«Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется Жизнь».
методическая разработка (8 класс) по теме

Внеклассное мероприятие на тему: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется Жизнь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока мужества на тему:

 «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется Жизнь».

Автор: Бережная Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Благодарновская СОШ»

 Оренбургская обл.,

Тюльганского р-она, с. Благодарное

2018г.

Аннотация.

          Мероприятие посвящено философскому вопросу: осмысление смысла жизни. Учащиеся говорят о правилах поведения в жизни, о жизненном призвании, знакомятся с понятиями жизнь, толерантность. Несомненно, эффективность таких мероприятий   превосходит все ожидания.

        Введение.

       Жизнь.…Что такое жизнь? В чём смысл жизни? Эти вопросы всегда актуальны и особенно важно задуматься над ними уже в школе. Это мероприятие  посвящено проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентации современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности - цели, а ценности - средства.

       При проведении предложенного урока использованы формы работы, соответствующие требованиям ФГОС.

        Частично-поисковые и групповые методы обучения помогают воспитать чувства коллективизма, толерантности, взаомопомощи, а также развивают творческое мышление, познавательную деятельность, стремление пополнять знания из различных источников.  

      Чтение притчи, стихотворений  помогают глубже задуматься над смыслом важных понятий.

       Данный урок  можно применить не только в 8 классе, но и в старших классах.

       В процессе проведения данного мероприятия прослеживается  связь с реальной жизнью-просмотр видеоролика с участием участкового Благодарновской Больницы Шипилова С.А.

    Учащиеся готовятся заранее: учат стихотворения, рисуют рисунки, изображающие их кредо жизни, беседуют с родителями.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о жизненном призвании человека; смысле жизни; о правилах поведения в жизни.

Тема:«Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется Жизнь».

Цель : способствовать формированию духовно- нравственных жизненных ориентиров.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с понятиями жизнь, смысл жизни;

- закрепить у детей положительное отношение к здоровому образу жизни;

- формировать толерантность, ответственность за свои поступки.

Развивающие:

           - развивать умение и навыки в сфере общения;

          - продолжить развитие творческого мышления учащихся,  активности,

            стремление пополнять знания из различных источников информации.

Воспитательные:

           - воспитывать чувство прекрасного, чувство коллективизма;

           - воспитание позитивного отношения к жизни во всех её проявлениях,  

             воспитание любви к жизни, стремление прожить ее достойно.

Тип мероприятия: комбирированный.

Вид мероприятия:  Урок Мужества.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, аудиозаписи, рисунки учащихся.

Класс, возрастная группа: 8класс(13-14лет).

Межпредметные и внутрипредметные связи: музыка, поэзия.

Ход урока.

1. Организационный момент:

- Всем ли удобно? Всем ли хватило места?

- Поговорим? – О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо?

- И хорошо не очень. Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно, поговорим?

- Поговорим, вдруг будет интересно!

2. Введение в тему.

      1) Притча.

Но начать я бы хотела с притчи.

 «Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: - Моё прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился  в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался.

- С этим невозможно не согласиться, - сказал другой. – Но если бы ты был прав, человек был бы обречён, как паук, сидеть день за днём в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Неважно, что я знаю и умею сейчас, - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мои действия не зависят от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать.

- Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего ещё нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым».

 И мудрецы долго ещё спорили. И я не знаю, кто из них победил в споре.

- Какую точку зрения предпочли бы вы?

 Дискуссия. ( правило Я-высказывания).

  - Что нового для себя вы обнаружили при обсуждении?

Есть люди, ориентированные в основном на прошлое. Они недолюбливают новые и непривычные ситуации.

Есть люди, ориентированные преимущественно на будущее. Они подчиняют свою жизнь собственным планам и целям. И прошлое, и настоящее для них – это промежуточная ступень на пути к будущему.

Третьей точке зрения соответствует особый образ жизни. В каждое мгновение своей жизни они погружаются целиком.

Посмотрите на схему:

                        БУДУЩЕЕ

                       НАСТОЯЩЕЕ

                        ПРОШЛОЕ

- Что является для вас прошлым?

Наше прошлое - это детство, опыт, семья, знания, привычки.

- Что является для вас настоящим?

 настоящее – это юность, опыт, знания.

- Что для вас будущее?

Наше будущее – это работа, семья, карьера, любовь, и т. д.

2) Формулирование темы и цели.

- Вы, наверное, слышали такое выражение:  «Есть только миг между прошлым и настоящим».

- Прослушайте слова Омара Хайама, великого персидского и таджикского поэта, математика, жившего на рубеже 11-12 вв. и попробуйте догадаться о каком миге, мгновенье идет речь.

« От безбожья до Бога — мгновенье одно. От нуля до итога — мгновенье одно.

Берегите драгоценное это мгновенье. Жизнь ни мало, ни много — мгновенье одно»

Эти слова будут эпиграфом нашего часа общения.

- Кто догадался, о чем пойдет речь?

Итак, тема урока: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется Жизнь».

Включается лирическая мелодия, зажигается свеча

-  Горит, в моей руке свеча горит,

    Дрожит, как будто что-то тихо говорит…

Представьте, что свеча - это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить, жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе. Она хрупкая и беззащитная, ведь стоит дунуть, и она погаснет.

Сегодня мы поговорим о том, что такое жизнь, в чем смысл жизни, как ее надо прожить?

3)Чтение стихотворения «Жизнь пролетает»(читает Комбарова П.)

Жизнь пролетает моментально,
А мы живём, как будто пишем черновик,
Не понимая в суете скандальной,
Что наша жизнь - всего лишь только миг.
Мы ссоримся, друг друга обижаем,
Размениваемся по мелочам,
И улетаем друг от друга, уезжаем,
И некогда остановиться нам.
Не будет времени исправить все ошибки:
Жизнь быстротечна, словно горная река....
И как порою не хватает нам улыбки,
В надежде тянется к руке рука,
А мы галопом пролетаем мимо...
Опомнись, милый друг, остановись!
Не ценим этот миг неповторимый
С названием красивым, ёмким - жизнь.

3. Работа по теме урока.

    1)- Что же такое жизнь? (Жизнь – это постоянное и непредсказуемое движение. Жизнь – это то, что может родиться и умереть…. Жизнь – это бесконечность)

 - Говорят, что ладонь — это карта жизни человека. Мы ее прочитать не можем, но давайте  напишем на ладони  ассоциации со словом «жизнь».

Жизнь — это...

Ученики вывешивают ладони на доску, проговаривая вслух написанное. Пока бьётся сердце, мы живём, поэтому в центре нашей композиции будет сердечко. Некоторые ребята написали небольшие рассуждения про жизнь. Прослушаем их.

А вот детский кардиохирург Лео Анатольевич Бокерия, который не дает своим маленьким пациентам, чтобы их жизнь угасла, считает: «Жизнь – это священный, Божий дар, то есть нам эта жизнь дарована. А раз она дарована, к ней надо так и отнестись».

- Из чего складывается жизнь? – Из череды обычных дней.

Как говорили древние люди «Каждый день – это ступенька в лестнице жизни». Когда мы молоды, задумываемся ли мы об этом? Из чего складывается ваш обычный день? (сон, учёба, общение с друзьями, помощь по дому и т. д.)

«На день надо смотреть как на маленькую жизнь» писал   А.М. Горький.

- Как вы понимаете эти слова?

2) Ценности жизни. 

Ребята, какими жизненными ценностями вы дорожите?( сопереживание, доброта, милосердие; благодарность, мужество, любовь к Родине; честность, порядочность, справедливость; дружба, любовь, общение).

Согласитесь, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Посмотрите, сколько жизненных ценностей вы назвали. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.

-  А теперь представьте, что всех этих ценностей лишен человек, пристрастившийся к  другим дурным привычкам. Мрачная, темная у него дорога. Ни одного огонька на его пути.

-  Как вы считаете, почему он выбрал такой незавидный жизненный путь?(не привык ни в чем себе отказывать; он вырос безвольным человеком;  вероятно, у него не было настоящих друзей, которые помогли бы его предостеречь от дурных поступков; ему с детства не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо. ( задувает свечу.)

Давайте задумаемся о том, в чем смысл жизни и как ее надо прожить?3) Смысл жизни.

Каждый человек вырабатывает свою жизненную программу. Я просила создать и представить модель своей жизни «Моё жизненное кредо» (от латинского credo- верю).

(нарисовать  на листе бумаги модель своей жизни в виде неодушевленного предмета)

- Как важно правильно определить жизненные цели и следовать им, наслаждаясь каждым днём жизни? (Надо чётко видеть жизненные перспективы, уметь расставлять приоритеты, находить радость в каждом мгновении жизни, а в трудные минуты обращаться за поддержкой к близким, друзьям, профессионалам – психологу, например).

4) Как надо прожить жизнь?

Жизнь даётся один раз, и надо очень дорожить ею, наполнять смыслом и счастьем каждое мгновение…

«Жизнь дается один раз

И прожить ее надо так, чтобы

Не было мучительно больно за

Бесцельно прожитые годы…»

(Н. Островский «Как закалялась сталь»)

А как вы думаете, Жизнь легко прожить?( жизнь прожить не поле перейти).

- Если человек спас жизнь другому человеку, мы можем сказать, что он прожил жизнь не зря? В нашем селе живёт такой человек -  участковый врач Шипилов Сергей Александрович. Посмотрите видео с его участием. (Просмотр видео)

- Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

4.Подведение итогов.

И в заключении, хотелось бы ещё раз обратиться к интервью с выдающимся кардиохирургом Лео Антоновичем Бокерия: «Человек сам в ответе за своё будущее. Абсолютно всё зависит от человека. Надо жить так, чтобы жизнь была не в тягость. Эту «жизнь не в тягость» надо начинать с детства».

Послушайте древнюю притчу. Путник шел по тайге и вдруг услышал сзади шум. Он оглянулся — к нему крупными прыжками приближался тигр. Человек в ужасе бросился прочь от хищника. Он умел бегать быстро, но, конечно, не мог сравниться в скорости с хозяином тайги. Тигр настигал. И тогда человеку пришла спасительная мысль: он сможет оторваться от страшного преследователя, если нырнет вон в тот густой кустарник, крупный зверь не сможет сквозь него продраться! Он прибавил шагу и из последних сил добежал до зарослей. Спасен!

Из кустов навстречу человеку вышел другой тигр.

Тигр-преследователь раздраженно и зло рыкнул сзади.

Человек обессиленно опустился на траву и огляделся. Его взгляд бессмысленно скользнул по оскаленным мордам страшных хищников и уткнулся в кустарник. На ближайшем кусте росла ярко-алая сочная ягода, которая, казалось, светилась: ее нежную полупрозрачную кожицу просвечивали лучи солнца.

— Ах, — воскликнул человек, — какая чудесная ягода!

И, не обращая внимания на хищников, протянул к ней руку.

Тигры отступили от человека и через некоторое время скрылись в лесу.

Поясню аллегории притчи:  Тигр, набросившийся на путника сзади, — то, чем терзается душа человека, когда он вспоминает прошлое: боль потерь, сожаление об упущенных возможностях, раскаяние в содеянном. Тигр, вышедший из кустов путнику навстречу, — то, что мучает человека, когда он думает о будущем: боязнь возможных бед и несчастий, тревога за благополучное течение жизни и дел. Человек, восхитившись ягодой, вступил в «здесь и сейчас» и забыл о прошлом и о тревогах за будущее — тигры отступили. Живите в настоящем. И будьте счастливы.

Знайте, что несмотря ни на что, вы прекрасны, потому что вы живёте на свете, вы –неповторимы, потому, что вы можете выбирать; потому, что вы - это вы, со всеми вашими достоинствами и недостатками, надеждами и безграничными возможностями. Я желаю вам, чтобы ваша жизнь состоялась, и все вы выросли замечательными людьми.

5.  Рефлексия.

Скажите друг другу «спасибо», пожмите друг другу руки и улыбнитесь.

 И сегодня мне хочется передать свечу своим любимым ученикам - как символ яркой красивой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу! Передавайте её друг другу, проговаривая свои пожелания и впечатления.(Пусть ее огонь помогает бороться со злом! Пусть нас окружают добрые и верные друзья! Пусть все мы будем счастливыми!.....)

  Сегодняшняя наша встреча, еще один миг между прошлым и будущим под названием жизнь (хором) и мы прожили этот миг вместе.

Исполнение песни «Есть только миг между прошлым и будущим» (просмотр видео)

На память вручаются сердечки с высказываниями великих людей:

« Не тратьте время зря: это материал,

из которого соткана жизнь».

« Пора перестать ждать неожиданных

подарков от жизни, а самому делать жизнь»

Л.Н. Толстой.

« Юность – весеннее время человека,

в которое засеваются семена на будущие

годы жизни»  Я.Б. Княжин.

«Мы творим нашу собственную жизнь

и называем её судьбой» Дизраэли.

Список используемых источников: 

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2003.
  2. «Классный руководитель 21 века», ред. – сост. Вороньжева Т.И., Климентова Л.К. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2007.- 40с.
  3. Сушинских С. Психологические особенности подросткового возраста, 2008.
  4. Притчи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pritchi.ru/id


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Между прошлым и будущим..."

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества.рассказывающий о сзверствах фашизма в годы войны....

" Между прошлым и будущим..."

Мероприятие, посвященное 68 годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г. Урок мужества, рассказывающий о страданиях советского народа в годы войны....

"Есть только миг между прошлым и будущим..."

Создание оптимальных возможностей творческого развития детей, их гражданского становления на уроке. Работа над вопросами:1. Что такое жизнь?2. В чем смысл жизни?3. Как ее надо прожить?4. Правила повед...

"Между прошлым и будущим". Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности учащихся 5-х классов "Между прошлым и будущим" по общеинтеллектуальному направлению, занявшая второе место в муниципальном педагогическом конкурсе методических матери...

Разработка и презентация к классному часу по подготовке к ЕГЭ "Есть только миг между прошлым и будущим..."

Экзаменационный период-самый сложный в жизни человека. Психологическое состояние во многом определяет успешность прохождения этого периода....

Между прошлым и будущим

- Биографические данные руководителя поискового отряда "Наследие";- история создания поискового отряда в Жердевском колледже сахарной промышленности;- "Вахта памяти - 2017" в Волов...

Буклет по направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения" (итоговое сочинение 2020-2021)

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения....