Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку.
занимательные факты (6 класс) на тему
Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ko_vsem_naukam_klyuch.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку
Цель: организация интеллектуально - познавательной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся, для проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, мотивации к самосовершенствованию.
Задачи:
1. развивать интеллектуальные способности детей, побуждать к получению новых знаний, к расширению своего кругозора.
2. формирование умения работать в коллективе – принимать совместные решения, вместе обсуждать, вносить вклад в общий успех, радоваться общим победам.
3. развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Возраст учащихся: 11-15 лет
План проведения:
- Организационный момент
- Представление команд
- Правила игры
- Основная часть (игра)
- Подведение итогов игры
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Семен Данилов
Ученик :
«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык»
Учитель: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского. Язык национальной гордости и достоинства! Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
Ученик :
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Ведущий: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно! Если его не изучать старательно что из этого выйдет. Вот послушайте:
Миниатюра «Ударение»
Вбегает Федя с флаконом (лекарство) и больший ложкой.
Федя: Так хочется поскорее в школу, Неделя русского языка начинается, а у меня горло болит как назло…. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством, читает:
«Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи» (в слове «пищи» - ударение стоит на последнем слоге).
Начинает пищать. Вбегает мама:
Мама: Что случилось, сынок? Почему пищишь?
Федя: А я лекарство принял. А здесь написано (читает): «3 раза в день, после приема пищи».
Мама: Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи. (Ударение на первом слоге).
Федя: Ой, мамочка! А ведь нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Ученик: (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.
Вас рад приветствовать, друзья!
А для чего же все мы тут
Создали творческий уют?
Народу полный класс собрали,
Всех от работы оторвали?
Вам все сейчас я объясню.
Мы учащихся собрали,
Чтобы они здесь играли в прекрасную игру -
Ей «Лингвистическое ассорти» названье,
Сегодня мы узнаем, кто в русском языке силён.
Мы здесь затем, чтоб насладиться
Игрой, которой равных нет.
И от команд мы ждём привет.
Просим команды представиться ( команды представляются).
В дорогу отправляться так
Опасно. Это знает всяк.
Хоть мы большие знатоки,
Но нам нужны проводники.
Без них нам всем придётся туго.
Хоть выручаем мы друг друга,
Порою нужен нам совет:
Мы правильно идём иль нет.
Жюри нас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибёмся, то поправит.
Коль скажем правильно – прославит.
Ему передаём привет – ведь без жюри дороги нет.
Сегодня нашу игру судит многоуважаемое жюри в составе: Мизгирева Т.В., Маматова М.В., Кузьмина Е.В.
Вот начинается игра.
Теперь мы думаем, пора
Командам начинать сражаться,
В словесных играх упражняться.
Вместе. Желаем всем ни пуха, ни пера!
1конкурс «Разминка» Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, заработает 1балл).
- 1. У какого слона нет хобота? (у шахматного).
2. Что случилось 31 февраля? (такого дня нет).
3. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько у стола стало углов? (пять).
4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай).
5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми).
6. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).
7. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»).
8. Домашний дед Мороз. (Холодильник).
9. Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль).
10. Назвать автора: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра»? (Крылов).
11. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед).
12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (корова).
13. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят).
14. Назовите детский юмористический киножурнал. («Ералаш»).
15. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь).
16. Какой жук носит название того месяца, в котором он родился? (майский).
17. Какие птицы не умеют летать? (пингвины и страусы).
18. Продукт, который получают из свеклы и тростника? (сахар).
19. Подземная железная дорога? (метро).
20. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
21. Какое топливо добывают на болоте? (торф).
2 конкурс «Отгадай пословицу»
Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
- Два сапога – тара.
- Ус хорошо, а два лучше.
- Первый клин комом.
- Сашу маслом не испортишь.
- Старый друг лучше большого таракана.
- Два сапога пара, да оба в воду упали.
- У семи нянек кулаками не машут.
- Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
- Чем хвалишься, от того и наберешься.
- Скучен день до вечера, коли хвост телкин.
- Маленькая рыбка лучше новых двух.
- После драки дитя без глазу.
- С кем поведешься, на том и провалишься.
- Не суйся в волки, коли делать нечего.
3конкурс «Грамматическая арифметика»
Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.
Первой команде: РОВ + ПОЗА = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл
КИПА + САТИН = ? музыкант. (Пианистка). 1балл
ТОСКА + ПАР + ШОВ = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл
Второй команде: ОХРА + ПОД = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл
ПАСТА + КЛИН = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл
ЛИК + ПЕНА = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл
Третьей команде: РИС + ПИКА =? дерево. (Кипарис.) 1балл
СИЛА + ПЕНЬ = ?плод. (Апельсин.) 1балл
МЕДЬ + ДВЕРЬ – РЬ =? зверь. (Медведь.) 1балл
4 конкурс «Образцовая речь»
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Возил не шoфер, а шофёр.
Не фaрфор, а фарфoр.
Был оглашён не прuговор –
Судебный приговoр.
Строгал не стoляр, а столЯр,
Но дoску – не доскy.
И слушал в одиночестве
Не «Тoску», а тоскy.
Задание№1: поставьте ударение в словах:
каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.
За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.
Сколько речевых и сколько орфографических ошибок допущено в тексте? Как правильно поставить ударение в форме сравнительной степени прилагательного КРАСИВЫЙ?
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивeе», «Мы так хoчим»,
«Дoсуг, шoфер, прoцент, зaем,
Квaртал, пoртфель, бюлитeнь»,
«Пoверх плана выполняем»,
«Агент звoнит целый день».
5 конкурс «Как об этом говорят?»
Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
Подбери фразеологизм к его толкованию. За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл.
Подбери фразеологизм | Ответы |
1. Овладевать собой, успокаиваться. | 1. Брать себя в руки.
|
6 конкурс «Глаголъ»
Сказка про спряжения
Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.
Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.
Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :
Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. - И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.
Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.
Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- Что случилось ?
- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.
- Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.
- Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.
7 конкурс «Строители»
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.
МЕ( )ОЛАД ФОР( )НИК ЖЕЛ( )СИН ТАМ( )КА ВАМ( )АТ ДРА( )УРА КИШ( )ЕЙ
КАР( )ЕМЕЦ ВАМ( )АМИДА ВОС( )АРЬ ВОК( )ЕЖЬ ПО( )ОТОК У( )ОВА
ГОР( )ОЛАД НА( )НЯ ЗА( )ЕЦ СВИР( )НИК КАР( )НА ПО( )АТКА АМ( )АК
ГО( )КОТ КОВ( )НЯ КАБ( )ОШКО
8 конкурс «Наборщики»
Задание: наберите наибольшее количество слов из слова «литературоведение» за одну минуту.
За каждое слово по 1 баллу.
9 конкурс «Занимательный синтаксис»
Исправьте ошибки в объяснительной Васи Сидорова по поводу пропусков уроков.
10 конкурс «Алфавит» Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин”.
Возок несется чрез ухабы, Купцы, лачужки, мужики,
Мелькают мимо будки, бабы, Бульвары, башни, казаки,
Мальчишки, лавки, фонари, Аптеки, магазины моды,
Дворцы, сады, монастыри, Балконы, львы на воротах
Бухарцы, сани, огороды, И стаи галок на крестах.
Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые "мелькают мимо” несущегося возка.
Жюри подводит итоги «Знатоки русского языка»
Ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи, выучи русский язык!
Ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!
Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
Интеллектуально-познавательная программа Люблю березку русскую!
Внеклассное мероприятие для начальных классов.Цели: Научить видеть необычное в привычном; обогащение словарного запаса; развить познавательный интерес к окружающему миру; воспитать нравственное поведе...
Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»
Популяризация русского языка и культуры. Приобщение любви к русской культуре....
Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!»
Внеклассное мероприятие «Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку в 7–8 классах «О, счастливчик!» с презентацией...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку
Интеллектуально-познавательная играпо русскому языку ...
Интеллектуально-познавательная новогодняя игра
Игра предназначена для создания новогоднего настрония....