7 часов) | |||||
17 | 1 | Византийский центрально-купольный храм | 1 | ||
18 | 2 | Топографическая и временная символика храма. | 1 | ||
19 | 3 | Византийский стиль в мозаичном декоре. | 1 | ||
20 | 4 | Византийский стиль в иконописи. Икона. | 1 | ||
21 | 5 | Формирование московской школы иконописи. | 1 | ||
22 | 6 | Московская архитектурная школа. | 1 | ||
23 | 7 | Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. | 1 | ||
Западная Европа (4 часа) | |||||
24 | 1 | Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». | 1 | ||
25 | 2 | Романская культура. Отображение жизни человека | 1 | ||
26 | 3 | Готика. Готический храм — образ мира. | 1 | ||
287 | 4 | Основные этапы развития готического стиля. | 1 | ||
Новое искусство — Арснова (3 часа) | |||||
28 | 1 | Проторенессанс в Италии. Эстетика Аре нова в литературе. | 1 | ||
29 | 2 | Аллегорические циклы Арснова. | 1 | ||
30 | 3 | Специфика Аренова на Севере. | 1 | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА) | |||||
Китай (1 час) | |||||
31 | 1 | Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. | 1 | ||
Япония (1 час) | |||||
32 | 1 | Культ природы — кредо японской архитектуры. | 1 | ||
Ближний Восток (2 часа) | |||||
33 | Образ рая в архитектуре мечетей. | 1 | |||
34 | Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. | 1 | |||
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 ЧАСОВ) | |||
Возрождение в Италии (4 часов) | |||
1 | Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. | ||
2 | Образ площади и улицы в живописи. Ренессансный реализм в скульптуре. | ||
3 | Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. . | ||
4 | Венецианская школа живописи. | ||
Северное Возрождение (4часа) | |||
5 | Особенности Северного Возрождения. | ||
6 | Мистический характер Возрождения в Германии. | ||
7 | Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. | ||
8 | Ренессанс в Англии. Драматургия. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ) | |||
Барокко (4 часа) | |||
9 | Новое мировосприятие в эпоху барокко | ||
10 | Специфика русского барокко. | ||
11 | Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. | ||
12 | Музыка барокко. | ||
Классицизм – 1 ч. | |||
13 | Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ) | |||
Рококо (1 час) | |||
14 | Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо. | ||
Неоклассицизм, ампир (5 часов) | |||
15 | Музыка Просвещения. | ||
16 | Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. | ||
17 | Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. | ||
18 | Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической живописи. | ||
19 | Зарождение классической музыкальной школы в России. | ||
Романтизм (2 часа) | |||
20 | Романтический идеал и его воплощение в музыке. | ||
21 | Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ) | |||
Реализм (3 часа) | |||
22 | Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники | ||
23 | Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. | ||
24 | Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке. | ||
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа) | |||
25 | Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке. | ||
26 | Символизм в живописи. Постимпрессионизм | ||
Модерн (2 часа) | |||
27 | Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре. | ||
28 | Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи.Специифика русского модерна в музыке. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (5 ЧАСОВ) | |||
Модернизм (3 часов) | |||
29 | Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живописнойповер-хности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразительности в абстракционизме. Иррацио-нализмподсознательного в сюрреализме. Функционализм. | ||
30 | Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм. | ||
31 | Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. Кинематограф. | ||
Постмодернизм (2 час) | |||
32 | Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». | ||
33 | Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XXI ВЕКА | |||
34 | Художественная культура XXI века. | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса
Программа внеурочной деятельности для 1кл. "Русские сказки в народной игрушке"...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"
С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"
Программа составлена на основе· Федерального государственного образовательного с...
Программа внеурочной деятельности в 9 классе "Основы речевой деятельности"
Программа внеурочной деятельности...