Программа "Школа толерантности"
рабочая программа на тему
Данная программа предназначена для проведения внеурочной деятельности для детей с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tolerantnost.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | «Школа толерантности» |
Основание для разработки программы | Программа развития ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» |
Целевая категория | Учащиеся 1-9 классов образовательных организаций для детей с умственной отсталостью |
Цели программа Задачи программы | формирование у обучающихся норм толерантного поведения, осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, умения строить взаимоотношения с другими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
|
Сроки реализации программы | Комплексно-целевая программа, вариативная часть которой рассчитана на реализацию с 1 по 9 класс |
Основные программные мероприятия | Занятия проводятся в режиме образовательного процесса и дополнительного образования как на основе интегрированного, так и на основе модульного подходов. (уроки, классные часы, внешкольные мероприятия, интегрированные занятия, трудовые десанты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, встречи, беседы). |
Важнейшие показатели эффективности реализации программы |
|
Ожидаемые результаты реализации программы: | формирование осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, умение строить отношения с другими людьми на основе взаимопонимания и принятия их взглядов и традиций; формирование нравственных ценностей личности, обладающей в том числе толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции |
ПРОГРАММА
«Школа толерантности»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.
Антуан де Сент-Экзюпери
Пояснительная записка
Современное российское общество живет многообразной жизнью, в которой существуют различные теории и представления, соседствуют разные общности людей со своими культурными ценностями, социальным опытом, особенностями в психической структуре личности. Все это требует интеграции существующего на принципах понимания и терпимости. Поэтому проблему воспитания толерантности можно рассматривать как формирование одной из абсолютных ценностей общественной жизни и нашего общего культурного достояния наряду с другими общечеловеческими ценностями. Исходя из этого, проблема формирования толерантной среды в образовательном пространстве становится одной из наиболее актуальных на современном этапе.
В современном содержательном наполнении смысл термина толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, в котором он живет, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
Одним из важнейших социальных институтов, которые должны способствовать формированию толерантной культуры, являются общеобразовательные учреждения.
Именно подростковый период развития личности характеризуется интолерантным поведением: повышенной агрессивностью, некритичностью мышления, бескомпромиссностью. В силу различных причин, толерантные установки не формируются у большинства детей естественным путем. Это порождает неприятие ими мира и себя, и как следствие, асоциальное поведение.
Особенно тяжело это проходит у «особых» детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Оттого, как ребенок преодолеет данный кризисный период, во многом будет зависеть, насколько понимающим, терпимым станет он в дальнейшем.
Чтобы процесс формирования толерантной личности был целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность с учащимися в образовательном учреждении. Сегодня, когда имеет место нарушение эмоциональных связей в семье, повышенная конфликтность во взаимоотношениях детей друг с другом и обычных детей с «особыми», вакуум, в который попадают многие учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, способна заполнить оптимально организованная воспитательная работа.
Детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их психофизических особенностей сложно научить толерантности, но можно поставить их в такую ситуацию, когда они получат опыт взаимодействия в этом мире и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности. Т.е., воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит через формирование у них установки на восприятие и действия в социальной действительности и в отношениях с другими людьми на основе таких личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание.
На основании вышеизложенного очевидна необходимость разработки целостной программы по формированию толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе реализации программы у детей сформируется осознание собственной взаимосвязи с окружающим миром, умение строить отношения с другими людьми на основе взаимопонимания и принятия их взглядов и традиций. Т.о., должна быть сформирована личность ребенка, обладающая толерантностью как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.
Цель программы:
формирование у обучающихся норм толерантного поведения, осознания собственной взаимосвязи с окружающим миром, умения строить взаимоотношения с другими людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Задачи:
формировать у обучающихся установки толерантного сознания и поведения;
создать условия для профилактики агрессивного отношения к окружающим, содействовать выбору продуктивных форм поведения в конфликтных ситуациях;
развивать у воспитанников способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию;
воспитывать терпимость, уважение к людям, готовность принять их взгляды, обычаи и привычки;
содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности;
развивать коммуникативные навыки детей, укрепляющие социальные связи и отношения, формировать мотивы положительной социализации личности;
содействовать коррекции самооценки обучающихся.
Возрастное предназначение программы
Программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 1-9 классах.
Принципы осуществления программы:
принцип диалогичности и сотрудничества, как основной источник и движущая сила развития личности;
принцип доверительного стиля общения;
принцип уважительного отношения к личности;
принцип творчества, обеспечивающий реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия;
принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся;
принцип стимулирования самостоятельного выбора;
принцип обратной связи;
принцип экологии взаимоотношении, обеспечивающий благоприятную социально комфортную среду в образовательном учреждении как основы формирования толерантного пространства;
принцип воспитывающей рефлексии (создание условий для рефлексии участников программы, произошедших с ним изменений).
Программа курса построена на идеях гуманизма. В Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право на особые внимание и заботу, т.е. ребенок должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, терпимости, равенства и свободы. Дети с интеллектуальной недостаточностью также должны вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, формируют уверенность в себе и облегчают их участие в жизни общества.
Программа курса не является чем-то неизменным. Она может и должна изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, медико-психологических особенностей детей, текущего планирования учебно-воспитательного процесса. Таким образом, программа «Школа толерантности» служит основой для творческой работы учителя.
Курс состоит из 4 блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Программа едина в плане диагностического, коррекционного и развивающего компонентов. Содержание каждого блока программы основано на взаимодействии, взаимодополняемости и взаимосвязи. Занятия проводятся в режиме образовательного процесса и дополнительного образования.
Методическое обеспечение программы
Программа включает психолого-педагогический блок, который содержит предварительную диагностику уровня тревожности, эмоциональной устойчивости, толерантности обучающихся. Педагогам в своей деятельности по формированию толерантных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо владеть информацией о психофизических особенностях своих воспитанников, знать мотивацию их поступков и действий, иметь рекомендации по их коррекции. Поэтому, важное значение по данному направлению имеет тесное сотрудничество педагога и психолога Центра.
В ходе работы по реализация содержания первого блока используются психологические методы изучения индивидуальных особенностей детей, занятия в тренинговых группах, позволяющие учащимся самостоятельно принимать решения, справляться со своими страхами, стрессами, формировать в себе толерантное отношение к жизненным ситуациям и окружающим людям.
Блок «Люди мира» предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по овладению учащимися знаниями истории и культуры своего народа, воспитанию миролюбия, привитию идей альтруизма обучению основам человеческого общежития с людьми другой нации, гуманного межнационального общения, формированию позитивного отношения к ценностям культур иных стран мира.
Знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого происходит познание мира, нравственное становление личности.
Блок «Права человека» включает мероприятия, через которые реализуются основные принципы и положения толерантности по данному направлению. Приоритетом для педагога при проведении занятий предполагается акцент на такие понятия как свобода, права, ответственность, справедливость, достоинство личности. Разъяснение прав человека и форм проявления толерантности реализуются через осознание обучающимися признания права на жизнь, свободу и достоинство каждого человека гражданского общества.
Блок «Школа нравственности» предусматривает использование педагогических технологий, обеспечивающих проявление воспитанниками собственной нравственной, гражданской позиции, внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения, расширение позитивного социального опыта детей.
При реализации программы используются активные формы и методы, как на основе интегрированного, так и на основе модульного подходов. Педагог при преподавании тем данного курса может органично интегрировать их в мероприятия учебно-воспитательного процесса и системы дополнительного образования (уроки, классные часы, внешкольные мероприятия, кружки), а также планировать в виде отдельного занятия. Только сочетание различных форм и методов может быть целесообразным и продуктивным.
Учитель при преподавании курса становится на позицию сотрудничества с учениками, диалогового конструирования учебного и воспитательного процессов. Причем, во главу угла ставится индивидуальность, субъектный, т.е. лично накопленный опыт ученика, через призму которого и воспринимается все происходящее. Педагог не формирует ребенка по заданным образцам, а активно работает над его самореализацией, развитием личностного потенциала, принятием собственной позиции в отношениях с окружающими.
Именно ситуация диалога, когда умение слушать другого, вставать на его точку зрения, удерживая свою; понимать и сопереживать другому, является главным средством воспитания толерантности.
Целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, трудовые десанты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, встречи, беседы. Учитывая сложность работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, актуальными являются игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.
Все мероприятия проводятся с учетом возрастных и психофизических особенностей детей.
Реализуемые формы и методы должны позволить обучающимся:
формировать свое собственное мнение;
учиться слушать других людей, уважать их суждение;
уметь проявлять терпимость в общении с окружающими, стараться не вступать в конфликты.
Критериями оценки полученных результатов служат:
повышение уровня информированности детей по вопросу толерантности;
повышение уровня эмпатии;
снижение уровня конфликтности личности, выражение своих чувств и переживаний без агрессии и насилия, умение вести диалог с другими людьми;
развитие эмоциональной устойчивости в различных жизненных ситуациях;
повышение уровня толерантной установки;
коррекция самооценки обучающихся;
формирование коммуникативных умений, необходимых для социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
Примерный учебно-тематический план
№ п/п | Тема модуля | Возрастная категория | Мероприятия |
1. | Психолого-педагогический блок | Все возрастные группы | Тестирование на тревожность и конфликтность Тестирование «Какой я друг?» |
2. | Люди мира | 1-4 классы Все возрастные группы 5-9 классы | Упражнение «Волшебный мешок» Игра «Познакомьтесь – это Я» Упражнение «Новичок» Обсуждение сказки «Гадкий утенок» Упражнение «Будешь играть с нами» Заочное путешествие по городу Москва Народные праздники Обряд чаепития на Руси Беседы и доклады на уроках истории, географии Викторина «Как отмечают Новый год в разных странах» |
3. | Права человека | Все возрастные группы 5-9 классы | Беседы на правовые темы с привлечением профессионалов. Игра «Зачем нужны правила?» Беседы «Права и обязанности гражданина» и «Конвенции прав ребенка» Обсуждение ситуаций «Кто прав?» |
4. | Школа нравственности | Все возрастные группы | Чтение рассказов В. Осеевой «Плохо», «Печенье», Л. Толстого «Рассказы о детях», «Корова» Беседы по рассказам «Просто старушка», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Игра «К тебе пришли гости». Беседа «О дружбе и друзьях» Упражнение «Правила общения» Игра «Добрые слова» |
Содержание программы
I. Психолого-педагогический блок
Цель: исследование и анализ состояния тревожности обучающихся, мотивации конфликтного поведения, формирование способности оценивания и осознания своих эмоций, выбора средств для реализации толерантного поведения.
Содержание
Диагностика тревожности и агрессивности поведения учащихся.
Формы занятий
Тренинги, упражнения, беседы.
II. Люди мира
Цель: развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия людей другой национальности, признания ценности многообразия культур стран мира.
Содержание
История, культура России и других стран мира. Проявления нетерпимости и толерантности в стране и нашем регионе.
Формы занятий
Уроки по истории, географии; экскурсии на выставки, краеведческий музей; беседы, устные журналы, КВН, викторины, конкурсы
III. Права человека
Цель: формирование представлений о ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности
Содержание
Понятия: права человека, свобода, равенство, ответственность, справедливость. Государство и права человека. Конституционные права и свободы человека в современном обществе. Равноправие всех граждан независимо от национальности, вероисповедания, социального положения. Инвалиды и здоровые люди. Конвенция прав ребенка (право на жизнь, на имя, на гражданство, на образование, на отдых и досуг, на неприкосновенность жилища). Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ.
Формы занятий
Уроки по истории, обществоведению, сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы.
IV. Школа нравственности
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание терпимости, уважения к людям, обучение действенным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без агрессии и насилия, формирование умений и навыков конструктивного общения, правил поведения в общественных местах, социальной адаптации через создание общественно полезных отношений с социальными субъектами.
Содержание
Понятие «толерантность». Значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми в различных жизненных ситуациях.
Нравственные ценности: доброта, уважение к людям, любовь к Родине, честность, уважение к труду, позитивное отношение к окружающему миру. Взрослые и дети: проблемы и пути их решения.
Этикет. Правила поведения в школе, магазине, дома, других общественных местах. Выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, в интегрированном коллективе с обычными детьми. Социализация личности.
Формы занятий
Уроки истории, обществоведения, клуб «Ты + Я», сюжетно-ролевые игры; конкурсы; встречи; беседы, экскурсии.
Библиография
Асмолов, А.Г. Толерантность в общественном сознании России /А.Г. Асмолов. – М., 1998.
Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: Учеб. Пособие /Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.- М.: Вербум-М, 2003.- 168 с.
Безюлева, Г.В. Основы толерантного образования/Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова //Образовательная политика.-2006.-№.10.- С.33-38.
Борисова, О.В. Создание демократического климата в школе /О.В. Борисова, П.В. Степанов //Повышение квалификации педагогов в области гражданско-правового образования: сб. материалов.- Калуга, 2001.- С. 102-118.
Вислова, А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления/А.Вислова //Воспитание школьников.-2008.- № 3.- С. 15-20.
Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования /Б.С. Гершунский //Педагогика.- 2002.- №7.- С.3-12.
Гурьянов, А. Воспитание толерантной личности /А.Гурьянов// Воспитание школьников.-2008.-№ 4.- С.25-28.
Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб. Пособие /Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2005.
Мы – сограждане.-Т.1 /Под ред. Л. Семиной.- М.: Бонфи, 2002.- 502 с.
Основы психологии управления: Учебно-методическое пособие. /Автор-сост. В.М. Чернышова – Тамбов: ТОИПКРО,2008.
Панченко, С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /С. Панченко //Воспитание школьников.-2008.-№ 7.- С.33-38.
Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру.- М.: Бонфи, 2001. – 304 с.
Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: монография /А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.В. Селезнева и др. - М.: изд-во РАГС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.
Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...
Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»
: Дать детям представление о толерантности; Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»
Расширить и закрепить представление детей о доброте...
Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности
Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...
Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной ...
Классный час "Толерантность? Толерантность!"
Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...