Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Идеал воспитанимя совершенного, прекрасного человека на протяжении тысячелетий владел умами передовых мыслителей. С незапамятных времен люди стремились создать идеал и построить в соответствии с ним систему воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_detey_s_ovz.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитательной работы детей с ОВЗ
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.[1]
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, так как формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Дополнительное образование детей с ОВЗ в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий проблемы воспитания в семье и образовательных учреждений разных уровней и типов. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Мы считаем, что в системе дополнительного образования воспитательный процесс детей с ОВЗ должен осуществляться в двух направлениях:
-профессионального воспитания;
-социального воспитания.
Профессиональное воспитание детей должно включать в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:
-этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
-культура организации своей деятельности;
-уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
-адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности ее результатов;
- значение и выполнение профессионально-этических норм;
-понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.
Социальное воспитание учащихся представляет, из себя формирование следующих составляющих поведения ребенка с ОВЗ:
-коллективная ответственность;
-умение взаимодействовать;
-толерантность;
-активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
-стремление к самореализации социально адекватными способами;
-соблюдение нравственно-этических норм.
Названные позиции носят достаточно общий характер и требуют конкретизации для каждого детского объединения с учетом специфики его деятельности.
Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе мониторинг воспитанности учащихся детского объединения дополнительного образования.
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ должна иметь две важные составляющие-индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.
Персональное взаимодействие педагога с каждым учащимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок с ОВЗ приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:
-помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять достойное место;
-выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащихся;
-формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;
-способствует удовлетворению его потребностей в самоотвержении и признания, создает каждому «ситуацию успеха»
-развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами;
- формирует у учащихся адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;
-создает условие для развития творческих способностей учащихся.
Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым учащимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирования отдельной личности, в системе дополнительного образования детей с ОВЗ имеются все необходимые объективные условия:
-вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
-выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно:
-содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости, варьироваться.
Таким образом, воспитание новой личности современного общества происходит через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.
Библиографический список
1.Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б.-Учебное пособие.-М.,Владос,2005,204с.
2.Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России// Воспитание дошкольников. /Егорова А.В.-2009.-№6.-С33-36.
3.Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей //Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи / Купрянов Б.В..-2005.-№12.-С.25-26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"
Рабочая программа...
Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Опыт работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей. В основе - использование песенного богатства русского народа с целью формирования у воспитанников уважения к истории, народному творчеству, с...
РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....
Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе-интернате. Материал из личной практики....
«Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья детей». Реферат.
Музыка является одним из наиболее привлекательных видов творческой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и наказани...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....