Викторина "Умный- в гору!"
методическая разработка на тему

хохолева светлана анатольевна

Интеллектуальная игра-викторина с вопросами различной тематики и сложности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игра- викторина «Умный в гору…»

Возраст участников: 10-14 лет

Цель: -развитие навыков интеллектуальной деятельности

           - формирование компетенций в области познавательной деятельности

Правила: игра продолжается в течение 8 недель. Каждую пятницу участники сдают ответы на вопросы предыдущего блока и получают вопросы следующего. Перед началом игры на видном месте вывешивается большой лист с нарисованной горой. На горе имеются 57 меток от подножия к вершине ( по числу вопросов).У подножия горы располагают бумажных человечков с именами играющих. (фигурки можно прикрепить к булавкам). После подведения итогов каждого тура человечки перемещаются на столько делений вверх по горе, сколько правильных ответов было у участника. Одновременно с этим после проверки ответов вывешивается таблица результатов.

Имя участника

1 тур

(баллы)

2 тур

(баллы)

3 тур

(баллы)

4 тур

(баллы)

5 тур

(баллы)

6 тур

(баллы)

7 тур

(баллы)

8 тур

(баллы)

При подведении итогов игры надо отметить не только тех, кто оказался ближе к вершине, но и тех, кто был лучшим в тематических турах.

1 БЛОК

«ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»

Назовите сказку , о которой идет речь.

  1. Чтобы хорошо пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой. В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.

/ Ш. Перро «Красная шапочка»/

  1. Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу. Тот, кто ее не пускал, сам же и доставил ее, ничего не подозревая.

/ русская народная сказка «Маша и медведь»/

  1. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно. Вот поэтому только через много лет он впервые увидел сына.

/ А. Пушкин «Сказка о  царе Солтане, сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Солтановиче и прекрасной Царевне- Лебедь»/

  1. Хитрый обманщик смог изменить свой голос. Дети  сразу поверили, что пришла мама. Из семи ребятишек остался один, который и рассказал маме о том, что случилось.

/ «Волк и семеро солдат»/

  1. Две сестренки желали третьей только добра и поэтому перевели часы на час назад. А вот если бы она попросила у отца новые наряды, то не встретила бы своего суженого.

/ Аксаков «Аленький цветочек»/

  1. Этот лгунишка помог своему хозяину, придумав ему новое имя. Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы. А вот то, что он сам ходит только в сапогах и шляпе, очень удивляло прохожих.

/Ш. Перро «Кот в сапогах»/

  1. Сказка о том, что лесть не только «гнусна и вредна», но и смертельно опасна даже для лиц, закаленных в скитаниях.

/ русская народная сказка «Колобок»/

  1. БЛОК

                              «В  МИРЕ  ЖИВОТНЫХ»

  1. Какое животное было одомашнено первым

а/ кошка

б/ лошадь

в/ собака?

Для чего его использовали?

   / первой была одомашнена собака около 12 тыс. лет назад; использовали для охоты, затем для пастьбы скота, на севере как ездовое животное/

  1. Как определить возраст лошади

а/ по длине хвоста

б/ по зубам

в/ по форме копыта

  / определяют по форме и рисунку поверхности зубов, обычно резцов/

  1. Почему кошка часто умывается

а/ потому что грязная

б/ от нечего делать

в/ с определенной целью / с какой/?

   / кошка-хищник, поэтому она старается смыть с себя запахи, чтобы ничем себя не выдать/

  1. Зачем кузнечику «сабля»

а/ для сражений

б/ для откладки яиц

          в/ для красоты

 / сабля принадлежит самке и используется для откладки яиц/

  1. «Умываются» ли насекомые?

        а/ никогда

       б/ да, и достаточно тщательно

  1. Почему у дятла не бывает сотрясения мозга?

        а/ потому что мозг очень маленький

        б/ потому что череп крепкий

             в/ потому что голова на амортизаторах

/ между клювом и черепом, черепом и шейным позвонком находятся амортизаторы- пружинистая хрящевая ткань/

   

  1. Составьте не менее пяти пар «название животного- черта характера или манера поведения человека». Например: лиса- хитрый.

3 БЛОК

« КАК  ВСТРЕЧАЮТ  НОВЫЙ  ГОД»

  1. После какого события на новогодних елках в России появился новый персонаж- Снегурочка.

/ написание А. Островским пьесы «Снегурочка»/

  1. В далекой Австралии под Новый Год выпускают «монеты счастья», но они не представляют денежного достоинства. На одной стороне изображен трубочист или младенец верхом на поросенке, а что находится на другой стороне монеты?

/ слова новогоднего поздравления/

  1. В 1843 году государственный служащий Генри Коул вдруг осознал, что не успевает написать рождественские письма своим многочисленным родственникам и друзьям. Требовалось оптимальное решение. И он его нашел, пригласив на помощь друга-художника Джона Коллкотта Хорсли. Что придумали эти два друга? Подсказка: без их изобретения редко какой праздник обходится/

/ поздравительная открытка /

  1. Древние германцы считали, что на этом дереве обитает дух лесов, защитник природы. Они ходили в новогоднюю ночь в леса, чтобы умилостивить духа и попросить его наградить хорошим годом. Что это за дерево?

/ это дерево- ель./

  1. Как в истории Руси связаны даты 1 марта, 1 сентября и 1 января?

/ до 988 года Новый год встречали 1 марта, до 1699- 1 сентября, с 1700  года- 1 января/

  1. Какое имя носят Деды Морозы в других странах? Приведите не менее 5 примеров.

/ Санта Клаус – США; Пер Ноэль- Франция; Николло- Австрия; Дед Микулаш- Венгрия; Папа Паскуале- Колумбия; Иолупукки- Финляндия/

  1. Кто не знает песни «В лесу родилась елочка». А известны ли вам авторы стихов и музыки этой песни?

/ Эта песня- часть стихотворения «Елочка», автор Р. Кудашева, музыку написал Л. Бекман/

  1. БЛОК

                                  « УМА  ПАЛАТА»

  1. На тарелке лежат четыре сливы. Как разделить их между четырьмя людьми так, чтобы одна слива осталась на тарелке?

/ одному отдать сливу вместе с тарелкой/

2 .Одна женщина показала фотографию в альбоме и сказала: « У меня нет ни родных, ни двоюродных братьев и сестер, но мать этой женщины является дочерью моей мамы». Кто изображен на фотографии?

/ на фотографии дочь этой женщины/

   3. Имеются три коробочки: синяя, зеленая и красная. На каждой есть   надпись: на синей –« зеленая коробочка пустая»

                    на  зеленой- «здесь сидит змея»

                    на красной – «здесь лежит золотой ключик».  

  Известно, что все надписи ложные. Так в какой же коробочке лежит золотой ключик?

    / в зеленой/

      4. Даны ряды цифр:     1 2 3 4 5 6 7 8 9 = 100

                                             9 8 7 6 5 4 3 2 1 =  100

      Не меняя порядок цифр, но по своему усмотрению соединяя цифры в числа и вставляя между ними только знаки «+» и «-« нужно сделать так, чтобы ответ сошелся.

 / Например: 123-45-67+89=100     98-76+54+3+21=100 /

    5. На улице семь домов. Света живет в шестом по счету доме от Андрея, дом которого находится рядом с домом Ромы. Борис живет в четвертом по счету доме о Светы и тоже рядом с домом Ромы, но с другой стороны. Лена живет в третьем  по счету доме от дома Ромы. Во втором от нее доме живет Света. Дом Кирилла находится рядом с домом Светы. Известно, что дом Юли рядом с домом Бориса. Нарисуй улицу и подпиши, кому какой дом принадлежит.

/ Андрей, Рома, Борис, Юля, Лена, Кирилл, Света/

6. Двое подошли к реке. На пустынном берегу стояла лодка, которая могла вместить только одного человека. Тем не менее, каждый путник переправился на противоположный берег. Как такое могло произойти?

/ они подошли к разным берегам/

 

  1. БЛОК

            « ЧТО  В  ИМЕНИ  ТЕБЕ  МОЕМ»

  1. Догадайтесь, о каком имени идет речь:

«Это самое распространенное в мире женское имя. И одно из самых древних. Значение его спорно: одни ученые утверждают « милость божья», «божья благодать»,другие утверждают «грация, миловидность, слава». Это имя имеет более 50 производных. Известная русская поэтесса очень гордилась тем, что носит это имя : « Мне дали при крещеньи имя …, сладчайшее для губ людских и слуха». Оно также принадлежало известной русской балерине, русской царице, французской королеве. Это имя носила популярная эстрадная певица 70-х годов. Под этим именем мы знаем теннисистку, которая больше прославилась не спортивными победами, а появлением в светских хрониках, а также актрису театра и кино, которая замечательно выступила в шоу «Звезды на льду».  / Это имя Анна. Речь идет о Анне Ахматовой, Анне Павловой, Анне Ионановне, Анне Австрийской, Анне Герман, Анне Курниковой, Анне Большовой/

  1.  Догадайтесь, о каком имени идет речь:

 Это мужское имя в разных вариантах очень популярно во всем мире. Оно появилось на Руси с принятием христианства и за 1000 лет стало  национальным именем. В переводе с древнееврейского означает « божий дар».79 раз оно встречается в святцах. Это имя очень часто встречается в русских сказках. Принадлежит оно всегда герою с виду простоватому, но всегда умеющему найти хитроумный выход из ситуации. Это имя носили русские цари, известный баснописец, русский писатель,  оно принадлежит популярному телеведущему, а уменьшительной формой этого имени назвали куклу- неваляшку.

/ это имя Иван, речь идет о Иване Крылове, Иване Тургеневе, Иване Урганте, Ваньке-встаньке/

  1. Вспомните скороговорки с именами. / не менее пяти/

/ например: Ткет ткач ткани на платки Тане. Шла Саша по шоссе и сосала сушки./

  1. Расскажите о своем имени : что означает, откуда оно произошло, кто из известных людей носил это имя, какие формы этого имени вы знаете.
  2. Найдите в квадрате 10 имен мальчиков и 10 иен девочек. Можно читать по горизонтали, по вертикали, по диагонали в обоих направлениях. Слова могут пересекаться друг с другом, но не ломаться.

  Н

  И

  Т

  Н

   А

  Т

   С

   Н

  О

  К

  И

  О

  Л

  Ь

   Г

  А

   Ж

   Я

  Я

  И

  К

  В

  А

  Р

  И

  Н

   А

   А

  А

  Р

  О

  Е

  П

  О

  Л

  И

   Н

   А

  Т

  И

  Л

  Л

  Я

  Г

  Л

  И

   Н

   Я

  И

  Л

  А

  Е

  Я

  И

  Т

  Е

   А

   Я

  К

  Л

  Й

  Я

  В

  С

  В

  Я

   Г

   Я

  И

  А

  Я

  А

  И

  А

  Я

  А

  Я

   О

  Н

  Я

  Я

  Р

  Я

  Я

  П

  А

  Н

   И

  Р

  И

  К

  Т

  А

  Т

  Ь

  Я

  Н

   А

   Я

  Я

 Девочки: Кристина, Ольга, Полина, Арина, Ирина, Анна, Жанна, Елена, Нина, Татьяна

Мальчики: Игорь, Егор, Константин, Николай, Олег, Иван, Кирилл, Павел, Лев, Никита

  1. БЛОК

             «ИГРАЕМ  СО  СЛОВАМИ»

1. Найдите слово, которое вместе с названными окончаниями образует новые слова нолия                                                        

         А)    …нит                                                  Б)     …ка

                 …ия                                                              …ет

                 …нитофон                                                  …онез

                                                                                       …ено

                                                                                       …ьза

                              А- маг      Б- пол

  1. Вставьте слово, которое обозначало бы то же самое, что и слова, стоящие вне скобок

             Скамья / …/ магазин         ( лавка)

        Рука / …/ гроздь                ( кисть)

        Гримаса / …/ снаряд         ( мина)

  1. Найдите в тексте 5 предметов спортивного инвентаря. Например: Время часто летит незаметно. Лень и скука, его враги, рядом всегда. ( мяч, гиря)

Жил у нас в деревне старик Иван Иванович. Любил говаривать: «И волки сыты и овцы целы. Жить надо правильно. «Заболеет у кого конь- к Ивану шли. Он давал отвар из  щавеля, добавлял туда тертый каштан. Гастрономия эта, как ни странно, помогала. Случалось, деревенский ребенок подхватывал коклюш, кашель или ангину- родители торопились к деду Ивану. Давал какое-то варево ландышевое.

( лыжи, коньки, штанга, клюшка, волан)

  1. Восстановите слова и исключите лишнее

А/ САИВЛ  (слива)                     Б/ НИАВД  ( диван)

     РЕОХ     ( орех)                          СЕОТТ  ( тесто)

     ШПАУК ( пушка)                      СЛОТ    ( стол)

     ШРАУГ  ( груша)                      ЛЕКСОР ( кресло)

     лишнее-ПУШКА                        лишнее – ТЕСТО

  1. Прочтите первую строку известного детского стихотворения

/ К. Чуковский/

ЕМРХБДАЧЫЛЮВИ   МДЫЕЗЫДСЕВЮУЕФХДРВИ

НЯЫАЮ ДВФХЕЖМЛМКОЭЫСЦДИЮЗПФЖЕБЮДТИЕ

( ехали медведи на велосипеде)

Читаем , начиная с первой буквы, затем две буквы пропускаем.

                                        7     БЛОК

                         «ИГРАЕМ  В  ДЕТЕКТИВ»

Вместе с частным детективом Иваном Хитроумовым  решите очень сложные задачки!

1.            «КАКОЙ   ДЕНЬ»

     В руки частного детектива попала секретная переписка преступников, в которой сообщалось, что на следующей неделе планируется ограбление банка. Попробуйте догадаться, в какой день произойдет преступление, если записка выглядела так: «Все свершится  в день, который идет непосредственно после того дня, который был за три дня до того дня, который наступает непосредственно после дня,  который бывает за три дня до пятницы »

Иван Хитроумов без труда раскрыл замысел преступников, а вы?

( понедельник)

  1. «НАЙДИ КОЛЬЦО»

   

     В одном небольшом городке  ограблен известный ювелир. Украдено очень дорогое кольцо. Преступники были пойманы, но они тщательно приготовились к тому, чтобы перевезти кольцо за границу: изготовили  еще четыре кольца, по виду точные копии украденного.Чтобы отличить настоящее кольцо от подделок, вызвали эксперта из Москвы. Но тут один из преступников признался, что настоящее кольцо тяжелее, чем копия. И тогда частный детектив Иван Хитроумов быстро определил, какое кольцо настоящее, а какое- подделка с помощью весом с двумя чашечками и даже без гирь. Догадайтесь, как он это сделал? Подскажем, что  сделать это можно не более, чем двумя взвешиваниями.

( взвесить по одному кольцу, если одно тяжелей- его выбрать; если кольца весят одинаково, взвесить следующую пару и рассуждать также; если и эта пара весит одинаково, значит оставшееся кольцо- подделка)

     3.             «ЭТО   БЫЛО  В  ГЕРМАНИИ»

    Однажды, частный детектив Иван Хитроумов  посетил Германию. Прогуливаясь по городку с небольшими и неширокими улочками он наблюдал следующую картину: одна молодая симпатичная девушка очень уверенно передвигалась по улицам городка. Сначала она повернула налево, хотя висел знак, запрещающий левый поворот. Затем она двигалась по улице с односторонним движением, а потом остановилась возле знака «Остановка запрещена» и стала, как ни в чем не бывало, болтать с подружкой. За всеми ее передвижениями следил пожилой добросовестный полицейский, но он не остановил девушку и не выписал ей штраф, хотя точно знал, что она не имеет водительских прав. Почему так произошло?

( девушка шла пешком)

  1.           « ПОСЛЕДНИЙ  КУСОК»

         Однажды Иван Хитроумов  был приглашен на день рождения к сыну хороших знакомых. Пока все смотрели представление фокусника, кто-то украдкой съел последний кусок праздничного пирога. Роман сказал, что его съел Миша. Но Миша отрицал это. Лиза тоже сказала, что не виновата. Однако известно, что только один из них говорит правду.

         Кто же съел последний кусок пирога? Иван Хитроумов быстро вычислил хитреца!

( виновата Лиза)

 

  1. « ОГРАБЛЕНИЕ ДАЧИ»

Частный детектив Иван Хитроумов гостил у друзей на даче и стал свидетелем неприятного разговора своего друга с соседом по дому. Накануне кто-то «похозяйничал» в доме Иванова друга, пропали некоторые вещи. Иван решил сам поговорить с соседом. Тот рассказал:

-Я услышал шум со стороны соседского дома и, несмотря на мороз, сразу же пошел смотреть, что случилось. Я хотел заглянуть в окно, но все окна замерзли. Тогда я проскреб ногтем небольшую дырочку в инее, покрывавшем стекло, и увидел в доме страшный беспорядок и сразу же пошел звонить соседу.

- Вы все врете,- изобличил соседа Иван, -лучше честно признайтесь, что это вы залезли в дом моего друга.

   Что в рассказе соседа было явной ложью?

( иней образуется на внутренней стороне стекол)

                                             8    БЛОК

                               « ГОРОД МАСТЕРОВ»

  1. Индя-индя-индючок

         Ты похож на сундучок

          Сундучок не простой

          Красный, белый, золотой

          Так поется в одной детской песенке об этой детской игрушке. Индючок- традиционный мотив этой народной игрушки. А также утушка, барынька, козлик, всадник. Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с озорным и веселым названием «Свистунья». На этом празднике свистульки были у всех- и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы. Современные мастера из города Кирова продолжают народные традиции. Отличительная особенность палитры росписи этой игрушки- яркие, праздничные цветы. Кружки, точки, полоски делают рисунок на фигурках самобытным и неповторимым, а сами игрушки сказочными, очень добрыми и забавными.

            Как называется этот вид художественного промысла?

( Дымковская игрушка)

       2. Этому искусству более 300 лет, а оно остается самым известным и доступным, самым любимым промыслом России. Родилось это искусство в середине 17 века в крестьянском быту заволжских деревень Семино, Хрящи, Новопокроское, Куличино, а к концу 19 века им занимались почти в 150 окрестных деревнях. Для выполнения изделий используют два типа росписи: «верховая»- красным и черным цветом на золотистом фоне и «под фон»- золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов, ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Эта роспись всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна.  

              Какие изделия чаще всего расписывают в этой технике?

( Это Хохломская роспись, которой чаще всего расписывают посуду)

       3. Эта роспись по дереву- знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине 19 века в заволжских деревнях по речке Узола. Эту роспись трудно спутать с какой-нибудь другой- так велико ее своеобразие. Ни одно изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И, хотя мастера не знали законов перспективы, роспись всегда получалась удивительно легкой и прозрачной. Другой отличительной чертой этой росписи являлась ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых домах интерьерах. Нередко использовались и  более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

           О какой росписи идет речь?

( Городецкая роспись)

4. В своем «Письме о пользе стекла» (1752 г.) М.В.Ломоносов так писал об этом материале для рукоделия:

       Так в … ? … стекло, подобяся жемчугу,

       Любимо по всему земному ходит кругу.

       Им красится народ в полунощных степях,

       Им красится Арап на южных берегах.

       …………………………………………..

        Пою перед тобой в восторге похвалу,

        Не камням дорогим, не злату, но стеклу.

Но наладить производство этого материала в России Ломоносов так и не смог. Построенная им под Петербургом  фабрика после его  смерти перестала существовать. Родиной этого материала можно считать страны Арабского востока. Затем его производство было развито в Византии. А в современном мире одними из лучших производителей считаются чехи.  У многих народов любимы украшения из этого материала:

- борода, жерелок, чапочка / русские/

- пляценка, горлячка / белорусские/

- чердан, сылянки / украингские/

- каролинес / литовские/

А представители движения хиппи очень любят фенечки и хайратники.

            Назовите этот материал. Что еще о нем вы знаете?

 ( Бисер. В переводе с арабского «фальшивый жемчуг»)

5. Историки утверждают, что этот вид рукоделия придумали мужчины. Говорят, что самыми искусными в этом деле были арабы. Археологи обнаружили изделия, выполненные 2000 лет назад. Данные опросов утверждают, что 90% современных женщин считают это своим любимым видом рукоделия. Инструменты для этого вида рукоделия бывают металлические, костяные, пластмассовые, а в старину были и серебряные. С помощью этих нехитрых приспособлений мастерицы создают и бытовые вещи, и одежду, и украшения интерьера, и настоящие произведения искусства. И, хотя технический прогресс создал специальные машины для производства таких изделий, тот, кто знает толк в этом рукоделии, никогда не откажется от удовольствия создать красивую вещь своими руками.

         Как называется этот вид рукоделия? Какими инструментами пользуются мастерицы?

( Это вязание. Инструменты: спицы, крючок, вилка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Горит, горит, звезда моих полей… »

Литературно- музыкальный час, посвященный 75- летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова...

Солнышко красно, гори, гори ясно …

Празднование широкой масленицы....

КТД "Гори,гори, огонь Олимпиады"

Цели:- актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх;- формирование устойчивых знаний и понгимания школьниками ценности Олимпийского движения;- воспитание чувства коллективизма, дружбы и вза...

Технологическая карта урока по предмету "Музыка" во 2 классе. Раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". Тема "Фольклор - народная мудрость".

Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД. Урок знакомит учащихся с народным тврочеством, на...

Методическая разработка занятия и презентация: "Народный фольклор родного края. Уж вы горы, горы Жигулёвские"

Разработка занятия предназначена для учащихся музыкальной студии третьего года обучения.  Разработка включает сценарий занятия и презентацию по теме занятия....

Проектная работа по истории "Гори, гори, моя звезда..."

Данный проект приурочен к теме "Воссание декабристов". На подготовку отводится 3-4 недели. Целесообразно работать совместно с учителем ИЗО. Получается отличый бинарный проект....