"Ручная художественная вышивка" рабочая программа для 5-7 классов.
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
"Ручная художественная вышивка" рабочая программа для 5-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5-7.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
имени Героя Советского Союза Будника Гавриила Дмитриевича
г.о. Лобня Московской области
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от «__» ________ 20__г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ (Кобзарь Т. Г. ) «___»__________ 20__ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №8 _____________ (Кириллов В.А..) «___»______________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"Ручная художественная вышивка"
5-7 классы
Составитель: Логак И. М., учитель технологии
2018
Пояснительная записка
Учебный план образовательного учреждения для организации образовательного процесса в школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривает 2 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий ФГОС второго поколения. Предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
- предметные;
- метапредметные;
- личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под
Предметными результатами понимается «усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Образовательная 3-х годичная программа "Ручная художественная вышивка" составлена с учётом требований современной педагогики и психологии подросткового возраста 10-15 лет. За основу данной программы принята авторская программа "Ручная художественная вышивка", автор Е.Васильчикова из сборника авторских программ дополнительного образования детей, Москва "Народное образование" 2002 год, но с учётом результатов многолетней образовательной деятельности педагога Логак И.М...
В связи с этим в авторской программе внесены некоторые изменения. Так, например:
1-й год обучения – введена тема "Мережки" вместо темы "Аппликация". Она легче в исполнении и быстрее усваивается обучающимися 1-го года обучения. А теме "Аппликация" уделено более подробное внимание на 2-м году обучения. В разделе "Аппликация" обучающиеся очень подробно изучают 3 вида аппликации: простой, многоцветный и прозрачный. Так как практика показывает, что этот вид вышивки более широко и с большим удовольствием используется при изготовлении больших изделий и творческих работ (постельное бельё; наволочка для диванной подушки, панно и т.д.)
Сроки выполнения таких работ и материальные затраты на их изготовление сокращаются вдвое, а красота, изысканность, оригинальность, разнообразие цветов нисколько не теряется по сравнению с другими видами вышивки.
Кроме того, в программу 1-го года обучения введена тема "Художественная гладь", за счёт сокращения количества часов на знакомство с "простейшими швами" в вышивке. Практика показала, что простейшие швы достаточно быстро усваиваются, а в дальнейшем процессе навык отлично закрепляется и используется в работе различных тем.
Обоснованно внесение изменений в базовую программу в частности в количестве часов с 576часов на 135 часов. Эти изменения базируются на возможностях материально- технической базы учреждения, на загруженности наших обучающихся в образовательных учреждениях. Учитывая всё вышеизложенное и пожелания родителей, в рабочую программу заложена реальная возможность посещения детьми кружка.
Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Один из самых распространенных и любимых его видов – вышивание. Вышивка отражает жизнь конкретного народа, украшает одежду, жилище и быт.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Еще в XIV-XVII вв. она приобрела широкое распространение и использовалась в украшении костюмов, предметов обихода. А уже с XVIII в. появились первые жаккардовые станки и машины для изготовления тюля, кружева, вышивания, которые делали работу вышивальщиц быстрее, но не лишали ее очарования.
Вышивка и в настоящее время широко применяется для украшения постельного и нательного белья, вещей, украшающих наш быт. Она всегда поражает своим разнообразием, красотой, практичностью. Вышитый узор превращает даже самую простую ткань в подлинное произведение искусства. Это и привлекает наших девочек-подростков заниматься этим увлекательным видом рукоделия.
Образовательная трехгодичная программа « Художественная вышивка», составленная с учетом требований современной педагогики, знакомит девочек с увлекательным искусством, прививает интерес к вышивке, дает подробные знания предмета, побуждает желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно-прикладного творчества и учитывает национально-региональный компонент.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования. Классный руководитель проводит анкетирование учащихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности. Основными целями данной программы являются:
1.раскрытие перед учениками социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
2.формирование у них устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям;
3. подготовка девушек к профессиональному выбору
4. всестороннее развитие их и адаптация к современным условиям жизни.
Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
-выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Внеурочная работа будет реализовываться через кружки, которые будут посещать все желающие учащиеся. Материально-техническое обеспечение школы позволяет проводить занятия на базе школы.
Программа курса “Ручная художественная вышивка” предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Программа курса рассчитана на 105 часов.
Формы проведения занятий:
- Демонстрация изделий.
- Занятия с элементами лекций.
- Практические занятия.
- Самостоятельная работа с литературой.
- Работа над проектом.
Наглядность:
- Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
- Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
- Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
- Уметь вышивать на пяльцах и без них.
- Начинать и заканчивать работу без узлов.
- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
- Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
- Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
- Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
- Виды ручной вышивки.
- Историю и традиции вышивки.
- Способы нанесения рисунка на ткань.
- Способы закрепления нитей.
- Способы выдергивания нитей.
- Способы зашивок.
- Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
- Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
- Выполнение заданий.
- Защита проекта.
Программа способствует
- повышению интереса к культурным традициям родного края;
- развитию познавательной и творческой активности детей;
- формированию нравственных ценностей;
- расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
- укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Содержание учебного материала
ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I. Вводное занятие
Введение в программу первого года обучения. Знакомство с искусством вышивания. Небольшая историческая справка о вышивке. Народные традиции и национально-региональные особенности в прикладном творчестве. Работа ручной иглой.
Рабочее место вышивальщицы. Техника безопасности при выполнении вышивки. Инструменты и приспособления. Подготовка к работе. Закрепление ткани на пяльцах. Правила запяливания ткани. Различные виды тканей, структура тканей, качество. Перевод рисунка на ткань. Обработка изделий после вышивки. Тренировочные упражнения по формированию техники движений пяльцами при вышивании.
- Знакомство с техникой простейших швов. Виды простейших швов
1.Украшающие швы: насыпь, вилюшка, спираль, восьмерка, чешуйки, бисерный шов. Тренировочные упражнения.
2.Гладьевой валик без прокладочной нити по настрочке. Гладьевой валик по настрочке с прокладочной нитью. Тренировочные упражнения.
3.Различные виды фестонов на воротничках, манжетах, платочках. Тренировочные упражнения.
4.Колосики, возможные варианты их выполнения. Тренировочные упражнения.
Практическая работа – вышивание салфетки с использованием простейших швов.
- Вышивка «Белая гладь»
- Знакомство с техникой легкой глади или полуглади. Основные правила вышивки. Техника выполнения отдельных элементов.
Практическая работа – вышивание наволочки или салфетки с букетами простейших цветов техникой полуглади.
- Вышивка выпуклой гладью.
Знакомство с техникой выпуклой глади. Основные правила исполнения глади с настилом.
Практическая работа – вышивание образца «Хризантема».
- Прорезная гладь.
Прорезные дырочки, листики, лепестки различной формы и величины. Особенности их выполнения. Тренировочные упражнения.
IV. Художественная вышивка
- Знакомство с цветоведением. Цветовой тон. Теплые и холодные тона. Гармоничное сочетание
цветов.
- Одноцветная тоновая гладь. Тренировочные упражнения.
- Многоцветная тоновая гладь. Особенности выполнения художественной глади. Техника выполнения листьев, цветов, ягод и фруктов. Вышивание букетов. Вышивание бабочек и птиц.
Практическая работа – вышивание картинки многоцветной тоновой гладью.
V. Мережки
- Особенности выполнения мережек. Узкие мережки. Мережка «столбик», «кисточка», «раскол». Тренировочные упражнения.
- Широкие мережки. Мережка «снопик», «жучок». Тренировочные упражнения.
- Обработка уголков салфетки с мережками. Последовательность настрачивания сновок в уголке. Узоры для уголков: «жучок», «паутинка», «ромашка с навивом». Тренировочные упражнения.
Практическая работа – вышивание подарочной салфетки с мережками и уголками.
VI. Итоговые практические занятия. Проект. Творческая выставка работ учеников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (35 часов)
№ |
Наименование темы | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | Учебные экскурсии | ||
1. | Вводное занятие. Введение в программу. | 1 | 1 | ||
2. | Знакомство с техникой простейших швов в вышивке. | 4 | 1 | 3 | |
3. | Вышивка белой гладью. | 9 | 2 | 7 | |
4. | Художественная вышивка | 10 | 2 | 7 | 1 |
5. | Мережки | 10 | 2 | 8 | |
6. | Проект | 1 | 1 | ||
Итого | 35 | 9 | 25 | 1 |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Основное содержание | Характеристика деятельности обучающегося |
1 | Вводное занятие. Введение в программу. | 1 | Введение в программу первого года обучения. Знакомство с искусством вышивания. Небольшая историческая справка о вышивке. Народные традиции и национально-региональные особенности в прикладном творчестве. Работа ручной иглой. | Перевод рисунка на ткань. Тренировочные упражнения по формированию техники движений пяльцами при вышивании. |
2 | Знакомство с техникой простейших швов в вышивке. | 4 | Знакомство с украшающие швами: насыпь, вилюшка, спираль, восьмерка, чешуйки, бисерный шов. | Тренировочные упражнения. |
3 | Вышивка белой гладью. | 10 | Знакомство с техникой легкой глади или полуглади. Основные правила вышивки. Техника выполнения отдельных элементов. | Тренировочные упражнения, вышивание наволочки или салфетки с букетами простейших цветов техникой полуглади. |
4 | Художественная вышивка | 10 | Знакомство с цветоведением, цветовым тоном. Теплые и холодные тона. Гармоничное сочетание цветов. Особенности выполнения художественной глади. С техникой выполнения листьев, цветов, ягод и фруктов. | Вышивание картинки многоцветной тоновой гладью. Тренировочные упражнения. Вышивание букетов. Вышивание бабочек и птиц. |
5 | Мережки | 10 | Знакомство с особенностями выполнения мережек. Узкие мережки. Мережка «столбик», «кисточка», «раскол». | Тренировочные упражнения. Вышивание подарочной салфетки с мережками и уголками. |
6 | Проект | 1 | Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации | Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий, мотивация к учебной деятельности. Самостоятельная работа: выполнение эскизов проектов. |
ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
I. Вводное занятие
Введение в программу второго года обучения. Техника безопасной работы в мастерской.Организация рабочего места. Работа ручной иглой.
- Накладное шитье или аппликация
- История развития аппликации. Аппликация – вид лоскутного шитья. Простая одноцветная и многоцветная аппликация. Особенности перевода рисунка на ткань в аппликации.
- Сложная многоцветная аппликация. Тренировочные упражнения.
Практическая работа – изготовление изделий со сложной многоцветной аппликацией.
- Изнаночная (подкладная) аппликация. Отличительные особенности ее от простой аппликации. Тренировочные упражнения.
Практическая работа – изготовление изделий с изнаночной аппликацией.
III. Знакомство с ажурной вышивкой. Виды ажурной вышивки.
- Ришелье. История развития вышивки. Характерная особенность безбридной вышивки. Тренировочные упражнения. Ажурная вышивка с бридами. Простые бриды. Бриды с жучками, выполненные строчкой. Тренировочные упражнения.
Практическая работа – вышивание салфетки в технике ришелье.
- Вырезные сетки в качестве фона в узоре. Простые сетки. Тренировочные упражнения. Мозаичные сетки. Тренировочные упражнения.
Практическая работа – изготовление изделий с мозаичной сеткой.
IV. Итоговые практические занятия. Проект. Творческая выставка работ учеников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (35 часов)
№ п./п. | Наименование темы | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | Учебные экскурсии | ||
1 | Вводное занятие. Введение в программу | 1 | 1 | ||
2 | Накладное шитьё или аппликация | 10 | 4 | 4 | 2 |
3 | Знакомство с ажурной вышивкой | 20 | 6 | 14 | |
4 | Итоговый проект | 4 | 4 | ||
Итого | 35 | 11 | 22 | 2 |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Основное содержание | Характеристика деятельности обучающегося |
1 | Вводное занятие. Введение в программу | 1 | Введение в программу второго года обучения. Техника безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. Работа ручной иглой. | Работа ручной иглой. |
2 | Накладное шитьё или аппликация | 10 | История развития аппликации. Аппликация – вид лоскутного шитья. Простая одноцветная и многоцветная аппликация. Особенности перевода рисунка на ткань в аппликации. | Изготавливают изделие со сложной многоцветной аппликацией. |
3 | Знакомство с ажурной вышивкой | 20 | Ришелье. История развития вышивки. Характерная особенность безбридной вышивки. Ажурная вышивка с бридами. Простые бриды. Бриды с жучками, выполненные строчкой. | Тренировочные упражнения. Вышивание салфетки в технике ришелье. |
4 | Итоговый проект | 4 | Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и реализации | Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий, мотивация к учебной деятельности. Самостоятельная работа: выполнение эскизов проектов. |
ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Главное внимание в данной программе уделено управлению познавательной деятельности обучаемых; самостоятельному добыванию специальной литературы и отбору рисунков в альбомах и журналах; умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве. Проводится соответствующая работа с родителями с целью оказания ими материальной и моральной помощи детям в выполнении дипломной работы у воспитанников 3-го курса формируется систематическая, устойчивая потребность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоутверждению в процессе выполнения дипломной работы. Для этого создается творческая атмосфера в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества между детьми, педагогом и родителями.
I. Вводное занятие
Введение в программу третьего года обучения. Правила безопасной работы в мастерской. Организационные вопросы. Знакомство с предыдущими дипломными работами воспитанников 3-го года обучения. Изучение художественной, методической и специальной литературы для выбора темы диплома. Просмотр и отбор рисунков в альбомах и журналах. II. Вышивка атласной лентой. Приемы работы и особенности выполнения вышивки. Инструменты и материалы. Виды отделки и использование данной вышивки в оформлении интерьера и одежды. III. Техническая подготовка к проектной работе. 1. Выбор темы, композиционных мотивов, возможных приемов вышивки для дипломных работ обучаемых. 2. Разработка эскизов на основе подобранной литературы (копирование рисунков). Подбор ткани, ниток, отделочных элементов и т.п.
Примерные темы проектных работ:
- столовый комплект белья для кухни (скатерть, салфетки, фартук, прихватки, варежка-прихватка, полотенце, мешочки для сыпучих продуктов, салфетка для сухарницы, декоративное панно или картинка, занавески и т.д.);
- постельный комплект белья (пододеяльник, простыня, наволочки, ночная сорочка, ночной халатик, салфетка на тумбочку, декоративное панно или картинка, вышитая шкатулка и т.д.);
- комплект белья для ванной комнаты (полотенце, коврик для ног, халатик, вышитая коробочка для мелочей, настенные декоративные карманы для расчесок и зубных щеток и т.д.);
- столовый комплект белья для праздничного застолья (скатерть, индивидуальные салфетки, салфетка для сухарницы, полотенце, нарядный фартук, вышитая коробка для складывания столового белья и т.д.);
- нарядное платье, брючный костюм и т. д.;
- детский комплект белья (комбинезон, распашонка, пеленки, пижама, чепчик, коврик для игр, пододеяльник, наволочка и т.д.)
IV. Практическая творческая работа. Вышивание изделий. Сборка работы. Придание законченной формы изделиям и проектной работе в целом. V. Итоговое занятие. Демонстрация проектной работы на текущих и тематических выставках и конкурсах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (35 часов)
№ |
Наименование темы | Кол-во часов | |||
Всего | Теория | Практика | Учебные экскурсии | ||
1. | Вводное занятие. Введение в программу. | 1 | 1 | ||
2. | Вышивка атласной лентой. | 8 | 2 | 6 | |
3. | Техническая подготовка к проектной работе | 10 | 2 | 8 | |
4. | Практическое творческое задание | 14 | 14 | ||
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||
Итого | 35 | 5 | 28 | 2 |
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Основное содержание | Характеристика деятельности обучающегося |
1 | Вводное занятие. Введение в программу | 1 | Введение в программу третьего года обучения. Техника безопасной работы в мастерской. Организация рабочего места. | Планировать этапы выполнения работ. |
2 | Вышивка атласной лентой. | 8 | Приемы работы и особенности выполнения вышивки. Инструменты и материалы. Виды отделки и использование данной вышивки в оформлении интерьера и одежды. | Вышивание салфетки лентами. Тренировочные упражнения. |
3 | Техническая подготовка к проектной работе. | 10 | Выбор темы, композиционных мотивов, возможных приемов вышивки для дипломных работ обучаемых. | Разработка эскизов на основе подобранной литературы (копирование рисунков). Подбор ткани, ниток, отделочных элементов. |
4 | Практическое творческое задание. | 14 | Вышивание изделий. Сборка работы. | Придание законченной формы изделиям и дипломной работе в целом |
5 | Итоговое занятие. | 2 | Демонстрация дипломной работы на текущих и тематических выставках и конкурсах | Посещение выставки. |
Планируемые результаты
№ | Название темы | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
1 | Вводное занятие. Введение в программу. | Планировать и выполнять учебные технологические задания: выявлять и формулировать проблему; конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс. Выпускница получит возможность научиться: планировать и выполнять учебные технологические задания. | Познавательные: умения вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ. Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Коммуникативные: диалог, сотрудничесво, умение задавать вопросы. | Способность к самооценке на основе предлагаемых критериев. Формирование мотивации и самомотивации изучения курса, проектной деятельности. |
2 | Знакомство с техникой простейших швов в вышивке. | Знания о технике выполнения простейших швов в вышивке и умения их выполнять. Вышивание салфетки с использованием простейших швов Выпускница получит возможность научиться: выполнять гладьевой валик без прокладочной нити по настрочке.
| Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
3 | Вышивка белой гладью. | Знания о технике выполнения белой глади. Умения выполнять белую гладь и вышивание наволочки или салфетки с букетами простейших цветов техникой полуглади. Выпускница получит возможность научиться: вышивать выпуклой гладью. | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
4 | Художественная вышивка | Знания о технике выполнения художественной вышивки. Умения выполнять художественную вышивку и вышить картинку многоцветной тоновой гладью. Выпускница получит возможность научиться: вышивать многоцветной тоновой гладью. | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
5 | Мережки | Ученица должна получить знания о различных видах мережек, научиться выполнять различные виды мережек и вышить подарочную салфетку с мережками и уголками. Выпускница получит возможность научиться: вышивать широкие мережки. Мережки «снопик», «жучок». | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
6 | Накладное шитьё или аппликация | Ученица должна получить знания об истории развития аппликации, о видах лоскутного шитья. Выпускница получит возможность научиться: выполнять простые одноцветные и многоцветные аппликации. | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
7 | Знакомство с ажурной вышивкой | Ученица должна получить знания о вышивке ришелье, об истории развития вышивки. Познакомиться с характерными особенностями безбридной вышивки. Выпускница получит возможность научиться: выполнять ажурную вышивку с бридами, простые бриды, бриды с жучками, выполненные строчкой. | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
8 | Техническая подготовка к проекту | Ученица должна получить знания о выборе темы, композиционных мотивов, возможных приемов вышивки для проектных работ обучаемых Выпускница получит возможность научиться: разрабатывать эскизы на основе подобранной литературы (копирование рисунков). Подбирать ткани, нитки, отделочные элементы и т.п.
| Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
9 | Практическое творческое задание. | Ученица должна получить знания о правилах вышивания изделий, о сборке работы. Выпускница получит возможность научиться: придавать законченную форму изделиям и проектной работе в целом. | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности |
10 | Вышивка атласной лентой. | Ученица научится приемам работы и особенностям выполнения вышивки. Познакомится с инструментами и материалами Выпускница получит возможность научиться: выполнять различные виды отделки с использованием данной вышивки. | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | |
Проект | Ученик научится планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта. Выпускница получит возможность научиться: 1.Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; 2.Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке. | Познавательные: умения вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ. Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Коммуникативные: диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы. | Способность к самооценке на основе предлагаемых критериев. Формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, проектной деятельности |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Папка наборов рисунков и схем по всем видам вышивки; шаблоны, лекала, рисунки. Папка с теоретическим материалом по темам занятий и образцами выполнения вышивки.
Наличие фонда методической литературы по предметной деятельности, подборки методик обучения журналы и т.д.
Сменная экспозиция лучших работ обучающихся, участников муниципальных и областных конкурсов.
МАТЕРИАЛЬНО –ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Успешной организации учебного процесса способствует имеющаяся материально-техническая база: Наличие:
-учебного кабинета для занятий, имеющего достаточное освещение и оборудованного для занятий;
-инструменты и материалы для занятий; Оборудование (ножницы; швейные машины; утюг и утюжильная доска; лекала и линейки для работы; канцелярские ножи; пяльца индивидуальной работы; образцы изделий и т.д.).
Места для демонстрации детских работ;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Одним из главных условий реализации образовательной программы является тесное сотрудничество с родителями с целью формирования у них интереса к деятельности детей и включения в совместное с детьми творчество, внеучебные и досуговые мероприятия.
Традиционной формой работы с родителями являются периодические встречи перед занятиями. В начале учебного года они посвящаются знакомству родителей с программой, Правилами внутреннего распорядка, расписанием учебных занятий, а также с детскими творческими работами.
Родителям представляются учебные и творческие работы детей по декоративно-прикладному творчеству, фотографии и образцы выполняемых работ. Это необходимо, потому что затраты на материалы велики и детское творчество в основном зависит от финансовых возможностей отдельно взятой семьи.
Родители активно привлекаются к организации и собственно поездкам на выставки.
Наиболее эффективной является индивидуальная работа с родителями, где происходит обсуждение персональных успехов детей или их проблем. Консультации могут быть и по узким специальным вопросам, благодаря которым родители поддерживают интерес ребёнка к данному виду занятий или помогают в выполнении конкретных заданий.
ЛИТЕРАТУРА.
- Васильчикова Е. Авторская программа по машинной вышивке и гильошированию. — М.: Народное образование, 2002.
- Андреева И. Рукоделие. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
- Найк А. Практическая психология для девочек, или как относиться к мальчикам. — СПБ.: АСТ — ПРЕСС, 1999.
- Бушелева Б. Поговорим о воспитании. — М.: Просвещение, 1989.
- Карнеги Д. Большой секрет искусства общения с людьми. — Ставрополь, 1992.
- Емельянова О. Машинная вышивка. — Легкая промышленность, 1994.
- Ковригина А. Вышивка на швейной машине: Заочное обучение. — М.: Легкая промышленность, 1992.
- Мульги А. Рукоделие в школе. — М.: Просвещение, 1974.
- Подласный И. Педагогика. — М.: Владос, 1999.
- Популярная энциклопедия. — М.: Просвещение, 1999.
- Рукоделие. — СПБ.: Силуэт, 1994.
- Сухомлинский В. О воспитании. — М., 1979.
- Художественная вышивка на швейной машинке, сб. «Мария». — М., 1992.
- Подписка периодических изданий «Burda», «Анна» с 1996 по 2003 год.
- Лекции по курсу «Технология личного обаяния», ИПК и ПРНО, 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс "Ручная художественная вышивка"
Программа курса "Ручная художественная вышивка входит" в образовательную область "Технология". Курс предназначен для учащихся 6 классов общеобразовательных школ и способствует расширению знаний ...
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
План-конспект урока ручного труда в 3-4 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ. ФОНАРИКИ"
На уроке совершенствуются умения: разметки заготовок по заданным размерам и шаблонам, выполнения работы с пооперационным разделением труда....
Технология девочки 6 класс. Отработка навыков выполнения ручных и машинных швов. Подушка ОВЕЧКА. Мастер класс.
При отработке навыков шитья для учениц любого класса главное заинтересованность в своей работе.Добиться этого можно предложив изготовить интересное изделие. Для каждого класса оно свое и отличается по...
Рабочая программа по ручному труду в соответствии с ФГОС (2 класс)
Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...
Презентация "РУЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА"" (7 класс)
Презентация "РУЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА"" (7 класс)...