Профилактика и решение конфликтных ситуаций в условиях детского лагеря
статья на тему

Профилактика и решение конфликтных ситуаций в условиях детского лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и решение конфликтных ситуаций в условиях детского лагеря

Для обсуждения конфликтного поведения необходимо сначала определить понятие конфликт. Это столкновение разнонаправленных интересов, спор, в основе которого лежит нежелание или неумение стать на позицию другого, а также неумение найти взаимовыгодную стратегию решения ситуации. НА разных возрастных этапах конфликты имеют свою специфику. В младшем школьном возрасте 6-9 лет чаще встречается понятие игрового конфликта, так как возникает он в ходе игровой деятелньости. Известные педагоги Я.Л.Коломинский и Б.П.Жизневский в статье «Становление социально-психологической структуры совместной деятельности в онтогенезе» раскрывают разные способы воздействия на ребенка в ходе конфликта в игре.

1. Физическое воздействие (толкаются, отбирают предметы, дерутся, занимают чужое место и так далее);

2. Воздействуют на другого ребенка через других людей, то есть жалуются воспитателю, кричат или плачут, чтобы обратить на себя внимание;

3. Психологическое давление - оказывают влияние на другого с помощью крика, топанья ногами, стучат кулаком по столу;

4. Воздействие словами – может быть в форме указания другому или в форме отказа от выполнения действий, которые ждет партнер по игре;

5. Угрозы и санкции – угрожают пожаловаться, отказ совместно играть, или отказ дружить;

6. Аргументация, когда пытаются объяснить свои притязания и доказать свою правоту.

По данным Я.Л.Коломинского и Б.П.Жизневского к 6 годам доминируют такие стратегии, как аргументация, словесное воздействие и физическое воздействие. Однако, не смотря на частое применение аргументации, дети этого возраста самостоятельно, как правило, неблагополучно разрешают конфликты (в 56% случаев), иначе говоря, им нужна помощь взрослого.

Самым важным в преодолении конфликтов является обучение детей конструктивным моделям их решения. Школьный возраст предоставляет нам широкие возможности для выбора методов и форм обучения детей различным стратегиям. Конечно, в летнем лагере условия и цели пребывания детей исключают возможности традиционных уроков с теоретическим наполнением, но зато гораздо больше возможностей для практического обучения.

Психологи для детей возраста 5-12 лет предлагают применять в первую очередь различные занятия и игры на развитие кооперативных навыков. Это важно для профилактики конфликтных ситуаций. Дети изначально объединяются общей целью. Это может быть коллективное рисование, групповые игры, предполагающие совместные действия, движения, юмор. Например, «крокодил», «испорченный телевизор» и другие. Второй акцент ставится на формирование навыков слушания через развитие коммуникации. Можно применять упражнения «совместное рассказывание историй», «групповой рисунок», игры-ассоциации и другие. И, наконец, сразу по факту совершения конфликта можно применять творческие способы разрешения конфликтов в модели психодрамы, когда дети разыгрывают конфликт, который только что случился, и могут показать свой вариант эффективного решения. Или просим детей разыграть схожую ситуацию и оставляем на рассуждение всей группы. В том же стиле можно применять ролевые игры, брейнсторминг, написание сказок, создание историй. Для профилактики постепенно развивающегося группового напряжения, когда конфликты в группе скрытые, полезно каждый вечер организовывать беседу в кругу, когда каждому дают минуту высказаться, если он этого хочет, сказать о своих чувствах, обидах, желаниях. И в этом же ключе полезно применять так называемый эмоциональный барометр, где дети в течение дня могут отмечать по шкале от минус 5 до плюс пяти свое состояние, особенно после совершения напряженной ситуации. Для повышения сплочения группы и профилактики конфликтов полезно также применять игры на развитие доверия «прогулка с завязанными глазами», «усиление доверия» и другие.

Для подросткового возраста подходят методы и приемы, требующие большей осознанности и рефлексии. В возрасте 12-18 лет рекомендуют такие техники, как «Дневник конфликтов», его заполняют в течение нескольких дней дети и воспитатели, в случае возникновения конфликта они отвечают на вопросы об инициаторе конфликта, содержании конфликта, способе завершения конфликта, какие чувства испытывали дети во время конфликта, были ли другие способы разрешения, какие именно. Все это требует высокого уровня развития рефлексии, поэтому в среднем подростковом возрасте должно заполняться вместе со взрослым, а ближе к 16-17 годам можно позволить школьникам делать это самостоятельно.

Вожатый или воспитатель может выступить посредником при решении сложного конфликта, из которого дети не умеют выйти самостоятельно. В этом случае необходимо пригласить участников конфликта, объяснить им правила посредничества (правила уважительного отношения друг у другу в ходе работы), затем выслушать содержание спорной ситуации (по очереди просим рассказать детей, что произошло), обобщить услышанное, задать дополнительные вопросы, если какие-то детали остались туманными.

Затем важно найти между детьми общие интересы (вопросы о чувствах на месте другого ребенка, желаниях в результате конфликта, установить по каким моментам обе стороны согласны). Следующим шагом будет обсуждение возможных способов решения конфликта. Для этого стимулируем детей говорить любые приходящие им в голову идеи, относимся к ним безоценочно, составляем списки идей, которые удалось выдвинуть.

На следующем этапе диалога каждое решение обсуждаем с точки зрения его положительных и отрицательных последствий, предлагаем участникам конфликта выбрать идею, с которой оба больше всего согласны, и важно помочь проверить реалистично ли такое решение, или его нельзя осуществить.

Когда будет достигнуто согласие, решение оформляется письменно.

Обобщая ведущие способы устранения противоречий в детском коллективе, можно выделить следующие:

-устранение объекта конфликта (забрать спорную игрушку, дать обоим участникам другие роли вместо одной желаемой);

- раздел объекта конфликта между сторонами (разделить текст роли на две части и позволить в первой части играть одному);

-установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта (а во второй другому, позволить в мячик играть одному до обеда, второму после);

- компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне (одному ребенку достается главная роль в спектакле, а второму разрешаем заниматься музыкой и управлять светом во время спектакля);

- разведение сторон конфликта (обоих детей отправляем в разные комнаты, пока не спадет эмоциональный накал);

- перенос отношений в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса (предложение сделать это дело вместе для достижения лучшего эффекта).

Для того чтобы конфликт разрешить мирно, необходимо создать в лагере следующие условия:

- доверительные отношения с воспитателем и вожатым;

- своевременность разрешения, пока ситуация не обострилась новыми проблемами;

-фактор исторического опыта: для разрешения своих конфликтов дети могут обращаться за помощью к педагогу, психологу или лицу, пользующемуся авторитетом в данном вопросе;

- равноправие в отряде для эффективного поиска путей к мирному разрешению конфликтной ситуации;

- психологический: разрешение конфликта нередко зависит от личных особенностей и профессиональных качеств педагога, который способствует поиску выхода из конфликта детьми.

Необходимо отметить, что решение детских конфликтов в большей степени зависит от личности педагога, конфликтность детей прямо пропорциональна конфликтности педагога. Особенно этот тезис справедлив для детей младшего школьного возраста, когда ребята чувствительны к поведению и настроению взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций"

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ...

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА В КОНТЕКСТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ»

В последние несколько лет в силу социально – экономических изменений, происходящих в Кузбассе и в России в целом, растет число детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основную часть...

Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью....

Создание условий по предупреждению конфликтных ситуаций среди воспитанников детского дома.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правиль...

Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций

Ключевая роль в формировании у человека умения общаться с другими людьми принадлежит школе. И первый осознанный опыт  поведения в конфликтных ситуациях чаще всего дети получают именно в образоват...

Беседа "Что такое конфликт?" Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций"

Так что же такое конфликт?Конфликт - это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми....