Устный журнал «Ленинград- город мужества и славы», посвященный снятию блокады с Ленинграда.
материал на тему
СЦЕНАРИЙ УСТНОГО ЖУРНАЛА «Ленинград- город мужества и славы», посвящен снятию блокады с Ленинграда. Историко-музыкальная композиция сопровождается презентациями, видео, музыкой. Принимают участие ученики старших и средних классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
устный журнал по теме: " Ленинград - город мужества и славы" | 512.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа»
администрации муниципального образования Киреевский район
Устный журнал
«Ленинград- город мужества и славы»,
посвященный
снятию блокады с Ленинграда.
Подготовила и провела:
Игнатова И.Г.- учитель истории
и обществознания
Сценарий.
Учитель.
Слайд 1.
27 января – очень значимый день в истории нашей страны. День, когда мы вспоминаем блокадный Ленинград. Город, который стал примером мужества, стойкости и героизма. Память об этой героической и в то же время страшной странице Великой отечественной войны продолжает жить в наших сердцах.
Слайд 2
Гитлер в начале войны подписал директиву, в которой говорилось о судьбе Ленинграда:
« После разгрома Советской России существование этого города не будет иметь никакого смысла. Предлагается плотно блокировать город, сравнять его с землей с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены»
Слайд 3
8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады размером в 900 дней и ночей. В городе в то время проживало более 2,5 млн. человек.
Стих читают ученицы 6 класса Алимова Полина и Алина
Блокада! Блокада! Блокада!
Погасли огни Ленинграда.
В снегу от разрывов воронки
Чернеют, как стаи вороньи.
Блокада. Блокада. Блокада.
У Нарвских ворот баррикада.
На фронт уходящие танки.
И с гробиком детские санки.
Блокада. Блокада. Блокада.
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.
Уроки с тетрадкой и мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.
И выстрел… и кровь на тетради.
Слайд 4
Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».
Не смолкал сигнал воздушной тревоги.
Сигнал воздушной тревоги–запись.
Слайд 5
Осажденный Ленинград остался без запасов продовольствия. С первых дней блокады были введены карточки. Хлеб был практически единственным продуктом питания для ленинградцев. Нормы постоянно снижались. Рабочие получали 250 г. в день, дети -125 г.
В ленинградском музее хранится маленький кусочек хлеба -125 грамм.
Вот такой - маленький, сырой, липкий, горький на вкус. Сделанный не из высших сортов зерна, а из жмыха, целлюлозы, кукурузной пыли проросшего зерна, поднятого со дна Ладоги. Но все-таки этот кусочек был самым дорогим для ленинградцев. Это была их жизнь. В городе началась цинга, дистрофия и голод.
Учащиеся 8 класса.
Строки из писем.
«…Жизнь в Ленинграде с каждым днём ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из неё делают лепёшки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь».
«…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет».
«…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей».
«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».
«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».
«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых»
В декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи каннибализма. По данным УНКВД по Ленинградской области, за употребление человеческого мяса были арестованы в декабре 1941 года 43 человека, в январе 1942 года – 366, феврале – 612, марте – 399, апреле – 300, мае – 326, июне – 56. Затем цифры пошли на убыль, с июля по декабрь 1942 года были взяты с поличным всего 30 людоедов. Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества. Приговоры были окончательными, обжалованию не подлежали и немедленно приводились в исполнение.
Слайд 6.
Пришли и другие бедствия . в конце ноября ударили морозы. Ртуть термометра приблизилась к 40 градусов.
Замерзли водохранилища . воду теперь можно было брать только из Невы, которую постоянно обстреливали.
Вскоре закончилось топливо. В домах были установлены печи-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом.
Слайд 7.
Символом блокадного Ленинграда стал - метроном . это прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении.
Сейчас вы слышите стук метронома.(звук) По ленинградскому радио транслировали его равномерные , четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города. быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
Стих читает ученица 7 класса. Кутакова Надя
Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое — «живем!»,
Не дремлет город осажденный
Слайд 9.
«Дорога жизни»- название ледовой дороги через Ладожское озеро. Единственный путь, который связывал город Ленинград с большой землей. Как только лед достиг нужной толщины, в Ленинград по дороге жизни потянулось обозы и машины с продовольствием. Работа водителей была очень опасной.
Песня А. Розенбаума (дорога жизни)
Слайд 10
Ольга Берггольц – поэтесса. Жила в Блокадном Ленинграде. Ее называли говорящим символом борьбы с врагом во время блокады.
Стихи читают девочки 11 класса
1.Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, - говорит, -
менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, - она просила, - ты
сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу».
...Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль - не думай».
...Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль -
ни слёз, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество - друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.
2. А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных...
Так с декабря кочуют горожане
за много вёрст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых, обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведёт куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
в руках бидончик - это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
«Товарищи, мы в огненном кольце».
А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завёрнутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везёт.
Везёт, качаясь, - к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слёзы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведёт.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
ко мне взывает братская могила
на Охтинском, на правом берегу.
3. Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоём,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг её слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
Слайд 11
Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город жил и боролся, он давал фронту танки и самолеты, снаряды. Мужчины , женщины, подростки стояли у станков. Голодные, изможденные по 14 часов в день они не выходили из промерзших цехов. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.
Слайд 12
9 августа 1942 год . шел 355-й день блокад. Большой зал Ленинградской филармонии не вмещал всех желающих послушать седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича., впервые исполняемую в городе на Неве.
(Звучит 7 симфония).
Слайд 14.
Все 900 дней и ночей ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранных со всего света академиком Вавиловым. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, хотя у них рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда ни одного зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.
Слайд 15.
Ленинградские дети – блокадные дети . они переносили все тяготы блокады наравне со взрослыми. Многие из них не дожили до освобождения. Детям приходилось тушить зажигательные бомбы, пожары. Они дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессилевшим родственникам еду, а самое главное они учились.
Слайд 16
В Ленинграде работало 30 школ. Часто занятия проходили в бомбоубежищах . ходить в школу было опасно, дорога под обстрелом. Замерзали чернила, руки коченели, а мел выскальзывал из рук.
Стих читает ученица 7 класса Фролова Юлия
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола…
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали,
То росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил,
Что снова
Занятья после похорон.
Слайд 17.
Учителей и учеников прикрепляли к столовым, и в конце дня давали горячий суп.
(рассказ праздничный обед) читает ученица 6 класса Тютюкина Настя
Слайд 18.
Стихотворение читает ученик 6 класса Савушкин Денис
Коптилка погасла, и хлеба - ни грамма,
И нечем «буржуйку» уже растопить,
А в комнате - мертвые папа и мама,
И мне лишь немножко осталось прожить...
Я чувствую - сердце колотится редко,
И страх уж ушёл из замерзшей души...
И вдруг в нашу комнату входит соседка,
Подходит ко мне и меня тормошит:
«Скорей одевайся! Без хлеба и в холод
Ты выжить не сможешь один никогда.
Ты помнишь свою музыкальную школу?
Там детский приемник. Иди-ка туда».
Я вышел, шатаясь от злобного ветра
И спазмов голодных тягучих прыжков.
От дома до школы - четыреста метров.
А сколько же это ребячьих шажков?
Короткий тот путь от могилы к спасенью
Спокойно пройти не могу и теперь.
Ввалился я, падая в школьные сени,
С трудом распахнув тяжеленную дверь.
И в чувства меня привели, накормили,
Голодные сами, как я, доктора.
Ах, как же страдальчески страшны мы были,
Суровой блокадной поры детвора...
Слайд 19.
Из дневника Юры Рябинкина. Юра Рябинкин – обычный 16-летний ленинградский мальчик жил с мамой, которая работала в библиотеке и сестрой-Ириной ,ей было 8 лет. Папа был репрессирован. С самого начала войны Юра начал вести дневник, в котором записывал все, что происходило с ним , его семьей, соседями во время блокады. Юра умер в январе 1942 года. Маму с сестрой вывезли из Ленинграда. Мама умерла в дороге. Сестра Ирина воспитывалась в детском доме.
Отрывки из дневника читают Дудко Женя и Кучеров Герман
Слайд 20.
Из дневника Тани Савичевой.
читает ученица 6 класса Ермаченкова Настя.
В осажденном Ленинграде эта девочка жила,
В ученической тетради свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,Таня в памяти жива.
Затаив на миг дыханье, слышит мир ее слова.
Кто же они Савичевы , жившие на 2 линии Васильевского острова в доме 13. Женя старшая сестра Тани, работала конструктором бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша - братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьева и бабушка Евдокия Григорьевна –домохозяйки. Всю семью унесла блокада. Таню успели вывезти из города, но голод подорвал ее здоровье, вскоре Таня умерла.
Слайд 21
В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек
получили медаль «За оборону Ленинграда»
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
Звучит песня «Дети войны» Т.Гвердцетели
Слайд 22-23 «Блокадная книга» А.Адамович, Д.Гранин
отрывок читает ученица 5 класса Кылосова Света
Слайд 24. 13 января 1943 года кольцо блокады было прорвано, но освобождение пришло только через год 27 января 1944 года.
Стих читает ученик 9 класса Стародубцев Максим
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
Слайд 25.
За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 1500 снарядов, сброшено свыше 100 тыс. зажигательных и 5 тыс. фугасных бомб.
Около 1 млн.человек погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием для осажденных.
Слайд 26.
Пискаревское мемориальное кладбище - скорбный памятник жертвам
Великой Отечественной войны, свидетель общечеловеческой трагедии и место всеобщего поклонения. Мемориал посвящён памяти всех ленинградцев и защитников города.
Стихи о Пискаревском кладбище читают ученицы 10 класса Анненкова Елена и Привезенцева Юля. (звучит музыка)
Слайд 27.
Защитники и жители Ленинграда своим мужеством, стойкостью, сопротивлением совершили настоящий подвиг, подвиг в 900 дней и ночей, подвиг беспримерный, подвиг , который не может быть забыт. Предлагаю почтить их память минутой молчания. Прошу всех встать.
(звучит стук метронома)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ленинград-город мужества и славы
1Данное мероприятие предназначено джля учащихся 7-9 классов. Оно знакомит учащихся с людьми, которые пережили эти трудные блокадные дни, не сколивших голову пред врагом и не пустившв его в этот велики...
Устный журнал « По следам мужества и стойкости » внеклассное мероприятиедля учеников 7-8класса
Ничего нет лучше, крашеМилой родины твоей.Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом-Слава им, борцам суровым,Слава нашей стороне,Слава русской старине!Н. Кончаловская...
Город мужества и славы (внеклассное мероприятие, посвященное окончанию Ленинградской блокады)
Внеклассное мероприятие посвящено окончанию Ленинградской блокады в годы Великой Отечественной войны. Цель: знакомство с данным периодом войны в истории, с творчеством поэтов, писавших о блокадном Лен...
Устный журнал, посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда.
Устный журнал, посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда....
Город мужества и славы
Город Мужества и СлавыЛенинград – это один из красивейших городов мира. За революционные, боевые и трудовые заслуги Ленинград награждён двумя орденами В. И. Ленина, орденом Октябрьской Революции...
Классный час: Урок мужества. К 75летию снятия блокады г. Ленинграда
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи.1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...