Методическая разработка мероприятия «Чтобы помнили…», посвященного юбилею Л.Филатова
классный час на тему

Аверкина Наталья Александровна

В методической разработке представлен материал,воспитывающий нравственность, духовность, уважение к личности, любовь к отечественной литературе и кинематографу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filatov.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени Е.Г. Трубицына»

Методическая разработка

мероприятия  «Чтобы помнили…»,

посвященного юбилею Л.Филатова

Авторы: Майер Н.В.,

Аверкина Н.А.,

преподаватели

русского языка

и литературы

Смоленск

2016

Цели:

  1. Познакомить студентов с творчеством Л.Филатова (поэта, актера, режиссера).
  2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения стихотворений наизусть, составления презентаций, навыки исследовательской работы.
  3. Воспитывать нравственность, духовность, уважение к личности, любовь к отечественной литературе и кинематографу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Студент 1. Леонид Филатов более известен современникам как талантливый актер, но мало кто знает, что он так же был замечательным режиссером и поэтом. Жизнь и творчество Леонида Филатова будут своевременны и актуальны до тех пор, пока остаются важными вопросы нравственности, духовности, самоутверждения, борьбы с самим собой, уважения к личности, любви, надежды и безграничной веры… (слайд 1)

Студент 2. Чтобы помнили! (слайд 1)

Студент 1. Родился Леонид 24 декабря в 1946 году   в городе Казани. Начало его жизни было положено двумя однофамильцами – Клавдией Николаевной Филатовой и Алексеем Еремеевичем Филатовым. Во время Великой Отечественной войны многие девушки писали письма на фронт, чтобы поддержать бойцов. Так состоялось знакомство по переписке, а после Победы – первая встреча родителей Леонида Филатова. Отец был геологом. Семья кочевала из города в город. (слайд 2)

Студент 2. Когда Лене исполнилось 7 лет, произошел новый переезд – в Ашхабад. Здесь он пошел в 1-й класс, здесь же и окончил школу. Хотя Леонида “тянули” по точным предметам, по литературе он преуспевал: увлекался поэзией, с 5-го класса печатал свои стихи в местной газете, по своим сценариям ставил с друзьями спектакли, боготворил кино, рисовал иллюстрации к своим маленьким самодельным книжечкам.(слайд 3)

 (Слайд 3) Громаков Валерий (17 группа)  

В пятнадцать лет, продутый на ветру
Газетных и товарищеских мнений,
Я думал: “Окажись, что я не гений, – 
Я в тот же миг от ужаса умру!..”

Садясь за стол, я чувствовал в себе
Святую, безоглядную отвагу,
И я марал чернилами бумагу,
Как будто побеждал ее в борьбе!

Когда судьба пробила тридцать семь
И брезжило бесславных тридцать восемь,
Мне чудилось: трагическая осень
Мне на чело накладывает тень.

Но, точно вызов в суд или в собес,
К стеклу прижался желтый лист осенний, 
И я прочел на бланке: “Ты не гений!” – 
Коротенькую весточку с небес.

Я выглянул в окошко: ну нельзя ж,
Чтоб в этот час, чтоб в этот миг ухода
Нисколько не испортилась погода,
Ничуть не перестроился пейзаж!

Все было прежним. Лужа на крыльце.
Привычный контур мусорного бака.
И у забора писала собака
С застенчивой улыбкой на лице.

Все так же тупо пялился в окно
Знакомый голубь, важный и жеманный…
…И жизнь не перестала быть желанной
От страшного прозренья моего!

(1984 г.)

Студент 1. Но это все будет потом… А пока – “весь мир в кармане”, все дороги открыты! (слайд 3)

Студент 2. С 5-го класса Леонид регулярно печатался в местной газете. Первое опубликованное стихотворение – басня называется “Колино призвание”. Повзрослев, Леонид не мог читать эту басню без смеха. Но тогда, в 11 лет, мальчугана переполняла гордость! (слайд 3)

Студент 1. Вот как об этом вспоминает мама Леонида – Клавдия Николаевна: “Когда он увидел, что его стихи напечатали, ну неимоверная радость была. А потом он получил вдруг гонорар. И этот гонорар настолько его поразил, настолько это было неожиданно! Но он пытался как-то использовать эти деньги для всех нас. “Мне он подарил духи, моему брату Юре подарил несколько билетов в театр, себе купил билеты в кино, а остаток гонорара отдал бабушке на хозяйственные расходы”(слайд 3)

Студент 2. Сразу после выпускного бала Леонид с группой своих товарищей поехал покорять Москву. Почти все поступали в гуманитарные вузы, Филатов же мечтал о режиссерском факультете ВГИКа. (слайд 4)

Студент 1. Вот как сам Леонид Филатов вспоминает о том прекрасном времени: “Это был шестьдесят пятый год, Московский кинофестиваль. Оказалось, экзамены в августе, а денег было только на полмесяца. Я накупил абонементов, но тут меня охватила паника: “Что я скажу, когда вернусь? Кино смотрел?” Кто-то из новых знакомых посоветовал поступать на артиста. Я в ужасе: “Какой из меня артист с таким лицом?” “Артисты разные бывают”, – отрезали мне”. (слайд 4)

Студент 2. Филатов отнес документы в Щукинское, предварительно узнав, что там учатся Никита Михалков и Анастасия Вертинская. Проводя все дни на фестивале, на вступительные экзамены приходил по вечерам, именно это помогло ему поступить. (слайд 4)

Студент 1. “Если бы я хоть раз пришел утром, – вспоминает Леонид, – возможно, моя впечатлительная натура была бы смущена, и вряд ли бы я пришел на следующий экзамен. А так у меня был совершеннейший покой и провинциальная наглость. А вечером было человек 15, все какие-то не очень выразительного вида, обтрепанные, непрезентабельные. Если уж такие ходят поступать, то чего ж я-то?! А на второй год посмотрел, что это за очередь – просто неподвижная толпа, слезы, истерики и мам, и пап, и валидол, и …я подумал: “Что же это я? Если бы я это видел год назад, я бы даже не сунулся!” (слайд 4).

Левусенкова Даша (14 группа)                 (слайд 4)

Мир, кажется, зачитан и залистан – 
А все же молод, молод все равно!
Еще не раз любой из древних истин 
В грядущем стать открытьем суждено.

И смотришь с удивленьем кроманьонца,
И видишь, пораженный новизной,
Какое-то совсем иное солнце,
Иное небо, шар земной…

О, радость первозданных откровений!
О, сложность настоящей простоты!
Мы топим их в пучине чьих-то мнений,
Сомнений и житейской суеты.

Они даются горько и непросто,
Который век завидовать веля
Безвестному Колумбову матросу,
Что первым хрипло выкрикнул: “Земля!”

(“Открытие”, 1966 г.)

Студент 2. Годы учебы Филатова в Щукинском были удивительно творческими. На юность актера выпали очень сложные шестидесятые годы, но уже чувствовалось дыхание свободы. Все читали стихи, пели, сами сочиняли песни, слушали Булата Окуджаву, сами увлекались джазом и роком. Учились думать и спорить. (слайд 4)

Студент 1. Во время учебы Леонид не переставал писать стихи, выдавая их за чужие произведения. Это стало легендой в училище. Все, от педагогов до сокурсников, гадали, кто же действительно это написал. Сейчас все написанное Филатовым в то время сохранилось в памяти сокурсников: Бориса Галкина, Нины Руслановой. В стихах он раскрывал свое мироощущение. (слайд 4)

Звучит песня в исполнении Владимира Кочана  “Мгновение тишины” (Слайды 5-8)

Студент 2. “После окончания “Щуки” Филатова пригласили в театр на Таганке. Там он быстро влился в основной “звездный” состав, там нашел свою первую жену. Все в жизни его складывалось замечательно, единственное, чего не доставало – это работы в кино”.(слайд 9).

Студент 1. “Работая на Таганке, я мечтал о съемках, ходил на все пробы, но меня в упор не видели. Где-то лет в 26 я махнул рукой. Понял, что кино – не судьба. Ну, не сложилось. Бывает такое. И тут меня Митта приглашает в “Экипаж” на роль Скворцова…”(слайд 10)  

Студент 2. Фильм “Экипаж” получился шедевром отечественного кино, до сих пор не отстающим в спецэффектах от голливудской продукции. После выхода картины Леонид Филатов проснулся популярным. Его летчику Скворцову стали подражать. Леонид Филатов стал очень востребован. Только с 1981 по 1983 годы он снялся в 12-ти картинах.                          (слайд 10) (кадры из фильма «Экипаж»)

Студент 1. Работа в кино – интенсивная, порой изматывающая. Леонид хотел успеть больше, реализоваться, жалея о том, что безвозвратно уходят лучшие годы, а с ними и лучшие роли. Шесть лет работы без единого отпуска. Фильмы: “Грачи”, “Успех”, “Избранные”, “Вам и не снилось”, “С вечера до полудня”, “Голос” и другие.(слайд 11)

Усанов Павел  (14 группа)     (слайд 12)

Все куда-то бегу – 
На душе темно и тошно,
У кого-то я в долгу,
У кого – не помню точно.

Все труднее я дышу,
Но дышу – не умираю,
Все к кому-то я спешу,
А к кому – и сам не знаю.

Ничего, что я один,
Ничего, что я напился,
Где-то я необходим,
Только адрес позабылся.

Ничего, что я, сопя,
Мчусь по замкнутому кругу – 
Я придумал для себя,
Что спешу к больному другу.

Опрокинуться в стогу,
Увидать Кассиопею, – 
Вероятно, не смогу,
Вероятно, не успею…

(“Суета сует”, 1983г.)

Студент 2. 1980 –й год – непростой. Уходит из жизни Владимир Высоцкий. В театре начинается работа над спектаклем “Владимир Высоцкий”. С запретов на этот спектакль начнутся драматические ситуации, сыгравшие роковую роль в отъезде Юрия Любимова и в судьбе Леонида Филатова.(слайд 12)

Студент 1.(слайд 12)

Он замолчал. Теперь он ваш, потомки,
Как говориться, “дальше – тишина”.
…У века завтра лопнут перепонки – 
Настолько оглушительна она.

Студент 2. Водоворот съемок спасал и от тяжелой потери – ухода из театра на Таганке в связи с вынужденным отъездом Юрия Любимова. В 1983 г. Леонид Филатов и Вениамин Смехов уходят в театр “Современник”.(слайд 12)

Студент 1. Вот, как отзывается о Филатове главный режиссер театра “Современник” Галина Волчек: “…Я высоко ценю Леонида как творческую личность и как артиста. Меня потрясала его выносливость, работоспособность. Леня, работая в “Современнике”, много снимался в кино, но когда он пересекал границу театра, то репетировал, буквально до седьмого пота, стараясь наверстать все, что пропустил за время съемок. Я очень высоко ценю отдачу актеров. Замечательно отношусь к его литературным работам. Его природа мне интересна – и актерская, и литературная, и, по-моему, он замечательно порядочный человек” (слайд 13)

Кирпичонок Евгений   (17 группа)     (слайд 14)

В наш трудный, но все-таки праведный век,
Отмеченный потом и кровью,
Не хлебом единым ты жив, человек, – 
Ты жив, человек, и любовью.

Не злись, что пришла – оттеснила дела,
Не злись, что пришла – не спросила, – 
Скажи ей спасибо, за то, что пришла, – 
Скажи ей за это спасибо!..

Когда удается одерживать верх
Тебе над бедою любою, – 
Не волей единой ты жив, человек, – 
Ты жив, человек, и любовью.

Не хнычь, что была, мол, строптива и зла,
Не хнычь, что была, мол, спесива, – 
Скажи ей спасибо за то, что была, – 
Скажи ей за это спасибо!

(“Спасибо”, 1966)

Студент 2. О первом браке Леонида Филатова известно очень мало. Сам он о нем не рассказывал, ограничиваясь тем, что считал семью успешной. А потом в театре на Таганке увидел фотопортрет Нины Шацкой. Она была женой Валерия Золотухина и находилась в отпуске по уходу за ребенком. Долгое время Филатов тайком наблюдал за ней, восхищался, но скрытно: не хотел разбивать семью.(слайд 14)

Студент 2. Читает стихотворение “Любовь” (слайд 14)

Так повелось промеж людьми,

Что мы сторонимся любви,

Когда любовь почти равна

смерти.

Я ем и пью, и слез не лью,

Живу, и жить себе велю,

Но я люблю ее, люблю, -

верьте.

Хоромы царские белы,

Поют сосновые полы,

Холопы ставят на столы

ужин.

А ты бежишь из темноты

Через овраги и кусты,

И ей не ты, совсем не ты

нужен.

Не наживай беды зазря –

Ведь, откровенно говоря,

Мы все у батюшки-царя

слуги.

Ты знаешь сам, какой народ, -

Понагородит огород,

Возьмут царевну в оборот

слухи.

Снеси печаль на край земли,

Оставь до будущей зимы,

Закрой, забудь, не шевели, -

плюнь ты!

(«Любовь»)

Студент 1. “Я знал, что она чужая жена, и это закрывало для меня право за ней ухаживать, – рассказывал Леонид Алексеевич. – Она была очень красивая женщина. А я – провинциальный щенок… Мне просто нравилось смотреть на нее. И какое-то время этого было достаточно. Я прибегал в театр, когда здесь должна была появиться Нина…”. (слайд 14)

Студент 2. “Мне кажется, что наша встреча с Леней, это знакомство, встреча, связь – все это из области мистики. Вообще у меня ощущение такое, что мы с Леней были запрограммированы кем-то свыше”. (Из интервью с Ниной Шацкой) (слайд 14)

Студент 1. В 1982 году Леонид Филатов и Нина Шацкая поженились. А через 15 лет перед тяжелейшей операцией Леонида сын Нины, Денис, ставший священником, венчал их дома.(слайд 14)

Студент 2. Вот что вспоминает Денис Золотухин, родной сын Нины Шацкой и приемный сын Леонида Филатова: “Когда пришел Леня, он заставил меня заниматься спортом, научил подтягиваться, отжиматься. Я отжимался больше всех в классе. Это самое яркое воспоминание… . ( слайд 15)

Леня заставил меня читать книги. Он приходил каждый вечер в мою комнату, и мы с ним подолгу разговаривали обо всем: Об искусстве, литературе. О религии. Я готовился стать режиссером, поступил даже во ВГИК, проучился там два года и ушел. Почему же ушел? Я ушел из ВГИКа, потому что пришел в церковь…

Леня для меня, прежде всего, не писатель, не актер. Леня сделал для меня в жизни то, что делает родной отец, – на ноги меня поставил. (слайд 15)

Студент 1. В 1993 году у Филатова появились первые проблемы со здоровьем, и с того момента Шацкая, кроме любимой жены, стала для него еще и ангелом-хранителем. Она буквально подарила ему не один год жизни, без малейшего сожаления отказавшись от собственной карьеры и отдав всю себя ему, и только ему.  (слайд 15)

Студент 2 .  (слайд 15)

Не о том разговор, как ты жил до сих пор,

Как ты был на решения скор,

Как ты лазал на спор через дачный забор

И препятствий не видел в упор…

Да, ты весело жил, да, ты счастливо рос,

Сладко елось тебе и спалось,

Только жизнь чередует жару и мороз,

Только жизнь состоит из полос…

И однажды затихнут друзей голоса,

Сгинут компасы и полюса.

И свинцово проляжет у ног полоса,

Испытаний твоих полоса…

Для того-то она и нужна, старина,

Для того-то она и дана,

Чтоб ты знал, какова тебе в жизни цена

С этих пор и на все времена.

Ты ее одолей. Не тайком, не тишком,

Не в объезд – напрямик и пешком,

И не просто пешком, то бишь вялым шажком,

А ползком да еще с вещмешком!..

И однажды сквозь тучи блеснут небеса

И в лицо тебе брызнет роса –

Это значит, что пройдена та полоса,

Ненавистная та полоса…

А теперь отдыхай и валяйся в траве.

В безмятежное небо смотри…

Только этих полос у судьбы в рукаве

Не одна, и не две, и не три…

(«Не о том разговор…», 1984)

Студент 1. Леонид Алексеевич рассказывал: “Начиналось все как-то непонятно. Просто стал легко уставать. Ходить долго не мог. На сцене – ничего. Держишься, а потом – как спущенный шарик. Это странно было. Но я косил на то, что старею. Я стал вдруг плохо разговаривать, на спектаклях замечают люди, что я плохо говорю слова. Я – к врачу. Это инсульт. Как инсульт? Вот так…

Три года меня возили по реанимациям без конца… Удалили обе почки. Гипертонию сбавили. Понадобился диализ – искусственная почка. В таком полудохлом состоянии я пробыл там больше двух лет. Потом поиск почки в Банке органов. Снова операция. Со мной делали, что хотели. Я был бревно, мыслящий тростник. Открываю глаза, понимаю, что живой. Там же, на больничной койке, стал писать новую пьесу. Диктовал жене, как Островский, потому что рука ходуном ходила…” (слайд 15).

Студент 2. За 10 лет болезни у Леонида Филатова вышло 13 книг. Потеряв возможность быть актером, он стал писателем. Хотя сам к своему творчеству относился с иронией, говорил: “В стране Тютчева, Блока, Маяковского, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой как же можно уж так заноситься?”(слайд 16)

Студент 2:   (слайд 17)

Не писал я раньше пьес,
Обходился как-то без,
А подбил меня на это
Всерасейский наш ликбез!
В нашей пишущей стране
Пишут даже на стене.
Вот и мне пришла охота
Быть со всеми наравне!

Студент 1. С 60-х годов Леонид Филатов пишет песни в соавторстве с Владимиром Кочаном. В 1996 году вышел диск «Оранжевый кот» с песнями Кочана и Филатова.  (слайд 17)

Исполняется  песня «Оранжевый кот».  (слайд 18-21) ( слайды Москвы)

Студент 1. В эти тяжкие годы болезни к Филатову пришла идея программы “Чтобы помнили”, и он работал над ней буквально до последних своих дней. В свое время Филатова поразила фраза, которую Владимир Высоцкий написал в анкете. Высоцкого спросили: “И что же главное остается для вас в жизни?”. Он сказал: “Чтобы помнили, когда меня не будет…”. (слайд 22)

Студент 2. Очень горько, когда из жизни уходят талантливые люди и постепенно нами забываются. Идея программы пришла в голову Филатову от обиды за незаслуженно забытых творческих людей. Ведь очень важно, чтобы помнили… (слайд 22)

Студент 1. Вот каково было мнение Нины Шацкой. “Я всегда была категорически против этих передач. Потому что считаю, что они отнимают у Лени здоровье. Он страшно переживает. Все пропускает через себя, как будто каждая передача – о близком друге, вчера ушедшем из жизни” . (слайд 22)  

Студент 2. 14 октября 2003 года Филатов в очередной, и как оказалось, в последний раз попал в больницу. Двухстороннее воспаление легких ему, ослабленному, так и не удалось побороть… 26 октября Леонида Алексеевича не стало. (слайд 23)

Пынько  Максим (14 группа)            (слайд 23)

Чем может быть утешен человек,
Которого несут к могильной яме?..
Не знает он, не видит из-под век,
Что окружен любимыми друзьями.

Когда, в конце концов, умру и я.
Хочу, чтобы, не медля ни секунды,
Ко мне слетелись все мои друзья – 
Со службы, из больницы, из Пицунды.

И чтоб случайный магниевый блиц
Вернул меня на миг из мрака к жизни
И высветил с десяток милых лиц,
Которых я б хотел собрать на тризне.

Пусть радость и не шибко велика,
Но, уходя в последнюю дорогу,
Я все же буду знать наверняка.
Что я не пережил их, слава Богу…

Студент 1.  (слайд 23)

О, не лети так, жизнь!..

Слегка замедли шаг.

Другие вон живут,

Неспешны и подробны,

А я живу – мосты,

Вокзалы, ипподромы

Промахивая так,

Что только свист в ушах!..

О, не лети так, жизнь!..

Мне сорок с лишним лет.

Позволь перекурить

Хотя б вон с тем пьянчужкой.

Не мне, так хоть ему

Немного посочувствуй, -

Ведь у него, поди,

И курева-то нет!..

О, не лети так, жизнь!..

Мне важен и пустяк.

Вот город, вот театр,

Дай прочитать афишу,

И пусть я никогда

Спектакля не увижу,

Зато я буду знать,

Что был такой спектакль!..

О, не лети так, жизнь!..

Я от ветров рябой.

Позволь мне этот мир

Как следует запомнить,

А если повезет,

То даже и заполнить

Хоть чьи-нибудь глаза

Хоть сколь-нибудь собой!..

О, не лети так, жизнь!..

На миг, но задержись!..

Уж лучше ты меня

Калечь, пытай и мучай,

Пусть будет все: болезнь,

Тюрьма, несчастный случай, -

Я все перенесу.

Но не лети так, жизнь!..

Студент 2. “В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучивается…”, – эти слова звучали рефреном в каждой программе Леонида Филатова “Чтобы помнили”. Прошло 13 лет со дня смерти автора передачи, артиста и поэта Леонида Филатова, и его слова об улетучившейся памяти сбываются. Но мы смотрим замечательные фильмы с участием Филатова, с удовольствием слушаем и читаем сказку “Про Федота-стрельца”, перечитываем его стихи-откровения, сопереживаем судьбам актеров в его авторской программе, а значит он с нами – он среди нас! (слайд 23)

24 декабря 2016 г. Леониду Алексеевичу Филатову исполнилось бы 70 лет. Чтобы помнили… (слайд 24-37)

Звучит музыка,  на экране - слайды с цитатами Филатова. 

Студент 1. Не хочется заканчивать наш вечер, посвященный этому талантливому человеку, на грустной ноте. Леонид Филатов любил жизнь, тонко чувствовал юмор, создал много остроумных и ироничных произведений. Вашему вниманию представляем сказ «Про Федота-стрельца,  удалого молодца».

Фильм-спектакль или мультфильм.

Студент 1 – Новиков Артем (14 группа)

Студент 2 – Федоров Александр (14 группа)

Презентацию подготовил студент 20 группы  Духовской  Александр.

Литература, источники

  1. Филатов Л.А. Нет худа без добра: Стихотворения, пародии, интервью, проза для кино. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  2. Филатов Л.А. И год как день: Поэзия и проза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  3. Воронецкая Т.В. Леонид Филатов. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  4. Щепакина Н.Е. Встреча в литературной гостиной, посвященная жизни и творчеству Леонида Филатова.
  5. Kulturologia.ru
  6. Aif.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Чтобы помнили", посвященный ВОВ

Разработка классного часа, посвященного Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, с привлечением родителей...

Открытое занятие «Чтобы помнили» посвященное Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитанию учащихся. Урок посвящен 70 - летию Великой Отечественной войне. Урок воспоминание с презентацией. ...

Литературно-музыкальная композиция "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященная Дню Победы

Сценарий   литературно-музыкальной композиции "Покуда сердца стучатся, - помните!..", посвященной Дню Победы....

Методическая разработка: Создание набора открыток "Знай наших!" к юбилею города Королёв

Целью современного дополнительного образования является развитие будущей успешной личности, которая способна к формированию образа будущего мира через творчество.  Такое развитие м...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по английскому языку информ-досье «Прицел на столетие» к юбилею оружейного конструктора М.Т. Калашникова

Методическая разработка по внеклассному мероприятию по английскому языку, посвященная юбилею всемирно известного оружейного конструктора М.Т. Калашникова, к метериалам прилагается интерактивный квиз п...

Методическая разработка "Юбилей Тамбовской области"

Методическая разработка , посвящена юбилею нашего края, расссказывает о достопримечательностях тамбовской области...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Физический вечер «Золотой юбилей квантовой эры»

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие, посвященное 100 – летию Н.Г. Басова.Форма проведения: ролевая игра.Цель: рассмотреть жизнь, заслуги Н.Г.Басова, углубить знания обучающихся по дисциплин...