Город мужества и славы (внеклассное мероприятие, посвященное окончанию Ленинградской блокады)
классный час (6, 7 класс) на тему
Внеклассное мероприятие посвящено окончанию Ленинградской блокады в годы Великой Отечественной войны. Цель: знакомство с данным периодом войны в истории, с творчеством поэтов, писавших о блокадном Ленинграде; воспитание у учащихся чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_muzhestva_i_slavy.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Дубровская Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г. Панфилова» г. Анжеро-Судженск Кемеровской области
ГОРОД МУЖЕСТВА И СЛАВЫ
Внеклассное мероприятие, посвященное окончанию Ленинградской блокады
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Задачи: познакомить учащихся с творчеством поэтов, писавших о блокадном Ленинграде;
продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины.
Оборудование:
- видеоматериалы о блокадном Ленинграде,
- "Седьмая симфония" Д. Шостаковича (аудиозапись),
- метроном (аудиозапись),
- «Разговор с соседкой» читает Ольга Берггольц (аудиозапись),
- «Ленинград» поет Тамара Гвердцители (аудиозапись),
- компьютер, проектор
Ход мероприятия:
- Вступление. Слово учителя.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Более 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет Великой Отечественной войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа ту войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.
С особой силой самые характерные черты той войны отразились в судьбе Ленинграда и ленинградцев, переживших голод, холод, тьму, смерть… блокаду (слайд 1)
II. Выступления ведущих, чтецов
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как силы, нам нужна…
Ю.П. Воронов. «Опять война…»
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, солдатам и офицерам раздавались путеводители по Ленинграду и даже были напечатаны пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. И тогда Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. Фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и сломить его жителей.
Начались варварские обстрелы и бомбардировки города /слайд №2/. 15 сентября 1941 года обстрел начался с самого утра /слайд №3/ и продолжался 18,5 часов. В Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд /слайд №4/. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички /слайд №5/ с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.
Во время обстрелов гибли тысячи людей. Разрушались культурные и исторические памятники. Правда, ленинградцы сделали все, чтобы спасти их от разрушения. /слайд №6/ Знаменитый Медный всадник продолжал стоять на своем месте, но был со всех сторон обложен мешками с песком.
Ленинград эвакуировался. Тщательно упакованные, ехали в глубокий тыл картины Эрмитажа. Вывозилось имущество театров. Уезжали научно-исследовательские институты. 29 августа 1941 года была перерезана последняя железная дорога, связывавшая Ленинград со страной. Вокруг Ленинграда замкнулось вражеское кольцо. Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.
Всё реже перерывы между обстрелами и бомбёжками. /слайд №7/ Выходит из строя водопровод (жители вынуждены ходить за водой на Неву и Фонтанку); /слайд №8/ останавливается городской транспорт /слайд №9/; норма хлеба снижается до 125 граммов. /слайд №10/; умирают люди /слайд №11/ и нет сил отвозить гробы на кладбище /слайд №12/.
Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу.
Тот пронзительный
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип.
Ю.П. Воронов. Скрип саней.
Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба /слайд №13/. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...
(показать детям кусочек черного хлеба со спичечный коробок)
Савичева Таня
Живым напоминанием о тяжких блокадных днях остались строки из дневника маленькой школьницы Тани Савичевой. Она жила в обыкновенной ленинградской семье, которая ничем не отличалась от других. Началась война, затем блокада.
28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка сделала в этот день первую запись в своем дневнике /слайд №14/: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.»
Приведем остальные записи этого потрясающего дневника. В нем всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла в 1944 году от истощения. Но ее дневник, который сейчас выставлен в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, стал одним из документальных свидетельств преступлений фашистского немецкого режима на Нюрнбергском процессе.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
(Сергеей Смирнов. Из поэмы “Дневник и сердце”)
Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.
Дорога жизни
Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев. /слайд №15/. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “Дорогой жизни” /. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. /слайд №16/. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали и “Дорогой смерти”.
Страшный путь!
На тридцатой, последней версте
Ничего не сулит хорошего…
Под моими ногами устало хрустеть
Ледяное ломкое крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой, над тобой высоко.
И нет на тебе никаких одёж:
Гол как сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал над тобой свистеть,
И устал грохотать свинец...
Почему не проходит над Ладогой мост?!
Нам подошвы невмочь ото льда отрывать.
Сумасшедшие мысли буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!
Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города сотни детей...
Сотни детей…
Сотни детей!
Замерзали в пути...
Одинокие дети на взорванном льду, -
Эту теплую смерть распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова "вперед",
Под каким бы нам ни бывать огнем -
У меня в зрачках черный ладожский лед,
Ленинградские дети лежат на нем. (Александр Межиров «Ладожский лед»)
/слайд №17/ Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.
Ленинградское радио
/слайд №18/ Необыкновенную силу звучания приобрело зимой 1941-1942 годов радио. Оно помогало ленинградцам переносить неимоверные лишения, сознавать, что они не одиноки в своей борьбе. Из-за недостатка электроэнергии радио буквально шептало. Но сквозь ледяную тишину в эфире по-прежнему звучал голос непокоренного Ленинграда, опровергая лживые заявления фашистов о том, что город пал. И даже если только стучал метроном – и то было легче /стук метронома/. Это означало, что город жив, что сердце его бьется.
Музой блокадного Ленинграда по праву называют Ольгу Берггольц /слайд №19/, так как вся её военная биография связана с ленинградским радио.
В первые месяцы войны Берггольц под псевдонимом Крылов-внук писала много юмористических произведений о враге – фельетонов, басен, которые исполнялись с эстрады на фронте. В баснях она высмеивала попытки Гитлера захватить Ленинград. «Далеко гаду до Ленинграда», - писала она, хотя враг был у ворот города.
/стихотворение «Разговор с соседкой»/
Из воспоминаний Лазаря Маграчева:
«Помнится такой случай. Я часто выезжал на линию фронта. Собирал материал для радиопередач.
Уезжая из города, я оставлял продовольственную и хлебную карточки своим родным.
Случилось так, что в одной из командировок я застрял дней на пять, а когда вернулся в редакцию, доложился начальству и поспешил домой.
Открыл я дверь комнаты. Вижу – все лежат… Бледные, истощенные, совсем без сил.
Что случилось? Оказывается, отец мой пошёл неделю назад в булочную за хлебом. И там потерял, (а может быть, у него украли) все наши карточки. А было только начало месяца…
Беда. Ну, конечно, я очень расстроился. Пошёл в редакцию. И первой, кого я встретил, была Ольга. Я рассказал ей о том, что случилось дома. Она меня выслушала молча, насупила брови, тряхнула волосами и куда-то ушла… А вскоре вернулась и протянула мне несколько хлебных талонов: «Возьми».
Я ни за что их принять не хотел, отмахивался: «Тебе же самой нужно!..» Но Ольга засунула талоны в карман моей гимнастёрки и вышла из комнаты. Я посмотрел: три талона она мне дала – это почти четыреста граммов хлеба.
Может быть, сейчас кто-нибудь скажет: четыреста граммов, подумаешь! А я отвечу: и думать нечего. Оторвать от себя в ноябре сорок первого такой ломоть хлеба – это был подвиг. И я никогда этот случай не забуду и на этих страницах о нём вспомнил, чтобы понял читатель, каким отзывчивым человеком была наша Ольга».
/слайд №20/ Война сделала Ольгу истинно Ленинградским поэтом. Под её стихами не нужно ставить рядом с датой слово «Ленинград». В блокадные дни, когда гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, к обессиленным и истощенным людям из радио доносился голос Ольги Берггольц, негромкий, певучий, с легкой картавинкой:
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в моё лицо закутанное бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады, -
мы не покинем наших баррикад.
Культурная жизнь блокадного Ленинграда
В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь.
В насквозь промерзшем здании на улице Герцена работали питерские художники. Самым боевым жанром стали плакаты, которые вывешивались на стены ленинградских домов /слайд №21, 22/. Контур плаката наносился на литографский камень, а уже с него снимали оттиски. В здании Союза художников не было отопления. Художники согревали камень теплом своего тела: ложились на него и, сложив ладони трубочкой, дышали на отдельные участки. Сами мерзли, но камень согревали, чтобы сделать еще несколько боевых плакатов.
Летом 1942 г. были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялось даже несколько джазовых концертов. Все 900 дней блокады был открыт Театр музыкальной комедии.
В августе 1942 г. была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета была впервые исполнена знаменитая, созданная в осажденном городе на Неве, Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича /слайд №23/, ставшая музыкальным символом блокады.
«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию», - писал Д.Д. Шостакович.
Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")
/фрагмент симфонии/
/слайд №24/ В первую блокадную зиму продолжали работать несколько библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. В читальных залах царил леденящий холод. Сотни ленинградцев сидели в пальто и шапках, перелистывая страницы книг и журналов. Это были инженеры и рабочие, врачи и медсестры, офицеры и солдаты, научные работники, педагоги и учащиеся, журналисты, литераторы. Ленинградцы вновь доказали, что являются самым читающим народом.
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)
А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
В Ленинграде существовал Всесоюзный институт растениеводства, обладавший гигантским семенным фондом. Из всего селекционного фонда ленинградского института, содержавшего несколько тонн уникальных зерновых культур, не было тронуто ни одного зерна. 28 сотрудников института умерли от голода, но сохранили материалы, способные помочь послевоенному восстановлению сельского хозяйства.
Все эти примеры говорят о том, что даже в тех условиях люди не просто выживали, но и находили в себе силы любить жизнь.
Прорыв блокады
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - прорвать блокаду! /слайд №25/ 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости /слайд №26/. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Весны, Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди...
В. Рождественский
III.Заключение
/слайд №27/ Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".
Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами /слайд №28/. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе.
В суровые дни блокады умерло от голода около 800 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, /слайд №29/ где был открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене – строки Ольги Берггольц:
/слайд №30/
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Прошу всех встать и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания /минута молчания/.
/Показ слайдов №31-42 на фоне песни «Ленинград»/
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности /слайд №43/.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" О Родине, о доблести, о славе" (внеклассное мероприятие, посвященное Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища)
Опубликованный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища. Это музыкально-литературная композиция, цель которо...
Внеклассное мероприятие по литературе "Ленинградская блокада.Вечная память..."
Внеклассное мероприятие по литературе...
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Устный журнал «Ленинград- город мужества и славы», посвященный снятию блокады с Ленинграда.
СЦЕНАРИЙ УСТНОГО ЖУРНАЛА «Ленинград- город мужества и славы», посвящен снятию блокады с Ленинграда. Историко-музыкальная композиция сопровождается презентациями, видео, музы...
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...