Внеклассное мероприятие "Под сенью тёмных аллей" (разговор о любви)
классный час (11 класс) на тему

Савельева Елена Максимовна

Разговор о любви со старшеклассниками с привлечением литературного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pod_senyu_temnyh_alley_11_klass.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

            Под сенью темных аллей

Любовь как высший, напряженный момент бытия

(Разговор о любви, 11 класс))

                               

Цели урока:

  • познавательная: показать многогранность темы любви в сборнике "Темные аллеи"; проследить взаимосвязь художественных исканий с жизненными обстоятельствами; представить любовь как высший, напряженный момент бытия;
  • развивающая: развивать умение анализировать и оценивать произведение, выражать свое восприятие и понимание произведения, дать ему личностную оценку; развивать коммуникативные компетенции.
  • воспитывающая: передать "эмоциональные вихри", переживаемые героями;  донести до учащихся "переживания" жизни, ее чувственную сторону.

                                                                                                                               - Нет, - скажет Бунин,-

                                                                                                                           Нет, не пейзаж влечет меня.

                                                                                                                          Не краски жадный взор подметит,

                                                                                                                          А то, что в этих красках светит:

                                                                                                                        Любовь и радость бытия.

Учитель литературы: "И дни идут за днями - и не оставляет тайная боль неуклонной потери их - неуклонной и бессмысленной, ибо идут в бездействии, все только в окружении действия, все только в ожидании действия и чего-то еще… Идут дни и ночи, и эта боль, и все неопределенные чувства и мысли и неопределенное сознание себя и всего окружающего и есть моя жизнь, не понимаемая мной".

В этих словах - весь Бунин эмигрантского периода. "В мире все боль и нежность!" - напишет он в своем дневнике, вспоминая прошлое и рассуждая о настоящем. Эти слова льются из сердца человека, познавшего любовь, сравнимую с солнечным ударом и испытавшего большое горе утраты любимого человека. Что же такое любовь по Бунину? Какова философия бунинской любви? Может ли быть любовь несчастной? На эти и многие другие вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего урока.

Учитель этики: Более того, сегодня проблема любви будет рассмотрена нами не только с точки зрения литературы, но и с точки зрения этики, как нравственная категория. Самые яркие моменты жизни озарены искрой, возникающей в межличностных отношениях. "Любовь - высший напряженный момент бытия, который озаряет жизнь человека", - сказал И.А. Бунин. Мы рассмотрим этот аспект любви, который, с точки зрения этики, трактует любовь как божественную силу, помогающую человеку преодолеть свое несовершенство, являющуюся его помощником на пути к вечной красоте, нравственности, выражающую необходимость самосовершенствования. Этот напряженный момент бытия, эрот, направляет человека в высший полет "вверх", в вечность, пробуждает душу, дарует память, вдохновляет его в стремлении к неизменной и абсолютной истине.

Учитель литературы: Итак, наш сегодняшний разговор о любви. В начале этого разговора я предлагаю вам по материалам предыдущих уроков проследить эволюцию темы любви в творчестве И.А. Бунина.

Ученик: Истоки этой темы следует искать в 1890 году, когда появились рассказы "В августе", "Осенью", "Заря всю ночь". В них - предчувствие любви и счастья. В 1912 году писатель сказал корреспонденту "Московской газеты": "Проблема любви до сих пор в моих произведениях не разрабатывалась". Действительно, предчувствие любви - еще не сама любовь. В 1913 году появляется "Чаша жизни", где дан образ "счастливого лета, что однажды выпадает в жизни каждой девушки". На смену "счастливому лету" приходят мрачные, трагедийные картины ("При дороге", "Братья", "Легкое дыхание"). В 1924 году создается "Митина любовь", а в 1927-1938 годах Иван Алексеевич работает над романом "Жизнь Арсеньева". В книге есть много автобиографического, но Бунин не отождествляет себя с героем и изображенное с собственной жизненной историей. Это художественное осмысление всего того, что довелось писателю, по его словам, "видеть в этом мире, чувствовать, думать, любить, ненавидеть".

Учитель литературы: В продолжение этой темы с 1937 по 1944 годы Иван Алексеевич пишет тридцать семь рассказов о любви, объединенных общим названием "Темные аллеи". Это настоящая энциклопедия любовных драм,  это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. «Темные аллеи» могут быть прочитаны как одна большая поэма, «песнь песней», ода женской красоте. «Женщины вообще играют в «Темных аллеях» главную роль. Мужчины, как правило, лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь, мужских характеров нет, есть лишь их чувства и переживания, переданные необычайно обостренно и убедительно… Упор всегда сделан на устремленности его-к ней, на упорном желании постигнуть магию и тайну неотразимого женского «естества». «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Так писал Бунин в одном из своих писем, перечитав Огарева.

Редкостно выразителен бунинский язык. Из необъятного числа слов он безошибочно выбирал для каждого рассказа слова, наиболее живописные, наиболее сильные, скрепленные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые (К.Г. Паустовский). Рассказывают, что, слыша похвалы своему языку, Бунин обычно отшучивался: «Какой такой особый язык у меня; пишу русским языком, язык, конечно, замечательный, но я-то тут при чем?» Да, он писал на родном языке, но писал по-особому, по-бунински.

Художественное своеобразие этих небольших по объему произведений состоит в том, что в подавляющем большинстве повествование ведется ретроспективно, в форме воспоминаний героев о молодости. Так донесены реалии чувственной памяти героев и самого писателя.

Обратимся к тексту рассказов.

"Темные аллеи" - рассказ, который дал название целому сборнику. (Далее следуют вопросы, которые помогают проанализировать рассказ:

  • Какое событие находится в центре внимания писателя?
  • Чем была любовь для Надежды и чем для ее возлюбленного?
  • Было ли будущее у этих отношений?
  • К какому выводу приводит нас автор?)

В итоге обсуждения рассказа учащиеся приходят к следующему выводу: для Надежды - "все проходит, да не все забывается", для ее возлюбленного - произошедшая встреча лишь на мгновение воскрешает воспоминание о том, что Надежда - "самое дорогое, что имел в жизни и потерял". Его спокойствие - знак омертвения в прошлом такой яркой и страстной личности.

Учитель этики: Человек, которого вдохновляет любовь, страстно стремится к мудрости. Но спустя годы она открывается ему по-разному: можно вспоминать о любви "как о воде протекшей" (Николай Алексеевич), а можно любить весь век, этим одним жить (Надежда).

Учитель литературы:  каждый рассказ, каждая повесть, каждое стихотворение Бунина – это раздумье писателя, раздумье о жизни, о мире, обо всем, чем живет человек, и, конечно, О России. Он любит свою страну, любит темные аллеи и поля с поющими жаворонками, зимние вьюги и апрельские светлые вечера. Бунин – необыкновенный мастер пейзажа.

          Эту любовь к своей стране должны почувствовать читатели, увидев мир глазами великого мастера слова, восхититься и «цветами, и шмелями, и травой, и колосьями, удивиться тому, что видит писатель, увидеть необыкновенное в обыкновенном. И полюбить «до боли в сердце» землю, на которой мы живем. Полюбить писателя, который дает возможность насладиться тем, как «работает» слово.

            Истинное украшение текста и его изюминкой всегда является заголовок. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы читаете название рассказа «Руся»?

Ученики выстраивают ассоциативный ряд.

(Далее следует серия вопросов:

  • О чем этот рассказ?
  • С какой целью автор использует принцип кольцевой композиции?
  • Какой видится читателю героиня рассказа?
  • Герой?
  • С какой целью использует писатель значительные, пространные описания?
  • Какова роль художественной детали в этом рассказе?)

В итоге обсуждения произведения учащиеся приходят к выводу: совмещая два временных пласта, прошлое и настоящее, автор заставляет героя вернуться в самые яркие дни его жизни и по прошествии многих лет понять, что нет ничего сильнее первой любви, неповторимой и чистой. Бунину свойственно подмечать малейшие художественные детали (чуньки Маруси, ее желтый сарафан, розовые замерзшие ступни, ночной полет стрекоз). По выражению самого писателя, его трогает все "чувственное, вещественное, то, из чего сделан мир". Это оживляет повествование, делает его и созданные образы колоритными.

Учитель литературы: Итак, любовь - высший дар судьбы, и чем прекраснее этот дар, тем он скоротечнее. Мы убедились в этом на примере рассказов "Темные аллеи" и "Руся". Любовь трагедийна потому, что она не разделена, одинока. Любовь трагедийна потому, что она взаимна и слишком прекрасна, чтобы продлиться. Кажется ли вам, что прекращение отношений закономерно и неизбежно?

Ученик: Да, наверное, потому, что оба любящих знают: продлись их встречи, соединись их жизни - и чудо, озарение, "солнечный удар", поразивший обоих, исчезнет. Любовь, как зарница в ночи, озаряет человека на мгновение, а потом всю жизнь он мысленно смотрит в ту ночь, в то лето, где была Руся или Натали.

Ученик: Мне вспомнились слова Л.Н. Толстого: "Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими". По-моему, философия человеческого счастья Толстого близка Бунину.

Учитель этики: Совершенно верно. Но если любовь вспыхивает как зарница и исчезает - значит она несчастна?

Ученик: Нет. Какой бы она ни была, долгой или скоротечной, она помогает человеку понять смысл его существования для другого человека и смысл существования другого человека для себя.

Ученик: Любовь помогает человеку раскрыться.

Ученик: Она является одной из форм выражения свободы. Никто не может заставить любить. Никто не знает, когда родится и когда умрет любовь.

Учитель этики: Вы делаете правильные выводы. Паскаль в своем учении о "порядке любви" писал, что он противоположен порядку, господствующему в природе и разуме. Вот, что он пишет о" логике сердца": "Сердце имеет свои законы, которых не знает разум". Причины любви нельзя изложить по порядку. Она просто возникает и все. И, наверное, всегда счастлива, несчастлива только нелюбовь, т.е. ее отсутствие.

Учитель литературы: По мнению И.А. Бунина, любовь несчастливой не бывает. Писатель утверждал, что всякая любовь - великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. Именно к такому выводу приходят и его герои, проглядевшие или сами разрушившие чувство: "Возлюбленная нами как никакая другая возлюблена не будет".

Учитель этики: В индийской эпосе "Ветка персика" читаем: "Три влечения порождают желания человека: влечение ума порождает уважение, влечение души порождает дружбу, влечение тела порождает страсть. Слияние трех влечений порождает любовь". Таким образом в любви соединяются духовное и телесное.

Учитель литературы: И.А. Бунин считал: там, где любовь - все свято. "В бездымном, чистом пламени чувства не просто поэтизируются самые стыдные подробности - без них сокращено, урезано путешествие души, громадность ее взлета. Именно естественный сплав откровенно чувственного и идеального создает художественное впечатление: дух проникает в плоть и облагораживает ее". Это и есть, по Бунину, философия любви. Влечение к женщине, по его убеждению, всегда чувственно, всегда таит в себе любовь и страсть.                   Мир Бунина – это «мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний» (А. Блок).

В рассказе «Натали» читаем: «Я глянул на ее руки, на колени под книгой, изнемогая от неистовой любви к ним и звуку ее голоса».

          Прекрасный текст! Что ни слово, то чудо, картина.

          Бунин видит и изображает любовь как прекрасное и трагическое в своей мимолетности чувство. «Любовь прекрасна» и «любовь обречена»…

Она как бы говорит: «Там, где я стою, не может быть грязно!»

            Лучше писать просто невозможно. Бунин творит поэзию из всего, о чем бы он ни писал.

Учитель этики: С точки зрения этой науки, любовь - это интимное и глубокое чувство, особое состояние сознания, особый вид деятельности, направленный на другого человека, общность идеи. Сложность и важность любви обусловлена тем обстоятельством, что в ней, как в фокусе, органично соединяются физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общественное, интимное и общезначимое. Чтобы выразить различные аспекты и тональности любви, в этике, как вы знаете из курса "Этика и психология семейной жизни", существуют древнегреческие термины: "eros", "philiб", agape". Вспомните, что кроется за каждым из них?

Ученик: "Eros" - этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение.

Ученик: "Philia"- это любовь-дружба. Основной оттенок здесь - духовная тишина, внутренняя близость, взаимопонимание.

Ученик: "Agape"  - разумная любовь, основанная на оценивании качеств, черт характера, достоинств любимого.

Учитель литературы: Наиболее удачно эти три аспекта сочетаются в рассказе "Натали". Какими видятся вам герои рассказа: Виталий Мещерский, Соня, Натали?

Ученики приходят к выводу: Соня - рано созревшая, не в силах справиться со своей природой девочка, по-современному смелая дочь своего века; Натали - непорочна, обладает утонченной и гордой душой; Виталий - молодой человек, не хотевший "нарушать свою чистоту, искать любви без романтики" и в полной мере познавший дисгармоничное самочувствие.

Учитель литературы: В чем проблема Виталия Мещерского? Проследите по тексту:

Ученик: Уже в конце первой главы читаем: "как мне теперь жить в этой двойственности - в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой уже охватывает меня таким чистым любовным восторгом…"

Ученик: В отношениях с девушками соединяются два начала - телесное и духовное. Неразрешимым кажется ему вопрос: "За что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней".

Учитель этики: Обратите внимание: "эрос" - любовь-страсть влечет Виталия к Соне, восторженная любовь, взирающая на свой предмет как бы "снизу вверх", и не оставляет места для жалости и чуткости. Наверное, не случайно автор заставляет героя обратить внимание на "тонкие, крепкие породистые щиколотки в сером прозрачном чулке", "туфельки черные на высоких каблуках". "Philia" - любовь-дружбу испытывает Виталий к Натали: они близки друг другу, удовлетворены от самого присутствия друг друга, дают возможность для естественного развития чувств, ценят человека как такового, а не отдельные его качества.

Учитель литературы: Какое же начало оказывается сильнее - телесное или духовное?

Ученик: С моей точки зрения, - духовное. Телесное в любви - это "счастливая удача любовных надежд"; духовное - любовь, основанная на душевной открытости и внутренних симпатиях.

Ученик: Я согласен, но хочу добавить, что телесная любовь как бы безличностна, это просто инстинкт, он не выбирает и не таит в себе порывов к совершенству. А духовная любовь направлена на определенную личность, неповторимую личность, которую никем не возможно заменить.

Учитель литературы: К какому выводу приводит нас Бунин?

Ученик: И.А. Бунин утверждает истинные духовные ценности, красоту человека, способного на большое чувство. Физическое влечение к Соне быстро проходит, настоящая любовь к Натали остается.

Ученик: И все же писатель показывает стихийную тягу героя к плотской красоте. Он сам удивлен проснувшейся пылкостью. Однако на этом пути нет запросов души, а без них невозможна гармония личности.

Учитель литературы: Достигает ли Мещерский полного счастья?

Ученик: Думается, да. Но Бунин не был бы Буниным, если бы подарил читателю счастливый конец. Авторский скепсис, мне кажется, сказался в финале рассказа - Натали умирает в преждевременных родах.

Учитель литературы: Бунин - провидец и психолог, от которого не укрылось ни одно из противоречий внутреннего человеческого бытия. На сегодняшнем уроке мы имели возможность убедится в этом. Перед нами предстали картины прошлого, осененного сильными эмоциями, нарисованные как звездный час человека, сливающиеся со звуками, красками, запахами природы. Либо это картины настоящего, яркого, светлого, и в то же время омраченного не зависящими ни от кого обстоятельствами. Как вы думаете, каково значение "Темных аллей" для современного читателя?

Ученик: Думаю, что любовь - вечная тема, о ней будут говорить, пока есть мир и пока есть человек.

Ученик: Мне кажется, Бунин помог нам открыть самые тайные уголки человеческой души.

Ученик: В наше скоротечное время, предпочитающее стремительность чувств, читатель долго будет испытывать ностальгию по бунинской поэзии и прозе. Ведь в ней - расцвет кроны русской любви, настоящая трагедия чувств.

Учитель этики: "В любви соединяется небо и земля, чувственное и духовное; любовь - самая сладкая радость на земле, на нее молятся, и она сама - молитва небу".

Учитель литературы: Пройдет год, и вы уйдете от нас в большую жизнь. Пусть она будет счастливой и пусть каждому из вас  удастся испытать это светлое, прекрасное, воспетое в стихах и прозе, великолепное чувство любви.

Итоги урока

Рефлексия

Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем: "Мастерство изображения мира человеческих чувств в одном из произведений И.А. Бунина", "Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений И.А. Бунина", "Лиризм прозы И.А. Бунина. (На примере одного из рассказов)", "Проблематика и герои одного из рассказов И.А. Бунина".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия (литературно-музыкальная композиция) "Памятник вечной любви"

Литературно-музыкальная композиция "Памятникт вечной любви" содержит рассказы  женщинах, которые прославлены благодаря их способности любить и быть любимыми. Эти истории дают материал для обсужде...

Внеклассное мероприятие "Петр и Феврония. История вечной любви"

Внеклассное мероприятие для уч-ся 5-10 классов о жизни святых....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»

Данное мероприятие  было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...

Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников "Всё начинается с любви..."

Сценарий подготовлен ко Дню вслюбленных, но является альтернативной версией празднования этого дня...

Урок внеклассного чтения в 11 "А" классе "Чувство любви в творчестве Зеки Нури"

На уроке анализируются стихотворения писателя-земляка, делается вывод....

Внеклассное мероприятие по литературе "О вере, надежде, любви..." (11 класс) с презентацией

Данное мероприятие проводилось в рамках реализации программы  духовно-нравственного воспитания школьников, являясь одновременно одним из этапов планомерной работы по подготовке к итоговому выпуск...

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; background: transparent } ...