Правовой час на тему: « Я – будущий избиратель»
план-конспект занятия на тему
Цель: повышение уровня правовой культуры и грамотности будущих избирателей.
Задачи:
1. познакомить с историей выборов, развитием избирательной системы России;
2. раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
3. сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
4. содействовать формированию активной гражданской позиции;
5. развивать у подростков умения применять правовые нормы на практике;
6. способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoy_chas.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовой час на тему:
« Я – будущий избиратель»
Цель: повышение уровня правовой культуры и грамотности будущих избирателей.
Задачи:
- познакомить с историей выборов, развитием избирательной системы России;
- раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
- сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
- содействовать формированию активной гражданской позиции;
- развивать у подростков умения применять правовые нормы на практике;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Время проведения: 13 февраля 2015г.
Место проведения: подростковый клуб «Солнечный», п. Приупский, ул. Клубная 11а.
Количество и возраст участников: всего присутствовало на мероприятии 25 подростков от 14 до 17 лет.
Художественное оформление: зал оформлен символикой РФ, стенд «Символы РФ », стенгазета «Будущий избиратель».
Музыкальное оформление: песни о России, Гимн РФ.
Информационное оборудование: компьютер, презентация «Я – будущий избиратель», музыкальный центр.
Предварительная подготовка к мероприятию началась за неделю до его проведения. Активисты подросткового клуба «Солнечный» совместно с педагогом составили презентацию, подобрали музыку.
Литература
Конституция РФ.
Володина С.И., Полиевкатова А.М., Ашмарина Е.М. и др. Основы правовых знаний. – М: ИД Новый учебник, 2008.
Автономов А.С. Избирательная власть. М.: "Права человека", 2002
Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М.: Академия, 2005
Биктагиров Р.Ф., Фомин А.А., Шапиев С.М. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (обзор новейшего законодательства). М.: РЦОИТ, 2009
Большаков С.В., Казьмин В.И., Гришина М.В., Бударина Н.А. Средства массовой информации и выборы. М., 2003
Интернет ресурсы:
http://kremlin.ru
http://www.constitution.ru/
http://www.cikrf.ru
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем правовом часе.
История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства, для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII века, варяжского князя Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения объединенных славянских и финских земель.
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого.
Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин?
ГРАЖДАНИН – лицо, наделённое правами и обязанностями.
У каждого гражданина есть свои права. Что же такое право?
ПРАВО – это условия для учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.
Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.
Инаугурация – это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».
Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).
12 декабря в России отмечается День конституции Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года.
Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
Символы государственности – флаг, герб, гимн.
Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т.
Флаг РФ принят 8 декабря 2000 года. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
В качестве гимна РФ использовали мелодию гимна СССР, которую сочинил Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Текст «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в: «Россия – священная наша держава».
Исполним гимн РФ, как подобает гражданам России.
Исполнение гимна РФ. (слова С.Михалкова)
1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Вед. О понятии избирательного права нам кратко расскажет наш гость…
Основная часть. Деловая игра: Я – будущий избиратель.
Вед. Людям издавна свойственно выбирать. Любая демократия построена на выборе. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов, любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом обществе, вынужден силой самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать постоянно.
Мы вас уже разбили на 2 команды. Если вы обратили внимание, то при входе в зал, мы вам прикрепили эмблемки.
Ход игры
Задание 1. Прочти высказывание.
Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочтете высказывание. Побеждает команда, которая быстрее прочтет высказывание.
3 | 29 | ||||
14 | 16 | 8 | 6 | 20 | 6 |
15 | 6 |
9 | 1 | 15 | 10 | 14 | 1 | 20 | 19 | 30 | 33 |
17 | 16 | 13 | 10 | 20 | 10 | 12 | 16 | 11 |
3 | 19 | 7 |
18 | 1 | 3 | 15 | 16 |
17 | 16 | 13 | 10 | 20 | 10 | 12 | 1 |
9 | 1 | 15 | 10 | 14 | 1 | 6 | 20 | 19 | 33 |
3 | 1 | 14 | 10 |
Вед. Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает – в политической, социальной сферах и делает это, потому что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития.
Пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах. Но сегодня у нас есть уникальная возможность принять участие в выборах: кому-то в качестве кандидатов в члены Совета класса, а кому-то уже сейчас предстоит стать избирателями. Может быть, будут и те, кто выберет пассивную форму политического поведения. У вас, наверняка, накопилась масса проблем в классе, требующих немедленного разрешения. Попытаемся разрешить эти проблемы через орган представительства – классный парламент.
Задание 2. Закон об обязательном участии в выборах.
Группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти. Текст закона раздается каждой команде.
«Закон об обязательном участии в выборах»
«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней. Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз – штраф в размере 3-х минимальных зарплат, третий раз – общественные работы ( от 10 до 90 дней)».
Задание команде 1.
Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят.
Задание команде 2.
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона.
Всего от 3-х до 5-ти аргументов.
Высокую оценку получает команда, которая привела убедительные аргументы.
Командам предлагают прочитать текст.
Выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня после победы на выборах.
В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно- воздушными Силами страны.
В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.
В 8 – он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.
В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.
В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
В 11 часов ратифицирует два международных договора.
В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.
С 13 часов обедает и отдыхает.
В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.
В 16 часов едет на завод, который не выполнил план и, разорившись. Увольняет директора.
В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.
В 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
Что в действиях Президента показалось Вам самой большей нелепостью?
Задание 4.. Неожиданное задание.
Команды выбирают конверта с заданиями. Дается время на подготовку
1. Показать мини-сценку « Предвыборная агитация»
Задание Показать мини- сценку « Один день из жизни депутата»
Задание . Показать мини-сценку «Избиратели в день выборов Президента»
Задание 5 "Сказка ложь, да в ней намёк".
Мы все на этих сказках вырастали
Вы будете сейчас удивлены:
Навряд ли бы связать вы догадались
Те сказки с Конституцией страны.
Лидеры команд получите задание.
(Команды выбирают карточки с незаконченными фразами, касающимися различных
сказочных героев. Задание: закончить фразы, используя знания о правах и свободах
человека и гражданина, провозглашенных в Конституции РФ).
Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница", отправившись в путешествие,
воспользовалась своим правом на:(СТ.27 - право свободно передвигаться, выбирать место
пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно
возвращаться).
Лиса Алиса и кот Базилио схватив Буратино, связав его, нарушили его право на...(СТ.22 - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность)
Балда из сказки А.Пушкина "Сказка о попе и о его работнике Балде", нанявшись на работу
к попу, воспользовался своим правом на... (СТ.37 - каждый имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию)
Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея,
нарушил его право на... (СТ. 35 - право частной собственности охраняется законом. Никто
не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда)
Задание 6 Викторина:
1. Кто такой агитатор?
2. Какие крупнейшие современные партии России вы знаете?
3. Символ, какой партии изображен на экране?
Задание 7 «Все на выборы»
Зачем на выборы ходить?
Как будто там крутые претенденты
И могут они что-то изменить.
Зависит всё в стране от президента.
Ведущий.
Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается
участвовать в выборах: Моя хата с краю, я ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу.
После меня хоть потоп. После меня хоть трава не расти. Мне все по барабану. Я
маленький человек - от меня ничего не зависит.
Учитель: Какие уроки мы можем извлечь для себя из нашего занятия?
Ребята, сегодня мы с вами узнали очень многое о выборах, предвыборных кампаниях, сами поучаствовали в деловой игре, я надеюсь, что эти уроки не прошли даром, вы достаточно умело, грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете сою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для вас, и для меня, и для нашего региона.
Подходит к завершению наше мероприятие “Я – будущий избиратель”. Не все выбирают политику своей профессией. Но все граждане являются избирателями. И потому нужно помнить, что будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности.
Рефлексия.
У вас на столах жетончики 3-х цветов. Сейчас ваша задача проголосовать, понравился ли вам наш правовой час или нет. Синий жетон- понравился, красный – нет, белый- воздержусь от ответа. А пока вы голосуете для вас песня О России.
(Подведение итогов рефлексии)
Вед. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми! Будьте хорошими гражданами своей Родины! И не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть такие же права, как и у вас.
Я думаю, вы не останетесь равнодушными к судьбе нашей Родины!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Я - будущий избиратель"
Участие в районном конкурсе на лучшую методическую разработку....
Умения практического использования правовых знаний в роли гражданина, будущего избирателя на уроках обществознания в 11 классе.
Урок демократии...
Пресс-конференция на тему "Политические идеологии" (открытое заседание Клуба будущих избирателей)
Данное мероприятие нацелено на формирование у учащихся представления о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, конс...
Пресс-конференция на тему "Политические идеологии" (открытое заседание Клуба будущих избирателей)
Данное мероприятие нацелено на формирование у учащихся представления о сущности понятия «идеология», о структуре и функциях идеологии, об основных идейных направлениях современности: либерализме, конс...
ОТКРЫТЫЙ ПРАВОВОЙ ЧАС на тему « Я – будущий избиратель»
Цель: повышение уровня правовой культуры и грамотности будущих избирателей. Задачи: Познакомить с историе...
Внеклассное мероприятие на тему: «ТЫ – БУДУЩИЙ ИЗБИРАТЕЛЬ» (ПРАВОВАЯ ИГРА)
В данной методической разработке предложен вариант проведения внеклассного мероприятия и практического занятия (проведение правовой игры), посвященного основным вопросам избирательного права. Современ...
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11-х классов на тему: «Я – будущий избиратель!»
Цель игры: повышение уровня правовой культуры учащихся и грамотностибудущих избирателей, развитие и укрепление гражданской позиции исамостоятельного осмысления социально-политических явлений....