ОТКРЫТЫЙ ПРАВОВОЙ ЧАС на тему « Я – будущий избиратель»
методическая разработка на тему
Цель: повышение уровня правовой культуры и грамотности будущих избирателей.
Задачи: Познакомить с историей выборов, развитием избирательной системы России;
раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
содействовать формированию активной гражданской позиции;
развивать у студентов умения применять правовые нормы на практике;
способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_pravovoy_chas_na_temu_2.docx | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Киреевский детский подростковый центр»
муниципального образования Киреевский район
ОТКРЫТЫЙ ПРАВОВОЙ ЧАС на тему
« Я – будущий избиратель»
Педагог дополнительного образования:
Пасюченко С. Т.
Киреевск
2016 год
ОТКРЫТЫЙ ПРАВОВОЙ ЧАС на тему « Я – будущий избиратель»
Цель: повышение уровня правовой культуры и грамотности будущих избирателей.
Задачи: Познакомить с историей выборов, развитием избирательной системы России;
раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
содействовать формированию активной гражданской позиции;
развивать у студентов умения применять правовые нормы на практике;
способствовать выработке навыков исследовательской работы.
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем правовом часе.
История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства, для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII века, варяжского князя Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения объединенных славянских и финских земель.
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого.
Слайд 2 Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин?
ГРАЖДАНИН – лицо, наделённое правами и обязанностями.
У каждого гражданина есть свои права. Что же такое право?
ПРАВО – это условия для учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.
Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Слайд 3 флаг, герб, гимн.
Слайд 4
Слайд 5 Государственный герб Российской Федерации, 2000 г. 8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации» Золотой двуглавый орёл на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца 15 – 17 века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.
Слайд 6 По решению Государственной думы и Президента Россия вступила в XXI век и в третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
Слайд 7 Гимн. Торжественная песня – особое музыкальное произведение, отличающееся образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным, чаще маршевым ритмом, величавостью музыки.
Слайд 8 Музыка А. Александрова [декабрь 1943]
Слова С. Михалкова [декабрь 2000]
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
В качестве гимна РФ использовали мелодию гимна СССР, которую сочинил Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Текст «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в: «Россия – священная наша держава».
Звучит гимн песня.
Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Слайд 9 Главный (основной) закон нашей страны – Конституция. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
Слайд 10. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
7 октября 1952г. Ленинград
Российский государственный и политический деятель,
Президент Российской Федерации (2000—2008 и с 7 мая 2012 года)
Председатель Правительства Российской Федерации
(1999—2000; 2008—2012), Секретарь Совета безопасности (1999)
Директор Федеральной службы безопасности(1998—1999).
На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.
Слайд 11 Инаугурация – это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».
Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).
Слайд 12 Конституция РФ – документ, закрепляющий права человека.
Слайд 13 Что такое право и что такое обязанность.
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
Слайд 14
Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.
Слайд 15 Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). “Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
Слайд 16. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка»
Слайд 17. Права ребёнка.
Слайд 18. Декларация прав ребёнка. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка, провозгласив, что «человечество обязано дать ребёнку лучшее, что оно имеет».
Слайд 19. ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Паспорт гражданина РФ это документ, удостоверяющий личность.
- Каждый гражданин, достигший возраста 14 лет, обязан получить паспорт.
- В паспорте указываются личные данные гражданина РФ (ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации и т.д.)
Вед. О понятии избирательного права нам кратко расскажет наш гость…
Основная часть. Деловая игра: Я – будущий избиратель.
Вед. Людям издавна свойственно выбирать. Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден силой самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать постоянно.
Мы вас уже разбили на 2 команды. Если вы обратили внимание, то при входе в зал, мы вам прикрепили эмблемки (надо придумать названия).
Ход игры
Звучит музыка начало игры.
Задание 1. Прочти высказывание.
Слайд 20. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание. Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание.
Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами.
Задание 2 «Сказка ложь, да в ней намёк».
Мы все на этих сказках вырастали, вы будете сейчас удивлены:
Навряд ли бы связать вы догадались те сказки с Конституцией страны.
Лидеры команд получите задание.
Команды выбирают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных
сказочных героев. Задание: закончить фразы, используя знания о правах и свободах
человека и гражданина, провозглашенных в Конституции РФ.
Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница", отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на: (СТ.27 - право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться).
Лиса Алиса и кот Базилио схватив Буратино, связав его, нарушили его право на...
(СТ.22 - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).
Балда из сказки А.Пушкина "Сказка о попе и о его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на...
(СТ.37 - каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)
Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на...
(СТ. 35 - право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда).
Слайд 21 ответы
Задание 3. Слайд 22 Символы каких партий изображены на экране? (Единая Россия, Яблоко, КПРФ, ЛДПР и Аграрная партия.
Задание 4. Кроссворд «Правовые термины» Слайд 23,24
Вопросы:
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права определенной области общественных отношений - КОДЕКС
2. Предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) - ПРЕСТУПЛЕНИЕ
3. Отсутствие каких-либо ограничений в чем-либо - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
4. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности нахождения обвиняемого или подозреваемого в момент совершения преступления как доказательство его невиновности - АЛИБИ
5. Возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению - ВЛАСТЬ
6. Международный договор, имеющий обязательную силу для стран, его подписавших - КОНВЕНЦИЯ
7. Соглашение двух и более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Вид сделки - ДОГОВОР
ПО ВЕРТИКАЛИ
1. Деятельность судов, направленная на укрепление законности и порядка - ПРАВОСУДИЕ
2. Это документ, в котором закрепляются общеобязательные, строгие по содержанию и обеспеченные государством юридические нормы - ЗАКОН
3. Международный договор, не имеющий обязательной силы - ДЕКЛАРАЦИЯ (провозглашение)
4. Свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения - УСТАВ
5. Способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности - ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
6. Непричастность к преступлению - НЕВИНОВНОСТЬ
7. Грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества - ХУЛИГАНСТВО
8. Побуждение, побудительная причина, повод для действий или бездействия - МОТИВ
Задание 5. Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается участвовать в выборах:
Слайд 25. Пословицы собрать пословицы.
- Моя хата с краю, я ничего не знаю.
- Своя рубашка ближе к телу.
- После меня хоть потоп.
- После меня хоть трава не расти.
- Мне все по барабану.
- Я маленький человек - от меня ничего не зависит.
Задание 6. Какие нарушения избирательных норм вы заметили:
Слайд 26. На избирательный участок вошла с трудом передвигающаяся старушка. Было видно, что участие в выборах достается ей нелегко. Получив бюллетени, она пошарила по своим карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь ей заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она сама бросила их в урну для голосования.
Как вы думаете, нарушен ли был в данном случае принцип соблюдения тайны голосования?
Слайд 27. Командир роты одной из воинских частей в день голосования после подъема сообщил солдатам распорядок дня: завтрак, голосование в красном уголке, где развернут избирательный участок, учения, обед и т. д. Один из солдат возразил, что он принципиально не будет голосовать, поскольку не видит в этом никакого толка. На что получил взыскание от командира и принудительно проголосовал.
Прав ли был солдат?
Как вы думаете, не нарушен ли в данном случае принцип добровольности выборов?
Слайд 28. На избирательный участок в одной из машин кортежа, состоящего из 5 машин, приехал на выборы директор металлургического комбината. Директора благодаря телевидению знали в лицо все, поскольку именно налоги, уплачиваемые этим ведущим в области предприятием, наполняли бюджет области и позволяли вовремя платить заработную плату учителям, врачам и другим бюджетникам. Люди, стоявшие около столов, где выдавали бюллетени для голосования, расступились. Директор громко и весело со всеми поздоровался, без предъявления паспорта получил свои бюллетени, зашел ненадолго в кабину для голосования и затем опустил их в ящик для бюллетеней.
Скажите, оказался ли здесь нарушен принцип равенства?
Задание 7. Звучит музыка чёрный ящик. Выносим чёрный ящик.
Задание 8. «Право на свободное слово»
Закончите незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты
из важнейших юридических документов (фразу необходимо воспроизвести
полностью и точно):
- античная мудрость: «Чтобы быть свободным, нужно …….» подчиняться законам.
- древнеримское изречение: «Закон суров, но это ……» закон
- древнеримское изречение: «Высший закон -………» благо народа
- Монтескье, философ: «Свобода есть право делать все, что ……….» дозволено законом
- Конвенция о правах ребенка: «Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется………….» наилучшему обеспечению интересов ребенка” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)
- Конвенция о правах ребенка: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих ……………….» уважение человеческого достоинства ребенка” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)
- Я. Корчак, педагог: «Право ребенка быть тем, …» кто он есть.
- Г.Ламене, богослов, философ: «Обязанность без права есть /рабство/; право без обязанности - / анархия/»
Слайд 29. Ответы.
Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, предвыборных кампаниях, сами поучаствовали в деловой игре, я надеюсь, что эти уроки не прошли даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете сою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона.
Подходит к завершению наше мероприятие “Я – будущий избиратель”. Не все выбирают политику своей профессией. Но все граждане являются избирателями. И потому нужно помнить, что будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.
Вед. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми! Будьте хорошими гражданами своей Родины! И не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права, как и у вас.
Я думаю, вы не останетесь равнодушными к судьбе нашей Родины!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Я - будущий избиратель"
Участие в районном конкурсе на лучшую методическую разработку....
Умения практического использования правовых знаний в роли гражданина, будущего избирателя на уроках обществознания в 11 классе.
Урок демократии...
Правовой час на тему: « Я – будущий избиратель»
Цель: повышение уровня правовой культуры и грамотности будущих избирателей. Задачи:1. познак...
Пресс-конференция на тему "Политические идеологии" (открытое заседание Клуба будущих избирателей)
Данное мероприятие нацелено на формирование у учащихся представления о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, конс...
Пресс-конференция на тему "Политические идеологии" (открытое заседание Клуба будущих избирателей)
Данное мероприятие нацелено на формирование у учащихся представления о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, конс...
Внеклассное мероприятие на тему: «ТЫ – БУДУЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ» (ПРАВОВАЯ ИГРА)
В данной методической разработке предложен вариант проведения внеклассного мероприятия и практического занятия (проведение правовой игры), посвященного основным вопросам избирательного права. Современ...
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11-х классов на тему: «Я – будущий избиратель!»
Цель игры: повышение уровня правовой культуры учащихся и грамотностибудущих избирателей, развитие и укрепление гражданской позиции исамостоятельного осмысления социально-политических явлений....