"Волшебный мир танца"
рабочая программа по теме

Элембаева Людмила Николаевна

Рабочая программа дополнительного обоазования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyud._nik._volshebnyy_mir_tantsa.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская ШИСОО»_____

                                   РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                          «Утверждаю»        

                        ПЕДСОВЕТ ОТ 31.08.2018 Г.                                                                                                                       Директор МБОУ «Овгортская ШИСОО»

                                   Протокол №1                                                                                                                                                         «01» сентября 2018г.      

                                                                                                                                                                                                                          ___________  ( Е.Ю. Рочева)    

                                                                                                                                                                                                             Приказ №261  0т. 01.09.2018 г.  

Рабочая  программа

Дополнительного образования детей

«Волшебный мир танца»

Программа рассчитана на обучающихся  7-16 лет

Срок реализации программы- 1 год

Вид детского объединения-дети младшего среднего и старшего звена.

Автор программы  Элембаева Л.Н.

Педагог дополнительного образования.

Овгорт

2018-2019 учебный год.

Пояснительная записка

Хореография-искусство танца. Познать, ценить искусство - одно из величайших радостей человечества. Стремление к прекрасному живет в каждом человеке. А  вот умению видеть,  слышать и вникать в смысл и красоту произведения следует учиться. Как и другие  виды искусства, хореография отражает социальные проблемы взаимоотношения людей, формирует целостное восприятие окружающего мира. Специфика ее в том, что чувства, переживания человека, она передает в пластической образно - художественной форме.

 Знакомя школьников с хореографическим  искусством,  осуществляется как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развивается  художественный вкус, воспитывается  благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движения.  

Благодаря танцам происходит активное общение детей, ведь из всех видов увлечений - танец наиболее ярко выражает непосредственность, искренность эмоционального порыва. Присущая молодости спонтанная энергия, направленная в нужное русло, питает эстетический, интеллектуальный и моральный рост ребенка.

И если в системе дошкольного воспитания существуют  специальные музыкально-ритмические программы с простейшими элементами хореографии, которые  направленны на воспитание у каждого ребенка творческого начала, то в большинстве школ  она отсутствует.  Исходя из этого, и была составлена данная программа по предмету хореография.

Она предусматривает систематическое и последовательное обучение, ориентирована на работу с детьми независимо от наличия у них  специальных физических данных. Кроме того - радуясь музыке, ощущая свободу исполнения движений, ребенок эмоционально обогащается, что положительно   сказывается на формировании  личности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ  КО  ВСЕМ  ВИДАМ   ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО   ИСКУССТВА   ОТ   ИСТОРИКО-БЫТОВОГО   ДО   СОВРЕМЕННОГО  ТАНЦА, ОТ ДЕТСКОЙ  ПЛЯСКИ  ДО  ТАНЦЕВАЛЬНОГО  ФОЛЬКЛОРА  МАЛОЙ  РОДИНЫ.

ЗАДАЧИ:        

  • Дать учащимся начальное представление о танцевальном искусстве - как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы
  • Привить  бережное  отношение   к  культурным  традициям, как  своего ,  так и других народностей  РОССИИ
  • Формировать и развивать  творческие навыки и умения
  • Выработать стремление к самостоятельному мышлению, проявлению творческой фантазии, собственной инициативы, желанию творить вместе с учителем, а затем создавать что-то свое.

Программа  сочетает  элементы  музыкально-ритмического воспитания и методику изучения основ классического и бального танцев.

Классический танец - воспитывает строгий вкус, чувство меры, благородную, сдержанную манеру исполнения.

Народный танец - является одним из средств выражения самобытности народа, его духа, характера, традиций.

Бальный танец - играет немаловажную роль в формировании внутренней культуры ребенка. Освоение норм этикета, развитие чувства  коллективизма, ответственности, внимании к  окружающим.

У каждого ребенка есть свои грани творческих  возможностей, или, образно говоря свой потолок. Получив элементарные минимальные знания в школе, талантливые дети  продолжают развивать свои способности в кружках и ансамблях танца. Тем самым решается одна из  основных задач педагога - научить ребенка чувствовать, видеть и творить по законам красоты.

 Педагог   должен стремиться научить детей:

- точно реагировать на изменение темпа;

- воспроизводить хлопками и притопами ритмические рисунки;

- исполнять правильно   танцевальные  шаги,  подскоки,  повороты;

- иметь навыки вежливого обращения к партнеру по танцу;

- выполнять движения в зеркальном отражении;

- исполнять вращения на месте, в продвижении на беге и прыжках;

- свободно и осознанно исполнить любой танец;

Общее количество часов на данную программу определяется - 17 часов в год  в младших классах и 35 часов в старших классах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В конце 1 класса:

- Закрепить, углубить  и обобщить  знания  и умения, полученные на занятиях;

- Хорошо ориентироваться на сценической площадке;

- Уметь работать в паре, в коллективе;

- Освоить простейшие навыки сценического движения;

- Уметь исполнять простейшие танцевальные комбинации.

В конце 2 класса:

- Уметь исполнять танцевальные композиции в свободной пластике;

- Освоить элементарные навыки актерского мастерства;

В конце 3-4 классов:

- Исполнять хореографические номера и танцевальной композиции совместно с другими исполнителями (вокалистами);

- Владеть выразительным языком жестов, основами актерского мастерства;

- Подготовить  танцевальную  композицию  и  концертный  номер  по  любому  танцевальному  направлению.

В конце 5 класса:

- Иметь  навыки  хореографической  импровизации;

- Уметь анализировать  хореографический  материал  других  исполнителей.

В конце 6-11 классов:

- Иметь навыки  хореографической  импровизации;

- Уметь сочинять и исполнять танцевальные этюды или простейший  танец;

- Уметь создавать  художественный образ в хореографических  постановках.

Активная концертная деятельность.

Кроме  того в процессе  занятий  обучаемые  знакомятся  не  только  с  видами  и правилами  исполнения  тех  или  иных движений  в  хореографии,  но  и  музыкальными  терминами,  характером  музыки,  видами  темпов,  музыкальными  размерами.

У детей  формируется  представление  о:

 - правильном  построении  в  шеренгу,  колонну,  круг;

-  позициях  ног,  рук;

- правильном  положении  корпуса;

-  особенностях  женской  и  мужской  пляски;

-  характере  и   манере  исполнения  танцев;

Знакомятся с  историей  возникновения  танца,  направлениями  в  развитии   танца - хоровод,  пляска,  перепляс,  кадриль, изучают  методику  исполнения   движений,  их особенностях .

Механизм  отслеживания  результатов – демонстрация  разученных  танцев.

         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Теоретический  материал  дается  в  ходе  занятий  и  не  имеет  четкой  привязанности  к уроку.

Балетная  гимнастика  дается  в  качестве  разминки,  перед основным  занятием.

На  первом  году обучения  особое внимание  уделяется  индивидуальной  работе. Цель этих занятий - развить, улучшить, закрепить   физические   способности,   необходимые  для  занятий  хореографией.

В  качестве  концертного  номера  могут  быть  приготовлены - ритмический  танец  или   простенькая  полька, построенная  на  подскоках, которые   могут   быть   показаны   на  концерте  в  школе.  Учебные  танцы  могут  исполняться  как в соответствующих  костюмах, так  и  в  тренировочной  форме.

На    втором  году  обучения  продолжаем  уделять  внимание  индивидуальным  способностям  учащихся. На  основе  простых классических  движений  можно  построить  не   сложный   номер. На  народных  движениях   - преподаватель  решает  сам, какой танец  он  сможет  подготовить - рабочий  или  сценический . Иногда   это  выясняется  только  после окончания  постановки танца.

На  третьем  году  обучения  начинается  работа  по  созданию  совместных  концертных  номеров  с  другими  коллективами, ее можно  назвать  сценической  практикой. Это участие  в  различных  школьных  мероприятиях, тематических  вечерах, концертах  вокалистов.  Хореография   должна  быть   украшением  и  внести  разнообразие  в  проводимые   мероприятия. Из домашних  концертных  номеров  отбираются  танцы,  которые  могут  быть  показаны  за  пределами  школы.

На четвертом и последующих годах  начинается  работа с  солистами. Учитывая  уровень  подготовки  и индивидуальность обучающихся,  ставятся  танцы  для  одного  или  двух-пяти   исполнителей. Это  поможет  им проявить  свою  индивидуальность,  артистизм  в  раскрытии  образа,  поверить  в  свои  силы  и  испытать  чувство  ответственности.

В конце  учебной  программы  учащиеся  должны  не  только  хорошо  танцевать,  но  и   уметь  самостоятельно  сочинить   и поставить  танец.

        

Учебно – тематический план

  № п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1 класс

1а класс

1б класс

1а класс

1б класс

Знакомство с предметом Ритмика. Виды сценического танца-классический, народный, бальный.

Основные позиции ног, рук. Постановка  корпуса. Положение рук в парах.

Понятие интервал. Ориентация в пространстве шеренга, колонна, круг, диагональ, полукруг.

Точки зала (8 точек). Понятие – авансцена. Отработка пройденного.

Небольшая разминка с элементами развития артистизма и танцевальности.

Небольшие ритмические упражнения (хлопки). Соединение ритмических рисунков с ножками и ручками.

Шаги – строевой, скользящий, приставной.

Соединение ритмических рисунков-ручками, ножками- одновременно. Самостоятельное сочинение небольших комбинаций на основе пройденного  материала.

Упражнения для укрепления  мышц спины, живота, исправления осанки. Партерная гимнастика.

Танцевальные движения - переменный шаг, ковырялочка (темп медленный) Подскоки на месте и в повороте.

Галоп - вправо и влево. Темп медленный. Повтор и отработка пройденного.

Повтор и отработка пройденного. Небольшие комбинации для развития танцевальности.

Инсценировка детских песен. Этюды передающие явления природы ( идет дождь, падает снег)

Инсценировка детских песен. По ягоды.

Танец-песня Гуси. Развитие танцевальности.

Подведение итогов. Работа над ошибками.

Контрольный урок.

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

2 КЛАСС

2а класс

2б класс

2а класс

2б класс

1.

Хореография - как вид музыкально-сценического воспитания. Музыка и танец.

2.

Партерная гимнастика. Восстановление мышечной памяти.

3.

Прослушивание музыкального материала. Определение темпа- быстро, медленно. Характера - грустно, весело.

4.

Подбор движений соответствующих характеру музыки. Умение в движении выразить музыку.

5.

Умение хлопками и притопами определить начало и конец музыкальной фразы.

6.

Перестроения и построения-по два, четыре…графические рисунки с соблюдениями интервала.

7.

Отработка и повтор пройденного.

8.

Развитие танцевальности-полуприседания (пружинка на месте, с шагом, в повороте).

9.

Хлопки в ладоши с различными сочетаниями. Умение соединить с ножками. Координация.

10.

Игры на развитие ритма. Изменение темпа.

11.

Различные положения рук в парах. Отработка пройденного.

12.

Шаги с движениями рук. Упражнения для развития координации.

13.

Небольшие этюды по пройденному материалу.

14.

Прослушивание музыкального материала, определения темпа.

15.

Повтор и отработка пройденного.

16.

Этюды на детские песни. Развитие танцевальности.

17.

Подведение итогов. Исправление ошибок.

  № п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

3 КЛАСС

3а  класс

3б класс

3а класс

3б класс

1.

Восстановление формы. Партерная гимнастика.

2.

Передача при помощи жестов и мимики, на основе предлагаемого материала-чувство, настроение.

3.

Этюды, передающие явления природы (падает снег, идет дождь)

4.

Повтор и наработка пройденного. Упражнения на развитие координации.

5.

Основы актерского мастерства.

6.

Отработка тацевальных этюдов с соблюдением основных правил хореографии.

7.

Игра в точки. Понятие - авансцена. Наработка и  развитие  танцевальности.

8.

Развитие артистизма, игра «Зеркало».

9.

Основные элементы хантыйского танца. Основные положения рук и работа с платком.

10.

Основы классического танца-выворотное положение ног, Округлость рук. Специальные упражнения.

11.

Подготовка к вальсу. Качелька-в грубой форме.

12.

Подготовка к вальсу – качелька - добавляем п.п. Квадрат в грубой форме .

13.

Качелька, квадрат-с добавлением п.п соединение с музыкой, с паузами.

14.

Соединение основных движений вальса в комбинацию. Пытаемся исполнить в парах. Руки в положении лодочка.

15.

Наработка пройденного. Ритмические рисунки. Музыкальный темп.

16.

Элементы классического танца. Импровизация.

17.

Подведение итогов.

  № п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

5-6-7 КЛАССЫ

5 класс

6 класс

7 класс

5 класс

6 класс

7 класс

09.09.2016

2.

Знакомство с основами классического танца-позиции рук, ног. Ритмическая гимнастика.

3.

Элементы русского народного танца-ковырялочка в медленном темпе с тройным притопом.

4.

Изучение небольших комбинаций из пройденных движений. Развитие танцевальности.

5.

Упражнения для развития ритма в сочетании с хлопками на основе современной музыки.

6.

Притопы – одинарные, двойные, тройные в сочетании с хлопками.

7.

Припадание по 6 позиции. Ковырялочка с притопом. Музыкальность.

8.

Умение сочетать хлопки, ковырялочку с различными положениями корпуса.

9.

Развитие прыгучести на элементах ирландского танца. Ритмичность.

10.

Основное положение рук во время исполнения любого элемента в танце. Координация.

11.

Повтор и наработка пройденного.

12.

Элементы дробных выстукиваний - простая, дробь-горох, двойная дробь.

13.

Соединение дробных выстукиваний с руками. Координация.

14.

Умение импровизировать, сочинять и составлять танец самим на основе предложенного материала.

15.

Самостоятельная работа. Импровизация на выбранный музыкальный материал.

16.

Подготовка к вальсу - качелька-добавляем полупальцы. Музыкальность.

17.

Закрепление качельки-добавляем полупальцы, музыкальность.

18.

Вальсовый квадрат-закрепление понятия правая и левая ноги. Соединяем музыку  с движениями в чистом виде.

19.

Основные положения в парах. Качелька в  лодочке. Внимание на полупальцы.

20.

Вальс по кругу. Темп медленный (внимание на правую и левую ноги).

21.

Индивидуальное занятие. Партерная гимнастика. Перегибы корпуса (пордебра) различные сочетания.

22.

Небольшие комбинации у станка. Развитие координации.

23.

Отработка и наработка пройденных элементов. Упражнения  для развития ритма.

24.

Упражнения и движения для развития артистизма.

25.

Подготовка концертных номеров на основе пройденных элементов.

26.

Подготовка концертных номеров на основе пройденных элементов.

27.

Разбор графических рисунков. Соблюдение правил актерского мастерства во время исполнения и подготовки номеров.

28.

Танцевальность, музыкальность. Разбор  и исправление ошибок в хореографических постановках.

29.

Развитие артистизма.

30.

Разбор ошибок. Подготовка к началу исполнения хореографического произведения.

31.

Наработка определенных комбинаций  из постановок, т.е. развитие танцевальности. Вальс.

32.

Внимание на постановку корпуса в танце и положение рук в вальсе.

33.

Отработка пройденного. Артистизм. Музыкальность. Исправление ошибок.

34.

Подведение итогов. Отработка пройденного.

35.

Подведение итогов.

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

8-9-10-11 КЛАССЫ

8 класс

9-10 класс

11 класс

8 класс

9-10 класс

11 класс

1.

Виды сценического танца-классический, народный, бальный. Разминка в стиле хип-хоп.

2.

Восстановление формы. Основные элементы русского танца (ковырялочка, притопы).

3.

Развитие прыгучести на основных элементах ирландского танца. Разминка в характере эстрадного танца.

4.

Основы актерского мастерства.

5.

Умение сочинять и составлять танец на основе предложенного материала.

6.

Импровизация.

7.

Упражнения для развития ритма в сочетании с хлопками на основе современной музыки.

8.

Наработка пройденных упражнений и движений с хлопками на основе современной музыки.

9.

Изучение основных элементов хантыйского танца. Движения рук с платком.

10.

Продолжение изучения основных элементов национального танца.

11.

Соединение элементов национального танца в композицию. Наработка движений, музыкальность.

12.

Подготовка к вальсу – качелька-грубая форма. Понятие с правой ноги и левой.

13.

Закрепление пройденного материала. Подготовка к вальсу - квадрат. Соединение пройденного материала с музыкой.

14.

Небольшая комбинация вальса и отработка, музыкальность, ритмичность.

15.

Усложненные элемента вальсовых движений Па-шассе, балансэ. Пробуем - левый поворот, грубая форма.

16.

Соединение пройденных движений с музыкальным материалом.

17.

Отработка и наработка пройденных движений на основе простого музыкального материала.

18.

Импровизация. Сочинение небольших этюдов на основе пройденного. Музыкальность.

19.

Композиция танца.

20.

Сценическое движение. Развитие артистизма.

21.

Самостоятельная работа. Импровизация на выбранный музыкальный материал.

22.

Небольшие комбинации у станка. Развитие координации.

23.

Отработка и  исправление ошибок в пройденных движениях. Упражнения для развития ритма.

24.

Упражнения для развития артистизма, ритмичности. Музыкальность. Танцевальность.

25.

Подготовка концертных номеров на основе пройденного материала.

26.

Постановка концертных номеров на основе пройденного материала.

27.

Разбор графических рисунков. Актерское мастерство. Танцевальность.

28.

Разбор непонятных танцевальных элементов в хореографических постановках. Танцевальность. Музыкальность.

29.

Развитие артистизма на основе музыкального материала.

30.

Разбор ошибок и  их исправление.

31.

Комбинации в характере народных танцев. Вальс.

32

Внимание на положение корпуса в танце. Графический рисунок и интервал.

33.

Отработка и наработка пройденного-артистизм, музыкальность, ритмичность, четкость.

34.

Подведение итогов. Контрольный урок.

35.

Исправление ошибок. Подведение итогов.

Методическое обеспечение программы

  1. Изучение  методической и специальной литературы по хореографии.
  2. Просмотр  видеоматериалов   открытых   уроков  и    концертных    номеров  в аналогичных  образовательных   учреждениях  и  средних  хореографических учебных заведений.
  3. Просмотр хореографических номеров профессиональных   постановщиков и  исполнителей.
  4. Знакомство с методикой работы аналогичных   учреждений   дополнительного образования.

Список литературы        

        1О.П. Сергеева    «4 урока ритмики»

        2.З.Я.Роот            «Танцы в начальной школе»

          3.В.И.климов      « Основы русского танца»        

        4.МУК ЦКНТ     «Золотое наследие предков»        

          5.А.Я.Ваганова  «Основы классического танца»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебный мир танца и здоровья

Презентация по здоровому образу жизни...

Вводная аттестация воспитанников по программе "Волшебный мир танца"

Вводная аттестация разработана для воспитанников 1-го, 3-го и 5-го годов обучения по программе "Волшебный мир танца"...

Промежуточная аттестация по программе "Волшебный мир танца"

Промежуточная аттестация разработана для воспитанников 2-го и 4-го годов обучения по программе "Волшебный мир танца"...

Проект «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» "Волшебный мир танца"

КОНКУРС ПРОЕКТОВ "Разговор о правильном питании" номинация "Спортивный стадион" программы "Разговор о правильном питании".Проект "Волшебный мир танца". Участниц...

Вводное занятие "Волшебный мир танца"

Вводное занятие для детей 6-7 лет в хореографическом ансамбле "Старс". Введение  в образовательную программу "Мир эстрадной хореографии"....

"Волшебный мир танца"

Конспект  сюжетно-игрового занятия по хореографии...

Консультация для родителей "Волшебный мир танца"

Танец - это естественное движение тела....